АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-1150/2016
город Саранск апреля 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена апреля 2016 года .
Решение в полном объеме изготовлено апреля 2016 года .
Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кичкиной Т.П., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия, г.Саранск
к обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Жилкоммунстрой", г.Саранск
о привлечении к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
при участии:
от заявителя: Мельчаковой Ю.Н. - представителя, доверенность от 19.01.2016 №16,
от ответчика: Голубевой О.Н. - представителя, доверенность от 22.03.2016 №13,
у с т а н о в и л:
Инспекция государственного строительного надзора Республики Мордовия (далее по тексту – Госстройнадзор РМ, Инспекция, заявитель) обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью Производственная фирма "Жилкоммунстрой" (далее по тексту – ответчик, ООО ПФ "Жилкоммунстрой", общество) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного на осуществление строительного надзора.
Ответчик в отзыве на заявление и представитель в судебном заседании требования Инспекции не признал, ссылаясь на то, что проверка проводилась с грубыми процессуальными нарушениями, а именно общество не было извещено о времени и месте проведения проверки.
При рассмотрении дела установлено, что после осуществления 28 декабря 2015 года проверки об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства объекта "Многоэтажный жилой дом №1 со встроенным блоком обслуживания по ул. Красноармейская г.о. Саранск", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Красноармейская" отмеченных в предписании №8 от 11 ноября 2015 года на основании разрешения на строительство от 29.04.2014 ru 13301000-117, 28 декабря 2015 года консультантом (инспектором) Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. ООО ПФ "Жилкоммунстрой" выдано предписание №9 от 28.12.2015, согласно которому обществу было предписано в срок до 18 января 2016 года устранить нарушение требований п.20 стр.5 ;ч.4 стр.13 ППР, п. 9.1.5 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", п.6.2.21 СИиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Строительное производство", п. 3.3 Свод правил СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87: установить соответствующие наружные защитные устройства (настилы, сетки, козырьки).
С 28 января 2016 года по 29 января 2016 года консультантом (инспектором) Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. на основании приказа и.о. начальника инспекции №29-ОД от 21.01.2016 проведена проверка исполнения ООО ПФ "Жилкоммунстрой" предписания Госстройнадзора РМ №9 от 28.12.2015.
По результатам проверки составлен акт проверки №14 от 29.01.2016, в котором указано нарушение, ранее отмеченное в предписании №9 от 28.12.2015 (не устранен пункт 1 предписания - п.20 стр.5 ;ч.4 стр.13 ППР, п. 9.1.5 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", п.6.2.21 СИиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Строительное производство", п. 3.3 Свод правил СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87: установить соответствующие наружные защитные устройства (настилы, сетки, козырьки), установлены частично защитные сетки, козырьки).
13.02.2016 консультантом (инспектором) отдела инспекционного надзора Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. составлен протокол об административном правонарушении №57, в котором указано, что ООО Производственная фирма "Жилкоммунстрой" являясь застройщиком объекта капитального строительства: "Многоэтажный жилой дом №1 со встроенным блоком обслуживания по ул. Красноармейская г.о. Саранск", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г.Саранск, ул.Красноармейская", не исполнило отмеченное в пункте 1 предписания №9 от 28.12.2015 (не устранен пункт 1 предписания - п.20 стр.5 ;ч.4 стр.13 ППР, п. 9.1.5 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", п.6.2.21 СИиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Строительное производство", п. 3.3 Свод правил СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87: установить соответствующие наружные защитные устройства (настилы, сетки, козырьки), установлены частично защитные сетки, козырьки).
Усмотрев в действиях общества наличие состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, Госстройнадзор РМ обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении ООО ПФ "Жилкоммунстрой" к административной ответственности.
Частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, в частности, для юридических лиц в виде административного штрафа в размере от пятидесяти до ста тысяч рублей или административного приостановления их деятельности на срок до девяноста суток.
Объектом указанного правонарушения являются общественные отношения в сфере строительства, обеспечивающие его осуществление в соответствии с установленным законом порядком.
Строительство объектов капитального строительства, как следует из статей 3, 4 Градостроительного кодекса Российской Федерации, урегулировано законодательством о градостроительной деятельности. Поэтому несоблюдение при строительстве обязательных требований Градостроительного кодекса посягает на охраняемые частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях общественные отношения.
