НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 28.04.2015 № А39-1095/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-1095/2015

город Саранск                                                                      28 апреля 2015 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Хващевской Т.Н.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению
Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия, г.Пенза

(ОГРН 1095836003482, ИНН  5836013700)

к индивидуальному предпринимателю Родиной Анастасии Вячеславовне, р.п.Комсомольский Чамзинского района Республики Мордовия    

(ОГРНИП 310132228600026, ИНН 132201552590)

о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
без вызова сторон,

у с т а н о в и л:

Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия (далее - Межрегиональное УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Родиной Анастасии Вячеславовны (далее – ИП Родина А.В.) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение условий лицензирования при перевозке пассажиров.

Ответчица о принятии рассматриваемого заявления и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства извещалась по месту жительства.

Однако определение ответчице не вручено и возвращено органом почтовой связи с отметкой «истек срок хранения». Сведений об изменении адреса местонахождения от ответчицы в уполномоченный орган не поступало. При отсутствии такого сообщения процессуальные документы направляются по последнему известному арбитражному суду адресу и в соответствии с пунктом 2 части 4 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) ИП Родина А.В. считается извещенной надлежащим образом.

Заявлений и ходатайств от заявителя не поступало.

В соответствии со статьями 226-228 АПК РФ дело рассматривается в порядке упрощенного производства без вызова сторон на основании доказательств, представленных заявителем.

Из материалов дела установлено, что на основании распоряжений начальника Межрегионального УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия № 65 от 06.02.2015 и Врио зам. начальника Межрегионального УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия от 02.02.2015               № 28-13/н в феврале 2015 года были проведены рейдовые проверки на предмет соблюдения обязательных требований и проведения мероприятий по предотвращению причинения вреда жизни, здоровью граждан.

В ходе проверок были выявлены нарушения ИП Родиной А.В. лицензионных требований и условий при осуществлении лицензируемой деятельности по перевозке пассажировавтомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, в связи с чем 26.02.2015 главным государственным инспектором территориального отдела государственного автодорожного надзора по Республике Мордовия Рогожиным В.Д. составлен протокол об административном правонарушении № 023375/20, в котором зафиксированы следующие нарушения:

1) 03.02.2015 при проверке автобуса ГАЗ-32213, гос.рег.знак К215МТ13, под управлением водителя Каштанова Ивана Васильевича при осуществлении перевозок пассажиров по регулярному маршруту Чамзинка - Комсомольский (согласно путевому листу от 03.02.2015 № 471) установлено:

      - отсутствует договор аренды автобуса, находящегося на законном основании (во временном владении и пользовании) для выполнения работ на регулярные перевозки пассажиров в пригородном сообщении;

      - отсутствует трудовое соглашение о найме водителя Каштанова И.В.;

2) 03.02.2015 при проверке автобуса ГАЗ-322132, гос.рег.знак Е715НТ13, под управлением водителя Каюрова Сергея Семеновича при осуществлении перевозок пассажиров по регулярному маршруту Чамзинка - Комсомольский (согласно путевому листу от 03.02.2015 № 472) установлено:

-отсутствует трудовой договор о найме водителя Каюрова С.С.;

-отсутствует указатель номера маршрута на заднем окне автобуса;

3) 13.02.2015 при проверке автобуса ГАЗ-32213, гос.рег.знак К215М 13, под управлением водителя Жбанова Владимира Дмитриевича при осуществлении перевозок пассажиров по регулярному маршруту Чамзинка - Комсомольский (согласно путевому листу от 13.02.2015 № 526) установлено:

-в путевом листе не указано время проведения предрейсового медицинского осмотра водителя, фамилия механика;

- заблокирована задняя аварийная дверь рядом из четырех сидений, чем создается препятствие к свободному доступу к аварийным выходам.

Усмотрев в данных действиях наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, Межрегиональное УГАДН по Пензенской области и Республике Мордовия обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении ИП Родиной А.В. к административной ответственности.

Исследовав материалы дела, арбитражный суд приходит к следующему.
Согласно подпункту 24 пункта 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по перевозкам пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя) подлежит лицензированию.

