НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Крым от 30.05.2022 № А83-7798/2021


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Симферополь

Резолютивная часть решения объявлена 30 мая 2022 года. Решение в полном объеме изготовлено 06 июня 2022 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Букиной Е.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Русецкой А.А., рассмотрел материалы дела по исковому заявлению Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым

к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым  

при участии третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора – Пищак Елены Александровны, