АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«14» ноября 2013 года Дело № А38-4824/2013 г. Йошкар-Ола
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Лежнина В.В.
рассмотрел по правилам упрощенного производства дело
по заявлению заместителя прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл
к ответчику обществу с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект»
(ИНН 1215147213, ОГРН 1101215001931)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ
третье лицо Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Йошкар-Оле
без вызова сторон
УСТАНОВИЛ:
Заместитель прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» (далее – общество, ответчик) к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ.
В заявлении и в дополнении к нему изложены доводы о том, что постановлением мирового судьи судебного участка №12 в г. Йошкар-Оле от 08.05.2013 генеральный директор ООО «БИС» Романов Д.В. привлечен к административной ответственности, предусмотренной частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, в виде дисквалификации сроком на один год. Постановление вступило в законную силу 04.06.2013. При этом Романов Д.В., являясь дисквалифицированным лицом, осуществляет деятельность по управлению ООО «Ленинский проспект». Ответчиком не применены последствия прекращения действия договора (контракта) с дисквалифицированным лицом (л.д. 8-14, 72).
Ответчик письменный отзыв и документальные доказательства не представил.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Инспекция Федеральной налоговой службы Российской Федерации по г. Йошкар-Оле (л.д. 1-6).
Третье лицо в письменном отзыве на заявление указало, что согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре юридических лиц генеральным директором ООО «Ленинский проспект» является Романов Д.В. Сведения о дисквалификации генерального директора ООО «Ленинский проспект» внесены в ЕГРЮЛ. Дата начала срока дисквалификации – 13.05.2013. Дата истечения срока дисквалификации – 12.05.2014. Однако 29.07.2013 ООО «Ленинский проспект» в ИФНС по г. Йошкар-Оле представлены налоговая декларация по налогу на добавленную стоимость, подписанная Романовым Д.В., налоговая декларация по налогу на прибыль, направленная в электронном виде представителем по доверенности ООО «Ленинский проспект». Указанная доверенность подписана генеральным директором общества Романовым Д.В. По мнению третьего лица, ООО «Ленинский проспект» не приняты меры к применению последствий дисквалификации Романова Д.В. (л.д. 52-53).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, арбитражный суд считает необходимым удовлетворить заявление административного органа и привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» к административной ответственности по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Общество с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» зарегистрировано в качестве юридического лица за основным государственным регистрационным номером 1101215001931, о чем внесена запись в Единый государственный реестр юридических лиц (л.д. 26-27, 55-56, 87-88).
25.09.2013 прокуратурой города Йошкар-Олы в отношении ООО «Ленинский проспект» была проведена проверка соблюдения федерального законодательства при исполнении решения суда о дисквалификации (л.д. 24).
Основанием к проведению проверки послужила поступившая 14.08.2013 из ИФНС России по г. Йошкар-Оле информация о фактах осуществления дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом (л.д. 43).
В ходе проверки установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл от 08.05.2013 генеральный директор общества с ограниченной ответственностью «БИС» Романов Д.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде дисквалификации сроком на один год. Постановление мирового судьи 04.06.2013 вступило в законную силу (л.д. 48-49).
Согласно выписке из реестра дисквалифицированных лиц по состоянию на 11.10.2013, предоставленной налоговым органом, Романов Д.В. включен в названный реестр на основании решения мирового судьи судебного участка №12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл. Окончанием срока действия дисквалификации является 12.05.2014 (л.д. 54). Вместе с тем, в течение срока действия дисквалификации Романов Д.В. осуществлял исполнение обязанностей по управлению юридическим лицом в должности директора ООО «Ленинский проспект».
Заместителем прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в отношении ООО «Ленинский проспект» 26.09.2013 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ, в котором зафиксировано событие административного правонарушения, выразившееся в неприменение последствий прекращения действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом (л.д. 15-19). Копия постановления получена генеральным директором общества Романовым Д.В. (л.д. 19).
