НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 13.11.2007 № А39-3447/2007

АРБИТРАЖНЫЙ  СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации


Р Е Ш Е Н И Е

 город Саранск                                                                          Дело №А39-3447/2007

 13 ноября 2007 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи  В.И.Ситниковой

при ведении протокола судебного заседания  судьей  В.И.Ситниковой,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению  индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича, г.Саранск,

к Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска

о признании частично недействительным решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска №11-55 от 29.06.2007г. о привлечении к налоговой ответственности  индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича за совершение налогового правонарушения

при участии  в заседании:

от заявителя: Цыгановой О.Н., представителя по доверенности от 27.06.2007г.;

от Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Саранска: Письмаркиной Н.Я., представителя по доверенности №1303/32410 от 10.10.2007г.; Труниной Н.Е., представителя по доверенности №03-13/27142 от 15.08.2007г.,

установил: индивидуальный предприниматель Лавров Александр Владимирович обратился в суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ, о признании недействительным решения №11-55 от 29.06.2007г.  Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска в части предложения уплатить 60619 рублей налога на доходы физических лиц, 30144 рублей 55 копеек единого социального налога, пени  по НДФЛ в сумме 16860 рублей 88 копеек, пени по ЕСН в сумме 8388 рублей 03 копеек, а также привлечения  предпринимателя  к налоговой ответственности  в виде взыскания  18152 рублей 91 копейки  штрафов за неуплату названных налогов.

        Инспекция заявленные требования не признала по доводам, изложенным в отзыве на заявление.

     При рассмотрении материалов дела установлено, что в период с 01.03.2007г. по 28.04.2007г. сотрудниками Инспекции  Федеральной налоговой службы  по Ленинскому району г.Саранска на основании решения №11-13 от 01.03.2007г. заместителя начальника инспекции была проведена выездная налоговая  проверка  предпринимателя Лаврова Александра Владимировича (ОГРН 304132635000156)  по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах за период  с  01.01.2004г. по 31.12.2005г.

         Проверкой  в числе других нарушений установлено, что в 2004 году вследствие занижения налоговой базы  предпринимателем не в полном объеме уплачены налог на доходы физических лиц в сумме 65650 рублей, единый социальный налог в сумме 33008 рублей 40 копеек.

Результаты проверки оформлены актом №11-52 от 01.06.2007г., на основании которого  заместителем начальника Инспекции ФНС по Ленинскому району г.Саранска принято решение №11-55 от 29.06.2007г. о привлечении предпринимателя Лаврова  Александра Владимировича в соответствии с пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации  к налоговой ответственности в виде взыскания 13130 рублей штрафа за неполную уплату налога на доходы физических лиц и 6601 рубля 88 копеек штрафа за неполную уплату единого социального налога.

Кроме того, в  пункте 3  указанного решения предпринимателю предложено  уплатить налог на доходы физических лиц за 2004г. в сумме 65650 рублей, единый социальный налог в сумме 33008 рублей 32 копеек, а также 27382 рублей 91 копейки пени за просрочку уплаты налогов. 

Не согласившись с решением Инспекции в части доначисления за 2004 год 60619 рублей налога на доходы физических лиц, 30144 рублей 55 копеек единого социального налога, 16860 рублей 88 копеек пеней по НДФЛ, 8388 рублей 03 копеек пеней по ЕСН  и привлечения к ответственности в виде взыскания штрафа в сумме 12123 рублей 80 копеек  за неполную уплату НДФЛ, 6029 рублей 11 копеек штрафа за неполную уплату ЕСН предприниматель оспорил  его в судебном порядке. 

        Оспаривая  в суде правомерность решения налогового органа, заявитель ссылается на то, что в декларациях по НДФЛ и ЕСН за 2004г., положенных в основу проверки, сумма валового дохода предпринимателем ошибочно значительно завышена, а сумма расходов, связанных с получением дохода, занижена. Первичные документы, свидетельствующие о фактическом получении предпринимателем дохода и произведенных расходах налоговым органом в ходе проверки не исследовались.

Исследовав представленные доказательства, выслушав пояснения и доводы участвующих в деле лиц, арбитражный суд пришел к выводу о том, что заявление предпринимателя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 209 Налогового кодекса РФ объектом обложения налогом на доходы физических лиц признается доход, полученный налогоплательщиками - физическими лицами, являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от источников в Российской Федерации и (или) от источников за пределами Российской Федерации.

Согласно пунктам 1, 3 статьи 210 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по налогу на доходы физических лиц учитываются все доходы налогоплательщика, полученные им как в денежной, так и в натуральной формах, или право на распоряжение которыми у него возникло, а также доходы в виде материальной выгоды. Налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусмотренных статьями 218 - 221 Кодекса.