Федеральной службой по надзору в сфере транспорта Министерства транспорта Российской Федерации ИП Родиной А.В.выдана лицензия от 24.11.2010 № АСС-13-008082 серия ДА № 050675 на срок до 23.11.2015 на право осуществления перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).

В соответствии с пунктом 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 №99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" задачами лицензирования отдельных видов деятельности являются предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическим лицом, его руководителем и иными должностными лицами, индивидуальным предпринимателем, его уполномоченными представителями требований, которые установлены настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Соответствие соискателя лицензии этим требованиям является необходимым условием для предоставления лицензии, их соблюдение лицензиатом обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности.

Подпунктами «б», «г», «з», «и» пункта 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более восьми человек (за исключением случая, если указанная деятельность осуществляется по заказам либо для собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя), утвержденного постановлением Правительства РФ № 280 от 02.04.2012 (далее – Положение о лицензировании), несоблюдение которых вменяется ответчице, установлено, что лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются :

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) водителей транспортных средств, заключивших с ним трудовой договор или договор об оказании услуг и имеющих необходимые квалификацию и стаж работы, а также прошедших медицинское освидетельствование в установленном порядке (подпункт «б»);

наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или на ином законном основании необходимых для выполнения работ, предусмотренных пунктом 3 настоящего Положения, транспортных средств, соответствующих по назначению и конструкции техническим требованиям к осуществляемым перевозкам пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении (подпункт «г»);

соблюдение лицензиатом требований, установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" (подпункт «з»);

соблюдение лицензиатом требований, предъявляемых к перевозчику в соответствии с Федеральным законом "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", в том числе Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом (подпункт «и»).

Как следует из представленных материалов,  24.05.2013 ИП Родиной А.В. заключен трудовой договор № 17 с Каштановым И.В. о принятии его на работу в качестве водителя автобуса, 27.12.2014 ИП Родиной А.В. заключен трудовой договор № 21 с Каюровым С.С. о принятии его на работу в качестве водителя автобуса.

Таким образом, но момент проведения проверки (03.02.2015) указанные лица состояли в трудовых отношениях с ИП Родиной А.В.

Между тем, вменяя ИП Родиной А.В. нарушение подпункта «б» пункта 4 Положения о лицензировании, административным органом не дана оценка данным договорам, не указаны основания для непринятия указанных документов в качестве доказательства оформленных трудовых отношений.  

Таким образом, данное нарушение не подтверждается материалами дела и подлежит исключению из состава вменяемого ИП Родиной А.В. нарушения.  

Пунктом 29 Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 № 112, установлено, что транспортные средства, используемые для регулярных перевозок пассажиров и багажа, оборудуются указателями маршрута регулярных перевозок, которые размещаются:

а) над лобовым стеклом транспортного средства и (или) в верхней части лобового стекла;

б) на правой стороне кузова по ходу транспортного средства;

в) на заднем окне транспортного средства.

На указателе маршрута регулярных перевозок, размещаемом на заднем окне транспортного средства, проставляется номер маршрута регулярных перевозок (пункт 33 Правил).

В соответствии с пунктом 9 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 № 152 (далее –Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов), путевой лист оформляется на каждое транспортное средство, используемое юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем для осуществления перевозок грузов, пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в городском, пригородном и междугородном сообщениях.

Путевой лист должен содержать следующие обязательные реквизиты: наименование и номер путевого листа; сведения о сроке действия путевого листа; сведения о собственнике (владельце) транспортного средства; сведения о транспортном средстве; сведения о водителе (пункт 3 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов).

Согласно пункту 7 Обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов сведения о водителе включают:

1) фамилию, имя, отчество водителя;

2) дату (число, месяц, год) и время (часы, минуты) проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя.

Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 51709-2001 "Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки", утвержденным постановлением Госстандарта РФ от 01.02.2001 №47-ст, установлено, что не допускается оборудование салона автобуса дополнительными элементами конструкции (или создание иных препятствий), ограничивающими свободный доступ к аварийным выходам (пункт 4.7.5 Требований к техническому состоянию АТС).

