АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ
424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РЕШЕНИЕ
арбитражного суда первой инстанции
«17» ноября 2020 г. Дело № А38-3705/2020 г. Йошкар-Ола
Резолютивная часть решения объявлена 10 ноября 2020 года.
Полный текст решения изготовлен 17 ноября 2020 года.
Арбитражный суд Республики Марий Эл
в лице судьи Вопиловского Ю.А.
при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.
рассмотрел в открытом судебном заседании дело
по заявлению федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к ответчику Управлению Федерального казначейства по Республике Марий Эл
о признании недействительным ненормативного акта органа казначейства
с участием представителей:
от заявителя – ФИО1 по доверенности от 27.09.2016, ФИО2 по доверенности от 06.11.2020,
от ответчика – ФИО3 по доверенности от 25.12.2019, ФИО4 по доверенности от 24.08.2020
УСТАНОВИЛ:
Заявитель, ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (далее – учреждение, ФКУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ, колония) обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07.05.2020 № 08-18-10/1335 (т.1, л.д. 23-29).
В заявлении, дополнении к нему изложены доводы об ошибочности выводов органа казначейства, изложенных в пунктах 1-7 представления. Учреждение указало, что расходы на оплату работ, материалов произведены в соответствии с утвержденными сметами, лимитами бюджетных обязательств, договорами, первичными документами; орган казначейства проверил и санкционировал расходование денежных средств по соответствующим КБК. В связи с чем, заявитель полагает, что нецелевого использование бюджетных средств учреждением не допущено; работы, отнесенные ответчиком к инвестициям в объекты капитального строительства, носили характер капитального ремонта. Выводы об искажении колонией данных баланса получателя бюджетных средств, справки о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах заявитель считает не доказанными. Несвоевременное утверждение бюджетных смет на 2017, 2019 произошло не по его вине, в связи с внедрением информационной системы «Электронный бюджет» (т.1, л.д. 10-16, т.2, л.д. 1).
В судебном заседании заявитель полностью поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить.
Ответчик, УФК по РМЭ в отзыве, дополнении к отзыву на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность представления от 07.05.2020 № 08-18-10/1335. Пояснил, что в результате плановой проверки учреждения установлены нарушения бюджетного законодательства, связанные с нецелевым использованием бюджетных средств, искажением данных бюджетной отчетности, несвоевременным утверждением бюджетных смет. Для принятия мер по устранению выявленных нарушений в адрес колонии выставлено оспариваемое представление (т.1, л.д. 36-57, т.2, л.д. 72,73).
Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.
Из материалов дела следует, что на основании централизованного задания Федерального казначейства от 15.01.2020 № 07-04-05/16-410, приказа от 10.02.2020 № 37, пункта 10 Плана контрольных мероприятий УФК по РМЭ на 2020 (т.1, л.д. 60-64) специалистами органа федерального казначейства проведена проверка предоставления и использования учреждением средств федерального бюджета на строительство (реконструкцию), приобретение, капитальный ремонт объектов недвижимого имущества, находящихся в государственной собственности. Проверкой установлено, что колонией совершены следующие нарушения бюджетного законодательства:
1) в нарушение статей 38, 162 БК РФ, раздела 5 (1).2 «Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации», утвержденных приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н (далее – Указания № 65н), учреждением в 2018 году допущено нецелевое использование средств федерального бюджета в сумме 14 900 001 руб. на оплату работ, выполненных по государственным контрактам от 31.05.2018 № 40, от 20.12.2018 № 137, а именно, за счет средств федерального бюджета, выделенных по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», оплачены работы по проведению реконструкции административного здания тарного цеха и созданию изолированного участка, функционирующего как исправительный центр (УФИЦ), финансирование которых подлежит по КБК 320 0305 4230890049 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»;
2) в нарушение статей 38, 162 БК РФ, пункта 51.4.3.4 «Порядка формирования и применения кодов бюджетной классификации Российской Федерации, их структурой и принципом назначения», утвержденного приказом Минфина РФ от 08.06.2018 № 132н (далее – Порядок № 132н), учреждением в 2019 году допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 84 090 руб. на оплату работ, выполненных по государственному контракту от 21.11.2019 № 129, а именно, за счет средств федерального бюджета, выделенных по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», оплачены работы по возведению сооружения (прогулочный дворик), финансирование которых подлежит по КБК 320 0305 4230890049 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»;
3) в нарушение статей 38, 162 БК РФ, пункта 51.4.3.4 Порядка № 132н, учреждением в 2019 году допущено нецелевое использование бюджетных средств в сумме 566 375 руб. 07 коп. на оплату работ, выполненных по государственным контрактам от 24.10.2019 № 114, 115, 119, 120, а именно, за счет средств федерального бюджета, выделенных по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», оплачены строительные материалы, использованные на возведение сооружения «Ограждение локального участка из профильного листа», финансирование которого подлежит по КБК 320 0305 4230890049 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа»;
4) в нарушение статей 162, 264.1 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (далее – Закон о бухгалтерском учете), пункта 27 «Инструкции по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений», утвержденной приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), «Инструкции по применению плана счетов бюджетного учета», утвержденной приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), учреждением допущено искажение баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2018 по состоянию на 01.01.2019, за 2019 по состоянию на 01.01.2020 на сумму 14 187 698 руб., а именно в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 010 «Основные средства» данные занижены на сумму 14 187 698 руб. по причине не увеличения стоимости административного здания тарного цеха на сумму затрат, произведенных в связи с реконструкцией;
5) в нарушение статей 162, 264.1 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 36, 38, 333 Инструкции № 157н, учреждением допущено искажение данных в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах к балансу получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2018 по состоянию на 01.01.2019, а именно данные занижены по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 712 303 руб. по причине не отражения в учете сооружений (прогулочный дворик, ограждение с воротами, покрытие из бетонных плит на территории УФИЦ);
6) в нарушение статей 162, 264.1 БК РФ, пунктов 1, 2 статьи 10 Закона о бухгалтерском учете, пунктов 38, 127, 333 Инструкции № 157н, учреждением допущено искажение данных баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2019 по состоянию на 01.01.2020 на сумму 574 205 руб. 07 коп., а именно в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 120 «вложения в нефинансовые активы» данные занижены на сумму 574 205 руб. 07 коп. и данные завышены в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах к балансу получателя бюджетных средств (форма 0503130) по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 574 205 руб. 07 коп. по причине отражения затрат на возведение сооружения «Ограждение локального участка из профильного листа» на забалансовом счете 01, следовало вести учет по счету 106.00 «Вложения в нефинансовые активы»;
7) в нарушение пункта 1 статьи 221 БК РФ, пункта 8 «Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения», утвержденных приказом Минфина РФ от 20.11.2007 № 112н, пункта 10 «Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», утвержденных приказом Минфина РФ от 14.02.2018 № 26н, пункта 7 «Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 02.02.2017 № 76, учреждением несвоевременно утверждены бюджетные сметы на 2017 год и на 2019 год, а именно позже установленного срока соответственно на 6 рабочих дней и на 16 рабочих дней после доведения в январе 2017 и в январе 2019 лимитов бюджетных обязательств по КБК 320 0305 4230890049 243.
Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 18.03.2020 (т.1, л.д. 65-84).
По результатам проверки УФК по Республике Марий Эл в соответствии со статьями 269.2, 270.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092 (далее – Правила № 1092), вынесено представление от 07.05.2020 № 08-18-10/1335, в котором колонии предложено устранить нарушения и принять меры по устранению их причин и условий, в том числе, принять меры по возмещению в доход федерального бюджета нецелевого использования средств в сумме 15 550 466 руб. 07 коп., отразить по бюджетному учету операции на сумму 14 761 903 руб. 07 коп. О результатах исполнения представления проинформировать орган казначейства в срок до 15.06.2020 (т.1, л.д. 18-20, 85-87).
Постановлениями о назначении административного наказания от 26.06.2020 № 08-15-07/2020-12, № 08-15-07/2020-13, № 08-15-07/2020-14, № 08-15-07/2020-15, № 08-15-07/2020-16, № 08-15-07/2020-17, № 08-15-07/2020-18 начальник колонии ФИО5, от 07.07.2020 № 08-15-07/2020-21 главный бухгалтер колонии ФИО6 привлечены к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьей 15.14, частью 4 статьи 15.15.6 КоАП РФ, связанных с обстоятельствами, описанными в оспариваемом представлении (т.1, л.д. 96-143). Решениями Федерального казначейства от 03.09.2020 № 09-08-10/27, 09-08-10/24, 09-08-10/29, 09-08-10/28, 09-08-10/23, 09-08-10/26, 09-08-10/25, 09-08-10/30 постановления органа казначейства о назначении административного наказания оставлены без изменения, жалобы ФИО5, ФИО6 – без удовлетворения (т.3, л.д. 39-78).
Не согласившись с представлением органа казначейства, колония обратилась в арбитражный суд с требованием о признании его недействительным.
Правомерность заявленных учреждением требований и законность оспариваемого ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.
В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).
Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении заявителем нарушений бюджетного законодательства, отраженных в пунктах 1-7 оспариваемого представления органа казначейства.
1. Материалами дела подтверждается, что ФКУ ИК-3 УФСИН России по РМЭ заключены с подрядчиком ФГУП СМУ-13 ФСИН России государственные контракты № 40 от 31.05.2018 (с учетом дополнительных соглашений № 1 от 17.07.2018, № 2 от 18.09.2018), от 20.12.2018 на выполнение работ по капитальному ремонту административного здания тарного цеха колонии с целью создания УФИЦ, расположенного по адресу: РМЭ, Медведевский район, пгт. Медведево, ул. Медведево, д. 1 (т.2, л.д. 3-71, т.4, л.д. 87-151).
Согласно актов по форме № КС-2 отражено выполнение работ по капитальному ремонту административного здания тарного цеха колонии с целью создания УФИЦ, в том числе, по акту № 1 от 27.11.2018 – на сумму 5 433 717 руб. (т.4, л.д. 1-26); по акту № 4 от 24.12.2018 – на сумму 3 319 446 руб. (т.5, л.д. 1-25, 45-69); по акту № 5 от 24.12.2018 – на сумму 6 146 838 руб. (т.5, л.д. 71-101).
Учреждением за счет средств федерального бюджета, выделенных по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», перечислено в пользу подрядчика 14 900 001 руб., в том числе, по заявкам на кассовый расход от 31.05.2018 № 40 от 31.05.2018 № 1095 – 3 894 900 руб., от 05.12.2018 № 2789 – 1 538 817 руб., от 27.12.2018 № 3110 – 6 146 838 руб., от 27.12.2018 № 3041 – 3 319 446 руб.
В бюджетном учете расходы на выполнение работ отражены колонией в декабре 2018 по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года».
В ходе выездной проверки посредством анализа документов, осмотра здания, функционирующего как исправительный центр, прилегающей к нему территории, контрольного замера результатов работ органом казначейства установлено, что под видом работ по капитальному ремонту по государственным контрактам № 40 от 31.05.2018, от 20.12.2018 фактически выполнена реконструкция, в результате которой к административному зданию возведено два кирпичных пристроя общей площадью 10,56 кв.м., созданы три сооружения: прогулочный дворик, ограждение с воротами, дорожки с покрытием из бетонных плит, произведена прокладка новых трубопроводов в количестве 1 036,4 м., воздуховодов площадью 297,15 кв.м. без демонтажа имеющихся инженерных сетей (кроме разборки трубопроводов в количестве 55 кв.м.).