В силу статьи 221 НК РФ при исчислении налоговой базы право на получение профессиональных налоговых вычетов имеют налогоплательщики, указанные в пункте 1 статьи 227 Кодекса, - в сумме фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с извлечением доходов. При этом состав указанных расходов, принимаемых к вычету, определяется налогоплательщиком самостоятельно в порядке, аналогичном порядку определения расходов для целей налогообложения, установленному главой «Налог на прибыль организаций».

В пункте 2 статьи 236 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что объектом обложения единым социальным налогом для индивидуальных предпринимателей признаются доходы от предпринимательской либо иной профессиональной деятельности за вычетом расходов, связанных с их извлечением.

Налоговая база налогоплательщиков - индивидуальных предпринимателей определяется как сумма доходов, полученных такими налогоплательщиками за налоговый период, за вычетом расходов, связанных с их извлечением. Состав расходов, принимаемых к вычету, определяется в порядке, аналогичном порядку определения состава затрат, установленному для плательщиков налога на прибыль (пункт 3 статьи 237 НК РФ).

Согласно пункту 1 статьи 252 НК РФ расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные, осуществленные (понесенные) налогоплательщиком. Под обоснованными расходами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме. Под документально подтвержденными расходами понимаются затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством Российской Федерации, либо документами, оформленными в соответствии с обычаями делового оборота, применяемыми в иностранном государстве, на территории которого были произведены соответствующие расходы, и (или) документами, косвенно подтверждающими произведенные расходы (в том числе таможенной декларацией, приказом о командировке, проездными документами, отчетом о выполненной работе в соответствии с договором). Расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода.

Условием для включения затрат на приобретение товаров (работ, услуг) в состав расходов является возможность на основании имеющихся документов сделать однозначный вывод о том, что такие затраты фактически понесены. При этом должны приниматься во внимание представленные налогоплательщиком в подтверждение факта и размера этих затрат доказательства, которые подлежат правовой оценке в совокупности.

Соответственно, налогоплательщик вправе уменьшить налогооблагаемую базу по налогу на доходы физических лиц и единому социальному налогу на сумму фактически произведенных им и документально подтвержденных расходов.

В материалах проверки отражено, что валовый доход предпринимателя Лаврова А.В. в 2004г. составил 17188183 рублей 97 копеек. Расходы, связанные с получением дохода составили  17088116 рублей 58 копеек. В подтверждение суммы валового дохода налоговый орган ссылается на представленную предпринимателем в налоговый орган декларацию по налогу на доходы физических лиц за 2004г.

В ходе судебного заседания представитель предпринимателя заявил, что в декларации о доходах за 2004г. сумма валового дохода указана предпринимателем ошибочно и значительно завышена, а сумма расходов, связанных с получением дохода, занижена.  В настоящее время предпринимателем  направлена в налоговую инспекцию корректирующая  декларация по НДФЛ за 2004г.

Предпринимателем представлены в суд документы (товарные накладные, приходные кассовые ордера, выписки о движении денежных средств по расчетному счету, товарные чеки, платежные поручения, счета-фактуры, акты приемки выполненных работ). При исследовании указанных документов судом установлено, что фактически предпринимателем  в 2004 году получен валовый доход в сумме 16 333 362 рублей.

В рассматриваемом случае судом установлено, понесенные предпринимателем расходы подтверждаются первичными документами, соответствующими требованиям статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996г. №129-ФЗ «О бухгалтерском учете». В частности, приобретение, оплата  товаров, работ, услуг подтверждаются счетами-фактурами, накладными,  товарными чеками, платежными поручениями.

Размер расходов, подлежащих включению в профессиональные вычеты в целях исчисления налога на доходы физических лиц и, соответственно,  уменьшающих доходы, полученные от предпринимательской деятельности для исчисления единого социального налога, подтвержденный  первичными документами, составил   16 194 595 рублей, в том числе: 16060788 рублей материальные расходы, 42086 рублей прочие расходы, 91721 рубль расходы на оплату труда.  Налоговая база по налогу на доходы физических лиц  и единому социальному налогу составила 138767 рублей (16333362-16194595=138767),  сумма налога, подлежащего уплате за 2004г. составляет 18040 рублей (138765х13%=18040). В соответствии с первичной декларацией по НДФЛ за 2004г. исчислен предпринимателем в сумме 13 009 рублей. Таким образом, налог на доходы физических лиц, подлежащий доплате в бюджет составляет 5031 рубль (18040-13009=5031).

