НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Марий Эл от 06.04.2016 № А38-86/16

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ МАРИЙ ЭЛ

424002, Республика Марий Эл, г. Йошкар-Ола, Ленинский проспект 40

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

арбитражного суда первой инстанции

«13» апреля 2016 г.                 Дело № А38-86/2016                       г. Йошкар-Ола

Резолютивная часть решения объявлена 06 апреля 2016 года.

Полный текст решения изготовлен 13 апреля 2016 года.

Арбитражный суд Республики Марий Эл

в лице судьи Вопиловского Ю.А.

при ведении протокола и аудиозаписи судебного заседания секретарем Ермаковой С.В.

рассмотрел в открытом судебном заседании дело

по заявлению  Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (ОГРН 1111218000684, ИНН 1215160380)

к ответчику Территориальному управлению Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл

о признании частично недействительным представления о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса

с участием представителей:

от заявителя – Мартынова О.А. по доверенности от 11.01.2016,

от ответчика – Боев О.Л. по доверенности от 01.10.2015, Конева И.В. по доверенности от 01.12.2015

УСТАНОВИЛ:

Заявитель, Федеральное казенное учреждение "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" (далее – учреждение, ФКУ УИИ УФСИН по РМЭ), обратился в Арбитражный суд Республики Марий Эл с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 АПК РФ, о признании недействительными пунктов 1-5 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 09.10.2015 № 37 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В заявлении, дополнениях к нему изложены доводы о том, что заключение учреждением договоров и государственных контрактов осуществлялось в соответствии с указаниями ФСИН России, УФСИН России по РМЭ, целями и предметом деятельности учреждения, предусмотренными его уставом. Отсутствующие на дату заключения договоров, контрактов, принятия обязательств по выплате компенсаций работникам лимиты бюджетных обязательств были доведены до учреждения в течение того же финансового года. В связи с чем, нарушения не привели к искажению финансовых, бухгалтерских и статистических данных, не нанесли ущерба охраняемым правоотношениям. Акты  сверки расчетов, на основании которых орган бюджетного надзора сделал вывод о не отражении в отчетности кредиторской и дебиторской задолженности, получены учреждением после составления отчетности; они не являются первичными документами, подтверждающими совершение хозяйственных операций (т.1, л.д. 7-19, т.3, л.д. 2-14).

В судебном заседании заявитель полностью поддержал уточненные требования, просил их удовлетворить.

Ответчик, ТУ Росфиннадзора в РМЭ (далее – орган бюджетного надзора) в отзыве на заявление, в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемых пунктов представления органа бюджетного надзора от 09.10.2015 № 37. Пояснил, что на дату заключения государственных контрактов, договоров, принятия обязательств по выплате компенсаций работникам отсутствовали лимиты бюджетных обязательств, что явилось основанием для привлечения должностного лица Управления к административной ответственности. В балансах учреждения по состоянию на 01.01.2014, на 01.01.2015 не отражены дебиторская задолженность, кредиторская задолженность за услуги связи, электроснабжения, теплоснабжения,  подтвержденные актами сверок, журналом учета операций, первичными документами. Наличие отраженных в представлении нарушений подтверждается решениями суда общей юрисдикции по делам об административных правонарушениях, совершенных должностными лицами учреждения (т.3, л.д. 18-26).

Рассмотрев материалы дела, исследовав доказательства, выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим правовым и процессуальным основаниям.

Из материалов дела следует, что ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ зарегистрировано в качестве юридического лица; в соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 08.05.2010 № 83-ФЗ) относится к получателям бюджетных средств, имеющим право принятия и (или) исполнения бюджетных обязательств за счет средств федерального бюджета (т.1, л.д. 28-38, т.2, л.д. 130-138).

