АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«25» ноября 2015 года Дело № А38-5913/2015 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело
по заявлению Центрального банка Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации
к ответчику страховому акционерному обществу «ВСК»
(ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062)
о привлечении к административной ответственности
третье лицо Светлаков Денис Викторович
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, Центральный банк Российской Федерации в лице Отделения – Национального банка по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации (далее – банк, административный орган), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением к ответчику, страховому акционерному обществу «ВСК» (далее – общество, страховая организация), о привлечении к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
В заявлении изложены доводы о том, что общество осуществляет предпринимательскую деятельность с нарушением лицензионных требований. Так, административным органом выявлено, что ответчик несвоевременно направил гражданину, обязательственные отношения с которым были прекращены, сведения о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, нарушив тем самым лицензионные требования осуществления страховой деятельности (л.д. 6-10).
Информация о принятии заявления к производству размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в сети «Интернет».
Ответчик, надлежащим образом уведомленный о рассмотрении спора, письменный отзыв и документальные доказательства не представил (л.д. 54-55).
В силу статьи 25.2 КоАП РФ дело об административном правонарушении должно рассматриваться с участием потерпевшего, поэтому к участию в деле в соответствии со статьей 51 АПК РФ в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечен Светлаков Денис Викторович, являвшийся страхователем по договору обязательного страхования (л.д. 1-3).
Третье лицо письменный отзыв на заявление и доказательства по предложению арбитражного суда не представил.
В силу пункта 2 части 2 статьи 123 АПК РФ он признается извещенным надлежащим образом о принятии заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, поскольку, несмотря на почтовое извещение, адресат в течение срока хранения заказной корреспонденции дважды без уважительных причин не явился за получением копии судебного акта. Уклонение от получения подтверждено отметкой органа почтовой связи на уведомлении, возвращенном в арбитражный суд (л.д. 56).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление административного органа по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что страховое акционерное общество «ВСК» включено в Единый государственный реестр юридических лиц за основным государственным регистрационным номером 1027700186062. В городе Йошкар-Оле функционирует филиал страховой организации по Республике Марий Эл. Согласно выписке из ЕГРЮЛ общество осуществляет страховую деятельность, в том числе страхование гражданской ответственности (л.д. 45-48). При этом 11.09.2015 ему была выдана бессрочная лицензия на страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств (л.д. 42-43).
Основанием для проведения банком проверки в отношении указанного лица явилось письменное обращение страхователя по прекращенному договору обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – договор ОСАГО) Светлакова Дениса Викторовича (далее – страхователь, гражданин). В заявлении, поступившем в административный орган 13.05.2015, гражданин указал на нарушение страховой организацией требований законодательства, выражавшегося, в том числе, в не направлении ему по истечении установленного срока сведений о страховании.
В результате рассмотрения жалобы, а также документов, представленных страховщиком в ответ на запрос банка (л.д. 34) было установлено, что 03.10.2012 между САО «ВСК» и Светлаковым Д.В. был заключен договор ОСАГО, срок действия которого истекал 02.10.2013, что подтверждается полисом обязательного страхования серии ВВВ № 0628900214 (л.д. 29).
После прекращения договорных обязательств, 04.06.2015, Светлаков Д.В.обратился в филиал САО «ВСК» в Республике Марий Эл с письменным заявлением о предоставлении сведений об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств. Оно получено обществом в тот же день, на что указывает отметка о приеме документа (л.д. 30).
В нарушение пункта 10 статьи 15 Закона об ОСАГО и пункта 1.17 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 19.09.2014 № 431-П, утвержденных Банком России, испрашиваемые страхователем сведения были направлены гражданину только 25.06.2015 (л.д. 32).
01.07.2015 по запросу Банка России от 19.06.2015 страховая организация направила в адрес административного органа письмо, в котором признало событие административного правонарушения. Кроме того, общество указало, что им предприняты меры, направленные на недопущение подобных нарушений в будущем (л.д. 35).
В ходе проведенной проверки банком установлено нарушение САО «ВСК» действующего страхового законодательства, выраженное в нарушении срока направления гражданину сведений о страховании.
22.09.2015 начальником юридического отдела Отделения – Национального банка по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении № 88-15-Ю/0073/1020, в котором совершенное обществом правонарушение квалифицировано по части 3 статьи 14.1 КоАП РФю Законный представитель страховой организации на составление протокола не явился, о чем сделана соответствующая запись (л.д. 14-18).
