АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-4719/2012
город Саранск 22 марта 2013 года
Резолютивная часть решения объявлена 20 марта 2013 года.
Решение в полном объеме изготовлено 22 марта 2013 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе: судьи Артамоновой Л.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Касымовой И.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества "Морд-Юнкинское", с.Мордовские Юнки, Торбеевский район, Республика Мордовия
к Региональному отделению Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе, г. Нижний Новгород
о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания №32-12-355/1пн от 29.10.2012 о привлечении к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях
при участии:
от заявителя: Шумкина В.С., директора, предъявлен паспорт,
от ответчика: не явился
у с т а н о в и л :
Открытое акционерное общество "Морд-Юнкинское" (далее – ОАО "Морд-Юнкинское", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о признании незаконным и отмене полностью постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе (далее – РО ФСФР России в ПриФО, административный орган, ответчик) №32-12-355/1пн от 29.10.2012 о привлечении его к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за нарушение эмитентом требований законодательства, касающихся эмиссии ценных бумаг в виде взыскания штрафа в размере 505000 руб.
Заявление мотивировано тем, что административным органом пропущен срок для привлечения общества к административной ответственности и при производстве по делу об административном правонарушении допущены процессуальные нарушения, а именно заявитель не был надлежащим образом уведомлен о составлении в отношении его протокола об административном правонарушении.
РО ФСФР России в ПриФО в отзыве на заявление от 18.01.2013 №ОЧ-04/147 просило оставить требования заявителя без удовлетворения, указав, что обжалуемое постановление является законным и обоснованным, поскольку принято уполномоченным лицом в полном соответствии с действующим законодательством, общество не представило в регистрирующий орган документы, необходимые для государственной регистрации выпуска и отчета об итогах выпуска привилегированных типа А именных бездокументарных акций, срок для привлечения общества к административной ответственности не истек, процессуальных нарушений не допущено.
Из материалов дела установлено, что запись об открытом акционерном обществе "Морд-Юнкинское" внесена в Единый государственный реестр юридических лиц 07.04.2005 Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы №6 по Республике Мордовия за основным государственным регистрационным номером 1051308004010.
14.07.2011 ОАО "Морд-Юнкинское" обратилось в РО ФСФР России в ПриФО с заявлением о государственной регистрации выпуска привилегированных типа А именных бездокументарных акций.
В соответствии с приказом РО ФСФР России в ПриФО от 02.07.2012 №32-12-253/пз-и эмиссия акций привилегированных типа А именных бездокументарных ОАО "Морд-Юнкинское", размещенных путем распределения среди учредителей акционерного общества, была приостановлена в связи с нарушением требований Стандартов эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг, утвержденных Приказом ФСФР России от 25.01.2007 №07-4/пз-н.
Письмом от 02.07.2012 №32-12-ОЧ -03/563-р РО ФСФР России в ПриФО уведомило ОАО "Морд-Юнкинское" о приостановлении эмиссии ценных бумаг ОАО "Морд-Юнкинское" и необходимости к 03.08.2012 представить отчет об устранении допущенных нарушений, а также представить документы, объясняющие противоречия в представленных документах, в том числе в составе годовой бухгалтерской отчетности эмитента за 2009,2010 годы и аудиторские заключения, опись документов от 11.07.2011, протокол заседания совета ОАО "Морд-Юнкинское" от 11.07.2011 №09-Ю, справку об оплате уставного капитала от 11.07.2011, приказ генерального директора от 11.07.2011 №07-ЦБ, решение о выпуске акций, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, анкету эмитента, оформленные с учетом замечаний на бумажном носителе, текст решения о выпуске акций, отчет об итогах выпуска ценных бумаг, анкеты эмитента на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Данное уведомление получено обществом 11.07.2012 (почтовое уведомление о вручении №60308952122460).
Приказом РО ФСФР России в ПриФО 08.08.2012 №32-12-295/пз-и отказано в государственной регистрации выпуска привилегированных типа А именных бездокументарных акций ОАО "Морд-Юнкинское", в связи с непредставлением обществом в течение 30 дней на основании уведомления регистрирующего органа о необходимости устранения нарушений всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг, либо исправленных и/или дополненных документов в соответствии с со статьей 21 Федерального закона от 22.04.1996 №39-ФЗ "О рынке ценных бумаг".