На основании приказа от 07.08.2015 № 79, раздела II Плана контрольной работы ТУ Росфиннадзора в РМЭ на 2015, удостоверения № 65 от 07.08.2015 (т.1, л.д. 28,29, 31-33) специалистами органа бюджетного надзора проведена проверка финансово-хозяйственной деятельности ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ за период с 01.01.2014 по 31.12.2014. Проверкой установлено, что учреждением совершены следующие нарушения бюджетного законодательства:

- приняты бюджетные обязательства в декабре 2013 года на сумму 535 681 руб. 59 коп. с превышением лимитов бюджетных обязательств по коду 320-0305-4230049-244-223 "Коммунальные услуги", а именно заключены 5 договоров и 3 государственных контракта на оказание коммунальных услуг на 2014 год при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств (пункт 1 представления);  

- приняты бюджетные обязательства в октябре 2014 года на сумму 24 640 руб. с превышением лимитов бюджетных обязательств по коду 320-0305-4230049-242-226 "Прочие работы, услуги", а именно заключен государственный контракт на оказание услуг по информационному обеспечению и обработке данных, по подготовке ввода данных программы 1С при недостаточном объеме лимитов бюджетных обязательств (пункт 2 представления);

-  при использовании в полном объеме лимитов бюджетных обязательств, выделенных на прочие выплаты, в декабре 2014 года принято денежных обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств, в том числе по коду 320-0305-4230049-134-212 "Прочие выплаты", по выплате денежных компенсаций вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества на сумму 300 руб.; по коду 320-0305-4233994-134-212 "Прочие выплаты", за наем (поднаем) жилых помещений на сумму 7 178 руб. 01 коп. (пункт 3 представления);

- допущено искажение данных баланса получателя бюджетных средств ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2014 в графах 3,5 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" данные занижены на 5 826 руб. 80 коп. по причине не отражения дебиторской задолженности за электроснабжение и услуги связи; в графах 3,5 по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" данные занижены на 18 775 руб. 28 коп. по причине не отражения кредиторской задолженности за теплоснабжение (пункт 4 представления);

- допущено искажение данных баланса получателя бюджетных средств ф. 0503130 по состоянию на 01.01.2015 в графах 6,8 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" данные занижены на сумму 5 757 руб. 81 коп. по причине не отражения дебиторской задолженности по теплоснабжению и электроснабжению; в графах 6,8 по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" данные занижены на сумму 16 744 руб. 63 коп. по причине не отражения кредиторской задолженности за услуги по теплоснабжению (пункт 5 представления).

Результаты проверки оформлены актом выездной проверки от 22.09.2015 (т.3, л.д. 34-57).

По результатам проверки ТУ Росфиннадзора в РМЭ в соответствии с пунктом 2 статьи 269.2, пунктом 68 «Правил осуществления Федеральной службой финансово-бюджетного надзора полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере», утвержденных постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1092, вынесено представление от 09.10.2015 № 37 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса, в котором орган бюджетного надзора предложил учреждению в срок 20 рабочих дней с даты получения представления рассмотреть информацию об указанных в представлении нарушениях бюджетного законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, принять меры по устранению причин и условий их совершения. О результатах исполнения представления следует проинформировать орган бюджетного надзора не позднее 5 рабочих дней с даты исполнения представления (т.1, л.д. 39-42).

Не согласившись с представлением органа бюджетного надзора, учреждение обратилось в арбитражный суд с требованием о признании его частично недействительным.

Правомерность заявленных требований и законность оспариваемого ЖКУ УИИ УФСИН по РМЭ ненормативного акта оценены в соответствии с нормами главы 24 АПК РФ.

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ организации вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным решения государственного органа, если полагают, что оспариваемое решение не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создает иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Предмет судебной проверки и оценки представленных сторонами доказательств определен частью 4 статьи 200 АПК РФ, согласно которой при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов государственных органов арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличия у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ).