Таким образом, перечисленные выше нарушения лицензионных требований (за исключением отсутствия трудовых договоров с водителями Каштановым И.В. и Каюровым С.С.), установленных названными нормами права в области осуществляемого ИП Родиной А.В. вида деятельности, действительно имели место и подтверждены имеющимися в деле доказательствами, в том числе рапортами по итогам проверки от 03.02.2015 и от 13.02.2015, протоколом об административном правонарушении №023375/20 от 26.02.2015, подписанным ИП Родиной А.В. без каких-либо замечаний.

Частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ установлено, что лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Выдача лицензии означает возложение на лицензиата повышенных требований государства к определенному виду деятельности, то есть, получая лицензию, предприниматель принимает на себя ответственность за соблюдение лицензионных требований и по смыслу законодательства о лицензировании не может не знать о таких требованиях и, соответственно, не соблюдать их.

При осуществлении предпринимательской деятельности ИП Родина А.В. обязана была знать и соблюдать требования нормативных документов в области осуществляемой ею лицензируемой деятельности, однако не предприняла всех зависящих от неё мер по соблюдению лицензионных требований.
С учетом изложенного суд приходит к выводу о доказанности факта осуществления ИП Родиной А.В. деятельности по перевозке пассажиров с  нарушением условий лицензирования, вины индивидуального предпринимателя  в совершении указанного правонарушения, и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав лица при привлечении его к административной ответственности, не установлено.

Протокол об административном правонарушении № 023375/20 от 26.02.2015 составлен в присутствии ИП Родиной А.В., содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 КоАП РФ.

Оснований для применения в рассматриваемом случае положения статьи 2.9 КоАП РФ о малозначительности совершенного административного правонарушения и освобождения индивидуального предпринимателя от административной ответственности за выявленное нарушение суд не усматривает.

Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), установлена административная ответственность должностных лиц в виде предупреждения или наложения штрафа в размере от трех тысяч до четырех тысяч рублей.

В соответствии с примечанием к статье 2.4 КоАП РФ совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 КоАП РФ административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.

Согласно статье 3.4 КоАП РФ предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Сведений о привлечении ИП Родиной А.В. ранее к административной ответственности за совершение однородных правонарушений заявителем не представлено.

Однако в рассматриваемом случае мера административного наказания в виде предупреждения не может быть применена, поскольку допущенные нарушения могли повлечь причинение вреда жизни и здоровью пассажиров.

Обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность, судом не установлено.

Основываясь на вышеизложенном, учитывая обстоятельства и характер совершенного правонарушения, суд считает необходимым привлечь ИП Родину А.В. к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в минимальном размере в сумме 3000 рублей.

Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, поскольку федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.

Руководствуясь статьями 167-170, 206, 226-229 АПК РФ, арбитражный суд

р е ш и л:

заявление Межрегионального управления государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН 1095836003482, ИНН 5836013700, дата государственной регистрации в качестве юридического лица - 01.10.2009) удовлетворить.

Привлечь индивидуального предпринимателя Родину Анастасию Вячеславовну (ОГРНИП 310132228600026, ИНН 132201552590, дата рождения – 19.06.1989, место рождения – г.Каражал Джезказганской области Республики Казахстан, место жительства - Республика Мордовия, Чамзинский район, р.п.Комсомольский, Микрорайон-1, д.35, кв.57,  зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя 13.10.2010 Межрайонной ИФНС № 3 по Республике Мордовия) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и назначить ей наказание в виде административного штрафа в размере 3000 рублей.

Предложить индивидуальному предпринимателю Родиной Анастасии Вячеславовну уплатить взыскиваемый штраф в добровольном порядке в 60-дневный срок с момента вступления решения в силу по следующим реквизитам:

- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя - ГРКЦ Национального банка Республики Мордовия Банка России в г.Саранск; БИК – 048952001;

- наименование получателя - УФК по Республике Мордовия (Межрегиональное управление государственного автодорожного надзора по Пензенской области и Республике Мордовия Федеральной службы по надзору в сфере транспорта Минтранса России, ИНН 5836013700;
КПП 583601001);

- ОКТМО 89 701 000; код дохода 106 116 9004004 6000 140.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Если решение было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции или если арбитражный суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, решение может быть обжаловано в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 АПК РФ.

Судья                                                                                 Т.Н. Хващевская