АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«25» января 2024 года Дело № А38-4624/2023 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Фроловой Л.А.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело
по исковому заявлению Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к ответчику федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
о возмещении вреда, причиненного окружающей среде
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Истец, Волжско-Камское межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (далее – Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора, управление), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с исковым заявлением к ответчику, федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра» (далее – ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», учреждение), о взыскании вреда, причиненного почве, в размере 1 859 руб.
В исковом заявлении изложены доводы о том, что в ходе проведения управлением контрольных мероприятий установлен факт порчи земель, выразившийся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы в квартале 68 Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра». Истец считает, что все предусмотренные законодательством условия для взыскания с ответчика суммы вреда, причиненного окружающей среде, доказаны. Размер ущерба рассчитан в соответствии с утвержденной методикой и должен быть возмещен ответчиком в полном объеме.
Требования управления обоснованы ссылками на статьи 15, 1064 Гражданского кодекса РФ, статьи 77, 78 Федерального закона от 10.01.2022 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон об охране окружающей среды) – л.д. 3-6.
Ответчик, ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», в отзыве на исковое заявление требования не признал и указал, что учреждение является лицом, на территории которого причинен вред окружающей среде, а не лицом, причинившим вред. По утверждению участника спора, факт наличия в почве загрязняющих веществ управлением не установлен (л.д. 30-32).
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства. Решение арбитражного суда принято 15 января 2024 года путем подписания судьей резолютивной части решения, которая размещена на официальном сайте Арбитражного суда Республики Марий Эл в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» 16 января 2024 года (л.д. 40).
18 января 2024 года ответчик обратился с заявлением о составлении мотивированного решения (л.д. 41).
Рассмотрев представленные доказательства, арбитражный суд принял резолютивную часть решения об удовлетворении исковых требований по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра» на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 12:00:0000000:453, площадью 178 149 787 кв.м, категория земель – земли особо охраняемых территорий и объектов, разрешенное использование – для рекреационного и оздоровительного назначения; государственный природный национальный парк «Марий Чодра», расположенный по адресу: Республика Марий Эл, Волжский район (далее – спорный земельный участок) – л.д. 11, 34-35.
01.09.2023 на территории ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора проведено контрольное (надзорное) мероприятие в целях исполнения пункта 33 Плана мероприятий по реализации Стратегии развития лесного комплекса Российской Федерации до 2030 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации от 16.03.2022 № 510-р, о совместных межведомственных выездных обследованиях с подразделениями МВД России, МЧС России, о проведении совместных мероприятий по пресечению деятельности преступных группировок и организационных преступных групп, действующих в сфере незаконного оборота древесины, в том числе в рамках деятельности межведомственных комиссий по противодействию незаконной заготовки и обороту древесины в субъектах Российской Федерации, в соответствии с пунктом 4 распоряжения Росприроднадзора от 13.03.2023 № 12-р о проведении выездных обследований особо охраняемых природных территорий федерального значения, расположенных на территории Республики Марий Эл, в соответствии с план-графиком, согласованным на 2023 год.
В рамках выездного обследования осуществлен осмотр спорного земельного участка в квартале 68 Яльчинского участкового лесничества, о чем составлен протокол осмотра от 01.09.2023 и акт выездного обследования от 01.09.2023 (л.д. 13-21). Актом зафиксировано, что на открытом участке леса в водоохранной зоне озера Яльчик установлен факт порчи земель, выразившийся в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы: выкопана яма размером 1 м х 1 м, в яме размещена несанкционированная свалка твердых коммунальных отходов. Площадь ямы составила – 1 кв.м, географические координаты: N56º00´22,19″E48º26´32,56″.
Волжско-Камским межрегиональным управлением Росприроднадзора произведен расчет размера вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды вследствие снятия и перемещения плодородного слоя почвы, в соответствии с Методикой, утвержденной приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 08.07.2010 № 238. Размер вреда, причиненного спорному земельному участку, согласно расчету составил 1 859 руб. (л.д. 8, 22-23). Ввиду отказа учреждения добровольно возместить вред, причиненный окружающей среде, управление обратилось в арбитражный суд с иском о его взыскании.
Требование заявлено органом, осуществляющим публичные полномочия, в пределах его компетенции.
