НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 22.03.2016 № А39-6426/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

Дело № А39-6426/2015

город Саранск 24 марта 2016 года

Резолютивная часть решения объявлена 22 марта 2016 года.

Решение в полном объеме изготовлено 24 марта 2016 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Насакиной С.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кандрашкиной О.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Козловой Елены Владимировны, г.Саранск Республики Мордовия

к Государственному учреждению - Управлению Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия, г.Саранск Республики Мордовия

о признании недействительным требования №01102340019997 от 07.09.2015,

при участии в заседании:

от заявителя: Козлова И.Ю., представителя, доверенность от 11.01.2016,

от ГУ-УПФР в г.о.Саранск: Капитоновой А.И., главного специалиста-эксперта юридической группы, доверенность №07/976 от 09.10.2015,

у с т а н о в и л:

индивидуальный предприниматель Козлова Елена Владимировна (далее – заявитель, ИП Козлова Е.В., предприниматель) обратилась в суд с заявлением о признании недействительным требования №01102340019997 от 07.09.2015 Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия.

Заявитель полагает, что указанные к уплате в оспариваемом требовании суммы страховых взносов и пеней исчислены территориальным органом пенсионного фонда необоснованно; страховые взносы на страховую часть пенсии должны быть исчислены не с валового дохода, а с чистого дохода предпринимателя, то есть должны учитываться профессиональные налоговые вычеты, предусмотренные статьей 221 Налогового кодекса Российской Федерации.

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия (далее – Фонд, Управление) заявленное требование предпринимателя не признало по доводам, изложенным в отзыве.

При исследовании материалов дела установлено, что индивидуальный предприниматель Козлова Елена Владимировна зарегистрирована в Государственном учреждении – Управлении Пенсионного Фонда Российской Федерации в городском округе Саранск Республики Мордовия в качестве страхователя - индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица (регистрационный номер 011-023-009525).

В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.

Статьей 28 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предусмотрено, что индивидуальные предприниматели уплачивают страховые взносы в фиксированном размере в порядке, установленном Федеральным законом от 24.07.2009 №212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования" (далее -Федеральный закон №212-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 3 Федерального закона №212-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд РФ, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Согласно части 1 статьи 18 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи.

Из подпункта 1.1. пункта 1 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ следует, что размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей:

1) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз;

2) в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период превышает 300000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз, плюс 1,0 процента от суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период. При этом сумма страховых взносов не может быть более размера, определяемого как произведение восьмикратного минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз.

Федеральным законом от 02.12.2013 № 336-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О минимальном размере оплаты труда" установлен минимальный размер оплаты труда с 1 января 2014 года в сумме 5554 рубля в месяц.

Согласно части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ доход учитывается следующим образом:

1) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, - в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации;

2) для плательщиков страховых взносов, применяющих систему налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог), - в соответствии с пунктом 1 статьи 346.5 Налогового кодекса Российской Федерации;

3) для плательщиков страховых взносов, применяющих упрощенную систему налогообложения, - в соответствии со статьей 346.15 Налогового кодекса Российской Федерации;

4) для плательщиков страховых взносов, уплачивающих единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, - в соответствии со статьей 346.29 Налогового кодекса Российской Федерации;

5) для плательщиков страховых взносов, применяющих патентную систему налогообложения, - в соответствии со статьями 346.47 и 346.51 Налогового кодекса Российской Федерации;

6) для плательщиков страховых взносов, применяющих более одного режима налогообложения, облагаемые доходы от деятельности суммируются.

Таким образом, в 2014 году плательщик страховых взносов обязан уплатить страховые взносы в Пенсионный фонд РФ в размере:

1) если величина его дохода за расчетный период не превышает 300000 рублей - МРОТ х 26,0% х 12 , (за 2014 год - 17328,48 рублей).

2) если величина его дохода за расчетный период превышает 300000 рублей - (МРОТ х 26,0% х 12)+1% от суммы дохода, превышающей 300000 рублей, (за 2014 год - 17328,48 + 1% от суммы дохода, но не более 138627,84 рубля).

Согласно части 9 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ, налоговые органы направляют в органы контроля за уплатой страховых взносов сведения о доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за расчетный период.

В части 11 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ определено, что сведения о доходах от деятельности налогоплательщиков за расчетный период и данные о выявленных в рамках мероприятий налогового контроля фактах налоговых нарушений налогоплательщиков, переданные налоговыми органами в органы контроля за уплатой страховых взносов, являются основанием для направления требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также для проведения взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов.

В соответствии с частью 2 статьи 16 Федерального закона №212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года. Страховые взносы, исчисленные с суммы дохода плательщика страховых взносов, превышающего 300000 рублей за расчетный период, уплачиваются плательщиком страховых взносов не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим расчетным периодом.

В 2014 году индивидуальный предприниматель Козлова Елена Владимировна не имела наемных работников, не производила выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, следовательно, являлась плательщиком страховых взносов, поименованных в подпункте 2 пункта 1 статьи 5 Федерального закона №212-ФЗ.

В 2014 году предприниматель применял обычную систему налогообложения, являлась плательщиком налога на доходы физических лиц.