В письменных объяснениях генеральный директор общества Романов Д.В. указал, что согласен с нарушениями, выявленными в ходе проверки (л.д. 20-21).
В соответствии с правилами статьи 23.1 КоАП РФ и параграфа 1 главы 25 АПК РФ заместитель прокурора города Йошкар-Олы Республики Марий Эл просит привлечь общество к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ.
Правомерность заявления прокуратуры проверена арбитражным судом по правилам главы 25 АПК РФ, а также в соответствии с нормами административного законодательства.
Предмет доказывания определен законом. Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
В соответствии со статьей 2.1 КоАП РФ административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
Частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ установлена административная ответственность за заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия.
В соответствии со статьями 3.2, 3.11 КоАП РФ одним из видов административных наказаний является дисквалификация, под которой, в том числе понимается лишение физического лица права осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Данный вид наказания может быть применен к лицам, осуществляющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица.
Из материалов дела следует, что постановлением мирового судьи судебного участка № 12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении № 5-259/2013 от 08.05.2013 директор ООО «БИС» Романов Дмитрий Валерьевич был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.27 КоАП РФ, и ему было назначено административное наказание в виде дисквалификации на срок один год (л.д. 48-49). Постановление обжаловано не было и 04.06.2013 вступило в законную силу.
При этом следует учитывать, что в соответствии с частью 1 статьи 32.11 КоАП РФ постановление о дисквалификации должно быть немедленно после вступления постановления в законную силу исполнено лицом, привлеченным к административной ответственности. В силу части 2 статьи 32.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом.
Формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц осуществляется органом, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Так, в соответствие с Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2005 № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц, является Федеральная налоговая служба.
Информация, содержащаяся в реестре дисквалифицированных лиц, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить за плату информацию из реестра дисквалифицированных лиц в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах.
В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» в реестре дисквалифицированных лиц, в том числе указываются сведения о дате начала и истечения срока дисквалификации.
Согласно представленным в материалы дела выписке из реестра дисквалифицированных лиц, выпискам из ЕГРЮЛ Романов Дмитрий Валерьевич дисквалифицирован на срок с 13.05.2013 по 12.05.2014 (л.д. 26-27, 54, 55-56, 87-88).
Вопреки прямому указанию закона обществом не были предприняты меры по прекращению действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом.
Так, единственным учредителем общества с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» было принято решение от 30.03.2010 о назначении Романова Д.В. на должность генерального директора ООО «Ленинский проспект» с даты регистрации общества (л.д. 42). В соответствии с пунктом 8.1 устава ООО «Ленинский проспект» единоличным исполнительным органом общества является генеральный директор. К компетенции генерального директора общества отнесены вопросы руководства текущей деятельностью общества, за исключением вопросов, отнесенных к исключительной компетенции общего собрания участников. Генеральный директор общества действует от имени общества без доверенности. Генеральный директор общества без согласования с общим собранием участников общества осуществляет оперативное руководство деятельностью общества, имеет право первой подписи финансовых документов, выдает доверенности на право представительства от имени общества в пределах собственных полномочий, в том числе доверенности с правом передоверия, организует бухгалтерский учет и отчетность в обществе (л.д. 29-41). Датой государственной регистрации общества в качестве юридического лица является 06.04.2010 (л.д. 26-27, 55-56, 87-88).
Фактическое осуществление Романовым Д.В. функций генерального директора ООО «Ленинский проспект» в период действия его дисквалификации подтверждается платежным поручением № 689 от 28.08.2013, свидетельствующим об оплате обществом арендных платежей (л.д. 44), налоговой декларацией по налогу на добавленную стоимость ООО «Ленинский проспект» за 2013 год, оформленной генеральным директором общества Романовым Д.В. и представленной в налоговый орган 29.07.2013 (л.д. 57-59), налоговой декларацией по налогу на прибыль организаций ООО «Ленинский проспект» за 2013 год, оформленной представителем общества по доверенности Бастраковой И.В. и представленной в налоговый орган 29.07.2013 (л.д. 60-63, 64-65, 66, 67).
