НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Марий Эл от 15.10.2020 № А38-3443/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«22» октября 2020 г.           Дело № А38-3443/2020                       г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 15 октября 2020 года.

Полный текст решения изготовлен 22 октября 2020 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл

к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл

о признании недействительным ненормативного акта органа казначейства

с участием представителей:

от заявителя – Бочарова Л.Ю. по доверенности от 14.05.2020,

от ответчика – Боев О.Л. по доверенности от 25.12.2019

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Министерство природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл (далее – Министерство, Минприроды РМЭ) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 06.05.2020 № 08-18-10/1330 в части пунктов 1 и 2 описательной части, пунктов 1, 1.1, 1.2 требовательной части указанного представления (т.2, л.д. 108-110).

В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы об ошибочности выводов органа казначейства, изложенных в пунктах 1, 2 представления. По утверждению Министерства, им на законном основании произведено расходование субвенций федерального бюджета на приобретение кусторезов и расходных материалов к ним, лодки алюминиевой с мотором и дополнительным оборудованием к ней. Данные расходы предусмотрены распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, одобрены письмом Рослесхоза от 08.11.2019 № НК-09-27/21693. Предложение о принятии мер по возмещению причиненного ущерба может содержаться в предписании, предусмотренном пунктом 3 статьи 270.2 БК РФ, но не в представлении, как ответчиком сделано в спорном случае (т.1, л.д. 7-15, т.2, л.д. 1-3, 53,54).

В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления от 06.05.2020 № 08-18-10/1330. Пояснил, что Министерством допущено нецелевое использование субвенций федерального бюджета на сумму 23 519 руб. 44 коп. в связи с оплатой не относящихся к лесопожарной технике и оборудованию расходных материалов для кустореза; с нарушением нормативов, утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, израсходованы средства субвенции федерального бюджета в сумме 727 300 руб. на приобретение алюминиевой лодки улучшенной комплектации с подвесным мотором и прицепным устройством. Представление органа казначейства соответствует положениям статьи 270.2 БК РФ и содержит требования об устранении допущенных нарушений, принятии мер по устранению их причин и условий (т.1, л.д. 81-89, т.2, л.д. 60-62).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что на основании приказа от 18.02.2020 № 46, пункта 3 Плана контрольных мероприятий УФК по РМЭ на 2020, удостоверения № 9 от 18.02.2020 (т.1, л.д. 105,106) специалистами органа федерального казначейства проведена проверка использования субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, предоставленных из федерального бюджета, в рамках национального проекта «Экология». Проверкой установлено, что Министерством совершены следующие нарушения бюджетного законодательства:

- в нарушение статей 38, 162 БК РФ, раздела 4.10 «Федерального проекта «Сохранение лесов» паспорта национального проекта «Экология», пункта 2.1 раздела 3 паспорта регионального проекта «Сохранение лесов» в декабре 2019 года допущено нецелевое использование средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», в сумме 23 519 руб. 44 коп. на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно оплачены расходные материалы для кустореза, не относящиеся к лесопожарной технике и оборудованию для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров;

- в нарушение статьи 162 БК РФ, распоряжения Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р «Об утверждении нормативов обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения пожаров» использованы средства, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, предоставленные из федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», в сумме 727 300 руб., а именно оплачено приобретение лодки моторной улучшенной комплектации с подвесным мотором и прицепным устройством, не предусмотренной нормативами обеспеченности.

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 20.03.2020 (т.1, л.д. 92-104).

По результатам проверки УФК по Республике Марий Эл в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, вынесено представление от 06.05.2020 № 08-18-10/1330, в котором Министерству предложено устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий на сумму 750 819 руб. 44 коп., в том числе, принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования средств субвенций в сумме 23 519 руб. 44 коп., израсходованных с нарушением нормативов, установленных распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019№ 1605-р, средств субвенций в сумме 727 300 руб. О результатах исполнения представления проинформировать Управление в письменной форме с приложением копий подтверждающих документов до 15.06.2020 (т.1, л.д. 58-60, 107,108).

Письмом от 24.07.2020 № 19-03-05/2/64881Министерство финансов РФ сообщило о принятии на основании приказа от 23.07.2020 № 319 решения о взыскании из бюджета Республики Марий Эл и перечислении в доход федерального бюджета денежных средств в сумме 23 519 руб. 44 коп. в связи с нецелевым использованием средств субвенции из федерального бюджета (т.2, л.д. 103,104).