Так, в акте № 1 от 27.11.2018 отражены работы по прокладке новых трубопроводов, воздуховодов; в акте № 4 от 24.12.2018 – работы по возведению пристроя с тепловым узлом, созданию электрического щита со счетчиком; в акте № 5 от 24.12.2018 – работы по возведению пристроя с тепловым узлом, пристроя с электрощитовой (т.4, л.д. 1-26, т.5, л.д. 1-25, 45-69, 71-101). Согласно акту осмотра от 27.02.2020, в ходе работ, оформленных как капитальный ремонт, к зданию пристроено два кирпичных пристроя с отдельными входами без входов в здание, в том числе, пристрой со смонтированным коллекторным тепловым узлом, пристрой со смонтированным электрическим щитом и счетчиком. Здание отапливается через тепловой узел. В здании проложены новые сети горячего и холодного водоснабжения, канализации, вентиляции; здание полностью электрофицировано. Рядом с входом в здание расположен прогулочный дворик, который огражден профнастилом и имеется крыша из профнастила. По периметру административное здание тарного цеха с целью создания УФИЦ ограждено забором из профнастила с воротами. Для входов в здание выложены дорожки с покрытием из бетонных плит с выполнением швов цементным раствором (т.2, л.д. 110-112). К акту осмотра прилагаются полученные от колонии фотоматериалы, отражающие состояние объекта недвижимости до выполнения спорных работ (т.2, л.д. 74-95), фотоматериалы, сделанные проверяющими в ходе осмотра (т.2, л.д. 96-106). Указанные фотоматериалы подтверждают отсутствие кирпичных пристроев, прогулочного дворика, ограждения с воротами, дорожек с покрытием из бетонных плит до проведения спорных работ и их возведение именно в результате их выполнения.
В соответствии с актом контрольного замера от 27.02.2020 установлено возведение кирпичного пристроя к административному зданию с тепловым узлом общей площадью 7,56 кв.м., установка в нем коллекторного теплового узла в сборе; возведение кирпичного пристроя к административному зданию с электрощитовой общей площадью 3 кв.м., установка в нем электрического щита, счетчика электрической энергии; возведение ограждения с воротами высотой 3 м. площадью 327 кв.м. протяженностью 109 пог.м.; возведение прогулочного дворика высотой 3 м. площадью 33,66 кв.м. площадью ограждения 38,22 кв.м.; возведение объекта благоустройство территории площадью 64,8 кв.м. (т.2, л.д. 115-117).
В соответствии с пунктом 14 статьи 1 Градостроительного кодекса РФ реконструкция объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – изменение параметров объекта капитального строительства, его частей (высоты, количества этажей, площади, объема), в том числе, надстройка, перестройка, расширение объекта капитального строительства, а также замена и (или) восстановление несущих строительных конструкций объекта капитального строительства, за исключением замены отдельных элементов таких конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановления указанных элементов.
Согласно пункту 5.3 Ведомственных строительных норм ВСН 58-88 (р) «Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения», утвержденных приказом Госкомархитектуры при Госстрое СССР от 23.11.1988 № 312 (далее – ВСН 58-88 (р)), при реконструкции зданий (объектов) исходя из сложившихся градостроительных условий и действующих норм проектирования помимо работ, выполняемых при капитальном ремонте, могут осуществляться: изменение планировки помещений, возведение, надстроек, встроек, пристроек, а при наличии необходимых обоснований – их частичная разборка; повышение уровня инженерного оборудования, включая реконструкцию наружных сетей (кроме магистральных); улучшение архитектурной выразительности зданий (объектов), а также благоустройство прилегающих территорий.
Капитальный ремонт объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) – замена и (или) восстановление строительных конструкций объектов капитального строительства или элементов таких конструкций, за исключением несущих строительных конструкций, замена и (или) восстановление систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства или их элементов, а также замена отдельных элементов несущих строительных конструкций на аналогичные или иные улучшающие показатели таких конструкций элементы и (или) восстановление указанных элементов (пункт 14.2 статьи ГрК РФ).
В соответствии с ВСН 58-88 (р) ремонт здания – это комплекс строительных работ и организационно-технических мероприятий по устранению физического и морального износа, не связанных с изменением основных технико-экономических показателей здания. Капитальный ремонт здания – ремонт здания с целью восстановления его ресурса с заменой при необходимости конструктивных элементов и систем инженерного оборудования, а также эксплуатационных показателей. Капитальный ремонт должен включать устранение неисправностей всех изношенных элементов, восстановление или замену (кроме полной замены каменных и бетонных фундаментов, несущих стен и каркасов) их на более долговечные и экономичные, улучшающие эксплуатационные показатели ремонтируемых зданий. При этом, может осуществляться экономически целесообразная модернизация здания или объекта: улучшение планировки, увеличение количества и качества услуг, оснащение недостающими видами инженерного оборудования (пункт 5.1 ВСН 58-88 (р)).
В силу подпункта «б» пункта 3, пункта 3.11 раздела 3 Положения о проведении планово-предупредительного ремонта зданий и сооружений МДС 13-14.2000, утвержденного постановлением Госстроя СССР от 29.12.1973 № 279, к капитальному ремонту производственных зданий и сооружений относятся такие работы, в процессе которых производится смена изношенных конструкций и деталей зданий и сооружений или замена их на более прочные и экономичные, улучшающие эксплуатационные возможности ремонтируемых объектов, за исключением полной смены или замены основных конструкций, срок службы которых в зданиях и сооружениях является наибольшим (каменные и бетонные фундаменты зданий и сооружений, все виды стен зданий, все виды каркасов стен, трубы подземных сетей, опоры мостов и др.).
Из совместного письма Госплана СССР, Госстроя СССР, Стройбанка СССР, ЦСФУ СССР от 08.05.1984 № НБ-36-Д/23-Д/144/6-14, письма Минфина СССР от 29.05.1984 № 80, письма Госстроя России от 28.04.1984 № 16-14/63 «Об определении понятий нового строительства, расширения, реконструкции и технического перевооружения действующих предприятий» следует, что реконструкция зданий и сооружений, а также модернизация машин и оборудования являются производством таких работ, которые улучшают ранее принятые нормативные показатели функционирования, в результате чего у объекта появляются новые качественные или количественные параметры и характеристики.