Так, согласно норме, содержащейся в статье 5 Закона об охране окружающей среды, к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере отношений, связанных с охраной окружающей среды, относится, в том числе предъявление исков о возмещении вреда окружающей среде.
Федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере природопользования, а также в пределах своей компетенции в области охраны окружающей среды является Федеральная служба по надзору в сфере природопользования, которая осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы (пункты 1, 4 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 № 400).
В силу пункта 1 Положения о Волжско-Камском межрегиональном управлении Федеральной службы по надзору в сфере природопользования, утвержденного приказом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования от 21.01.2022 № 29 (далее – Положение об управлении), Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора является территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования на территории Республики Татарстан, Республики Марий Эл и Чувашской Республики (л.д. 27).
Для осуществления своих полномочий управление имеет право заявлять в установленном законом порядке иски о возмещении вреда окружающей среде, причиненного в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, о взыскании платы за негативное воздействие на окружающую среду (пункт 4.65 Положения об управлении), кроме того, в соответствии с пунктом 4.3 указанного Положения управление осуществляет государственный земельный контроль (надзор).
Тем самым Волжско-Камское межрегиональное управление Росприроднадзора применительно к статье 53 АПК РФ обладает компетенцией на обращение в арбитражный суд с иском о возмещении вреда, причиненного почве.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба.
В пункте 2 статьи 307 Гражданского кодекса РФ установлено, что обязательства возникают, в том числе вследствие причинения вреда. По смыслу пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса РФ лицо, причинившее вред личности или имуществу гражданина, имуществу юридического лица должно возместить его в полном объеме.
Согласно норме, содержащейся в пункте 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
По смыслу статьи 4 Закона об охране окружающей среды объектом охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются, в том числе, земли, недра, почвы.
Исходя из статьи 12 Земельного кодекса РФ целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
Охрана земель представляет собой деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, направленную на сохранение земли как важнейшего компонента окружающей среды и природного ресурса (часть 1 статьи 13 Земельного кодекса РФ).
На основании части 2 статьи 13 Земельного кодекса РФ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по: 1) воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения; 2) защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия; 3) защите сельскохозяйственных угодий от зарастания деревьями и кустарниками, сорными растениями, сохранению достигнутого уровня мелиорации.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы (статья 42 Земельного кодекса РФ).
Тем самым на ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», которому на праве постоянного (бессрочного) пользования принадлежит земельный участок с кадастровым номером 12:00:0000000:453, возложена обязанность поддерживать его в надлежащем состоянии, не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы.
За нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная ответственность (статья 75 Закона об охране окружающей среды).
В соответствии с пунктом 6 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30.11.2017 № 49 «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде» (далее – постановление Пленума № 49) основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях (статьи 1, 77 Закона об охране окружающей среды).
Лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, должно представить доказательства, подтверждающие наличие вреда, обосновывающие с разумной степенью достоверности его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом (пункт 7 постановления Пленума № 49).
В силу пункта 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды вред окружающей среде, причиненный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды.
Приказом Минприроды России от 08.07.2010 № 238 утверждена Методика исчисления размера вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды (далее – Методика исчисления размера вреда), предназначенная для исчисления в стоимостной форме размера вреда, нанесенного почвам, в том числе имеющим плодородный слой, в результате нарушения законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, а также при возникновении аварийных и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно составленному истцом расчету вреда по формуле, содержащейся в Методике исчисления размера вреда, федеральным государственным бюджетным учреждением «Национальный парк «Марий Чодра» причинен вред почве как объекту окружающей среды в размере 1 859 руб. (л.д. 8). Расчет денежной суммы, заявленной ко взысканию в качестве вреда почве, арбитражным судом проверен и признан правильным. Обоснованных возражений относительно расчета размера вреда учреждением не заявлено.
При этом арбитражный суд признает юридически ошибочным довод ответчика о том, что учреждение не является лицом, ответственным за причинение вреда.
По смыслу пункта 1 статьи 12 Закона об охране окружающей среды национальные парки относятся к особо охраняемым природным территориям федерального значения.
