АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
Дело № А39-3609/2016
город Саранск 16 августа 2016 года
Резолютивная часть решения объявлена 09 августа 2016 года.
Решение в полном объеме изготовлено 16 августа 2016 года.
Арбитражный суд Республики Мордовия в лице судьи Салькаевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Юрловой А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Заместителя прокурора Республики Мордовия (уполномоченный орган Совет депутатов городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия) к Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия, Муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Ковылкино «Ковылкинский Горторг» о признании недействительным договора аренды №3 от 09.06.2014
с привлечением в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Мордовия
при участии
от Прокуратуры Республики Мордовия: Шитовой Е.П., прокурора отдела, действующей на основании служебного удостоверения ТО №150421 от 28.04.2014, сроком действия до 28.04.2017,
от уполномоченного органа - Совета депутатов городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия: не явились,
от Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия: не явились,
от Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ковылкино "Ковылкинский Горторг": не явились,
от третьего лица: не явились,
у с т а н о в и л:
Заместитель прокурора Республики Мордовия (далее - Прокуратура) обратился в Арбитражный суд Республики Мордовия в защиту публичных интересов с иском к Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия (далее - Администрация) и муниципальному унитарному предприятию муниципального образования Ковылкино «Ковылкинский Горторг» (далее – МУП «Ковылкинский ГОРТОРГ») о признании недействительным договора аренды №3 от 09.06.2014г и обязании возвратить нежилое помещение площадью 47,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Гагарина, д. 32, Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Представитель Прокуратуры исковые требования поддержала в полном объеме.
Представители ответчиков, уполномоченного органа и третьего лица, извещенные надлежащим образом о месте и времени рассмотрения дела (часть 1 статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации), в том числе, публично путем размещения информации на сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на сайте: http://asrm.arbitr.ru, в судебное заседание своих представителей не направили. Ответчики отзывы на иск не представили, ранее в судебном заседании представитель Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и Муниципального унитарного предприятия муниципального образования Ковылкино «Ковылкинский Горторг» исковые требования не признали, считают, что договор аренды соответствует действующему законодательству, нежилое помещение используется с условиями получения преференции.
На основании части 3 и 5 статьи 156 АПК РФ дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков, уполномоченного органа и третьего лица.
В ходе судебного разбирательства установлено следующее.
Между Администрацией и МУП «Ковылкинский горторг» 09.06.2014 на основании постановления Администрации городского поселения Ковылкино от 09.06.2016 № 263 «О предоставлении муниципальной преференции» заключен договор аренды имущества № 3 (далее - Договор), предусматривающий представление предприятию в возмездное пользование на бесконкурсной основе муниципального нежилого помещения площадью 47,9 кв. м, расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Гагарина, д. 32, сроком на 3 года для использования под магазин. Муниципальное имущество передано по акту приема-передачи от 09.06.2014.
Договор 08.07.2014 зарегистрирован в Управлении федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Мордовия и в настоящее время является действующим.
По результатам проведенной прокурорской проверки, отраженным в акте проверки от 28.04.2016, Прокуратурой установлено несоответствие договора №3 от 09.06.2014 требованиям действующего законодательства о защите конкуренции, в связи с этим Прокуратура направила в адрес ответчиков требования о расторжении договора аренды имущества № 3 от 09.06.2014.
Администрация и МУП «Ковылкинский ГОРТОРГ» в письмах от 12.07.2016, направленных в адрес Ковылкинской межрайонной прокуратуры, требования не признали.
Несоответствие договора № 3 от 09.06.2014 требованиям действующего законодательства о защите конкуренции послужило основанием для обращения в суд с настоящим иском.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса РФ и заслушав доводы представителей сторон, суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению на основании следующего.
В соответствии с п. 2 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления вправе передавать муниципальное имущество во временное или в постоянное пользование физическим и юридическим лицам, органам государственной власти Российской Федерации (органам государственной власти субъекта Российской Федерации) и органам местного самоуправления иных муниципальных образований, отчуждать, совершать иные сделки в соответствии с федеральными законами.