       Сумма ЕСН, подлежащего уплате в бюджет составит 16068 рублей 76 копеек. Учитывая уплату авансовых платежей по ЕСН в сумме 7162 рублей 01 копейки и исчисление в первичной декларации по ЕСН за 2004г. предпринимателем налога к уплате в сумме 6042 рублей 90 копеек, сумма единого социального налога, подлежащая доплате в бюджет, составит 2863 рубля 85 копеек, в том числе: в федеральный бюджет – 2089 рублей 79 копеек, в ФФОМС РФ – 38 рублей 77 копеек, в ТФОМС РФ – 735 рублей 79 копеек.

Следует отметить, что представленные предпринимателем в суд документы, свидетельствующие о фактическом получении предпринимателем дохода в 2004г. и произведенных расходах, были изучены Инспекцией и признаны соответствующими нормам действующего налогового законодательства, а сведения, содержащиеся в них, не были опровергнуты налоговым органом.  Представители Инспекции подтвердили, что первичные документы, свидетельствующие о фактическом получении предпринимателем дохода за 2004г.  в ходе выездной налоговой проверки не исследовались и  у налогоплательщика  в соответствии с требованиями статьи 93 НК РФ  проверяющими не были истребованы.

Учитывая вышеизложенные обстоятельства, следует признать необоснованным доначисление предпринимателю к доплате 60619 рублей налога на доходы физических лиц, 30144 рублей 55 копеек единого социального налога, начисления пеней   по НДФЛ в сумме 16860 рублей 88 копеек, пеней по ЕСН в сумме 8388 рублей 03 копеек, а также привлечения  предпринимателя  к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 НК РФ в виде взыскания  12123 рублей 80 копеек штрафа за неуплату НДФЛ и 6029 рублей 11 копеек штрафа за неуплату ЕСН.

Исходя из изложенных обстоятельств, решение №11-55 от  29.06.2007г. Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска в части предложения предпринимателю уплатить 60619 рублей налога на доходы физических лиц, 30144 рублей 55 копеек единого социального налога, 16860 рублей 88 копеек пени  по НДФЛ, 8388 рублей 03 копеек пени по ЕСН, а также привлечения  предпринимателя  к налоговой ответственности  в виде взыскания  18152 рублей 91 копейки  штрафов за неуплату названных налогов подлежит признанию недействительным, а заявление предпринимателя – удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ расходы заявителя по уплате государственной пошлины в сумме 100 рублей подлежат отнесению на Инспекцию Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска.

В ходе судебного заседания объявлялся перерыв с 06.11.2007г. до 13.11.2007г.

Руководствуясь статьями 110,  167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,    арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

1. Признать недействительным пункт 1 резолютивной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району  г.Саранска №11-55 от 29.06.2007г.  «О привлечении к налоговой ответственности индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича за совершение налогового правонарушения» в части привлечения индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича к налоговой ответственности в виде взыскания 12123 рублей 80 копеек штрафа за неполную уплату налога на доходы физических лиц и 6029 рублей 11 копеек штрафа за неполную уплату единого социального налога как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

           2. Признать недействительным пункт 2 резолютивной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району  г.Саранска №11-55 от 29.06.2007г.  «О привлечении к налоговой ответственности индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича за совершение налогового правонарушения» в части начисления пеней по налогу на доходы физических лиц в сумме 16860 рублей 88 копеек и 8388 рублей 03 копеек пеней по единому социальному налогу как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

            3. Признать недействительным подпункт 3.1 пункта 3 резолютивной части решения Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району  г.Саранска №11-55 от 29.06.2007г.  «О привлечении к налоговой ответственности индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича за совершение налогового правонарушения» в части предложения предпринимателю Лаврову Александру Владимировичу уплатить 60619 рублей налога на доходы физических лиц, 30144 рублей 55 копеек единого социального налога, 16860 рублей 88 копеек пеней по налогу на доходы физических лиц, 8388 рублей 03 копеек пеней по единому социальному налогу, 12123 рублей 80 копеек штрафа за неполную уплату налога на доходы физических лиц, 6029  рублей 11 копеек штрафа за неполную уплату единого социального налога, как несоответствующее Налоговому кодексу РФ.

            4. Взыскать с Инспекции Федеральной налоговой службы по Ленинскому району г.Саранска в пользу индивидуального предпринимателя Лаврова Александра Владимировича, проживающего по адресу: г.Саранск, проспект Ленина, д.43, кв.30, (ОГРН 304132635000156)  расходы по уплаченной государственной пошлине в сумме 100 рублей.

Решение может быть обжаловано в месячный срок после его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд.

Судья                                                                             В.И.Ситникова