Согласно сведениям о полученных доходах от деятельности плательщиков страховых взносов за 2014 год, представленным Управлением Федеральной налоговой службы по Республике Мордовия (письмо №02-07/1/1063дсп@ от 15.06.2015), доход Козловой Е.В. за 2014 год составил 13394352 рубля, т.е. превышает 300000 рублей.

Указанная сумма дохода также подтверждается представленной предпринимателем в материалы дела налоговой декларацией по налогу на доходы физических лиц (форма 3-НДФЛ) за 2014 год и заявителем не оспаривается.

ГУ - Управление ПФР в г.о.Саранск РМ произвело расчет подлежащих уплате страховых взносов следующим образом (МРОТ х 26,0% х12)+1% от суммы дохода свыше 300000 руб. = (5554 х 26,0% х12) +1% х (13394352-300000) = 17328,48 +130943,52 = 148272 рубля. Так как данная сумма превышает 138627 рублей 84 копейки, то подлежит уплате за 2014 год 138627 рублей 84 копейки.

Козлова Е.В. уплатила страховые взносы за 2014 год в сумме 17328 рублей 48 копеек добровольно, что не оспаривается сторонами.

Следовательно, недоимка за 2014 год составила 121299 рублей 36 копеек (138627,84-17328,48 = 121299,36).

На основании статьи 25 Федерального закона №212-ФЗ Управление начислило предпринимателю пени за период с 02.04.2015 по 07.09.2015 в сумме 5303 рублей 81 копейки.

07.09.2015 Управлением было направлено требование №01102340019997, в котором предпринимателю предложено уплатить недоимку в сумме 121299 рублей 36 копеек по страховым взносам и пени в сумме 5303 рублей 81 копейки в срок до 26.09.2015.

Срок, предусмотренный статьей 22 Федерального закона №212-ФЗ для направления указанного требования, Управлением не нарушен.

Довод заявителя о том, что Фонд был обязан рассчитать страховые взносы не с валового дохода предпринимателя, а с учетом произведенных им расходов, судом отклоняется в виду следующего.

В силу части 8 статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ в целях применения положений части 1.1 настоящей статьи для плательщиков страховых взносов, уплачивающих налог на доходы физических лиц, доход учитывается в соответствии со статьей 227 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из положений статьи 227 Налогового кодекса РФ под доходом индивидуального предпринимателя, являющегося плательщиком НДФЛ, понимается сумма фактически полученного им совокупного дохода от осуществления предпринимательской деятельности.

Положения статьи 14 Федерального закона №212-ФЗ об определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для индивидуального предпринимателя исходя из его дохода не увязываются с определением таким индивидуальным предпринимателем его налоговой базы при уплате соответствующего налога в зависимости от применяемого режима налогообложения.

В связи с этим в целях определения размера страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию за соответствующий расчетный период для индивидуальных предпринимателей, уплачивающих НДФЛ, величиной дохода является сумма фактически полученного ими дохода от осуществления предпринимательской деятельности за этот расчетный период; налоговые вычеты, предусмотренные главой 23 НК РФ, не учитываются.

Оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, учитывая вышеприведенные нормы законодательства, суд считает, что предпринимателю обоснованно предложены к уплате в оспариваемом требовании страховые взносы в сумме 121299 рублей 36 копеек.

Согласно статье 25 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями.

В силу пунктов 3 и 7 этой статьи пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным названным Федеральным законом сроком уплаты страховых взносов. Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.

Факт нарушения предпринимателем установленного статьей 16 Федерального закона №212-ФЗ срока уплаты страховых взносов за 2014 год в сумме 121299 рублей 36 копеек подтвержден материалами дела, в связи с чем заявителю обоснованно начислены пени в сумме 5303 рублей 81 копейки.

По смыслу статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного правового акта недействительным необходимо установление факта несоответствия оспариваемого акта закону или иному нормативному правовому акту и факта нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности и (или) незаконного возложения на них каких-либо обязанностей, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Поскольку при рассмотрении дела факты несоответствия оспариваемого требования закону или иному нормативному правовому акту и нарушения прав и охраняемых законом интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности судом не установлены, соответственно, отсутствуют основания для признания его недействительным.

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу о том, что оснований для удовлетворения заявления предпринимателя о признании недействительным оспариваемого требования территориального органа Пенсионного фонда, не имеется.

При обращении в суд с настоящим заявлением ИП Козловой Е.В уплачена государственная пошлина в сумме 6000 рублей по платежному поручению №172 от 06.10.2015.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 рублей подлежат отнесению на заявителя.

Государственная пошлина в сумме 5700 рублей, излишне уплаченная предпринимателем по платежному поручению №172 от 06.10.2015, подлежит возврату заявителю из федерального бюджета на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 333.40 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 104, 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

отказать индивидуальному предпринимателю Козловой Елене Владимировне в удовлетворении заявленных требований.

Судебные расходы в сумме 300 рублей по оплате государственной пошлины отнести на заявителя.

Возвратить индивидуальному предпринимателю Козловой Елене Владимировне (ОГРНИП 304132814700011, ИНН 132808428272; место жительства: Республика Мордовия, г.Саранск) из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 5700 рублей, излишне уплаченную по платежному поручению №172 от 06.10.2015. Платежное поручение №172 от 06.10.2015 оставить в материалах дела, так как по нему уплачена часть государственной пошлины, которая возврату не подлежит.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья С.Н. Насакина