В силу ч. 1 ст. 17.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закона о защите конкуренции) заключение договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного или муниципального имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, может быть осуществлено только по результатам проведения конкурсов или аукционов на право заключения этих договоров, за исключением предоставления указанных прав на такое имущество, в частности в порядке, установленном главой 5 данного Закона.
Глава 5 Закона о защите конкуренции устанавливает основания, условия и порядок предоставления государственных или муниципальных преференций.
Пунктом 7 части 1 статьи 15 этого же Закона органам местного самоуправления установлен запрет на предоставление муниципальной преференции в нарушение вышеуказанного порядка, согласно которому преференции могут быть предоставлены исключительно в целях, поименованных в ч. 1 ст. 19 Закона о защите конкуренции, с предварительного согласия в письменной форме антимонопольного органа (за исключением случаев, перечисленных в ч. 3 ст. 19 данного Закона), с соблюдением процедуры, регламентированной ст. 20 Закона о защите конкуренции.
Под государственными или муниципальными преференциями в силу пункта 20 статьи 4 Закона о защите конкуренции понимается предоставление федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимуществ, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот.
Согласно части 1 статьи 19 Закона о защите конкуренции в соответствии с полномочиями органов государственной власти или органов местного самоуправления государственная или муниципальная помощь может предоставляться с целью, в том числе, социального обеспечения населения.
Порядок предоставления государственной или муниципальной преференции установлен статьей 20 Закона о защите конкуренции, согласно которой федеральный орган исполнительной власти, орган государственной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления, иные осуществляющие функции указанных органов органы или и организации, имеющие намерение предоставить государственную или муниципальную преференцию, подают в антимонопольный орган заявление о даче согласия на предоставление такой преференции по форме, определенной федеральным антимонопольным органом. К заявлению о даче согласия на предоставление преференции прилагаются документы и сведения, перечень которых определен Законом о защите конкуренции.
Прокурорской проверкой установлено, что 13 мая 2014 года Администрация городского поселения на основании заявления МУП «Ковылкинский горторг» обратилась в УФАС по Республике Мордовия с заявлением о согласовании вопроса о предоставлении муниципальной преференции МУП «Ковылкинский горторг» в целях социального обеспечения и приложением перечня соответствующих документов.
УФАС по Республике Мордовия по результатам рассмотрения заявления органа местного самоуправления 04.06.2014 согласовало предоставление муниципальной преференции в форме передачи муниципального имущества - нежилого помещения площадью 47,9кв. м, расположенного по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Гагарина, д. 32, МУП «Ковылкинский горторг» сроком на 3 года в целях социального обеспечения населения.
Вместе с тем правовые, организационные и экономические основы социального обслуживания граждан в Российской Федерации установлены в Федеральном законе от 28.12.2013 № 442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации» (далее - Закон № 442-ФЗ), в силу статьи 3 которого под социальным обслуживанием граждан понимается деятельность по предоставлению социальных услуг гражданам. Социальная услуга - это действие или действия в сфере социального обслуживания по оказанию постоянной, периодической, разовой помощи, в том числе срочной помощи, гражданину в целях улучшения условий его жизнедеятельности и (или) расширения его возможностей самостоятельно обеспечивать свои основные жизненные потребности. Получатель социальных услуг - гражданин, который признан нуждающимся в социальном обслуживании и которому предоставляются социальная услуга или социальные услуги.
Согласно статье 4 Закона № 442-ФЗ одним из принципов социального обслуживания является адресность предоставления социальных услуг.
В соответствии со статьей 5 Закона № 442-ФЗ система социального обслуживания включает в себя: федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального обслуживания; орган государственной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный на осуществление предусмотренных настоящим Федеральным законом полномочий в сфере социального обслуживания; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти; организации социального обслуживания, находящиеся в ведении субъекта Российской Федерации; негосударственные (коммерческие и некоммерческие) организации социального обслуживания, в том числе социально ориентированные некоммерческие организации, предоставляющие социальные услуги; индивидуальные предприниматели, осуществляющие социальное обслуживание.
