НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 11.12.2009 № А39-6227/09

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-6227/2009

город Саранск 11 декабря 2009 года

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Савочкина В.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Умысковой Г.А.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью "Юкон", г.Инсар

к Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия, г.Саранск

о признании незаконным и отмене постановления № 89-09/129П от 17.11.2009 о назначении административного наказания,

при участии в заседании:

от заявителя: не явился,

от ответчика: Кореньковой Е.П., начальника отдела, доверенность № 09-03-02/1760 от 04.12.2009,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью "Юкон" (далее по тексту – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия (далее по тексту – Управление, ТУ Росфиннадзора в РМ, административный орган, ответчик) от 17.11.2009 № 89-09/129П о назначении административного наказания, которым общество привлечено к административной ответственности по части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за несоблюдение установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям в виде взыскания штрафа в размере 40 000 руб.

Заявление мотивировано нарушением порядка привлечения Общества к административной ответственности (рассмотрение дела в отсутствие представителя ООО "Юкон" при наличии ходатайства последнего об отложении рассмотрения дела).

Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия в отзыве сослалось на то, что оспариваемое постановление вынесено в полном соответствии с действующим валютным законодательством и КоАП РФ, права ООО "Юкон" при производстве по делу нарушены не были, поскольку по заявленному ходатайству рассмотрение дела откладывалось, однако после отложения дела представитель ООО "Юкон" в административный орган также не явился.

При рассмотрении дела установлено, что Общество с ограниченной ответственностью "Юкон" зарегистрировано в Едином государственном реестре юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1031302000663.

7 октября 2008 года между фирмой "YukonUSA, Inc", Нью-Йорк, США (продавцом) и ООО "Юкон", Инсар, Россия (покупателем) заключен контракт на приобретение товара согласно спецификации.

Общая цена контракта составила 40000 долларов США.

Пунктом 6 контракта стороны установили 100 % предоплату товара.

22 октября 2008 года в Мордовском отделении № 8589 Сбербанка России (г.Саранск) по вышеуказанному контракту оформлен паспорт сделки №08100007/1481/0853/2/0.

Дополнительным соглашением № 1 от 17.11.2008 к контракту стороны изменили ряд положений контракта, в том числе: признали недействительной спецификацию № 1 к контракту, определили, что окончательный ассортимент, комплектность, цена и количество товара определяются в инвойсах продавца по контракту, изменили методику определения качества товара, а также адресно-реквизитную информацию покупателя.

В рамках контракта от 07.10.2008 фирма "YukonUSA, Inc" осуществила поставку товара (автомобиля легкового PONTIACVIBE) на сумму 4400 долларов США. Товар в таможенном отношении оформлен Мордовской таможней по грузовой таможенной декларации (ГТД) №10009100/301208/0019139. В указанной ГТД в графе "D" проставлен штамп Мордовской таможни: "выпуск разрешен – 30.12.2008".

Справка о подтверждающих документах по указанной ГТД на сумму 4400 долларов США составлена ООО "Юкон" 20.01.2009 и представлена с подтверждающими документами в Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России 20.01.2009, что подтверждает отметка банка с датой получения. В графе 1 "Дата" справки о подтверждающих документах указана дата выпуска таможенными органами ввозимых товаров (графа "D" ГТД) – "30.12.2008".

ТУ Росфиннадзора в РМ проведена проверка соблюдения ООО "Юкон" валютного законодательства при заключении и исполнении контракта от 07.10.2008.

07.09.2009 административным органом вынесено определение № 09-03-06/131 о возбуждении дела об административном правонарушении по части 6 статьи 15.25 КоАП РФ в отношении ООО "Юкон" и проведении административного расследования.

16.10.2009 в отношении ООО "Юкон" составлен протокол об административном правонарушении № 09-03-06/131, в котором отражено, что ООО "Юкон" не соблюдены требования пункта 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 № 173-Ф3 "О валютном регулировании и валютном контроле" и пунктов 2.2, 2.4 Положения Центрального банка РФ от 01.06.2004 №258-П, то есть совершено административное правонарушение, выразившееся в несоблюдении установленных сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ.