Таким образом, отличие капитального ремонта от реконструкции состоит в том, что при реконструкции изменяется сущность объекта (появляются новые качественные и количественные характеристики), а при капитальном ремонте сущность объекта не меняется, производится замена или восстановление неисправных элементов на более прочные и долговечные. Ремонт основных средств направлен на сохранение первоначальных характеристик основных средств, а реконструкция – на их увеличение (улучшение) или создание новых. Ремонтные работы, в отличие от реконструкции, не изменяют технологическое или служебное назначение основных средств, не совершенствуют производство и не повышают его технико-экономические показатели.
В ходе выездной проверки, осмотра, обмера результатов работ органом казначейства установлено и доказательно подтверждено, что в результате комплекса работ, оформленных как капитальный ремонт, здание тарного цеха переоборудовано в административное здание УФИЦ, к нему возведены два капитальных пристроя (что прямо отнесено пунктом 14 статьи 1 ГрК РФ к признакам реконструкции), в которых оборудованы тепловой узел и электрощитовая, предназначенные для обслуживания всего здания. Для водо, теплоснабжения и вентиляции к зданию проложены новые инженерные сети, в том числе, трубопроводы в количестве 1 036,4 кв.м., воздуховоды площадью 297,15 кв.м. без демонтажа имеющихся (кроме разборки трубопроводов в количестве 55 кв.м.), что, исходя из характера работ, протяженности проложенных сетей, как обоснованно указал орган казначейства, свидетельствует не о замене и (или) восстановлении имеющихся систем и сетей инженерно-технического обеспечения, а о создании новых систем отопления и вентиляции здания. Кроме того, в результате работ созданы капитальные сооружения, не являющиеся частью здания УФИЦ, но предназначенные для его функционирования в соответствии с частью 3 статьи 60.1 Уголовно-исполнительного кодекса РФ, «Порядка создания при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы изолированных участков, функционирующих как исправительные центры», утвержденного приказом Министерства юстиции РФ от 08.04.2014 № 67: прогулочный дворик, ограждение с воротами, дорожки с покрытием из бетонных плит.
Заявителем не представлено доказательств, опровергающих подтвержденные органом казначейства вид и характер выполненных работ. Более того, в учете учреждения результаты спорных работ отражены как объекты основных средств, созданные посредством капитальных вложений, формирующих первоначальную стоимость вновь построенного имущества.
Так, согласно бухгалтерских справок «Поступление основных средств (забаланс)» от 27.02.2020 построенные в результате спорных работ кирпичный пристрой к административному зданию тарного цеха – электрощитовая (УФИЦ), кирпичный пристрой к административному зданию тарного цеха – тепловой узел (УФИЦ), прогулочный дворик (УФИЦ), покрытие тротуаров бетонной плиткой (УФИЦ), ограждение с воротами (УФИЦ) поставлены колонией на учет на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (т.2, л.д. 120, т.4, л.д. 81).
В соответствии с пунктом 333 Инструкции № 157н по забалансовому счету 01 «Имущество, полученное в пользование», в числе прочего, учитываются объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативного управления.
При этом, как справедливо указал ответчик, согласно пунктам 51.4.3.3, 51.2.4.3 Порядка № 132н, по элементу вида расходов «413 Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа» отражаются расходы федерального бюджета по государственным контрактам на строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение) объектов капитального строительства федеральной собственности, на выполнение монтажных, пусконаладочных и иных неразрывно связанных со строящимися объектами работ, а также на иные расходы из состава затрат, предусмотренных сметными стоимостями строительства (реставрации), заключаемыми в рамках государственного оборонного заказа.
По элементу вида расходов «243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества» отражаются расходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на закупку товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, а также расходы государственных (муниципальных) бюджетных и автономных учреждений по капитальному ремонту, а также реставрации государственного (муниципального) имущества, за исключением расходов на осуществление бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности (т.3, л.д. 26,27).
Аналогичные положения содержатся в описаниях видов расходов 243, 413 Указаний № 65н (т.3, л.д. 28).
Из положений Указаний № 65н, Порядка № 132н следует, что по виду расходов 413 отражаются расходы на строительство (реконструкцию и иные работы, расходы на которые увеличивают стоимость основных средств) объектов капитального строительства; указанные расходы не подлежат отражению по виду расходов 243. При этом, неопределенность в применении указанных статей бюджетной классификации отсутствует.
Таким образом, затраты на строительство объектов основных средств, расходы на создание которых носят характер капитальных вложений, а также на их реконструкцию, подлежат отражению по виду расходов 413 «Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа».
В соответствии с пунктом 27 Инструкции № 157н, изменение первоначальной (балансовой) стоимости объектов нефинансовых активов производится в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения, модернизации, частичной ликвидации (разукомплектации), а также переоценки объектов нефинансовых активов либо их обесценении. Затраты на модернизацию, дооборудование, реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, техническое перевооружение объекта нефинансового актива относятся на увеличение первоначальной (балансовой) стоимости такого объекта после окончания предусмотренных договором (сметой) объемов работ и при условии улучшения (повышения) первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта нефинансовых активов по результатам проведенных работ.
На основании изложенного, установив, что затраты на общую сумму 14 900 001 руб. носили характер капитальных вложений, связанных со строительством и реконструкцией основных средств, орган казначейства обоснованно посчитал, что из указанных затрат 14 187 698 руб., в том числе, затраты на возведение капитальных пристроев к зданию, создание новых систем отопления и вентиляции здания, должны быть отражены в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 010 «Основные средства» баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2018 по состоянию на 01.01.2019, за 2019 по состоянию на 01.01.2020; затраты на строительство отдельных от здания основных средств: прогулочный дворик, ограждение с воротами, дорожки с покрытием из бетонных плит в сумме 712 303 руб. должны быть отражены в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах к балансу получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2018 по состоянию на 01.01.2019 по счету 01 «Имущество, полученное в пользование».