В статьях 20, 21 Закона № 442-ФЗ приведен перечень видов социальных услуг, к которым относятся услуги: социально-бытовые; социально-медицинские; социально-психологические; социально-педагогические; социально-трудовые; социально-правовые; услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности; срочные социальные услуги.
Федеральными законами от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи», от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах», Законом Российской Федерации от 15.05.1991 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» закреплены также положения об адресности социального обеспечения.
Согласно выписке из ЕГРЮЛ в отношении МУП «Ковылкинский горторг» основным видом его экономической деятельности является прочая торговля в неспециализированных магазинах. Дополнительными видами экономической деятельности - розничная торговля продуктами питания и алкогольными напитками.
Таким образом, положения вышеприведенного законодательства в сфере социальной защиты населения в Российской Федерации деятельность по торговле продуктами питания и алкогольными напитками не позволяют отнести к формам социального обеспечения населения. Услуги (товары), предоставляемые на возмездной основе, не являются социальными услугами (товарами), даже если они предоставляются гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации. Кроме того, как установлено в ходе прокурорской проверки, деятельность МУП «Ковылкинский горторг» по торговле продуктами питания и алкогольными напитками охватывает все население г. Ковылкино, то есть отсутствует адресность как основополагающий принцип государственной социальной поддержки в системе государственного социального обеспечения населения.
Более того, спорное нежилое помещение используется для эксплуатации магазина, не имеющего предусмотренного постановлением Правительства Республики Мордовия от 14.11.2011 № 432 «Об утверждении Положения об организации работы социальных магазинов (социальных отделов в магазинах) на территории Республики Мордовия» статуса «социального» магазина, наличие которого заявлялось бы ответчиками, как условие получения преференции.
Таким образом, нежилое помещение Администрацией предоставлено МУП «Ковылкинский горторг» не в целях социального обеспечения населения. Фактически муниципальная преференция предоставлена в целях приобретения хозяйствующим субъектом прав на муниципальное имущество в обход процедуры торгов.
Поскольку законом предусмотрена возможность передачи хозяйствующему субъекту муниципального имущества только при соблюдении требований, предусмотренных Законом о защите конкуренции, целью обращения с настоящим исковым заявлением является пресечение нарушений требований закона, повлекших ущемление прав хозяйствующих субъектов, имеющих намерение приобрести право пользования на спорное имущество, а также интересов публично-правового образования - городского поселения Ковылкино на получение наибольшей прибыли от его использования.
Согласно статье 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В силу части 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований и возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Администрация городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и МУП «Ковылкинский Горторг» доказательств отсутствия нарушения законодательных норм при заключении договора №3 от 09.06.2014 не представили.
Согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно статье 167 Гражданского кодекса РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
При таких обстоятельствах, договор аренды №3 от 09.06.2016, заключенный между Администрацией городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и МУП «Ковылкинский Горторг» в силу ст. 168 Гражданского кодекса РФ, является недействительным, ввиду несоответствия нормам Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» и Федерального закона от 28.12.2013 №442-ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»., а переданное в аренду муниципальное нежилое помещение общей площадью 47,9 кв.м., расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, г. Ковылкино, ул. Гагарина, д. 32, по названному договору аренды, подлежит возврату Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия.
Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
р е ш и л:
Исковые требования удовлетворить.
Признать недействительным договор №3, заключенный 09.06.2014 между Администрацией городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия и Муниципальным унитарным предприятием муниципального образования Ковылкино «Ковылкинский Горторг».
Обязать Муниципальное унитарное предприятие муниципального образования Ковылкино «Ковылкинский Горторг» возвратить Администрации городского поселения Ковылкино Ковылкинского муниципального района Республики Мордовия нежилое помещение площадью 47,9кв.м., расположенное по адресу: Республика Мордовия, Ковылкинский район, город Ковылкино, улица Гагарина, 32.
Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в течение месяца со дня вынесения решения.
В таком же порядке решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Волго-Вятского округа в срок, не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья А.А. Салькаева