Исследованные арбитражным судом первой инстанции по правилам статей 65, 71, 162, части 5 статьи 200 АПК РФ доказательства позволяют заключить, что представление ТУ Росфиннадзора в РМЭ о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса принято уполномоченным органом в качестве окончательного акта по результатам проведенной проверки и меры принуждения, неисполнение которого влечет административную ответственность, в связи с чем, оно может быть оспорено в арбитражном суде в соответствии с главой 24 АПК РФ. Выводы суда подтверждаются сложившейся судебно-арбитражной практикой (постановления Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 22.09.2009 № 6720/09, от 25.10.2011 № 7407/11).

Между участниками спора имеются существенные правовые и доказательственные разногласия по вопросу о совершении учреждением нарушений бюджетного законодательства, связанных с превышением лимитов бюджетных обязательств, соблюдением учреждением правил отражения в отчетных формах бюджетного учета активов и пассивов.

1. В силу пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства в пределах доведенных до него лимитов бюджетных обязательств. Получатель бюджетных средств принимает бюджетные обязательства путем заключения государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров с физическими и юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями или в соответствии с законом, иным правовым актом, соглашением.

В силу пункта 5 статьи 161 Бюджетного кодекса РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров, подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от  имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств. Нарушение казенным учреждением требований названного пункта при заключении государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров является основанием для признания их судом недействительными по иску органа государственной власти (государственного органа), органа местного самоуправления, осуществляющего бюджетные полномочия главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого находится это казенное учреждение.

В пункте 2 статьи 72 Бюджетного кодекса РФ установлено, что государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о  контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.

Согласно статье 6 Бюджетного кодекса РФ лимит бюджетных обязательств - объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде). Исходя из пунктов 1, 3 статьи 242 Кодекса операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря, за исключением операций, указанных в пункте 2 статьи 242 Бюджетного кодекса РФ. Бюджетные ассигнования, лимиты бюджетных обязательств и предельные объемы финансирования текущего финансового года прекращают свое действие 31 декабря.

Как следует из толкования приведенных норм Кодекса заключать договоры без доведенных лимитов бюджетных обязательств бюджетным учреждениям нельзя. За нарушение данного запрета в статье 15.15.10 КоАП РФ предусмотрена ответственность в виде наложения административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до пятидесяти тысяч рублей.

В ходе проверки установлено, что ФКУ ЖКУ УФСИН по РМЭ в проверяемом периоде:

по коду 320-0305-4230049-244-223 "Коммунальные услуги" при отсутствии лимитов бюджетных обязательств на общую сумму 535 681 руб. 59 коп. заключены договоры и государственные контракты: от 19.12.2013 № 11 с ГБУ культуры РМЭ "Замок Шереметьева" на оказание посреднических услуг (оплата электроэнергии) на сумму 82 820 руб. 92 коп., от 31.12.2013 № 151 с ООО "Марикоммунэнерго" в лице Филиала "Северо-Восточные тепловые сети" на подачу тепловой энергии в виде горячей воды на сумму 29 820 руб. 73 коп., от 31.12.2013 № 601-148-Т с ООО "Марикоммунэнерго" в лице Филиала "Звениговские тепловые сети" на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды на сумму 21 538 руб. 69 коп., от 31.12.2013 № 28 с ООО "Сантехремонт" на отпуск тепловой энергии на сумму 27 692 руб. 61 коп., от 31.12.2013 № 11 с ООО "Тепложилсервис" на предоставление коммунальных услуг на сумму 50 808 руб. 62 коп., от 31.12.2013 № 489 с МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ № 1" МО "Город Йошкар-Ола" на предоставление услуг по теплоснабжению на сумму 67 000 руб. 02 коп., от 31.12.2013 № 770-14 с ООО "Марикоммунэнерго" на отпуск тепловой энергии в виде горячей воды на сумму 66 000 руб., от 31.12.2013 № 20423 с ОАО "Мариэнергосбыт" на оказание услуг по передаче электроэнергии на сумму 190 000 руб. (т.1, л.д. 66-150, т.2, л.д. 1-81);

по коду 320-0305-4230049-242-226 "Прочие работы, услуги" при наличии по состоянию на 13.10.2014 лимитов бюджетных обязательств на сумму 5 000 руб. заключен государственный контракт от 13.10.2014 № 026/611 с ООО "Автор" на оказание услуг по информационному обеспечению и обработке данных, по подготовке ввода данных программы 1С на сумму 29 640 руб.; превышение лимита бюджетных обязательств составило 24 640 руб. (29 640 - 5 000) (т.2, л.д. 82-85).