Поскольку затребованные ответчиком документы к указанному в уведомлении от 02.07.2012 №32-12-ОЧ -03/563-р сроку (03.08.2012) ООО "Морд-Юнкинское" не представлены, письмом от 15.08.2012 №32-12-МЧ-03/3698 РО ФСФР России в ПриФО известило ОАО "Морд - Юнкинское" о необходимости явиться 17.09.2012 в 15 час. 00 мин. по адресу: г.Нижний Новгород, Высоковский проезд, 22, для участия в составлении в отношении общества протокола об административном правонарушении, предусмотренном статьей 15.17 КоАП РФ. Данное письмо направлено в адрес ОАО "Морд-Юнкинское" и получено последним 24.08.2012 (Авдеевой), о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма №60308953113528.
Телеграммой от 17.09.2012 №32-12-ЕВ-03/4218 ответчик известил ОАО "Морд - Юнкинское" о переносе составления протокола об административном правонарушении по статье 15.17 КоАП РФ на 20.09.2012 в 15 час. по адресу: г.Нижний Новгород, Высоковский проезд, 22.
Данная телеграмма вручена по месту регистрации юридического лица - ОАО "Морд - Юнкинское" (Республика Мордовия, Торбеевский район, с.Мордовские Юнки) 18.09.2012 в 11 час. 20 мин. экономисту Авдеевой А.А., о чем свидетельствует отчет органа телеграфной связи от 20.09. 2012 №0139.
20.09.2012 и.о.начальника отдела регистрации выпусков ценных бумаг РО ФСФР России в ПриФО в отношении ОАО "Морд - Юнкинское" составлен протокол об административном правонарушении №32-11-342/пр-ап, ответственность за которое предусмотрена статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В протоколе отражено, что обществом не соблюдены требования статьи 21 Федерального закона №39-ФЗ от 22.04.1996 "О рынке ценных бумаг", выразившиеся в непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг.
На основании материалов проверки 29.10.2012 руководителем РО ФСФР России в ПриФО вынесено постановление № 32-12-355/1пн о привлечении ОАО "Морд - Юнкинское" к административной ответственности по статье 15.17 КоАП РФ за несоблюдение установленных сроков представления документов, необходимых для государственной регистрации ценных бумаг, в виде взыскания штрафа в размере 505000 руб.
Не согласившись с указанным постановлением, ОАО "Морд - Юнкинское" обратилось с данным заявлением в арбитражный суд.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителя заявителя, суд считает требование заявителя не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах" (с изменениями и дополнениями, вступившими в силу с 01.01.2011) акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу.
Статья 2 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" (далее – Закон № 39-ФЗ) определяет, что акция является эмиссионной ценной бумагой, размещаемой выпусками; эмиссия ценных бумаг - это установленная настоящим Федеральным законом последовательность действий эмитента по размещению эмиссионных ценных бумаг.
Пунктом 1 статьи 19 Закона № 39-ФЗ установлена процедура эмиссии эмиссионных ценных бумаг, которая включает следующие этапы:
-принятие решения о размещении эмиссионных ценных бумаг;
-утверждение решения о выпуске (дополнительном выпуске) эмиссионных ценных бумаг;
-государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг;
-размещение эмиссионных ценных бумаг;
-государственную регистрацию отчета об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или представление в регистрирующий орган уведомления об итогах выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Согласно пункту 3 статьи 20 вышеуказанного Закона регистрирующий орган обязан осуществить государственную регистрацию выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или принять мотивированное решение об отказе в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг в течение 30 дней с даты получения документов, представленных для государственной регистрации.
Приказом Федеральной службы по финансовым рынкам России от 25.01.2007 N 07-4/пз-н утверждены Стандарты эмиссии ценных бумаг и регистрации проспектов ценных бумаг (далее - Стандарты).
Из пункта 2.4.10 Стандартов следует, что регистрирующий орган вправе осуществлять проверку достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. В этом случае течение срока, предусмотренного пунктом 2.4.9 настоящих Стандартов, может быть приостановлено на время проведения проверки, но не более чем на 30 дней.