Постановлениями о назначении административного наказания от 30.06.2020 № 08-15-07/2020-19, 08-15-07/2020-20 министр природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды РМЭ Киселев А.Н., начальник отдела бухгалтерского учета и финансирования – главный бухгалтер Министерства Суворова Е.Н. привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.14, частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, связанных с обстоятельствами, описанными в оспариваемом представлении.

Решениями Йошкар-Олинского городского суда Республики Марий Эл от 24.09.2020 по делам № 12-499/2020, № 12-500/2020 постановления УФК по Республике Марий Эл от 30.06.2020 № 08-15-07/2020-19, 08-15-07/2020-20 оставлены без изменения, жалобы Киселева А.Н., Суворовой Е.Н. – без удовлетворения. Указанными судебными решениями установлено совершение должностными лицами Министерства нарушений, установленных в оспариваемом представлении.

Не согласившись с представлением органа казначейства, Министерство обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.

Правомерность заявленных Министерством требований и законность оспариваемого ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении заявителем нарушений бюджетного законодательства, отраженных в пунктах 1, 2 оспариваемого представления органа казначейства.

В силу пункта 4 статьи 53.3 Лесного кодекса РФ порядок разработки и утверждения плана тушения лесных пожаров и его форма, порядок разработки сводного плана тушения лесных пожаров на территории субъекта Российской Федерации, его форма и нормативы обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Бюджетным кодексом РФ, Федеральным законом от 29.11.2018 № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов» установлен объем бюджетных ассигнований Республике Марий Эл в 2019 году в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» национального проекта «Экология» на предоставление субвенций в общей сумме 33 278 200 руб., в том числе, на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в сумме 29 455 800 руб. (таблица № 127, приложение № 33 к Федеральному закону от 29.11.2018 № 459-ФЗ).

На основании распоряжения Правительства РФ от 28.08.2019 № 1909-р Республике Марий Эл дополнительно распределены на 2019 год субвенции на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров в рамках переданных полномочий РФ субъектам РФ в области лесных отношений в сумме 23 062 900 руб.

Федеральным агентством лесного хозяйства через Межрегиональное операционное управление Федерального казначейства расходными расписаниями от 19.02.2019 № 053/0800/002, от 19.08.2019 № 053/0800/010 доведены лимиты бюджетных обязательств на лицевой счет УФК по РМЭ № 14081027880, открытый для учета операций по переданным полномочиям получателя бюджетных средств, в сумме 52 518 700 руб. по КБК 053 0407 291GA54320 530 на оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров.

Согласно паспорту национального проекта «Экология», утвержденному президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24.12.2018 № 16), в рамках федерального проекта «Сохранение лесов» (раздел 4.10), паспорту регионального проекта «Сохранение лесов», утвержденному Советом при Главе Республики Марий Эл по стратегическому развитию, проектной деятельности и реализации национальных проектов и программ (протокол от 05.02.2019 № 1, пункт 2.1 раздела 3), предусмотрено оснащение специализированных учреждений органов государственной власти субъектов РФ лесопожарной техникой и оборудованием для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров (т.2, л.д. 64-95).

По пункту 3 «Правил расходования и учета средств, представляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области лесных отношений», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.12.2006 № 837, органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие переданные полномочия, не позднее 1 декабря текущего финансового года согласовывают с Федеральным агентством лесного хозяйства направления осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации, на финансовое обеспечение которых предоставляются субвенции на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с перечнем мероприятий по осуществлению переданных полномочий, утверждаемым Министерством природных ресурсов и экологии РФ.

Письмом Рослесхоза от 08.11.2019 № НК-09-27/21693 согласовано приобретение Минприроды РМЭ лесопожарной техники и оборудования в соответствии с «Нормативами обеспеченности субъекта Российской Федерации лесопожарными формированиями, пожарной техникой и оборудованием, противопожарным снаряжением и инвентарем, иными средствами предупреждения и тушения лесных пожаров», утвержденными распоряжением Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р (далее – Нормативы) (т.2, л.д. 65, 102).

В ходе проверки органом казначейства установлена оплата Министерством в декабре 2019 расходных материалов и аксессуаров для кустореза на сумму 23 519 руб. 44 коп., не относящихся к лесопожарной технике и оборудованию для проведения комплекса мероприятий по охране лесов от пожаров, и не предусмотренных Нормативами.