Арбитражный суд признал правомерным вывод ответчика о необоснованности учета капитальных пристроев к зданию тарного цеха, переоборудованного в УФИЦ, в качестве самостоятельных инвентарных объектов на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (т.2, л.д. 120).
Согласно пункту 45 Инструкции № 157н пристройки, обеспечивающие функционирование здания, составляют вместе с ним один инвентарный объект. Если эти постройки и сооружения обеспечивают функционирование двух и более зданий, они считаются самостоятельными инвентарными объектами.
Согласно акту осмотра от 27.02.2020, фотоматериалов к нему, акту контрольного замера от 27.02.2020, кирпичный пристрой с тепловым узлом общей площадью 7,56 кв.м., кирпичный пристрой с электрощитовой общей площадью 3 кв.м. обеспечивают тепло и электроснабжение здания тарного цеха, переоборудованного в УФИЦ, к которому они пристроены (т.2, л.д. 71-106, 110-112, 115-117). В связи с чем, затраты на возведение этих пристроев должны увеличивать стоимость здания, отражаемую по строке 010 «Основные средства» баланса (форма 0503130), а не отражаться в качестве самостоятельных инвентарных объектов на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование», как это сделано заявителем.
Арбитражным судом отклонена ссылка заявителя на технический план здания от 05.11.2019, составленный кадастровым инженером ФИО7, в качестве подтверждения характера работ как капитального ремонта.
Согласно указанного плана, он изготовлен с учетом изменения нежилого здания «Административное здание тарного цеха» с кад. № 12:04:0000000:7661, в связи с уточнением границ, с капитальным ремонтом объекта недвижимости, в результате которого изменилась конфигурация помещений в здании без затрагивания конструктивных и других характеристик надежности и безопасности, не были затронуты несущие стены ни оконные, ни дверные проемы, капитальный ремонт заключался в возведении легко возводимых перегородок и косметическом ремонте, также изменилась площадь здания с 772,4 кв.м. на 759,1 кв.м. (т.2, л.д. 142-153).
В соответствии с пунктами 1,2 статьи 24 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон № 218-ФЗ) технический план представляет собой документ, в котором воспроизведены определенные сведения, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, и указаны сведения об объекте недвижимости, необходимые для его государственного кадастрового учета, а также о части или частях здания, сооружения, помещения, единого недвижимого комплекса либо новые необходимые для внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведения об объектах недвижимости, которым присвоены кадастровые номера. В техническом плане указываются сведения об объекте недвижимости, необходимые для государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на этот объект.
Таким образом, технический план отражает исключительно перечень сведений об объекте недвижимости, подлежащих внесению в кадастр недвижимости (пункты 4, 5 статьи 8 Закон № 218-ФЗ), и не является подтверждением характера выполненных на этом объекте работ и их отнесения к работам, затраты на которые формируют капитальные вложения, влекущие увеличение стоимости основного средства. Кроме того, в кадастровом плане, на который ссылается заявитель, отсутствуют сведения о капитальных пристройках к зданию и создании новых систем отопления и вентиляции здания, возведение которых орган казначейства считает определяющим при отнесении спорных работ по переоборудованию здания тарного цеха в УФИЦ к реконструкции.
Согласно акту контрольного замера от 27.02.2020 площадь здания исправительного центра 759,1 кв.м., отраженная в техническом плане, определена без учета площади двух построенных капитальных кирпичных пристроек к зданию (т.2, л.д. 115-117). Однако, указанные пристройки, являясь принадлежностью здания, предназначенной для его обслуживания, по правилам бухгалтерского учета должны учитываться вместе со зданием как единый инвентарный объект, и, соответственно, увеличивать его стоимость.
Не содержит технический план и сведений о созданных в результате спорных работ объектах основных средств, учитываемых до государственной регистрации прав на них за балансом: прогулочный дворик, ограждение с воротами, дорожки с покрытием из бетонных плит.
Таким образом, сведения, изложенные в техническом плане, не опровергают подтвержденные ответчиком данные об осуществлении колонией посредством оплаты спорных работ затрат, относящихся к капитальным вложениям, увеличивающим стоимость реконструированного здания, а также формирующим стоимость построенных основных средств, отраженных учреждением за балансом.
На основании изложенного, арбитражный суд признал обоснованными и доказательно подтвержденными выводы ответчика об осуществлении расходов на оплату работ по реконструкции административного здания тарного цеха и созданию объектов УФИЦ на сумму 14 900 001 руб. по ненадлежащему КБК (на осуществление расходов, подлежащих отнесению по виду расходов 413, направлено финансирование, выделенное по виду расходов 243) (пункт 1 представления); о занижении в балансах (форма 0503130) за 2018, 2019 стоимости основных средств на сумму 14 187 698 руб. (пункт 4 представления); о не отражении в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах за 2018 данных по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 712 303 руб. (пункт 5 представления). Доказательств, опровергающих приведенные выводы органа казначейства, учреждением не представлено.
Отражение колонией в пояснительной записке к бюджетной отчетности, составленной по состоянию на 01.01.2020, сведений об оприходовании 27.02.2020 на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» ранее не учитываемого имущества, наличие которого было установлено органом казначейства в ходе осмотра, контрольного замера, проведенных 27.02.2020: ограждение локального участка, двух прогулочных двориков, ограждение с воротами, покрытие тротуаров бетонной плиткой, свидетельствует об исправлении колонией нарушений, выявленных ответчиком, но не об отсутствии этих нарушений, правомерно включенных в оспариваемое представление.
2. Между колонией и подрядчиком ФГУП «УС по СКФО ФСИН России» заключен государственный контракт от 21.11.2019 № 129 на выполнение работ по капитальному ремонту первого этажа общежития для осужденных на 320 мест – школы.