Регистрирующий орган вправе запросить документы, необходимые для проверки достоверности сведений, содержащихся в проспекте ценных бумаг и иных документах, представленных для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг. При этом он самостоятельно определяет объем запрашиваемой информации, необходимой для осуществления возложенных на него полномочий.
В случае представления в регистрирующий орган не всех документов, а также в случае выявления иных нарушений, которые не требуют для их устранения проведения общего собрания участников (акционеров) эмитента, регистрирующий орган вправе, не отказывая в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, предоставить возможность эмитенту исправить допущенные нарушения. В этом случае регистрирующий орган направляет эмитенту уведомление о необходимости устранения нарушений с указанием допущенных нарушений и срока для их устранения (пункт 2.4.12 Стандартов).
В силу пункта 2.4.5 Стандартов эмиссии для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, не сопровождающегося регистрацией проспекта ценных бумаг, в регистрирующий орган дополнительно представляется копия бухгалтерской отчетности эмитента за последний завершенный финансовый год и за последний квартал, предшествующие дате представления документов для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, срок представления которой в соответствии с требованиями федеральных законов истек.
Если иное не установлено федеральными законами или в установленном ими порядке, годовая бухгалтерская отчетность эмитента должна состоять из: бухгалтерского баланса; отчета о прибылях и убытках; приложений к ним, предусмотренных нормативными актами Российской Федерации; аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту; пояснительной записки.
В случае, если по каким-либо причинам эмитент не может представить годовую или квартальную бухгалтерскую отчетность в указанном в настоящем пункте составе, дополнительно представляется справка, содержащая соответствующие объяснения, которая должна быть подписана главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции.
В данном случае в силу пункта 1 части 1 статьи 5 Федерального закона от 30.12.2008 N 307-ФЗ "Об аудиторской деятельности" (вступил в силу с 01.01.2009) в открытых акционерных обществах проведение аудита является обязательным.
Неисполнение заявителем положений действующего законодательства о проведении обязательного аудита и представление в регистрирующий орган справки с обоснованием причин отсутствия аудиторского заключения не освобождает его от исполнения требований стандартов эмиссии к пакету документов, необходимых для государственной регистрации выпуска ценных бумаг.
Пунктом 2.4.7 Стандартов предусмотрено, что для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, за исключением ценных бумаг, размещаемых при реорганизации юридических лиц в форме слияния, разделения, выделения и преобразования, в том числе в форме разделения или выделения, осуществляемых одновременно со слиянием, в регистрирующий орган дополнительно представляется справка эмитента, являющегося акционерным обществом или обществом с ограниченной ответственностью, об оплате его уставного капитала, подписанная лицом, занимающим должность (осуществляющим функции) единоличного исполнительного органа эмитента, а также главным бухгалтером эмитента или лицом, осуществляющим его функции. Указанная справка должна содержать сведения о размере уставного капитала эмитента и его оплате.
В соответствии с пунктом 2.4.7 Стандартов эмитент представляет в регистрирующий орган документы, необходимые в соответствии с настоящими Стандартами для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг, в одном экземпляре, за исключением решения о выпуске (дополнительном выпуске) и проспекта ценных бумаг, представляемых в трех экземплярах.
Тексты анкеты эмитента, решения о выпуске (дополнительном выпуске) ценных бумаг, проспекта ценных бумаг (в случае если государственная регистрация выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг сопровождается регистрацией их проспекта) представляются в регистрирующий орган для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) ценных бумаг также на электронном носителе и в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Материалами дела подтверждается и не оспаривается заявителем, что основанием для приостановления эмиссии ценных бумаг, а в дальнейшем и вынесения оспариваемого постановления Региональным отделением ФСФР в Приволжском федеральном округе послужили неточности документов и отсутствие в пакете документов, представленном ОАО "Морд-Юнкинское" для государственной регистрации выпуска привилегированных типа А именных бездокументарных акций, и непредставление впоследствии в соответствии с требованиями пунктов 2.4.5 -2.4.7 Стандартов к установленному сроку (к 03.08.2012) бухгалтерской отчетности эмитента за 2009 и 2010 годы, аудиторского заключения, подтверждающего достоверность годовой бухгалтерской отчетности эмитента, протокола заседания совета ОАО «Морд-Юнкинское» от 11.07.2011 №09-Ю, решения о выпуске акций, отчета об итогах выпуска ценных бумаг, анкеты эмитента, оформленной с учетом замечаний на бумажном носителе, текста отчета об итогах выпуска ценных бумаг на электронном носителе в формате, соответствующем требованиям федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
При этом Региональное отделение ФСФР предоставило обществу возможность устранить допущенные нарушения, что заявитель не сделал в установленный регистрирующим органом срок.