Субъектом правонарушения является лицо, обязанное в силу закона соблюдать определенные требования в сфере строительства, которому адресовано предписание органа государственного строительного надзора.
Объективная сторона данного правонарушения характеризуется невыполнением в установленный срок законного предписания органа, уполномоченного осуществлять контрольно-надзорные функции.
На основании части 6 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации по результатам проведенной проверки органом государственного строительного надзора составляется акт, являющийся основанием для выдачи лицу, осуществляющему строительство, предписания об устранении выявленных нарушений. В предписании указываются вид нарушения, ссылка на нормативный правовой акт, технический регламент, проектную документацию, требования которых нарушены, а также устанавливается срок устранения выявленных нарушений.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", утверждено Положение об осуществлении государственного строительного надзора в Российской Федерации, пунктом 14 которого предусмотрена выдача предписания по результатам проведенной проверки заказчику, застройщику или подрядчику в зависимости от того, кто в соответствии с законодательством Российской Федерации несет ответственность за допущенные нарушения.
Из приведенных норм следует, что выдаваемое уполномоченным органом государственного строительного надзора на основании акта проверки предписание должно содержать сведения о фактах нарушений со ссылками на нормативные правовые акты и технические регламенты, устанавливать конкретные сроки устранения нарушений, а также четко указывать лицо, в обязанности которого входит исполнение предписания.
Государственный строительный надзор осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченными на осуществление государственного строительного надзора за строительством, реконструкцией, капитальным ремонтом иных, кроме указанных в части 3 настоящей статьи, объектов капитального строительства, если при их строительстве, реконструкции, капитальном ремонте предусмотрено осуществление государственного строительного надзора (часть 4 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В силу постановления Правительства Российской Федерации от 01.02.2006 N 54 "О государственном строительном надзоре в Российской Федерации", Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.09.2006 N 407, Инспекция государственного строительного надзора Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным на осуществление государственного строительного надзора.
Согласно пункту 2 статьи 54 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предметом государственного строительного надзора является проверка: 1) соответствия выполнения работ и применяемых строительных материалов в процессе строительства, реконструкции объекта капитального строительства, а также результатов таких работ требованиям технических регламентов, проектной документации, в том числе требованиям энергетической эффективности и требованиям оснащенности объекта капитального строительства приборами учета используемых энергетических ресурсов; 2) наличия разрешения на строительство; 3) выполнения требований частей 2 и 3 статьи 52 настоящего Кодекса.
Согласно пункту 12 Положения об Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия, утвержденного постановлением Правительства Республики Мордовия от 13.09.2006 N 407 Инспекция в пределах своей компетенции составляет по результатам проведенных проверок акты, на основании которых выдает обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных нарушений в пределах своей компетенции.
Как установлено из материалов дела, по результатам проверки об устранении нарушений при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объекта капитального строительства объекта "Многоэтажный жилой дом №1 со встроенным блоком обслуживания по ул. Красноармейская г.о. Саранск", расположенного по адресу: Республика Мордовия, г. Саранск, ул. Красноармейская" 27 февраля 2015 года консультантом (инспектором) Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. ООО ПФ "Жилкоммунстрой" выдано предписание №9 от 28.12.2015, согласно которому обществу было предписано в срок до 18 января 2016 года: устранить нарушение требований п.20 стр.5 ;ч.4 стр.13 ППР, п. 9.1.5 СНиП 12-04-2002 "Безопасность труда в строительстве. Часть 2. Строительное производство", п.6.2.21 СИиП 12-03-2001 "Безопасность труда в строительстве. Часть 1. Строительное производство", п. 3.3 Свод правил СП 70.13330.2012 "Несущие и ограждающие конструкции". Актуализированная редакция СНиП 3.03.01-87: установить соответствующие наружные защитные устройства (настилы, сетки, козырьки).
В период с 28 января 2016 года по 29 января 2016 года консультантом (инспектором) Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. проведена проверка исполнения ООО ПФ "Жилкоммунстрой" предписания Госстройнадзора РМ №9 от 28.12.2015, в результате которой установлен факт невыполнения нарушения, отмеченного в пункте 1 предписания №9 от 28.12.2015.