Так, между поставщиком ООО «Дровосек» и покупателем Министерством заключен договор № 28-11 от 28.11.2019, по условиям которого заявителем приобретены кусторезы Husqvarna545FX (2 шт.) на сумму 93 979 руб. 50 коп. и аксессуары для кусторезов (диски для кустореза Scarlet5784427-01 – 10 шт., заточный комплект кустореза 5056981-20 – 4 шт., смазка для кустореза 5025127-01 – 12 шт.) на сумму 23 519 руб. 44 коп. (т.1, л.д. 61-63).

На основании универсального передаточного документа ООО «Дровосек» от 27.11.2019 № УТ-3209 указанные объекты имущества переданы Министерству (т.2, л.д. 121,122).

По утверждению заявителя, приобретенные им аксессуары предназначены для срезания кустарников, другой древесно-кустарниковой растительности и входят в комплектацию инвентарного объекта кусторез, относящегося к лесопожарной технике и оборудованию.

Однако, ссылка Министерства на то, что приобретенные аксессуары составляли с кусторезами единый инвентарный объект опровергаются данными об учете указанного имущества после его приобретения.

Согласно приходному ордеру № 345 от 27.11.2019 кусторезы, заточные комплекты кустореза, диски для кустореза, смазка для кустореза приняты к учету и оприходованы Министерством в качестве отдельных инвентарных объектов (т.2, л.д. 112). Как отдельные объекты они поименованы в распоряжении Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 27.12.2019 № 1193 о принятии их в казну и закреплении на праве оперативного управления за специализированным государственным автономным учреждением Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (т.2, л.д. 113,114). Как отдельные виды материалов они отражены в оборотной, оборотно-сальдовой ведомости по счету 105.36 «Материальные запасы», накладной на отпуск материалов на сторону от 27.12.2019 (т.2, л.д. 115, 123-126).

В соответствии с пунктом 118 «Инструкции по применению единого плана счетов бухгалтерского учета для государственных органов власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 01.12.2010 № 157н (далее – Инструкция), на счете 10500 «Материальные запасы» отражаются следующие объекты материалов: медикаменты и перевязочные средства; продукты питания; горюче-смазочные материалы; строительные материалы; мягкий инвентарь; прочие материальные запасы (в том числе, запасные части, предназначенные для ремонта и замены изношенных частей в машинах и оборудовании, объектах производственного и хозяйственного  инвентаря).

Согласно пункту 101 Инструкции единица бухгалтерского учета материальных запасов выбирается учреждением самостоятельно таким образом, чтобы обеспечить формирование полной и достоверной информации об этих запасах, а также надлежащий контроль за их наличием и движением. В зависимости от характера материальных запасов, порядка их приобретения и использования единицей материальных запасов может быть номенклатурный номер, партия, однородная группа и т.п.

Таким образом, осуществив принятие, оприходование, передачу в казну, в оперативное управление подведомственного учреждения, включение в состав материалов, приобретенных аксессуаров к кусторезам в качестве отдельных инвентарных объектов Минприроды РМЭ и Мингосимущество РМЭ определили их как отдельный, не входящий в состав кусторезов, вид имущества (материалов). Орган казначейства пришел к правомерному выводу о том, что приобретенные и учитываемые в качестве отдельных объектов аксессуары (диски для кустореза, заточные комплекты кустореза, смазка для кустореза), не относятся к лесопожарной технике и оборудованию, не предусмотрены Нормативами в качестве подлежащих оплате за счет субвенций из федерального бюджета для Республики Марий Эл средств предупреждения и тушения лесных пожаров.

Ссылка заявителя на то, что согласно письму ООО «Дровосек» от 27.03.2020 № 27И-20 диски для кустореза 5 шт., смазка для кустореза 6 шт. входят в состав 1 комплекта кустореза (т.1, л.д. 64), отклонена арбитражным судом, поскольку данное письмо не является гражданско-правовым договором, первичным или учетным документом, на основании которых приобретено, оприходовано и отражено в учете спорное имущество. Из содержания договора № 28-11 от 28.11.2019, универсального передаточного документа от 27.11.2019 № УТ-3209, приходного ордера № 345 от 27.11.2019, распоряжения от 27.12.2019 № 1193, накладной на отпуск материалов от 27.12.2019, оборотной, оборотно-сальдовой ведомости следует, что аксессуары на сумму 23 519 руб. 44 коп. приобретались, учитывались, передавались собственником в оперативное управление как самостоятельные, отдельные от кусторезов инвентарные объекты имущества и учета. Доказательств обратного заявителем не представлено.