Статья 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях устанавливает ответственность за нарушение эмитентом порядка (процедуры) эмиссии ценных бумаг.
Объектом правонарушения является установленный законом порядок (процедура) эмиссии ценных бумаг.
Объективная сторона правонарушения выражается в совершении действий (бездействия), нарушающих порядок (процедуру) эмиссии ценных бумаг.
В силу статьи 21 Федерального закона "О рынке ценных бумаг" и пункта 2.4.16 Стандартов непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа всех документов, необходимых для государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг или регистрации проспекта ценных бумаг, является основанием для отказа в государственной регистрации выпуска (дополнительного выпуска) эмиссионных ценных бумаг.
Непредставление в течение 30 дней по запросу регистрирующего органа испрашиваемых документов является нарушением установленного законом порядка (процедура) эмиссии ценных бумаг и образует состав административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Факт совершения ОАО "Морд-Юнкинское" правонарушения подтверждается имеющимися в деле доказательствами: протоколом об административном правонарушении №32-11-342/пр-ап от 20.09.2012, уведомлением о приостановлении эмиссии ценных бумаг №32-12-ОЧ-03/563-р от 02.07.2012 и о необходимости в срок до 03.08.2012 представить дополнительные документы и заявителем по существу не оспорен.
При изложенных обстоятельствах РО ФСФР России в ПриФО обоснованно квалифицировало совершенное ОАО "Морд-Юнкинское" правонарушение по статье 15.17 КоАП РФ.
Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Вина заявителя в совершении правонарушения материалами дела доказана. Общество, являясь профессиональным участником рынка ценных бумаг, при той заботливости и осмотрительности, которая требовалась от него для строгого соблюдения требований законодательства об эмиссии ценных бумаг, должно и могло осознавать противоправный характер своих действий и предвидеть возможность наступления негативных последствий, а также очевидность своей обязанности по своевременному предоставлению в регистрирующий орган документов, необходимых для государственной регистрации выпуска эмиссионных ценных бумаг, которую не исполнило, а препятствий к этому у него не имелось.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.
Налагая штраф за нарушение законодательства о рынке ценных бумаг, РО ФСФР России в ПриФО действовало в пределах полномочий, предоставленных ему статьей 23.47 и пунктом 61 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 5 статьи 28.2 указанного Кодекса протокол подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело.
Перечень соответствующих уполномоченных должностных лиц установлен Приказом ФСФР России от 13.10.2011 N 11-50/пз-н "Об утверждении Перечня должностных лиц Федеральной службы по финансовым рынкам, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" (действовавшего на дату составления протокола) и приказом РО ФСФР в ПриФО "Об утверждении Перечня должностных лиц РО ФСФР России в ПриФО, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях" №32-12-25/А3 от 08.02.2012.
Протокол об административном правонарушении № 32-12-342/пр-ап от 20.09.2012 составлен полномочным лицом – и.о.начальника отдела регистрации выпусков ценных бумаг РО ФСФР России в ПриФО Лозовой Е.А. без участия представителя общества, соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Ссылку заявителя о нарушении процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении суд считает необоснованной в соответствии со следующим.
Статьей 28.2 КоАП РФ предусмотрено, что о совершении административного правонарушения составляется протокол, в котором указываются сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, а также фактические сведения о событии административного правонарушения, месте и времени его совершения. При составлении протокола законному представителю юридического лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, разъясняются права и обязанности, предоставляется возможность ознакомления с протоколом. Данные требования позволяют обеспечить соблюдение гарантий защиты прав лица, привлекаемого к административной ответственности.
В случае неявки законного представителя юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, если он извещен в установленном порядке, протокол об административном правонарушении составляется в его отсутствие (часть 4.1 статьи 28.2 КоАП РФ).