Событие административного правонарушения подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.09.2013, вынесенным заместителем прокурора г. Йошкар-Олы Республики Марий Эл в пределах его компетенции на основании статей 22, 25, 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» при участии генерального директора общества Романова Д.В., которому были разъяснены права и законные интересы лица, привлекаемого к административной ответственности (л.д. 15-19, 73). Форма и содержание постановления не противоречат правилам статей 28.2 и 28.4 КоАП.
Кроме того, оно подтверждается выпиской из реестра дисквалифицированных лиц, объяснениями генерального директора ООО «Ленинский проспект» Романова Д.В., постановлением мирового судьи судебного участка № 12 в г. Йошкар-Оле Республики Марий Эл по делу об административном правонарушении № 5-259/2013 от 08.05.2013, выписками из ЕГРЮЛ в отношении ООО «Ленинский проспект» (л.д. 20-21, 26-27, 48-49, 54, 55-56, 87-88).
Таким образом, арбитражный суд считает установленным и доказанным совершение ООО «Ленинский проспект» правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ, выражающегося в неприменение последствий прекращения действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом.
В силу части 1 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Принимая во внимание положения части 2 статьи 2.1 КоАП РФ, арбитражный суд признает общество виновным в совершении правонарушения, так как им не были предприняты все зависящие от него меры по прекращению действия договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом. Сведения об объективных обстоятельствах, препятствующих выполнению ответчиком своих обязанностей по соблюдению действующего законодательства, в материалах дела отсутствуют.
Более того, ответчик признал, что деятельность по управлению ООО «Ленинский проспект» осуществлялась дисквалифицированным лицом. Ответчику было известно, что дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять руководство юридическим лицом. Однако в связи с тем, что Романов Д.В. никого не мог найти на должность директора юридического лица, учредителем которого он является, ему самому пришлось им руководить (л.д. 20-21).
Исходя из проведенного по правилам статей 71 и 162 АПК РФ анализа представленных доказательств, арбитражный суд делает вывод о необходимости привлечения ответчика к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ ввиду доказанности наличия в его действиях состава административного правонарушения.
В соответствии с частью 2 статьи 14.23 КоАП РФ неприменение последствий прекращения договора (контракта) на управление юридическим лицом с дисквалифицированным лицом влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей. Согласно части 2 статьи 3.5 КоАП РФ размер административного штрафа не может быть менее ста рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 4.1 КоАП РФ при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность.
При назначении административного наказания арбитражный суд учитывает совершение ответчиком правонарушения впервые, признание им вины в совершении административного правонарушения и считает возможным назначить ответчику наказание в виде штрафа в сумме 20 000 рублей.
Государственная пошлина по делу взысканию не подлежит, так как Налоговым кодексом РФ не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 206, 229 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
1. Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» (ИНН 1215147213, ОГРН 1101215001931, место нахождения: Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект, д. 12; дата государственной регистрации в качестве юридического лица: 06.04.2010) к административной ответственности по части 2 статьи 14.23 КоАП РФ и назначить ему наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
2. Обязать общество с ограниченной ответственностью «Ленинский проспект» уплатить административный штраф в течение шестидесяти дней со дня вступления настоящего решения арбитражного суда в законную силу по следующим реквизитам:
наименование получателя – УФК МФ РФ по Республике Марий Эл (Прокуратура Республики Марий Эл), ОКАТО – 88415000000 счет получателя – 40101810100000010001 в ГРКЦ НБ Республики Марий Эл Банка России г. Йошкар-Ола, ИНН получателя – 1215037348, КПП получателя – 121501001, БИК банка – 048860001, код бюджетной классификации – 41511690010016000140.
Подлинник платежного документа об уплате административного штрафа в указанный срок необходимо представить в Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Решение может быть обжаловано в течение десяти дней со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья В.В. Лежнин