НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 27.05.2019 № А39-3279/19

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-3279/2019

город Саранск                                                            мая 2019 года

Резолютивная часть решения объявлена мая 2019 года .

Решение в полном объёме изготовлено мая 2019 года .

Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Екония Г.К. при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Бажановой О.Д.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" (г. Москва) в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия (Республика Мордовия, г. Саранск)

к Саратовской таможне (Саратовская область, г. Саратов)

об оспаривании постановления от 27.03.2019 № 10413000-122/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей,

при участии в заседании:

от заявителя: представитель не явился,

от административного органа: Вавилина Е.Е. – представитель по доверенности № 06-08-34/21667 от 27.12.2018, выданной сроком по 31.03.2019,

у с т а н о в и л:

федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия (далее также – ФГУП "Почта России", предприятие, заявитель) обратилось в арбитражный суд с жалобой на указанное постановление Саратовской таможни (далее также – таможенный орган), требуя изменить оспариваемое постановление и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее также – КоАП РФ).

Заявленное требование основано на части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ и мотивировано тем, что уплата административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей повлечёт объективные финансовые трудности для предприятия. Допущенное нарушение не носит характер общественного опасного деяния, не повлекло негативных последствий, не создало угрозы общественным интересам и уплата административного штрафа в указанном размере существенным и отрицательным образом скажется на финансовой устойчивости предприятия. Предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием и на него возложена стратегически важная для государства задача по удовлетворению нужд пользователей в услугах почтовой связи. Согласно отчёту о финансовых результатах за 2018 год прибыль предприятия составила 2 652 047 рублей, предприятие находится в тяжёлом материальном положении и уплата административного штрафа в указанном размере приведёт к существенному уменьшению прибыли предприятия, что негативным образом скажется на возможности исполнения поставленных перед предприятием задач. В предприятии имеются проблемы кадрового характера. Предприятие приняло меры для исключения подобных нарушений в будущем, а именно по выявленным фактам нарушений проведена служебная проверка, установлены и привлечены к дисциплинарной ответственности виновные лица, проведено дополнительное обучение сотрудников отделения почтовой связи.

Таможенный орган представил отзыв на заявление, возразив относительно доводов заявителя.

В судебное заседание представитель заявителя, надлежащим образом извещённого о времени и месте судебного разбирательства, не явился, и на основании части 2 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассмотрено в отсутствие представителя заявителя.

В судебном заседании представитель таможенного органа возразил относительно заявленного требования.

Рассмотрев дело, арбитражный суд приходит к следующему.

11.04.2017 государства – члены Евразийского экономического союза заключили договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза", которым принят Таможенный кодекс Евразийского экономического союза. Договор ратифицирован Российской Федерацией Федеральным законом от 14.11.2017 № 317-ФЗ.

В соответствии с положениями Таможенного кодекса Евразийского экономического союза в Евразийском экономическом союзе (далее – Союз) осуществляется единое таможенное регулирование, включающее в себя установление порядка и условий перемещения товаров через таможенную границу Союза, их нахождения и использования на таможенной территории Союза или за её пределами, порядка совершения таможенных операций, связанных с прибытием товаров на таможенную территорию Союза, их убытием с таможенной территории Союза, временным хранением товаров, их таможенным декларированием и выпуском, иных таможенных операций, порядка уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин и проведения таможенного контроля, а также регламентацию властных отношений между таможенными органами и лицами, реализующими права владения, пользования и (или) распоряжения товарами на таможенной территории Союза или за её пределами (пункт 1 статьи 1).

Товары, ввозимые на таможенную территорию Союза, находятся под таможенным контролем с момента пересечения таможенной границы Союза (пункт 1 статьи 14).

Таможенное декларирование товаров для личного пользования, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, производится с учётом статьи 286 настоящего Кодекса (пункт 4 статьи 260).

Международные почтовые отправления выдаются назначенным оператором почтовой связи их получателям при условии выпуска товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, и уплаты таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин в отношении таких товаров в соответствии с настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 285).