По акту по форме КС-2 от 23.12.2019 № 1 учреждением приняты работы по государственному контракту на сумму 770 029 руб., в том числе, работы по возведению прогулочного дворика.
Оплата работ произведена учреждением за счет бюджетных средств, выделенных по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», по заявкам на кассовый расход от 28.11.2019 № 3193 в сумме 231 008 руб. 70 коп., от 30.12.2019 № 3916 в сумме 539 020 руб. 30 коп.
Расходы на оплату работ на сумму 770 029 руб. отражены в учете колонии по счету 401.20 «Расходы текущего финансового года».
Кроме того, в ходе проверки установлено, что по состоянию на 27.02.2020 за материально ответственными сотрудниками колонии числились строительные материалы: за заместителем начальника колонии ФИО8 – материалы на сумму 680 470 руб. 93 коп., за главным энергетиком энерго-механического отдела ФИО9 – материалы на сумму 34 766 руб. 15 коп.
По результатам инвентаризации строительных материалов, проведенной на основании приказа начальника колонии от 27.02.2020 № 53, выявлена недостача строительных материалов, числившихся за ФИО8, на сумму 519 776 руб. 33 коп., за ФИО9, на сумму 26 828 руб. 74 коп.
Согласно объяснению ФИО8 от 13.03.2020, числившиеся за ним строительные материалы закуплены на капитальный ремонт ограждения локального участка; указанные материалы на сумму 574 205 руб. 07 коп. не списаны в связи с тем, что на момент проверки работы не завершены (т.3, л.д. 1,2).
В соответствии с объяснением ФИО9 от 27.02.2020, недостача числившихся за ним материалов на сумму 26 828 руб. 74 коп. возникла по причине использования их в ноябре, декабре 2019 при строительстве хозяйственным способом сооружения «Ограждение локального участка из профильного листа». Стоимость построенного сооружения составляет 574 205 руб. 07 коп., в том числе, строительные материалы, израсходованные на строительство этого сооружения, - 566 375 руб. 07 коп. приобретены по государственным контрактам от 24.10.2019 № 114, 115, 119, 120 (т.3, л.д. 5).
Согласно акту осмотра от 27.02.2020, около здания общежития для осужденных на 320 мест – школы имеется прогулочный дворик, который состоит из металлического ограждения из сетки МПСН (сетка рабица) с высотой 3 м. и полотна калитки сварной; локальный участок, который состоит из металлического ограждения из сетки МПСН (сетка рабица) и профильного листа высотой 3 м., по локальному участку смонтировано уличное освещение с 12 светодиодными прожекторами. На момент осмотра локальный участок не завершен (т.2, л.д. 107-109). К акту осмотра прилагаются полученные от колонии фотоматериалы, отражающие состояние объекта недвижимости до выполнения спорных работ (т.2, л.д. 74-95), фотоматериалы, сделанные проверяющими в ходе осмотра (т.2, л.д. 96-106).
В соответствии с актом контрольного замера от 27.02.2020 установлено возведение прогулочного дворика высотой 3 м. площадь 13,73 кв.м., площадь сетки 31,8 кв.м. (т.2, л.д. 114).
В ходе проверки органом казначейства установлено, что колонией за счет бюджетного финансирования, выделенного по КБК 320 0305 4230890049 243 «Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества», оплачены расходы по строительству объектов: прогулочный дворик, ограждение локального участка из профильного листа, которые ранее у учреждения отсутствовали и в его учете не были отражены.
Согласно бухгалтерской справки «Поступление основных средств (забаланс)» от 27.02.2020 построенные в результате спорных работ прогулочный дворик (общежитие на 320 мест-школа), ограждение локального участка поставлены колонией на учет на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» (т.2, л.д. 123). По пункту 333 Инструкции № 157н по указанному счету учитываются объекты, по которым сформированы капитальные вложения, но не получено право оперативное управление.
По правилам пунктов 51.4.3.3, 51.2.4.3 Порядка № 132н, описаний видов расходов Указаний № 65н, расходы федерального бюджета на строительство (создание) объектов капитального строительства федеральной собственности отражаются по элементу вида расходов «413 Бюджетные инвестиции в объекты капитального строительства в рамках государственного оборонного заказа». Указанные расходы не подлежат отражению по виду расходов «243 Закупка товаров, работ, услуг в целях капитального ремонта государственного (муниципального) имущества». При этом, неопределенность в применении указанных статей бюджетной классификации отсутствует.
Таким образом, органом казначейства сделан правильный вывод о том, что затраты на строительство (создание) основных средств, расходы на создание которых носят характер капитальных вложений, подлежат отражению по виду расходов 413.
На основании изложенного, арбитражный суд признал обоснованными и подтвержденными доказательствами выводы ответчика об осуществлении расходов на оплату работ по строительству (созданию) основных средств: прогулочного дворика на сумму 84 090 руб., ограждения локального участка из профильного листа на сумму 566 375 руб. 07 коп. по ненадлежащему КБК (на осуществление расходов, подлежащих отнесению по виду расходов 413, направлено финансирование, выделенное по виду расходов 243) (пункты 2,3 представления). Доказательств, опровергающих приведенные выводы органа казначейства, учреждением не представлено. Оформление в качестве капитального ремонта работ, результатом которых явилось строительство (создание) новых объектов основных средств, которые до этого у заявителя отсутствовали, в его учете не отражались, не изменяет экономического содержания данных работ, как капитальных вложений, связанных с созданием (строительством) нефинансовых активов.
В справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах к балансу получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2019 сооружение «Ограждение локального участка из профильного листа» отражено по строке 010 «Имущество, полученное в пользование» на сумму 574 205 руб. 07 коп.
Однако, как установлено актом осмотра от 27.02.2020, на дату осмотра возведение ограждения локального участка не было завершено (т.2, л.д. 107-109). Приведенное обстоятельство подтвердил заместитель начальника колонии ФИО8, пояснивший, что работы на объекте ограждение локального участка на момент проверки не завершены, в связи с чем, числившиеся за ним материалы на сумму 574 205 руб. 07 коп. не списаны (т.3, л.д. 1,2).