В соответствии с пунктом 5 статьи 219 БК РФ оплата денежных обязательств (за исключением денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам) осуществляется в пределах доведенных до получателя бюджетных средств лимитов бюджетных обязательств. Оплата денежных обязательств по публичным нормативным обязательствам может осуществляться в пределах доведенных до получателя бюджетных средств бюджетных ассигнований.

При анализе исполнения бюджета по расходам по средствам федерального бюджета в 2014 году путем сопоставления данных отчета об исполнении бюджета главного распорядителя, распорядителя, получателя бюджетных средств, главного администратора, администратора источников финансирования дефицита бюджета, главного администратора, администратора доходов бюджета (ф. 0503127) с данными отчета о финансовых результатах деятельности (ф. 0503121) за 2014 установлено принятие учреждением обязательств сверх доведенных лимитов бюджетных обязательств по подстатье КОСГУ 212 "Прочие выплаты" - на общую сумму 7 478 руб. 01 коп., в том числе, по коду 320-0305-4230049-134-212 по выплате денежных компенсаций вместо положенных по нормам снабжения предметов вещевого имущества - на сумму 300 руб., по коду 320-0305-4233994-134-212 по выплатам за наем (поднаем) жилых помещений - на сумму 7 178 руб. 01 коп. (т.2, л.д. 98-114, 120-123).

В декабре 2014 в соответствии со справкой на выплату денежной компенсации вместо предметов вещевого имущества от 11.12.2014, составленной ОТО учреждения, инспектору ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ Андрееву И.Е. начислена компенсация вместо вещевого имущества в сумме 15 934 руб. Выплата данному лицу по заявке на кассовый расход от 16.12.2014 № 566 произведена в пределах лимитов в сумме 15 634 руб., то есть сверх лимитов начислены расходы в сумме 300 руб.

В ноябре, декабре 2014 инспектору отдела исполнения наказаний и применения иных мер уголовно-правового характера ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ Иванову А.А. начислена компенсация за наем (поднаем) жилых помещений в сумме 10 800 руб. Выплата данному лицу произведена в пределах лимита в сумме 3 621 руб. 99 коп., то есть сверх лимитов начислены расходы в сумме 7 178 руб. 01 коп.

По состоянию на 01.01.2015 у учреждения числится не погашенная кредиторская задолженность по подстатье КОСГУ 212 "Прочие выплаты" в сумме 7 478 руб. 01 коп. (стр.9, 14,15 акта проверки - т.3, л.д. 38, 40,41).

Решением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 18.01.2016 по делу № 12-57/2016 признано обоснованным привлечение начальника ФКУ УИИ   УФСИН России по РМЭ Анучина А.Ф. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ. При этом, судом установлено, что в нарушение пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ при отсутствии доведенных лимитов бюджетных обязательств ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ приняты денежные обязательства на 2014 год по коду 320-0305-4230049-244-223 "Коммунальные услуги" (т.3, л.д. 103-107).

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 24.02.2016 по делу № 7р-81/2016 решение Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 18.01.2016 по делу № 12-57/2016 оставлено без изменения; жалоба Анучина А.Ф. без удовлетворения (т.3, л.д. 108-110).