Суд отмечает, что предписание выносится в случае установления нарушений законодательства в целях их устранения.
При вынесении предписания уполномоченное должностное лицо проверяющего органа должно указать, в том числе, положения действующих нормативных правовых актов Российской Федерации, предусматривающие обязательные требования, нарушение которых было выявлено при проверке; требования, предписываемые к выполнению в целях устранения нарушения обязательных требований, и срок их исполнения.
Предписание должно содержать законные требования, которым на юридическое лицо может быть возложена обязанность по устранению лишь тех нарушений, соблюдение которых обязательно для них в силу закона, а сами требования должны быть реально исполнимы.
Следовательно, предписание должностного лица, содержащее законные требования, должно содержать конкретные указания, четкие формулировки относительно конкретных действий, которые необходимо совершить исполнителю, и которые должны быть направлены на прекращение и устранение выявленного нарушения.
Из материалов дела следует, что нарушение, выявленное в результате проведения проверки и указанное в предписании №9 от 28.12.2015 ООО ПФ "Жилкоммунстрой" в срок до 18 января 2016 года не устранено, и указанное ответчиком не оспаривается. Как отметил представитель ответчика в судебном заседании, частично установлены защитные сетки, козырьки. Указанное нашло отражение в акте проверки №14 от 29.01.2016.
Факт невыполнения в установленный срок законного предписания Инспекции подтверждается актом проверки при строительстве, реконструкции капитального строительства №14 от 29.01.2016, протоколом об административном правонарушении №8 от 18.02.2016.
С учетом изложенного, суд пришел к выводу о доказанности инспекцией факта невыполнения обществом в установленный срок законного предписания уполномоченного на осуществление государственного строительного надзора органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и, соответственно, о наличии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
Согласно пункту 1 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.
Из части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
В рассматриваемом случае у ООО ПФ "Жилкоммунстрой" имелась правовая и реальная возможность исполнения предписания в установленные сроки, но им не были предприняты все зависящие от него меры для их соблюдения.
Вина общества в совершении правонарушения материалами дела доказана, оно совершило противоправное, виновное действие (бездействие), за которое установлена административная ответственность, по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В соответствии с пунктом 70 части 2 статьи 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 настоящего кодекса, вправе составлять должностные лица уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Протокол об административном правонарушении №8 от 18.02.2016 составлен консультантом (инспектором) отдела инспекционного надзора Госстройнадзора РМ Михеевой И.А. в пределах её полномочий в отсутствие представителя ООО ПФ "Жилкоммунстрой", содержание протокола соответствует требованиям статьи 28.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ООО ПФ "Жилкоммунстрой" при составлении Инспекцией указанного протокола об административном правонарушении, судом не установлено.
О времени и месте составления протокола об административном правонарушении ООО ПФ "Жилкоммунстрой" было извещено Инспекцией уведомлением №50 от 04.02.2016, которое было направлено обществу заказным письмом и получено последним 12.02.2016, данный факт подтверждается имеющейся в материалах дела копией уведомления о вручении.
Довод ответчика, о том, что проверка проводилась с грубыми процессуальными нарушениями, а именно общество не было извещено о времени и месте проведения проверки, подлежит отклонению.
Как следует из материалов дела уведомление №13 о проведении проверки от 21.01.2016 направлено 22.01.2016 ООО ПФ "Жилкоммунстрой" по факсу (48-08-44, приняла Тугушева) и по электронной почте zks_buh@mail.ru. В письме от 29.05.2015 №258/05 ООО ПФ "Жилкоммунстрой" сообщает Инспекции о смене юридического адреса и указывает реквизиты для направления корреспонденции, в том числе факс: 48-08-44, эл. почта: zks_buh@mail.ru.
На момент рассмотрения дела давностный срок привлечения общества к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ (три месяца), не истек.
В силу части 3 статьи 23.1 КоАП дела об административных правонарушениях, предусмотренных частью 6 статьи 19.5 Кодекса, рассматривают судьи арбитражных судов.
