НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Мордовия от 05.12.2023 № А39-8550/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МОРДОВИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

Дело № А39-8550/2023

город Саранск 28 декабря 2023 года

Резолютивная часть решения объявлена 05 декабря 2023 года.

Решение в полном объеме изготовлено 28 декабря 2023 года.

Арбитражный суд Республики Мордовия в составе судьи Волковой Е.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республики Мордовия (ОГРН 1025203013516 ИНН 5260107770, г. Нижний Новгород)

к обществу с ограниченной ответственностью "НЕПЕС РУС" (ОГРН 1121326000575, ИНН 1326221053, Республика Мордовия, г. Саранск)

о взыскании 4805 рублей 94 копеек платы за экологический сбор за период с 01.01.2022 по 31.12.2022,

без ведения протокола и вызова сторон,

у с т а н о в и л:

Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (далее по тексту – Управление, заявитель) обратилось в суд с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "НЕПЕС РУС" (далее по тексту – Общество, ООО "НЕПЕС РУС", ответчик) о взыскании 4805 рублей 94 копеек платы за экологический сбор за период с 01.01.2022 по 31.12.2022.

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 27.09.2023 заявление принято к производству и назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Ответчику было предложено в срок до 20.10.2023 выполнить следующие действия: представить письменный мотивированный отзыв на заявление по существу заявленных требований. В срок до 15.11.2023 предложено представить дополнительные документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

Ответчик представил отзыв на заявление, указав на то, что заявленное требование подлежит рассмотрению не в общем производстве, а в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), так как является реестровым.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.12.2023 по делу №А39-8550/2023 заявленные требования Управления удовлетворены.

После вынесения решения, в суд от Общества поступило заявление о составлении мотивированного решения.

Из материалов дела судом установлено, что ООО "НЕПЕС РУС", согласно Выписке из единого государственного реестра юридических лиц, имеет основной вид деятельности, которым является производство элементов электронной аппаратуры и печатных схем (плат), представило в установленном порядке декларацию о плате за экологический сбор за период с 01.01.2022 по 31.12.2022, согласно которой по итогам 2022 года ответчиком подлежит уплате 4805 рублей 94 копейки.

Обществом обязанность по внесению платы за экологический сбор за 2022 год не исполнена.

Направленное в адрес Общества требование №01-15/5875 от 20.06.2023 о добровольном погашении платежей за экологический сбор в сумме 4805 рублей 94 копеек.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 №1073 утверждены Правила взимания экологического сбора (далее - Правила №1073).

В соответствии с пунктом 25 Правил №1073 в случае, если в течение 15 календарных дней со дня получения плательщиком требования о добровольном погашении задолженности плательщик не оплатил указанную задолженность в добровольном порядке, территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования вправе взыскать задолженность в судебном порядке.

Указанные обстоятельства послужили Управлению основанием для обращения с рассматриваемым заявлением в суд.

Изучив материалы дела, суд считает исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Отношения, связанные с обращением с отходами производства и потребления в целях предотвращения вредного воздействия отходов производства и потребления на здоровье человека и окружающую среду, а также вовлечения таких отходов в хозяйственный оборот в качестве дополнительных источников сырья, регламентированы Федеральным законом от 24.06.1998 № 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон №89-ФЗ).

В соответствии с пунктом 1 статьи 24.2 Закон №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие производство товаров на территории Российской Федерации (далее - производители товаров), юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие импорт товаров из третьих стран или ввоз товаров из государств - членов Евразийского экономического союза (далее - импортеры товаров), обязаны обеспечивать выполнение установленных Правительством Российской Федерации нормативов утилизации.

Перечни товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, а также упаковки товаров, подлежащей утилизации после утраты ею потребительских свойств, утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2020 №3721-р (далее - Распоряжение №3721-р).

Нормативы утилизации отходов от использования товаров на 2022 год утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от Федерации от 31.12.2020 №3722-р (далее - Распоряжение №3722-р).