В соответствии с пунктом 127 Инструкции № 157н, пунктами 30-34 Инструкции № 162н, для учета вложений (инвестиций) при приобретении, строительстве (создании), модернизации (реконструкции, техническом перевооружении, достройке, дооборудовании), изготовлении объектов, которые впоследствии будут приняты к бухгалтерскому учету в качестве объектов нефинансовых активов (в том числе, основных средств) применяется счет 106.00 «Вложения в нефинансовые активы».
Принятие к учету законченных капитальных вложений в объекты нефинансовых активов отражается по дебету счетов учета основных средств, иных видов нефинансовых активов и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счета 106 «Вложения в нефинансовые активы» (пункт 34 Инструкции № 162н).
Из приведенных положений следует, что до окончания строительства (создания) объекта основных средств капитальные вложения, формирующие будущую стоимость этого объекта, должны отражаться по счету 106.00 «Вложения в нефинансовые активы».
В связи с изложенным, орган казначейства пришел к правомерному выводу о том, что в отношении объекта ограждение локального участка, работы по строительству (созданию) которого по состоянию на дату проверки и осмотра не были окончены, учреждением допущено искажение бюджетной отчетности: в графе 8 «На конец отчетного периода. Итого» по строке 120 «Вложения в нефинансовые активы» баланса получателя бюджетных средств (форма 0503130) за 2019 по состоянию на 01.01.2020 данные занижены на сумму 574 205 руб. 07 коп.; в справке о наличии имущества и обязательствах на забалансовых счетах по счету 01 «Имущество, полученное в пользование» данные завышены на сумму 574 205 руб. 07 коп. (пункт 6 представления). Ссылки заявителя на окончание работ и формирование завершенного строительством объекта основных средств по состоянию на 01.01,2020 опровергаются актом осмотра от 27.02.2020, объяснением ФИО8 от 13.03.2020, а также данными учета заявителя, оприходовавшего в забалансовом учете объект, как основное средство, 27.02.2020г.
По утверждению заявителя, расходы на оплату работ по капитальному ремонту были отражены в расходных расписаниях, уточненных лимитах бюджетных обязательств, доведенных колонии УФСИН России по РМЭ, а также в отчетах об исполнении бюджета. Орган казначейства осуществил учет денежных обязательств по оплате капитального ремонта в порядке, установленном приказом Минфина России от 30.12.2015 № 221н, санкционировал указанные расходы в порядке пункта 5 статьи 219, пункта 5 статьи 267.1 БК РФ, приказа Минфина России от 17.11.2016 № 213н. Изложенное, по мнению колонии, означает, что ответчик ранее подтвердил законность осуществления спорных расходов по КБК 320 0305 4230890049 243, в связи с чем, нарушение в виде нецелевого использования бюджетных средств отсутствует.
Ответчик указал, что учет бюджетных обязательств в соответствии с пунктами 13, 25 «Порядка учета территориальными органами Федерального казначейства бюджетных и денежных обязательств получателей средств федерального бюджета», утвержденного приказом Минфина РФ от 30.12.2015 № 221н, санционирование оплаты денежных обязательств в соответствии с пунктом 6 «Порядка санкционирования оплаты денежных обязательств получателей средств федерального бюджета и администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета», утвержденного приказом Минфина РФ от 17.11.2016 № 213н, произведены органом казначейства на основании ограниченного перечня документов и информации, представленных заявителем. При осуществлении указанных действий ответчик производит формальный контроль за расходами, основанный исключительно на содержании представленных учреждением документов. В ходе выездной проверки, проводимой в соответствии с пунктами 3, 16, 48-67 Правил № 1092, орган казначейства обладает более широкими полномочиями по контролю, в том числе, в спорном случае, провело осмотр здания и территории колонии, контрольный обмер, получило объяснения от должностных лиц колонии. Поэтому, проведение таких форм камерального контроля, как учет денежных обязательств и санкционирование расходов по ним, не исключает выявление при проведении выездной проверки (как более углубленной формы контроля) нарушений, которые не были обнаружены при камеральном исследовании документов. Осуществление затрат по иному виду расходов и КБК, чем те, по которым выделено финансирование, является нецелевым использованием бюджетных средств. Наличие неопределенности в применении верного КБК в спорном случае реконструкции здания тарного цеха посредством переоборудования его в УФИЦ, создания новых объектов основных средств, отраженных в забалансовом учете, заявителем не доказано.
Арбитражный суд, оценив доводы сторон, имеющиеся в деле доказательства, признал правомерной позицию органа казначейства о доказательном подтверждении материалами выездной проверки нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств (пункты 1-3 представления).
По смыслу статьи 28 БК РФ бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.
Согласно статье 38 БК РФ в основу исполнения бюджетных обязательств заложен принцип адресного и целевого расходования средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.
В силу статьи 162 БК РФ получатель бюджетных средств обеспечивает результативность, целевой характер использования предусмотренных ему бюджетных ассигнований, формирует и предоставляет бюджетную отчетность получателя бюджетных средств соответствующему главному распорядителю бюджетных средств.
Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (пункт 1 статьи 306.4 Кодекса).
Согласно пункту 14.1 постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 23 «О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации» нецелевым использованием бюджетных средств является, в частности, осуществление расходов с нарушением порядка применения статей и подстатей бюджетной классификации РФ, который установлен Минфином РФ. При этом, не признается нецелевым использованием расходование средств в случае, если судом установлено, что исходя из содержания перечней, наименований, статей и подстатей Классификации невозможно с очевидностью установить на какую статью или подстатью Классификации участнику бюджетного процесса следовало бы отнести осуществленные им расходы.