Утверждение Министерства, что диски для кустореза, заточные комплекты кустореза, смазка для кустореза предусмотрены в сноске 27 к таблице 3, сноске 73 к таблице 5 Нормативов, отклонено арбитражным судом, как необоснованное, поскольку в указанных сносках отражено не спорное, а иное имущество. В сноске 27 к таблице 3 – индивидуальное моторизованное средство пожаротушения (воздуходувка или ручной моторизованный лесной огнетушитель или ручной моторизованный грунтомет или ручной моторизованный полосопрокладыватель или экзоскелет (пассивного или активного типа) или мотокусторез или электрофицированный пожарный ствол). В сноске 73 к таблице 5 – комплект слесарных инструментов для проведения технического обслуживания и текущего ремонта противопожарного оборудования и инвентаря – слесарные инструменты, точильный станок электрический, станок для заточки пильных цепей и др. Приобретенные Министерством диски для кустореза, заточные комплекты кустореза, смазка для кустореза к указанному имуществу не относятся, положениями Нормативов, в том числе таблиц 3, 5, не предусмотрены.

На основании статьи 38 БК РФ принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, лимитами бюджетных обязательств, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо правовым актом, являющимся основанием для предоставления указанных средств.

Органом казначейства подтверждено осуществление Министерством нецелевого использования средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», в сумме 23 519 руб. 44 коп. на цели, не соответствующие целям их предоставления, не подлежащие финансированию за счет указанных средств в рамках федерального проекта «Сохранение лесов», не предусмотренные Нормативами. В представление правомерно включены положения об установлении нарушения, описанного в пункте 1, и требование о принятии мер по его устранению.

Таблицей 5 Нормативов для Республики Марий Эл с кодом ПС13 в качестве допускаемого к приобретению имущества отражена лодка надувная в количестве 3 штук. При этом, в таблице 2 не установлен норматив обеспеченности пожарной техникой с кодом ЛМ – лодка моторная грузоподъемностью не менее 0,4 т. с подвесным мотором.

По договорам, заключенным с поставщиком ООО «Тимакс», Министерство приобрело по договору № 46 от 13.11.2019 – лодочный мотор Yamaha 55 BETLна сумму 295 000 руб. (т.1, л.д. 66-68), по договору № 47 от 18.11.2019 – алюминиевую моторную лодку «Тактика – 490 DC» с прицепным устройством фирмы трейлер 5.0 Дельфин на сумму 256 000 руб. (т.1, л.д. 69-71, 75,76), по договору № 48 от 18.11.2019 - дополнительное оборудование к моторной лодке «Тактика – 490 DC»: ветровое стекло (импортное), штурвал, рулевой редуктор, рулевой трос, передние, задние рундуки-сиденья, вещевые полки по бортам, межконсольную дверцу, бардачок в консоли, тент стояночный, тент ходовой «Премиум», весла с уключинами, утки швартовые, релинг носовой, поручни в кокпите (по кругу), покрытие корпуса, сливную пробку, якорный ящик, электрические компоненты, панель переключатель с розеткой 12В, поддон АКБ с креплением, АКБ емкостью 55 А, топовый огонь, эхолот GarminStrikerPlus 5cv с транцевым трансдьюсером GT20 на сумму 176 300 руб. (т.1, л.д. 72-74).

По универсальным передаточным документам ООО «Тимакс» данное имущество передано Министерству (т.2, л.д. 116-120).

Распоряжением Министерства государственного имущества Республики Марий Эл от 06.04.2020 № 275 указанное движимое имущество принято в казну РМЭ; закреплено на праве оперативного управления за специализированным государственным автономным учреждением Республики Марий Эл «Марийская база авиационной охраны лесов «Авиалесоохрана» (т.1, л.д. 77-79).

По бюджетному учету Минприроды РМЭ лодочный мотор оприходован в ноябре 2019 года по счету 101.34 «Основные средства – иное движимое имущество учреждения» на сумму 295 000 руб., лодка алюминиевая «Тактика – 490 DC» с прицепным устройством оприходована в декабре 2019 года по счету 101.35 «Основные средства – иное движимое имущество учреждения» на сумму 256 000 руб. На указанные объекты основных средств заведены инвентарные карточки учета нефинансовых активов (ф. 0504031).