Таможенные операции в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях, совершаются таможенными органами в местах (учреждениях) международного почтового обмена либо в иных местах, определённых таможенным органом (пункт 4 статьи 286).

Приказом ГТК РФ от 03.12.2003 № 1381 утверждены правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях. Настоящими Правилами установлены особенности проведения таможенного контроля и таможенного оформления товаров, пересылаемых в МПО, таможенным органом, расположенным по месту нахождения адресата (глава V, пункты 53-62), в соответствии с которыми выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам носит разрешительный характер. Международные почтовые отправления с товаром, находящимся под таможенным контролем, выдаются адресатам с разрешения таможенного органа.

Приказом Минкомсвязи России от 31.07.2014 № 234 утверждены Правила оказания услуг почтовой связи, в соответствии с которыми выдача оператором почтовой связи международных почтовых отправлений адресатам (их уполномоченным представителям) производится с соблюдением требований таможенного законодательства Российской Федерации. Международные почтовые отправления, на вложения которых таможенным органом, расположенным в месте международного почтового обмена, начислены таможенные платежи, выдаются адресатам (их уполномоченным представителям) только после уплаты начисленных таможенных платежей в соответствии с таможенным законодательством Российской Федерации (пункт 36).

Часть 1 статьи 16.9 КоАП РФ предусматривает административную ответственность юридических лиц за выдачу (передачу) без разрешения таможенного органа товаров, находящихся под таможенным контролем. Такое административное правонарушение влечёт наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от трёхсот тысяч до пятисот тысяч рублей с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой.

Как следует из материалов дела, 29.10.2018 в Саратовскую таможню поступила информация Московской таможни о направлении в Мордовский таможенный пост Саратовской таможни уведомления № 10129056/070418/0006194 СР от 07.04.2018 о необходимости проведения таможенного оформления товара, пересылаемого из Германии в международном почтовом отправлении № CK065673425DE для гражданина Российской Федерации Десинова А.В.

По результатам анализа поступившей информации таможенным органом установлено, что международное почтовое отправление с товаром, находящимся под таможенным контролем, получено адресатом 10.04.2018 в отделении почтовой связи Саранск 27 (ОПС «Саранск 430027») Саранского почтамта УФПС Республики Мордовия – филиала ФГУП "Почта России" без разрешения таможенного органа.

13.02.2019 уполномоченное должностное лицо таможенного органа вынесло определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования, которым в отношении предприятия возбуждено дело об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ (дело № 10413000-122/2019).

13.03.2019 уполномоченное должностное лицо таможенного органа составило в отношении предприятия протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ.

27.03.2019 уполномоченное должностное лицо таможенного органа вынесло постановление № 10413000-122/2019, которым предприятие признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и предприятию назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей.

Оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

Выдача предприятием без разрешения таможенного органа товара, находящегося под таможенным контролем (выдача без разрешения таможенного органа адресату международного почтового отправления с товаром, находящимся под таможенным контролем), при обстоятельствах, подробно указанных в протоколе об административном правонарушении и оспариваемом постановлении, подтверждается материалами дела и предприятием не отрицается.

В действиях предприятия имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ, и действия предприятия квалифицированы таможенным органом правильно.

Предприятие имело возможность для соблюдения требований таможенных правил, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению, и, исходя из положений части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, предприятие обоснованно признано виновным в совершении административного правонарушения.

Обвинительные доказательства получены с соблюдением закона и сомнения в достоверности не вызывают.

Существенного нарушения таможенным органом порядка привлечения к административной ответственности или существенного нарушения процессуальных требований, установленных КоАПРФ, которые бы не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, не установлено.

При рассмотрении дела таможенным органом дана надлежащая оценка обстоятельствам, имеющим значение для дела, и оспариваемое постановление мотивировано.

Административное наказание в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей назначено в пределах санкции, предусмотренной частью 1 статьи 16.9 КоАП РФ для юридических лиц. При этом назначен минимальный административный штраф.