Постановлением ТУ Росфиннадзора в РМЭ от 09.10.2015 № 08-06-08/15-43 начальник ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ Анучин А.Ф. привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.10 КоАП РФ, с наложением штрафа в размере 20 000 руб. В постановлении отражено, что в нарушение пункта 5 статьи 161, пункта 3 статьи 219 Бюджетного кодекса РФ при недостаточности лимитов бюджетных обязательств ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ заключен государственный контракт от 13.10.2014 № 026/611 с ООО "Автор", предусматривающий несение расходов по коду 320-0305-4230049-242-226 "Прочие работы, услуги" (т.3, л.д. 70-73).

Таким образом, органом бюджетного надзора правомерно установлены в действиях Управления нарушения, выразившиеся в заключении договоров, контрактов, принятии обязательств по расходам, не обеспеченных лимитами бюджетных обязательств. Ссылка заявителя на то, что он принимал обязательства в соответствии с целями своей деятельности и разрешениями главного распорядителя, распорядителя бюджетных средств, не признана арбитражным судом обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии нарушений бюджетного законодательства. В части требования об оспаривании пунктов 1-3 представления от 09.10.2015 № 37 заявление ФКУ УИИ УФСИН России по РМЭ не подлежит удовлетворению.

2. В соответствии со статьей 264.1 БК РФ бюджетный учет представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и не финансовых активов и обязательств, а также об операциях, изменяющих указанные активы и обязательства. Единая методология и стандарты бюджетного учета и бюджетной отчетности устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации в соответствии с положениями Кодекса.

Приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н "Об утверждении Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации" (зарегистрирован в Минюсте России 03.02.2011 № 19693) в составе бюджетной отчетности утверждена форма баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130).

Согласно пункта 7 Инструкции, утвержденной приказом Министерства финансов РФ от 28.12.2010 № 191н, бюджетная отчетность составляется на основе данных главной книги и (или) других регистров бюджетного учета, установленных законодательством Российской Федерации для получателей бюджетных средств, администраторов доходов бюджетов, администраторов источников финансирования дефицита бюджетов, финансовых органов, органов казначейства, с обязательным проведением сверки оборотов и остатков по регистрам аналитического учета с оборотами и остатками по регистрам синтетического учета.

В силу пунктов 17, 18 названной Инструкции, в разделе "Финансовые активы" баланса по строке 260 отражается остаток по стоимости финансовых активов по счету 02000000 "Расчеты по выданным авансам"; в разделе "Обязательства" баланса по строке 490 отражается остаток кредиторской задолженности получателя бюджетных средств по счету 030200000 "Расчеты по принятым обязательствам".

В ходе проверки установлено, что по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) отражена дебиторская задолженность за электроснабжение в сумме 29 918 руб. 74 коп., которая по данным оборотно-сальдовой ведомости по счету 206.00 "Расчеты по выданным авансам", счета 302.00 "Расчеты по принятым обязательствам", бухгалтерской справки от 31.12.2013, включает дебиторскую задолженность ОАО "Мариэнергосбыт" - 8 998 руб. 16 коп., Филиала ООО "Марикоммунэнерго" "Козъмодемьянские тепловые сети" - 2 721 руб. 63 коп., Филиала ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети" - 3 599 руб. 07 коп., ООО "Тепложилсервис" - 3 078 руб. 88 коп., МУП "Йошкар-Олинская ТЭЦ-1" - 11 521 руб.

При этом, по данным карточки по счету 302.23 "Расчеты по коммунальным услугам" по состоянию на 01.01.2014 учреждение числило дебиторскую задолженность в сумме 13 514 руб. 74 коп. по контрагенту ООО "Марикоммунэнерго", которая в балансе получателя бюджетных средств не отражена.

Согласно акту сверки расчетов с ОАО "Мариэнергосбыт" дебиторская задолженность за электроснабжение по государственному контракту от 01.04.2013 № 20423 по состоянию на 01.01.2014 составляет 171 руб. 39 коп. , на 8 826 руб. 77 коп. (8 998,16 - 171,39) меньше, чем отражено в балансе.