В силу положений пункта 3 статьи 24.2 Закона № 89-ФЗ производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования этих товаров самостоятельно.

Пунктом 4 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ установлено, что обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов).

Согласно пункту 7 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 Закона №89-ФЗ.

Кроме того, в соответствии с пунктом 9 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора.

Порядок, формы и сроки декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки) установлены Положением о декларировании производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2015 №1417 (далее - Положение №1417).

Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации установлены Правилами представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации 03.12.2020 №2010 (далее - Правила №2010).

В соответствии с пунктом 10 Положения №1417 и пунктом 12 Правил №2010 Декларация о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации, за предыдущий календарный год (далее - Декларация) и Отчетность о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств за отчетный год (далее - Отчетность) представляются до 1 апреля года, следующего за отчетным.

Согласно абзацу 4 подпункта "а" пункта 2 Правил №1073 уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора, начиная с 2017 года, осуществляются до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом.

Согласно пункту 7 Правил №2010 и пункту 13 Положения №1417 Декларация и Отчетность предоставляется: импортерами товаров - в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования; производителями товаров - в территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по месту государственной регистрации производителя товаров.

В соответствии с пунктом 2 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ экологический сбор уплачивается производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, указанных в пункте 12 статьи 24.2 Закона №89-ФЗ, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным годом.

Пунктом 8 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ определено, что порядок взимания экологического сбора (в том числе порядок его исчисления, срок уплаты, порядок взыскания, зачета, возврата излишне уплаченных или излишне взысканных сумм этого сбора) устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 5 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ ставка экологического сбора формируется на основе средних сумм затрат на сбор, транспортирование, обработку и утилизацию единичного изделия или единицы массы изделия, утратившего свои потребительские свойства. В ставку экологического сбора может включаться удельная величина затрат на создание объектов инфраструктуры, предназначенных для этих целей.

В силу положений пункта 6 статьи 24.5 Закона №89-ФЗ экологический сбор рассчитывается посредством умножения ставки экологического сбора на массу товара или на количество единиц товара (в зависимости от вида товара) либо на массу упаковки товара, выпущенных в обращение на территории Российской Федерации, и на норматив утилизации, выраженный в относительных единицах.

Ставки экологического сбора по каждой группе товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, уплачиваемого производителями, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 09.04.2016 №284.

В соответствии с пунктом 7 Правила №1073 расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования.

В свою очередь форма расчета суммы экологического сбора утверждена приказом Росприроднадзора от 22.08.2016 №488.

В соответствии с пунктом 8 Правил №1073 в случае не достижения нормативов утилизации отходов от использования товаров экологический сбор рассчитывается плательщиками посредством умножения ставки экологического сбора на разницу между установленным и фактически достигнутым значением количества утилизированных отходов от использования товаров.

Судом установлено, что Обществом обязанность по внесению платы за экологический сбор за 2022 год не исполнена, задолженность составила 4805 рублей 94 копейки.

Направленное в адрес Общества требование №01-15/5875 от 20.06.2023 о добровольном погашении платежей за экологический сбор в сумме 4805 рублей 94 копеек оставлено без исполнения.

На дату рассмотрения дела в суде задолженность ответчиком не уплачена.

Поскольку доказательств оплаты задолженности в порядке статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлено, суд считает заявленное требование о взыскании с ответчика платы за экологический сбор в сумме 4805 рублей 94 копеек за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 обоснованным, подтвержденным материалами дела и подлежащим удовлетворению.

Довод Общества, о рассмотрении заявленного требования не в общем производстве, а в рамках дела о несостоятельности (банкротстве), так как является реестровым, является несостоятельным в виду следующего.

Согласно статье 32 Федерального закона от 26.10.2002 №127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве) и части 1 статьи 223 АПК РФ дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, предусмотренным названным Кодексом, с особенностями, установленными федеральными законами, регулирующими вопросы о несостоятельности (банкротстве).

Положениями статьи 5 Закона о банкротстве определено, что под текущими платежами понимаются денежные обязательства, требования о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и обязательные платежи, возникшие после даты принятия заявления о признании должника банкротом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов. Кредиторы по текущим платежам при проведении соответствующих процедур, применяемых в деле о банкротстве, не признаются лицами, участвующими в деле о банкротстве.

В соответствии с абзацем третьим пункта 3 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.07.2009 N 60 "О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 №296-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О несостоятельности (банкротстве)" текущие требования подлежат предъявлению в суд в общем порядке, предусмотренном процессуальным законодательством, вне рамок дела о банкротстве (пункты 2 и 3 статьи 5 Закона №127-ФЗ).

Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.03.2022 принято к производству заявление о признании несостоятельным (банкротом) ООО "НЕПЕС РУС". Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 11.07.2022 (резолютивная часть объявлена 04.07.2022) по делу №А39-1670/2022 в отношении должника - ООО "НЕПЕС РУС" введена процедура наблюдения сроком до 05.12.2022, временным управляющим утвержден Яфаров Евгений Рясимович. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 05.12.2022 по делу №А39-1670/2022 процедура наблюдения продлена до 06.02.2023. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 10.06.2023 по делу №А39-1670/2022 процедура наблюдения продлена до 06.03.2023.

Решением Арбитражного суда Республики Мордовия от 28.03.2022 (резолютивная часть объявлена 10.03.2023) должник - ООО "НЕПЕС РУС" признан несостоятельным (банкротом) и в отношении его имущества открыто конкурсное производство сроком до 11 августа 2023 года. Определением Арбитражного суда Республики Мордовия от 08.09.2023 по делу №А39-1670/2022 срок конкурсного производства продлен до 06.03.2024.

Сведения о признании ООО "НЕПЕС РУС" несостоятельным (банкротом) опубликованы в газете "Коммерсантъ" № 51 (7496) от 25.03.2023 (объявление № 77090429626 стр. 253).

В соответствии с пунктом 6 от 20.12.2016 утв. Президиумом Верховного суда РФ "Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства", применяемым в настоящем деле по аналогии, при разрешении вопроса о квалификации задолженности по обязательным платежам в качестве текущей либо реестровой следует исходить из момента окончания налогового (отчетного) периода, по результатам которого образовался долг.

Таким образом, моментом возникновения обязанности по уплате налога является день окончания налогового периода, а не день представления налоговой декларации или день окончания срока уплаты налога.

Уплата экологического сбора регламентируется нормами Федерального закона от 24.06.1998 №89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", согласно пункту 1 статьи 24.5 которого таковой относится к неналоговым доходам федерального бюджета.

Экологический сбор уплачивается в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом (пункт 2 статьи 24.5 данного закона).

Учитывая изложенное, а также то, что отчетный период (2022 год) применительно к рассматриваемой ситуации окончен после принятия заявления о признании должника банкротом и возбуждения в отношении ответчика дела о банкротстве (11.03.2022) суд приходит к выводу о том, что предъявленная задолженность подлежит квалификации в качестве текущей.

На основании части 3 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с ответчика в доход федерального бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 2000 рублей.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

р е ш и л:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НЕПЕС РУС" (ОГРН 1121326000575, ИНН 1326221053, Республика Мордовия, г. Саранск) в пользу Межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области и Республике Мордовия (ОГРН 1025203013516, ИНН 5260107770, г. Нижний Новгород) задолженность по оплате экологического сбора за период с 01.01.2022 по 31.12.2022 в сумме 4805 рублей 94 копеек.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "НЕПЕС РУС" (ОГРН 1121326000575, ИНН 1326221053, Республика Мордовия, г. Саранск) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 рублей.

По заявлению лица, участвующего в деле, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения может быть подано в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте Арбитражного суда Республики Мордовия в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение подлежит немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Мордовия в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения - в тот же срок со дня принятия решения в полном объеме.

Если решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы, решение может быть обжаловано в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Волго-Вятского округа только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья Е.В. Волкова