Высший Арбитражный Суд Российской Федерации в пункте 24 постановления Пленума от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" разъяснил, что при рассмотрении дел об оспаривании решений (постановлений) административных органов о привлечении к административной ответственности судам следует проверить, были ли приняты административным органом необходимые и достаточные меры для извещения лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, либо его законного представителя о составлении протокола об административном правонарушении в целях обеспечения возможности воспользоваться правами, предусмотренными статьей 28.2 КоАП РФ. В целях КоАП РФ законными представителями юридического лица являются его руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица (часть 2 статьи 25.4 КоАП РФ). Указанный перечень законных представителей юридического лица является закрытым. В связи с этим судам необходимо учитывать, что представитель юридического лица, действующий на основании доверенности, в том числе руководитель его филиала или подразделения, законным представителем не является. Поэтому его извещение не может рассматриваться как извещение законного представителя. Вместе с тем КоАП РФ допускает возможность участия в рассмотрении дела об административном правонарушении лица, действующего на основании доверенности, выданной надлежаще извещенным законным представителем, в качестве защитника. Такие лица допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента составления протокола об административном правонарушении и пользуются всеми процессуальными правами лица, в отношении которого ведется такое производство, включая предусмотренное частью 4 статьи 28.2 КоАП РФ право на представление объяснений и замечаний по содержанию протокола. Суду при рассмотрении дел об административных правонарушениях следует учитывать, что доказательством надлежащего извещения законного представителя юридического лица о составлении протокола может служить выданная им доверенность на участие в конкретном административном деле. Наличие общей доверенности на представление интересов лица без указания на полномочия по участию в конкретном административном деле само по себе доказательством надлежащего извещения не является.
Судом установлено, что протокол об административном правонарушении №32-12-342/пр-ап от 20 сентября 2012 года составлен в отсутствие законного представителя ОАО "Морд-Юнкинское" - генерального директора Шумкина В.С. (протокол №12-Ю от 15.05.2012 о продлении срока полномочий генерального директора) или иного уполномоченного лица.
В качестве доказательства надлежащего извещения общества о времени и месте составления протокола об административном правонарушении административный орган представил уведомление от 15.08.2012 №32-12-МЧ-03/3698 о составлении протокола об административном правонарушении в отношении ОАО "Морд-Юнкинское" на 17 сентября 2012 года в 15 час.00 мин. по адресу: г.Нижний Новгород, Высоковский проезд, дом 22.
Данное уведомление направлено ОАО "Морд-Юнкинское" по месту регистрации юридического лица по адресу: Республика Мордовия, Торбеевский район, с. Мордовские Юнки, и получено обществом 24.08.2012 (Авдеевой), о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении заказного письма №60308953113528.
Телеграммой с уведомлением от 17.09.2012 №32-12-ЕВ-03/4218 ответчик известил ОАО "Морд - Юнкинское" о переносе составления протокола об административном правонарушении по статье 15.17 КоАП РФ на 20.09.2012 в 15 час. 00 мин. по адресу: г.Нижний Новгород, Высоковский проезд, 22.
Данная телеграмма вручена по месту регистрации юридического лица - ОАО "Морд - Юнкинское" (Республика Мордовия, Торбеевский район, с.Мордовские Юнки) 18.09.2012 в 11 час. 20 мин. экономисту Авдеевой А.А., о чем свидетельствует отчет органа связи от 20.09. 2012 №0139.
Кроме того, уведомление от 15.08.2012 и телеграмма от 17.09.2012 направлялись административным органом и по месту нахождения офиса ОАО "Морд-Юнкинское" по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пролетарская, 130, офис.19, где уведомление было получено 27.08.2012 Киселевым, а телеграмма была получена секретарем Савиновой 18.09.2012 в 09 час. 05 мин., о чем свидетельствует отчет органа связи от 18.09. 2012 №0056.
В ходе судебного разбирательства представитель ОАО "Морд-Юнкинское" - директор Шумкин В.С. сослался на то, что главный экономист Авдеева А.А. 11.01.2012 была уволена с работы по собственному желанию и не могла получать какую-либо корреспонденцию, поступающую в адрес общества.