Заявление о привлечении к административной ответственности подается в арбитражный суд по месту нахождения или месту жительства лица, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении (статья 203 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 2.9 Кодекса Российской Федерации при малозначительности совершенного административного правонарушения судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, могут освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Следовательно, применение этой нормы является правом суда, а не обязанностью и только если суд признает, что совершенное лицом правонарушение является малозначительным.
Оценка возможности применения статьи 2.9 КоАП РФ является самостоятельным этапом судебного исследования по делу.
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации разъяснил, что при квалификации правонарушения в качестве малозначительного судам необходимо исходить из оценки конкретных обстоятельств его совершения (пункт 18 Постановления от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Состав рассматриваемого правонарушения является формальным. Бездействие ООО ПФ "Жилкоммунстрой" влечет за собой потенциальную угрозу для жизни и здоровья людей и свидетельствуют о пренебрежительном отношении лица к исполнению публично-правовых обязанностей в указанной сфере. Существенная угроза охраняемым общественным отношениям состоит в пренебрежительном отношении общества к выполнению своих обязанностей.
При этом наступление вредных последствий не является квалифицирующим признаком объективной стороны административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.
Квалификация правонарушения как малозначительного может иметь место только в исключительных случаях и производится с учетом положений пункта 18 настоящего Постановления применительно к обстоятельствам конкретного совершенного лицом деяния. При этом применение судом положений о малозначительности должно быть мотивировано (пункт 18.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суд рассмотрел представленные в материалы дела доказательства и оценил их во взаимосвязи и в совокупности, учел характер совершенного правонарушения и приняв во внимание конкретные обстоятельства совершения правонарушения, пришел к выводу о том, что общество не предприняло необходимых и достаточных мер по выполнению обязанности в сфере охраняемых правоотношений.
В связи с изложенным, суд не нашел оснований для оценки совершенного обществом правонарушения как малозначительного.
При изложенных обстоятельствах Инспекция Госстройнадзора РМ правомерно обратилась в Арбитражный суд Республики Мордовия с заявлением о привлечении ООО ПФ "Жилкоммунстрой" к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 КоАП РФ.
В силу части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях невыполнение в установленный срок законного предписания уполномоченных на осуществление государственного строительного надзора федерального органа исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или административное приостановление их деятельности на срок до девяноста суток.
Согласно пунктам 1, 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административное наказание за совершение административного правонарушения назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за данное административное правонарушение в соответствии с настоящим Кодексом.
При назначении административного наказания учитываются: характер совершенного лицом административного правонарушения, его имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
Перечень смягчающих и отягчающих административную ответственность обстоятельств содержится в статьях 4.2 и 4.3 КоАП РФ.
С учетом всестороннего и полного исследования всех обстоятельств дела, суд считает необходимым применить к ООО ПФ "Жилкоммунстрой" административное наказание, предусмотренное частью 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения штрафа в размере 50000 рублей.
Вопрос о взыскании государственной пошлины судом не рассматривался, так как в соответствии с действующим законодательством заявление административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 11.04.2016 до 13.04.2016.
Руководствуясь статьями 167-171, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
требования Инспекции государственного строительного надзора Республики Мордовия удовлетворить.
Привлечь общество с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Жилкоммунстрой", Республика Мордовия, г.Саранск (ОГРН 1021301116671, ИНН 1328162389, дата государственной регистрации – 04.11.2002) к административной ответственности по части 6 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде взыскания штрафа в размере 50000 рублей.
Предложить обществу с ограниченной ответственностью "Производственная фирма "Жилкоммунстрой" оплатить штраф в добровольном порядке в шестидесятидневный срок с момента вступления решения в законную силу по следующим реквизитам:
- наименование получателя – УФК по Республике Мордовия (Инспекция государственного строительного надзора Республики Мордовия);
- счет получателя платежа: 40101810900000010002;
- банк получателя - ГРКЦ Национального банка Республики Мордовия Банка России г.Саранск;
- БИК - 048952001; ОКТМО - 89701000;
- ИНН – 1326188906; КПП – 132601001;
- КБК – 83111690040040000140.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня вынесения решения.
В кассационном порядке решение, если оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции, может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Е.В. Волкова