В соответствии с правилами части 3 статьи 23.1 КоАП РФ и главы 25 АПК РФ административный орган обратился в арбитражный суд с заявлением о привлечении страхового акционерного общества «ВСК» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Правомерность заявленного требования проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
На основании части 1 статьи 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В силу статьи 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Часть 3 статьи 14.1 КоАП РФ устанавливает административную ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Согласно пункту 2 статьи 4.1 Закона Российской Федерации от 27.11.1992 № 4015-1 «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (далее – Закон об организации страхового дела) деятельность субъектов страхового дела, к которым относятся страховые организации, подлежит лицензированию. В частности, только в соответствии с лицензией, выданной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, страховая организация в силу пункта 2 статьи 32 указанного закона и статьи 1 Федерального закона от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО) может осуществлять такой вид обязательного страхования, как страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств.
При этом действующим законодательством не предусмотрено издание отдельного нормативного акта, содержащего лицензионные требования (условия) к страховой деятельности.
Между тем исходя из положений подпункта 1 пункта 5 статьи 30 Закона об организации страхового дела, одним из лицензионных требований является соблюдение субъектом страхового дела требований страхового законодательства. Неисполнение данного требования может при определенных обстоятельствах повлечь ограничение или приостановление действия лицензии, а также ее отзыв (статьи 32.6 и 32.8 Закона об организации страхового дела).
Тем самым, соблюдение требований страхового законодательства является условием осуществления деятельности, предусмотренной лицензией на страхование, в том числе лицензией на страхование гражданской ответственности владельцев автотранспортных средств. При этом к страховому законодательству относится, помимо прочего, законодательство Российской Федерации об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, состоящее, в свою очередь, из Гражданского кодекса Российской Федерации, Закона об ОСАГО, других федеральных законов и издаваемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации (статья 2 Закона об ОСАГО).
В соответствии с пунктом 1 статьи 935 Гражданского кодекса Российской Федерации законом на указанных в нем лиц может быть возложена обязанность страховать, в том числе, риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц или нарушения договоров с другими лицами. Одним из видов обязательного страхования является страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Согласно пункту 1 статьи 4 Закона об ОСАГО владельцы транспортных средств обязаны на условиях и в порядке, которые установлены указанным законом и в соответствии с ним, страховать риск своей гражданской ответственности, которая может наступить вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц при использовании транспортных средств. Обязанность по страхованию гражданской ответственности распространяется на владельцев всех используемых на территории Российской Федерации транспортных средств, за исключением случаев, предусмотренных пунктами 3 и 4 статьи 4 Закона об ОСАГО.
Указанной обязанности корреспондирует встречная обязанность страховщиков заключать с владельцами транспортных средств договор обязательного страхования их гражданской ответственности (абзац 8 статьи 1 Закона об ОСАГО). Он заключается в порядке и на условиях, которые предусмотрены Законом об ОСАГО.
По смыслу Закона об ОСАГО для заключения названного договора владелец транспортного средства должен предоставить страховщику сведения о страховании, полученные им от страховщика, с которым был заключен предыдущий договор обязательного страхования. При этом указанная информация непосредственно влияет на размер страховой премии.
Названный закон, соответственно, закрепляет обязанность страховщика при прекращении договора обязательного страхования предоставить страхователю сведения о количестве и характере наступивших страховых случаев, об осуществленных страховых выплатах и о предстоящих страховых выплатах, о продолжительности страхования, о рассматриваемых и неурегулированных требованиях потерпевших о страховых выплатах и иные сведения о страховании в период действия договора обязательного страхования (далее – сведения о страховании) (пункт 10 статьи 15 Закона об ОСАГО).
Согласно пункту 1 статьи 5 Закона об ОСАГО порядок реализации определенных названным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации в правилах обязательного страхования. Во исполнение приведенной нормы Банком России утверждены Правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств от 19.09.2014 № 431-П.
Исходя из пункта 1.17 названного акта, страховщик обязан по окончании срока действия договора обязательного страхования в пятидневный срок с даты письменного обращения страхователя предоставить ему в письменной форме и по установленной форме сведения о страховании.
Тем самым у САО «ВСК» возникла обязанность предоставить сведения о страховании в течение 5 дней со дня получения заявления Светлакова Д.В. (с 04.06.2015).