На основании изложенного, органом бюджетного надзора установлено, что в балансе учреждения занижены данные в отношении дебиторской задолженности за электроснабжение на сумму 4 687 руб. 97 коп. (13 514,74 - 8 826,77).

По строке 260 "Расчеты по выданным авансам" баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) отражена дебиторская задолженность за услуги связи в сумме 13 125 руб. 71 коп., что подтверждено оборотно-сальдовой ведомостью по счету 206.00 "Расчеты по выданным авансам" по расчетам с ОАО "Ростелеком" по состоянию на 01.01.2014.

При этом, по акту сверки взаимных расчетов с ОАО "Ростелеком" за период с 01.01.2013 по 31.12.2013 дебиторская задолженность за услуги связи по состоянию на 01.01.2014 составила 14 264 руб. 54 коп., больше суммы, отраженной в балансе на 1 138 руб. 83 коп. (14 264,54 - 13 125,71).

В связи с изложенным, в графах 3,5 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2014 занижены данные о дебиторской задолженности учреждения на сумму 5 826 руб. 80 коп. (4 687,97 + 1 138,83).

По данным баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) за 2014 по состоянию на 01.01.2015 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" дебиторская задолженность за ОАО "Мариэнергосбыт", ООО "Марикоммунэнерго" не отражена; содержится дебиторская задолженность Филиала ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети" в сумме 3 559 руб. 07 коп., что подтверждается оборотно-сальдовой ведомостью по счету 206.00.

Однако согласно акту сверки с ОАО "Мариэнергосбыт" за 2014 по состоянию на 01.01.2015 не отраженная в балансе дебиторская задолженность составляет 7 745 руб. 78 коп. (171,39 руб. (отражено в акте сверки) + 150 555 руб. 99 коп. (оплачено в 2014 году) - 142 981,6 руб. (предъявлено расходов в 2014 году)).

По данным акта сверки расчетов с ООО "Марикоммунэнерго" за 2014, анализа первичных документов по состоянию на 01.01.2015 не отраженная в балансе дебиторская задолженность составляет 1 571 руб. 10 коп. (2 969,24 руб. (кредиторская задолженность по акту сверки на 01.01.2014) + 6 266,08 руб. (предъявлено по счету-фактуре ООО "Марикоммунэнерго" от 23.12.2013 № 3714) + 4 877 руб. 80 коп. (предъявлено по счету-фактуре ООО "Марикоммунэнерго" от 23.12.2014 № 3711) + 109 426,86 руб. (предъявлено к оплате за услуги по теплоснабжению за 2014) + 323,62 руб. (предъявлено по счету-фактуре ООО "Марикоммунэнерго" от 30.09.2014 № 2161) + 286,14 руб. (предъявлено по счету-фактуре ООО "Марикоммунэнерго" от 30.09.2014 № 2068) - 13 514,74 руб. (дебиторская задолженность ООО "Марикоммунэнерго" по состоянию на 01.01.2014) - 112 206,1 руб. (оплачено за электроснабжение в 2014 году)).

В связи с изложенным, в графах 6,8 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2015 занижены данные о дебиторской задолженности учреждения по услугам теплоснабжения и электроснабжения на сумму 5 757 руб. 81 коп. (7 745,78 + 1 571,1 - 3 559,07).

Согласно баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" не отражены сведения о кредиторской задолженности учреждения.

При этом, по данным актов сверки расчетов с организациями по состоянию на 01.01.2014 у учреждения имелась не отраженная в балансе кредиторская задолженность:

по акту сверки с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети" за полугодие 2014 - в сумме 10 397 руб. 66 коп.;

по акту сверки с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" ""Козъмодемьянские тепловые сети" за 1 квартал 2014 - в сумме 453 руб. 61 коп.;

по акту сверки с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Звениговские тепловые сети" за 2014 за теплоснабжение - в сумме 4 926 руб. 20 коп.;

по акту сверки с ООО "Марикоммунэнерго" за 2014 за теплоснабжение - в сумме 2 969 руб. 24 коп.;

по акту сверки с ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл" за период с 01.01.2014 по 01.10.2014 за коммунальные услуги  - в сумме 28 руб. 57 коп. Названная задолженность оплачена учреждением по квитанции к приходному кассовому ордеру от 22.01.2014 № 101, то есть на 01.01.2014 она имелась.