По результатам рассмотрения дела об административном правонарушении 17.11.2009 руководителем Управления вынесено постановление № 89-09/129П, которым ООО "Юкон" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, и Обществу назначено наказание в виде административного штрафа в размере 40000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Рассмотрев имеющиеся в деле материалы, заслушав объяснения представителей сторон, суд считает не находит оснований для удовлетворения заявленных требований ввиду следующего.

В силу части 6 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям, нарушение установленного порядка использования специального учета и (или) резервирования, нарушение установленных единых правил оформления паспортов сделок либо нарушение установленных сроков хранения учетных и отчетных документов или паспортов сделок, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Пунктом 2 части 2 статьи 24 Федерального закона от 10.12.2003 №173-ФЗ "О валютном регулировании и валютном контроле" установлена обязанность резидентов и нерезидентов вести учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. При этом, единые формы учета и отчетности по валютным операциям, порядок и сроки их представления устанавливает Центральный банк Российской Федерации (часть 4 статьи 5 указанного Закона).

В силу пункта 2 части 3 статьи 23 названного Закона, Центральный банк Российской Федерации устанавливает порядок и сроки представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций.

Реализуя свои полномочия, Центральный банк Российской Федерации утвердил Инструкцию от 15.06.2004 № 117-И "О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации при осуществлении валютных операций, порядке учета уполномоченными банками валютных операций и оформления паспортов сделок" и Положение от 01.06.2004 № 258-П "О порядке представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам, и осуществления уполномоченными банками контроля за проведением валютных операций", которыми определены порядок представления резидентами уполномоченным банкам подтверждающих документов и информации, связанных с проведением валютных операций с нерезидентами по внешнеторговым сделкам.

В частности, согласно пунктам 2.1, 2.2 и 2.4 указанного Положения №258-П, в целях учета валютных операций по контракту и осуществления контроля за их проведением резидент в порядке, установленном настоящим Положением, представляет в банк паспорта сделки документы, связанные с проведением указанных операций, подтверждающие факт ввоза товаров на таможенную территорию Российской Федерации или вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации, а также выполнения работ, оказания услуг, передачи информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них (далее – подтверждающие документы).

В соответствии с названными пунктами Положения, подтверждающие документы представляются резидентом в банк паспорта сделки одновременно с двумя экземплярами справки о подтверждающих документах в срок, не превышающий 15 календарных дней, исчисляемых со дня, следующего за датой выпуска (условного выпуска) таможенными органами ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации товаров, определяемой по отметкам таможенного органа о выпуске (условном выпуске) товаров в таможенной декларации (в случае представления грузовой таможенной декларации на бланке установленной формы - графа "D").

Единые формы учета и отчетности по валютным операциям установлены Указанием Центрального банка Российской Федерации от 10.12.2007 № 1950-У "О формах учета по валютным операциям, осуществляемым резидентами, за исключением кредитных организаций и валютных бирж", вступившим в силу с 27.01.2008. Пунктом 1.3 данного Указания справка о подтверждающих документах включена в состав единых форм учета и отчетности по валютным операциям.

В ГТД №10009100/301208/0019139 в графе "D" проставлен штамп Мордовской таможни: "выпуск разрешен – 30.12.2008".

Таким образом, подтверждающие документы, а также справку о подтверждающих документах по товару, ввезенному на территорию России по ГТД №10009100/301208/0019139 на фактурную стоимость 4400 долларов США (товар ввезен 30.12.2009), ООО "Юкон" должно было представить не позднее 15.01.2009.

Фактически указанная справка составлена и представлена в Мордовское отделение № 8589 Сбербанка России 20.01.2009.

Факт совершения ООО "Юкон" правонарушения, ответственность за которое установлена частью 6 статьи 15.25 КоАП РФ, подтверждается материалами дела и по существу заявителем не оспаривается.

В соответствии с частью 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

В силу части 2 статьи 2.1 КоАП РФ лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

Приступая к осуществлению предпринимательской деятельности, ООО "Юкон" должно было предпринять все зависящие от него меры по исполнению обязанностей, возложенных на него Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле", то есть имело возможность не нарушать требования законодательства о валютном контроле, однако Общество не предприняло всех зависящих от него мер по соблюдению данной обязанности.