Однако они были направлены страхователю только 26.04.2015, на что прямо указывает адресованное гражданину сопроводительное письмо от 26.04.2015. Кроме того, факт несвоевременного предоставления испрашиваемых сведений подтверждается письмом общества от 01.07.2015 и объяснениями директора филиала САО «ВСК»» в Республике Марий Эл, в которых указанными лицами признано событие вменяемого страховщику административного правонарушения (л.д. 32-35).
Тем самым банком доказано нарушение страховой организацией пятидневного срока для предоставления страхователю сведений о страховании, установленного пунктом 1.17 Правил обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
При этом правила обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств утверждены в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ и обязательны для исполнения. Несоблюдение их при осуществлении деятельности страховой организацией свидетельствует об осуществлении деятельности с нарушением условий лицензии.
Таким образом, арбитражный суд признает доказанным событие административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ, выразившееся в несоблюдении требований, установленных законодательством Российской Федерации в области лицензируемой деятельности.
Обязательным признаком состава административного правонарушения является вина. В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Согласно статье 26.1 КоАП РФ одним из обстоятельств, подлежащих выяснению по делу об административном правонарушении, является виновность лица в совершении административного правонарушения.
Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд считает, что вина страхового акционерного общества «ВСК» в совершении вмененного ему административного правонарушения доказана представленными в материалы дела доказательствами. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствовавших выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению законодательства, не представлены.
Проведя по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализ имеющихся в деле доказательств, арбитражный суд делает итоговый вывод о наличии в действиях ответчика состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Арбитражным судом не установлено нарушений процессуальных прав и законных интересов лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении.
В силу пункта 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ должностные лица Банка России правомочны составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных частями 1 – 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении в отношении общества составлен уполномоченным лицом в соответствии с пунктом 81 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, подпунктом 2.10 пункта 2 Указания Банка России от 04.03.2014 № 3207-У «О перечне должностных лиц Банка России, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях», приказом Отделения – Национального банка по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации от 22.06.2015 №ОДТ4-88-287 «О должностных лицах Отделения – Национального банка по Республике Марий Эл Волго-Вятского главного управления Центрального банка Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях». Права и интересы лица, привлекаемого к административной ответственности, при этом не нарушены. Форма и содержание протокола не противоречат правилам статьи 28.2 КоАП РФ.
В силу части 1 статьи 4.5 КоАП РФ постановление по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей не может быть вынесено по истечении трех месяцев со дня совершения правонарушения, а за нарушение страхового законодательства, законодательства Российской Федерации о защите прав потребителей по истечении одного года со дня совершения правонарушения.
Обществом нарушены лицензионные требования к осуществлению страховой деятельности, связанные с оказанной услугой по обязательному страхованию гражданской ответственности владельца транспортного средства. Следовательно, в данном случае непосредственным объектом посягательства является установленный и охраняемый порядок в сфере защиты прав потребителей, поэтому предусмотренный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ срок давности привлечения к административной ответственности не считается пропущенным.
Иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении (статья 24.5 КоАП РФ), а также обстоятельств, вызывающих неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, Арбитражным судом Республики Марий Эл не установлено.
На основании части 2 статьи 206 АПК РФ по результатам рассмотрения заявления о привлечении к административной ответственности арбитражный суд принимает решение о привлечении САО «ВСК»» к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП РФ, при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Санкция части 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусматривает для юридических лиц возможность применения наказания в виде предупреждения или административного штрафа в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей в зависимости от наличия отягчающих вину обстоятельств.
С учетом характера совершенного правонарушения, положений статей 2.10, 3.1, 4.1. КоАП РФ, принимая во внимание устранение в ходе проверки выявленного нарушения, а также незначительный период просрочки направления сведений о страховании гражданину, арбитражный суд считает возможным применить к страховому акционерному обществу «ВСК»» меру ответственности, предусмотренную санкцией части 3 статьи 14.1 КоАП РФ, в виде предупреждения.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом Российской Федерации не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Привлечь страховое акционерное общество «ВСК»
(ИНН 7710026574, ОГРН 1027700186062, место нахождения: 121552, г. Москва, ул. Островная, д. 4; дата государственной регистрации в качестве юридического лица 04.09.2002) к административной ответственности по части 3 статьи 14.1 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде предупреждения.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.А. Фролова