Суд не принимает во внимание данный довод, так как в ходе судебного разбирательства генеральный директор ОАО "Морд-Юнкинское" не отрицал, что Авдеева А.А. как главный экономист до настоящего времени помогает обществу при составлении бухгалтерской и иной отчетности, привлекается к работе с бухгалтерскими документами.
Кроме того, ответчиком представлено суду письмо УФПС Республики Мордовия – филиала ФГУП "Почта России" от 11.03.2013 №37 21-9/103, из которого следует, что корреспонденция, адресованная ОАО "Морд-Юнкинское" вручалась представителю общества Авдеевой А.А., действующей на основании долгосрочной доверенности от 25.08.2011 №606.
В соответствии со статьей 185 Гражданского кодекса Российской Федерации доверенностью признается письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому лицу для представительства перед третьими лицами. Письменное уполномочие на совершение сделки представителем может быть представлено представляемым непосредственно соответствующему третьему лицу. Доверенность от имени юридического лица выдается за подписью его руководителя или иного лица, уполномоченного на это его учредительными документами, с приложением печати этой организации.
Доверенность от имени юридического лица, основанного на государственной или муниципальной собственности, на получение или выдачу денег и других имущественных ценностей должна быть подписана также главным (старшим) бухгалтером этой организации (части 1 и 5 статьи 185 ГК РФ).
Статьей 188 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрены случаи прекращения действия доверенности, а именно:
1) истечения срока доверенности;
2) отмены доверенности лицом, выдавшим ее;
3) отказа лица, которому выдана доверенность;
4) прекращения юридического лица, от имени которого выдана доверенность;
5) прекращения юридического лица, которому выдана доверенность;
6) смерти гражданина, выдавшего доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим;
7) смерти гражданина, которому выдана доверенность, признания его недееспособным, ограниченно дееспособным или безвестно отсутствующим.
В соответствии со статьей 189 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, выдавшее доверенность и впоследствии отменившее ее, обязано известить об отмене лицо, которому доверенность выдана, а также известных ему третьих лиц, для представительства перед которыми дана доверенность. Такая же обязанность возлагается на правопреемников лица, выдавшего доверенность, в случаях ее прекращения по основаниям, предусмотренным в подпунктах 4 и 6 пункта 1 статьи 188 настоящего Кодекса.
Права и обязанности, возникшие в результате действий лица, которому выдана доверенность, до того, как это лицо узнало или должно было узнать о ее прекращении, сохраняют силу для выдавшего доверенность и его правопреемников в отношении третьих лиц. Это правило не применяется, если третье лицо знало или должно было знать, что действие доверенности прекратилось.
Заявителем представлена суду копия доверенности от 25.08.2011 №606, из которой усматривается, что выдана доверенность генеральным директором ОАО "Морд-Юнкинское" Авдеевой Анастасии Андреевне, сроком на 3 года на получение/выдачу почтовых отправлений/денежных средств на Торбеевском почтамте.
Копия данной доверенности получена заявителем от Торбеевского почтамта, является специальной доверенностью, срок её действия не истек (до 25.08.2014), действие данной доверенности заявителем не прекращено и из органа почтовой связи не отозвана, заявителем не представлено суду доказательств, свидетельствующих об извещении органа почтовой связи о прекращении действия названной доверенности, из чего следует, что на момент получения отправлений о назначении даты, времени и места составления протокола об административном правонарушении доверенность была действительной, и Авдеева А.А. как лицо, уполномоченное данной доверенностью получать корреспонденцию для общества, обоснованно её получала.
В связи с изложенным довод о нарушении ответчиком процессуальных требований при составлении протокола об административном правонарушении в ходе судебного разбирательства не нашел свое подтверждения.
Поскольку заявителем представлена доверенность и не представлено доказательств прекращения действия доверенности, что свидетельствует о правомерности получения корреспонденции сотрудником общества Авдеевой А.А., суд отклоняет ходатайство ответчика о запросе трудовой книжки Авдеевой А.А., а также сведений из органа Пенсионного фонда о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже в отношении Авдеевой А.А.
В соответствии с частью 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.
Пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса предусмотрено, что при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 23.47 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях право рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных, в том числе, и статьей 15.17 Кодекса, предоставлено руководителям территориальных органов федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области валютного контроля, их заместителям.