В связи с изложенным, в графах 3,5 по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2014 занижены данные о кредиторской задолженности учреждения по услугам теплоснабжения на сумму 18 775 руб. 28 коп. (10 397,66 + 453,61 + 4 926,2 + 2 969,24 + 28,57).

По данным баланса получателя бюджетных средств (ф. 0503130) за 2014 год по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" кредиторская задолженность по расчетам с Филиалами ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети", "Звениговские тепловые сети", "Козъмодемьянские тепловые сети" по состоянию на 01.01.2015 не числилась.

Согласно акту сверки с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети" за 2014, анализа первичных документов по состоянию на 01.01.2015 не отраженная в балансе кредиторская задолженность составляет 13 739 руб. 66 коп. (10 397,66 руб. (кредиторская задолженность по акту сверки с названным филиалом на 01.01.2014) + 55 939,8 руб. (предъявлено к оплате за оказанные учреждению услуги за 2014) - 48 998,73 коп. (оплачено учреждением услуг за 2014) - 3 599,07 руб. (дебиторская задолженность, имевшаяся на 01.01.2014)).

По данным акта сверки с Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Звениговские тепловые сети", анализа первичных документов по состоянию на 01.01.2015 не отраженная в балансе кредиторская задолженность составляет 2 551 руб. 36 коп. (4 926,2 руб. (кредиторская задолженность на 01.01.2014) + 31 959,52 руб. (предъявлено к оплате за оказанные учреждению услуги за 2014) - 34 334,36 руб. (оплачено учреждением услуг за 2014)).

В журнале операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4 за 2014 отражены предъявленные Филиалом ООО "Марикоммунэнерго" "Козъмодемьянские тепловые сети" учреждению к оплате расходы по услугам теплоснабжения на сумму 28 186 руб. 49 коп., в том числе, по договорам от 31.12.2013 № 015/14-Ф, от 18.12.2014 № 54 на сумму 25 464 руб. 86 коп., по договору от 01.04.2013 № 015/13-Ф, счету-фактуре от 31.12.2013 № ЭС000001477-3 на сумму 2 721 руб. 63 коп.

При этом, в самом счете-фактуре Филиала ООО "Марикоммунэнерго"  "Козъмодемьянские тепловые сети" от 31.12.2013 № ЭС000001477-3 к оплате учреждению предъявлено 3 175 руб. 24 коп., на 453 руб. 61 коп. (3 175,24 - 2 721,63) больше, чем отражено в учете. По состоянию на 01.01.2015 не отраженная в балансе кредиторская задолженность по названному филиалу составила 453 руб. 61 коп.

В связи с изложенным, в графах 6,8 по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" баланса (ф. 0503130) по состоянию на 01.01.2015 занижены данные о кредиторской задолженности учреждения по услугам теплоснабжения на сумму 16 744 руб. 63 коп. (13 739,66 + 2 551,36 + 453,61).

Согласно акту выездной проверки, нарушения, связанные с не отражением в балансе получателя бюджетных средств дебиторской и кредиторской задолженности, определены на основе журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками, первичных документов (счета, счета-фактуры, заявки на кассовый расход, акты оказанных услуг), актов сверки расчетов учреждения с контрагентами. Установленные в ходе проверки данные о суммах не отраженной в бюджетной отчетности учреждения задолженности по конкретным контрагентам и отчетным периодам заявителем доказательно не опровергнуты.