В связи с вышеизложенным, суд считает, что у ответчика имелась правовая и реальная возможность исключить факт нарушения законодательства о валютном регулировании и валютном контроле, а потому считает доказанным факт виновности ООО "Юкон" во вменяемом ему правонарушении.

Протокол об административном правонарушении составлен сотрудниками ТУ Росфиннадзора в РМ в полном соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

О необходимости явки для составления протокола об административном правонарушении ООО "Юкон" уведомлялось письмом от 02.10.2009 № 09-02-08/1406.

Письмом от 05.10.2009 ООО "Юкон" уведомило о невозможности явки в Управление директора Общества, в связи с нахождением последнего в отпуске до 15.10.2009.

В связи с этим, административным органом законному представителю ООО "Юкон" предложено явиться для дачи пояснений при составлении протокола об административном правонарушении 16.10.2009, о чем отмечено в определении от 06.10.2009 № 09-03-08/245 и письме от 06.10.2009 № 09-02-08/1428. Указанное определение и письмо вручено ООО "Юкон" 13.10.2009, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма № 28832.

О времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении ООО "Юкон" также уведомлено надлежащим образом.

Определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении от 19.10.2009 № 09-03-08/258 вручено Обществу 21.10.2009, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма № 29183.

Письмом от 02.11.2009 ООО "Юкон" уведомило Управление о невозможности явки директора Общества, в связи с нахождением последнего в отпуске без содержания заработной платы до 16.11.2009.

Определением от 02.11.2009 № 09-03-08/273 ТУ Росфиннадзора в РМ отложило рассмотрение дела на 17.11.2009 на 10 час. 45 мин., которое вручено Обществу 09.11.2009, что подтверждается уведомлением о вручении заказного письма № 29636.

Таким образом, нарушений процессуальных норм, которые влекли бы за собой нарушение прав ответчика при привлечении его к административной ответственности, судом не установлено.

Ссылка ООО "Юкон" на оставление без рассмотрения административным органом ходатайства Общества об отложении рассмотрения дела, изложенное в письме от 16.11.2009, является неосновательной и не может быть принята во внимание. Из содержания указанного письма, а также уведомления ТУ Росфиннадзора в РМ от 02.11.2009 №09-02-08/1561 следует, что указанные документы имеют отношение к делу об административном правонарушении, возбужденному в отношении директора ООО "Юкон" Баннова А.В. по статье 17.7 КоАП РФ.

Кроме того, ООО "Юкон" имело достаточно времени для направления своего представителя на рассмотрение дела об административном правонарушении.

Давностный срок, установленный частью 1 статьи 4.5. КоАП РФ, на момент вынесения постановления по делу об административном правонарушении от 17.11.2009 № 89-09/129П Управлением не пропущен.

При изложенных обстоятельствах оснований для удовлетворения заявления ООО "Юкон" не имеется.

Государственная пошлина в сумме 2000 рублей, уплаченная ООО "Юкон" платежным поручением № 244 от 27.11.2009 при обращении в арбитражный суд, подлежит возвращению заявителю, поскольку в силу части 4 статьи 208 АПК РФ (части 5 статьи 30.2 КоАП РФ) заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

решил:

В удовлетворении заявления о признании незаконным и отмене постановления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Мордовия от 17.11.2009 № 89-09/129П о назначении административного наказания Обществу с ограниченной ответственностью "Юкон" г.Инсар (ОГРН 1031302000663) отказать.

Возвратить Обществу с ограниченной ответственностью "Юкон", расположенному по адресу: Республика Мордовия, Инсарский район, г.Инсар, ул.Транспортная, д.1-в (ОГРН 1031302000663), из федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей, уплаченную по платежному поручению № 244 от 27.11.2009. Платежное поручение № 244 от 27.11.2009 возвратить заявителю.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение десяти дней с момента принятия решения.

В таком же порядке решение может быть обжаловано в Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления в силу обжалуемого судебного акта.

Судья В.Н.Савочкин