Оплата заявителем приобретенного имущества произведена по КБК 853-0407-181GA54320-244 на расчетный счет ООО «Тимакс» по заявкам на кассовый расход от 20.11.2019 № 0000-000975 на сумму 295 000 руб., от 22.12.2019 № 0000-001081 на сумму 256 000 руб., от 22.12.2019 № 0000-001082 на сумму 176 300 руб.

При таких обстоятельствах, Министерством за счет средств субвенций, предоставленных из федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», использованы на приобретение водного транспорта, не предусмотренного для Республики Марий Эл Нормативами, средства в сумме 727 300 руб. (295 000 + 256 000 + 176 300).

По утверждению заявителя, поскольку ссылкой 76 к таблице 5 Нормативов предусмотрена возможность замещения оборудования, технического средства на аналогичное, более высокой производительности (мощности), он правомерно вместо лодки надувной приобрел алюминиевую моторную.

Арбитражный суд отклонил приведенный довод, как необоснованный и юридически ошибочный.

Исходя из содержания таблицы 5, ссылки 76 к указанной таблице Нормативов, замена оборудования, технических средств, приведенных в этой таблице, предусмотрена на аналогичное по предназначению имущество того же вида, более высокой производительности (мощности).

Однако, заявителем замена средства, обозначенного в таблице 5 с кодом ПС13 – лодка надувная грузоподъемностью не менее 350 кг., произведено на техническое средство с кодом ЛМ – лодка моторная с грузоподъемностью не менее 0,4 т. с подвесным мотором, в отношении которого в таблице 2 Нормативов его приобретение для Республики Марий Эл не предусмотрено.

Утверждение Министерства о том, что приобретение алюминиевой моторной лодки, не смотря на отсутствие в таблице 2, в которой установлены нормативы для приобретения этого вида технических средств, возможности его приобретения для Республики Марий Эл, не нарушает распоряжение Правительства РФ от 19.07.2019 № 1605-р, противоречит содержанию таблиц 2,5, ссылок к ним указанного нормативного акта в их системном истолковании.

В связи с изложенным, органом казначейства сделан правильный и подтвержденный доказательствами вывод об использовании Министерством в 2019 году средств в общей сумме 727 300 руб. субвенции, предоставленной из федерального бюджета в рамках национального проекта «Экология», на приобретение алюминиевой лодки моторной улучшенной комплектации с подвесным мотором и прицепным устройством, не предусмотренной для Республики Марий Эл Нормативами. В представление правомерно включены положения об установлении нарушения, описанного в пункте 2, и требование о принятии мер по его устранению.

Арбитражный судом отклонено утверждение заявителя о необоснованности включения в оспариваемое представление требований о принятии мер по возмещению в доход федерального бюджета суммы 23 519 руб. 44 коп. нецелевого использования средств федерального бюджета, суммы 727 300 руб. средств федерального бюджета, израсходованных с нарушением Нормативов.

В соответствии с пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, подпунктом «а» пункта 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, представления органа казначейства содержат информацию о выявленных нарушениях бюджетного законодательства РФ, нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений), контрактов; требования об устранении нарушений, их причин и условий или требования о возврате предоставленных средств федерального бюджета, обязательные для рассмотрения в установленный в указанном документе срок или в течение 30 календарных дней со дня его получения, если срок не указан.

Таким образом, включение в представление требований об устранении нарушений, причин и условий их совершения в виде принятия мер по возмещению в доход федерального бюджета неправомерно израсходованных средств полностью соответствует требованиям действующего законодательства. Ссылка заявителя на необходимость выставления в спорном случае предписания не влияет на законность оспариваемого представления, поскольку применение при наличии законных оснований тех или иных мер контрольного реагирования входит в компетенцию органа казначейства. Наличие нарушений, которые ответчик потребовал устранить от Министерства, заявителем доказательно не опровергнуто.

При таких обстоятельствах, представление от 06.05.2020 № 08-18-10/1330 вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями органа казначейства, предусмотренными статьи 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании частично недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 06.05.2020 № 08-18-10/1330.

Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании арбитражным судом не рассматривался.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Министерства природных ресурсов, экологии и охраны окружающей среды Республики Марий Эл о признании недействительными пунктов 1, 2 описательной части, пунктов 1, 1.1, 1.2 требовательной части представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 06.05.2020 № 08-18-10/1330.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                         /Ю.А. Вопиловский/