На территориях национальных парков запрещается любая деятельность, которая может нанести ущерб природным комплексам и объектам растительного и животного мира, культурно-историческим объектам и которая противоречит целям и задачам национального парка, в том числе деятельность, влекущая за собой нарушение почвенного слоя и горных пород, за исключением случаев, если такая деятельность связана с обеспечением охраны и использования национальных парков, осуществлением рекреационной деятельности в границах их рекреационных зон, зон хозяйственного назначения и зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и обеспечением жизнедеятельности граждан, проживающих на территориях национальных парков (пункт 2 статьи 15 Закона об охране окружающей среды).
В пункте 16 устава федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды России от 25.09.2018 № 472, предусмотрено, что учреждение осуществляет свою деятельность на территории национального парка.
Учреждение осуществляет охрану территорий национального парка, а также мероприятия по сохранению биологического разнообразия и поддержанию в естественном состоянии охраняемых природных комплексов и объектов на территории национального парка (пункт 17 устава).
На основании пункта 20 устава предметом деятельности ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» является осуществление работ и оказание услуг, направленных на сохранение природных комплексов и объектов, расположенных на территории национального парка в соответствии с федеральными законами, нормативными правовыми актами Минприроды России, положением о национальном парке, иными нормативными правовыми актами и настоящим уставом (Режим доступа: URL: https://xn----7sbbpsgsuof8e.xn--p1ai/files/doc/Ustav2018.pdf).
В силу пункта 8 Положения о национальном парке «Марий Чодра», утвержденного приказом Минприроды России от 12.03.2018 № 91, на национальный парк возлагаются следующие основные задачи: сохранение природных комплексов, уникальных и эталонных природных участков и объектов; сохранение историко-культурных объектов; экологическое просвещение населения; создание условий для регулируемого туризма и отдыха; разработка и внедрение научных методов охраны природы и экологического просвещения; осуществление государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды); восстановление нарушенных природных и историко-культурных комплексов и объектов.
Следовательно, на ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра» возлагается обязанность по охране территорий национального парка, а также недопущению осуществления иными лицами деятельности, влекущей за собой нарушение почвенного слоя.
Между тем поскольку конкретное лицо, виновное в снятии плодородного слоя почвы на территории спорного земельного участка, не установлено, то имущественную ответственность за вред, причиненный почве, несет ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», которому спорный земельный участок принадлежит на вещном праве – праве постоянного (бессрочного) пользования. Противоправность действий ответчика в рассматриваемом случае заключается в непринятии мер для обеспечения эффективной защиты и охраны земель особо охраняемых природных территорий и восстановлению плодородного слоя почвы на спорном земельном участке.
В связи с этим арбитражный суд признает доказанным факт причинения учреждением вреда почве как объекту окружающей среды.
Утверждение ответчика о том, что управлением не установлен факт наличия в почве загрязняющих веществ, является несостоятельным.
Так, учреждению вменяется факт порчи спорного земельного участка в квартале 68 Яльчинского участкового лесничества ФГБУ «Национальный парк «Марий Чодра», который выразился в самовольном снятии и перемещении плодородного слоя почвы (выкопана яма размером 1 м х 1 м), а не в результате организации несанкционированной свалки и наличия в почве загрязняющих веществ, в связи с чем расчет вреда обоснованно произведен управлением в соответствии с пунктом 11 Методики исчисления размера вреда.
Таким образом, для привлечения к имущественной ответственности только за факт снятия и (или) перемещении плодородного слоя почвы определение качества почвы и наличия загрязняющих веществ не требуется.
С учетом изложенного арбитражный суд удовлетворяет исковые требования Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к ответчику, федеральному государственному бюджетному учреждению «Национальный парк «Марий Чодра», о взыскании вреда, причиненного почве, в размере 1 859 руб.
Государственная пошлина по спору взысканию не подлежит.
Руководствуясь статьями 110, 229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Взыскать с федерального государственного бюджетного учреждения «Национальный парк «Марий Чодра» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в пользу Волжско-Камского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (ИНН <***>, ОГРН <***>) денежную сумму в счет возмещения вреда, причиненного почве, в размере 1 859 руб.
Решение может быть обжаловано в течение пятнадцати дней со дня его принятия в полном объеме в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья Л.А. Фролова