На день вынесения оспариваемого постановления двухгодичный срок давности привлечения к административной ответственности за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истёк.

Предусмотренных статьёй 2.9 КоАП РФ оснований для освобождения от административной ответственности при малозначительности административного правонарушения не установлено.

Предусмотренных статьёй 4.1.1 КоАП РФ оснований для замены административного наказания в виде административного штрафа предупреждением также не установлено.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением предприятия, также не установлено и предусмотренных частью 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ оснований для назначения наказания в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа не усматривается.

Доводы заявителя, которые сводятся по существу к доводам о наличии оснований для применения части 3.2 статьи 4.1 КоАП РФ, отклоняются.

Перечисленные в заявлении обстоятельства, как по отдельности, так и в совокупности, об исключительности обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением предприятия, не свидетельствуют.

Совершённое административное правонарушение посягает на установленные таможенным законодательством и охраняемые государством правила таможенного оформления и таможенного контроля товаров, пересылаемых через таможенную границу Российской Федерации в международных почтовых отправлениях.

Несоблюдение предприятием требований указанных выше правил, запрещающих выдачу без разрешения таможенного органа адресатам международных почтовых отправлений с товаром, находящимся под таможенным контролем, с учётом степени общественной опасности таких правонарушений создало существенную угрозу охраняемым общественным отношениям.

Каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, не имеется. Ссылка заявителя на то, что допущенное нарушение не носит характер общественного опасного деяния, не повлекло негативных последствий и не создало угрозы общественным интересам, неосновательна.

При этом имущественное и финансовое положение предприятия имеет факультативное значение и само по себе, в отсутствие исключительных обстоятельств, связанных с характером совершённого административного правонарушения и его последствиями, не может послужить основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела.

Тем более что каких-либо исключительных обстоятельств, связанных с имущественным и финансовым положением предприятия, не имеется.

Ссылки заявителя на тяжёлое имущественное и финансовое положение предприятия неосновательны.

Согласно отчёту о финансовых результатах за 2018 год чистая прибыль предприятия составила 2 652 047 тыс. рублей, то есть 2 652 047 000 рублей, а не 2 652 047 рублей, как указывает заявитель.

В любом случае представленные заявителем документы не характеризуют в целом имущественное и финансовое положение предприятия, не свидетельствуют о тяжёлом имущественном и финансовом положении предприятия.

Более того, предприятие на свой риск осуществляет предпринимательскую деятельность и на профессиональной основе оказывает услуги почтовой связи. Поэтому ссылки заявителя на то, что уплата административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей повлечёт объективные финансовые трудности для предприятия, существенным и отрицательным образом скажется на его финансовой устойчивости, в предприятии имеются проблемы кадрового характера и предприятие приняло меры для исключения подобных нарушений в будущем, неосновательны.

При этом социальная значимость предприятия сама по себе, без учёта указанных выше обстоятельств, не может послужить достаточным основанием для назначения административного наказания ниже низшего предела. Поэтому ссылки заявителя на то, что предприятие является федеральным государственным унитарным предприятием и на него возложена стратегически важная для государства задача по удовлетворению нужд пользователей в услугах почтовой связи, неосновательны.

Доводы заявителя сводятся в целом к иной оценке доказательств и не могут послужить поводом к изменению оспариваемого постановления.

Оспариваемое постановление вынесено уполномоченным должностным лицом таможенного органа, законные основания для привлечения к административной ответственности имелись, установленный порядок привлечения к ответственности соблюдён, срок давности привлечения к административной ответственности на день вынесения постановления не истёк и оспариваемое постановление является законным и обоснованным.

При таких обстоятельствах и на основании части 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Руководствуясь статьями 211, 257-259 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать в удовлетворении требования Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице филиала – Управления Федеральной почтовой связи Республики Мордовия об изменении постановления Саратовской таможни от 27.03.2019 № 10413000-122/2019 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в размере трёхсот тысяч рублей.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия решения.

Судья                                                                                         Г.К. Екония