Содержание пунктов 51.4.3.3, 51.2.4.3 Порядка № 132н, описаний видов расходов Указаний № 65н не содержит неопределенности относительно необходимости отнесения капитальных вложений, связанных с реконструкцией, строительством (созданием) основных средств, к виду расходов 413 и отсутствия оснований для их отражения по виду расходов 243. Заявитель, осуществивший постановку на учет созданных в результате спорных работ объектов основных средств, сформировавший их стоимость исходя из произведенных капитальных вложений, не имел объективной неопределенности в правильном применении указанных правовых норм. Обладая при разумном и осмотрительном поведении возможностью для их правильного применения, учреждение не приняло никаких мер для соблюдения целевого назначения при расходовании бюджетных средств.
Согласно правовой позиции, изложенной в определениях Конституционного Суда РФ от 08.04.2010 № 441-О-О, от 25.01.2012 № 172-О-О, от 10.03.2016 № 571-О, от 18.07.2019 № 2116-О, постановлении Президиума ВАС РФ от 31.01.2012 № 12207/11, определениях Верховного Суда РФ от 21.02.2017 № 305-КГ16-14941, от 11.10.2018 № 310-КГ18-16607, проведение камерального исследования документов не исключает выявления при проведении выездной проверки (как более углубленной формы контроля) нарушений, которые не были обнаружены при осуществлении камеральной проверки.
Как правомерно указано ответчиком, учет денежных обязательств, санкционирование их оплаты осуществлялось посредством камерального исследования представленных учреждением документов по перечню, предусмотренному приказами Минфина России от 30.12.2015 № 221н, от 17.11.2016 № 213н. Проведение органом казначейства этих действий не исключает выявление при проведении выездной проверки (как углубленной формы контроля, принципиально отличной от механизма камеральной проверки как по целям, так и по объему контрольных мероприятий) нарушений, которые не были обнаружены при учете и санционировании обязательств.
3. На основании пункта 1 статьи 221 БК РФ бюджетная смета казенного учреждения составляется, утверждается и ведется в порядке, определенном главным распорядителем бюджетных средств, в ведении которого находится казенное учреждение, в соответствии с общими требованиями, установленными Министерством финансов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 8 «Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетной сметы казенного учреждения», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 20.11.2007 № 112н, пунктом 10 «Общих требований к порядку составления, утверждения и ведения бюджетных смет казенных учреждений», утвержденных приказом Министерства финансов РФ от 14.02.2018 № 26н, пунктом 7 «Порядка составления, утверждения и ведения бюджетных смет Федеральной службы исполнения наказаний, территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний и федеральных казенных учреждений уголовно-исполнительной системы», утвержденного приказом ФСИН России от 02.02.2017 № 76, утверждение смет ФСИН России, территориального органа ФСИН России, учреждения и подразделения уголовно-исполнительной системы осуществляется не позднее десяти рабочих дней со дня доведения ФСИН России, территориальному органу, учреждению и подразделению соответствующих лимитов бюджетных обязательств.
В 2017 году УФСИН России по РМЭ по расходному расписанию от 31.01.2017 № 00133230/014 колонии доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 320 0305 4230890049 243 в сумме 2 150 000 руб. В соответствии с указанными лимитами бюджетная смета учреждения на 2017 финансовый год (на плановый период 2018 – 2019 годов) утверждена начальником колонии ФИО5 22.02.2017 в общей сумме 58 942 031 руб. 83 коп., из них по КБК 320 0305 4230890049 243 в сумме 2 150 000 руб., то есть позже установленного срока на шесть рабочих дней (бюджетную смету следовало утвердить до 14.02.2017).
В январе 2019 года УФСИН России по РМЭ по расходному расписанию от 17.01.2019 № 00133230/012 колонии доведены лимиты бюджетных обязательств по КБК 320 0305 4230890049 243 в сумме 1 400 000 руб. В соответствии с указанными лимитами бюджетная смета учреждения на 2019 финансовый год (на плановый период 2020 – 2021 годов) утверждена начальником колонии ФИО5 22.02.2019 в общей сумме 69 026 576 руб. 32 коп., из них по КБК 320 0305 4230890049 243 в сумме 1 400 000 руб., то есть позже установленного срока на шестнадцать рабочих дней (бюджетную смету следовало утвердить до 31.01.2019).
По утверждению заявителя, нарушение срока утверждения бюджетных смет допущено им в связи с применением нового порядка формирования и ведения бюджетных смет в государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет».
Однако, обстоятельство, на которое ссылается учреждение, не свидетельствует об отсутствии фактов нарушения определенного нормативными актами срока утверждения руководителем колонии бюджетных смет на 2017, 2019 г.г.
Доказательств наличия чрезвычайных, непредотвратимых обстоятельств, препятствующих заявителю утвердить бюджетные сметы в установленный срок; принятия колонией всех зависящих от нее мер для надлежащего исполнения обязанностей получателя бюджетных средств, ФКУ «ИК-3 УФСИН России по РМЭ» не представлено.
В связи с изложенным, орган казначейства пришел к правомерным выводам о несвоевременном утверждении колонией бюджетных смет на 2017, 2019 г.г. (пункт 7 представления). Доказательств, опровергающих приведенные выводы ответчика, учреждением не представлено.
При таких обстоятельствах, представление от 07.05.2020 № 08-18-10/1335 вынесено на законном основании, в соответствии с полномочиями органа казначейства, предусмотренными статьей 269.2, пунктом 2 статьи 270.2 БК РФ, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092.
В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
На основании изложенного, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления ФКУ «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07.05.2020 № 08-18-10/1335.
Поскольку заявитель и ответчик по правилам подпункта 1.1 статьи 333.37 НК РФ освобождены от уплаты государственной пошлины, вопрос о ее взыскании арбитражным судом не рассматривался.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд
РЕШИЛ:
Отказать в удовлетворении заявления федерального казенного учреждения «Исправительная колония № 3 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл» (ОГРН <***>, ИНН <***>) о признании недействительным представления Управления Федерального казначейства по Республике Марий Эл от 07.05.2020 № 08-18-10/1335.
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.
Судья /Ю.А. Вопиловский/