В данном случае, дело рассмотрено, и постановление №32-12-355/1пн от 29.10.2012 о назначении административного наказания вынесено руководителем РО ФСФР России в ПриФО Чупаловым О.В. в отсутствие представителя общества, которое надлежащим образом было уведомлено о дне и времени рассмотрения дела об административном правонарушении. Согласно уведомлению о вручении заказного письма №60308955117500 определение №32-12-587/1/оп от 04.10.2012 получено обществом по месту регистрации 17.10.2012 (Республика Мордовия, Торбеевский район, с.Мордовские Юнки) и 16.10.2012 по месту нахождения офиса (Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Пролетарская,130, офис 19) с соблюдением норм, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Довод заявителя о пропуске административным органом срока на привлечение к административной ответственности общества, является необоснованным в силу следующего.
Частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех месяцев) со дня совершения административного правонарушения, за нарушение законодательства Российской Федерации об экспортном контроле, о внутренних морских водах, территориальном море, континентальном шельфе, об исключительной экономической зоне Российской Федерации, патентного, антимонопольного, бюджетного, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования, законодательства Российской Федерации об охране окружающей среды, законодательства об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности, законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения, о защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, о безопасности дорожного движения (в части административных правонарушений, повлекших причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего), об авторском праве и смежных правах, о товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров, об использовании атомной энергии, о налогах и сборах, о защите прав потребителей, о государственном регулировании цен (тарифов), о естественных монополиях, об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса, о рекламе, об электроэнергетике, о лотереях, о выборах и референдумах, об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, об акционерных обществах, об обществах с ограниченной ответственностью, о рынке ценных бумаг, о клиринговой деятельности, об организованных торгах, об инвестиционных фондах, о негосударственных пенсионных фондах, законодательства о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком, а также за нарушение иммиграционных правил, правил пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, правил привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников), законодательства о несостоятельности (банкротстве), о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд, об организации деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на розничных рынках, о пожарной безопасности, о промышленной безопасности, о техническом регулировании, о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения, за нарушение таможенного законодательства Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС (далее - Таможенный союз) и (или) законодательства Российской Федерации о таможенном деле по истечении двух лет со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии коррупции - по истечении шести лет со дня совершения административного правонарушения.
Из чего следует, что постановление от 29.10.2012 №32-12-355/1пн вынесено ответчиком в пределах срока давности, установленного статьей 4.5 КоАП РФ (один год с момента совершения – с 03.08.2012).
Следовательно, порядок и сроки рассмотрения дела об административном правонарушении соблюдены, а заявитель не был лишен возможности при привлечении его к административной ответственности в установленном порядке защитить свои права.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за
совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания юридическому лицу
учитываются характер совершенного им административного правонарушения
имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Статьей 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность для юридических лиц в виде наложения штрафа в размере от пятисот тысяч до семисот тысяч рублей.
РО ФСФР России в ПриФО с учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела назначило ОАО "Морд-Юнкинское" административное наказание в допустимом санкцией статьи 15.17 Кодекса об административных правонарушениях размере - 505 000 руб.
Мера взыскания штраф в размере 505000 рублей применена обществу и с учетом того, что общество ранее уже привлекалось к административной ответственности за однородное правонарушение, предусмотренное статьей 15.17 КоАП РФ (постановление РО ФСФР в ПриФО от 14.07.2011 №32-11-247/6/пн).
При изложенных обстоятельствах оснований для признания незаконным и отмены постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе №32-12 -355/1пн от 29.10.2012 о привлечении открытого акционерного общества "Морд-Юнкинское" к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не имеется.
Вопрос о распределении судебных расходов судом не рассматривался, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в ходе судебного заседания объявлялся перерыв с 14.02.2013 до 19.02.2013.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л :
Открытому акционерному обществу "Морд-Юнкинское", юридический адрес: Республика Мордовия, Торбеевский район, с.Мордовские Юнки (основной государственный регистрационный номер 1051308004010) в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Приволжском федеральном округе №32-12-355/1пн от 29.10.2012 о привлечении к административной ответственности по статье 15.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отказать полностью.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Л.А. Артамонова