Утверждение заявителя о том, что принятые ответчиком акты сверки расчетов с ОАО "Мариэнергосбыт", ОАО "Ростелеком", ООО "Марикоммунэнерго", Филиалами ООО "Марикоммунэнерго" "Северо-Восточные тепловые сети", "Козъмодемьянские тепловые сети", "Звениговские тепловые сети", ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Марий Эл", не являются объективным подтверждением дебиторской и кредиторской задолженности, признано судом необоснованным, поскольку данные акты составлены с указанными контрагентами самим заявителем, основаны на первичных документах, содержащаяся в них информация доказательно не провергнута.

Решением Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 01.12.2015 по делу № 12-989/2015 оставлено без изменения постановление ТУ Росфиннадзора в Республике Марий Эл от 09.10.2015 № 08-06-08/15-49 о привлечении главного бухгалтера ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл Алексашкиной Н.В. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.15.6 КоАП РФ. Судебным решением установлено искажение (занижение) учреждением данных баланса получателя бюджетных средств по ф. 0503130 по строке 260 "Расчеты по выданным авансам" в части дебиторской задолженности в графах 3, 5 по состоянию на 01.01.2014 на сумму 5 826 руб. 80 коп., в графах 6, 8 по состоянию на 01.01.2015 на сумму 5 757 руб. 81 коп.; по строке 490 "Расчеты по принятым обязательствам" в части кредиторской задолженности в графах 3, 5 по состоянию на 01.01.2014 на сумму 18 775 руб. 28 коп., в графах 6, 8 по состоянию на 01.01.2015 на сумму 16 744 руб. 63 коп. (т.3, л.д. 111-114).

Решением Верховного Суда Республики Марий Эл от 15.01.2016 по делу № 7р-10/2016 решение Йошкар-Олинского городского суда РМЭ от 01.12.2015 по делу № 12-989/2015 оставлено без изменения; жалоба Алексашкиной Н.В. без удовлетворения. При этом, установлено нарушение учреждением требований бюджетного законодательства, выразившихся в искажении бюджетной отчетности (т.3, л.д. 115-122).

Поэтому, исходя из принципов полноты, достоверности, непротиворечивости, подтверждения первичными документами бюджетного учета ФКУ УИИ УФСИН России по Республике Марий Эл было обязано отразить в балансе по состоянию на 01.01.2014 - дебиторскую задолженность в размере 5 826 руб. 80 коп., кредиторскую задолженность в размере 18 775 руб. 28 коп.; по состоянию на 01.01.2015 - дебиторскую задолженность в размере 5 757 руб. 81 коп., кредиторскую задолженность в размере 16 744 руб. 63 коп. Отсутствие такой информации в балансах получателя бюджетных средств за 2013, 2014 повлекло искажение данных балансов, относящихся согласно Инструкции № 191н к бюджетной отчетности. Тем самым были нарушены требования статьи 264.1 БК РФ в части порядка ведения бюджетного учета, составления и представления отчетности.

Таким образом, органом бюджетного надзора правомерно установлены в действиях учреждения нарушения, выразившиеся в искажении бюджетной отчетности. В части требования об оспаривании пунктов 4, 5 представления от 09.10.2015 № 37 заявление ФКУ УИИ УФСИН по РМЭ не подлежит удовлетворению.

В соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В связи с изложенным, арбитражный суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" о признании недействительными пунктов 1-5 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 09.10.2015 № 37 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

В связи с отказом в заявленном требовании расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя и компенсации в его пользу не подлежат.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 АПК РФ, арбитражный суд

РЕШИЛ:

Отказать в удовлетворении заявления Федерального казенного учреждения "Уголовно-исполнительная инспекция Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Марий Эл" о признании недействительными пунктов 1-5 представления Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Республике Марий Эл от 09.10.2015 № 37 о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня его принятия в Первый арбитражный апелляционный суд через Арбитражный суд Республики Марий Эл.

Судья                                                                                         /Ю.А. Вопиловский/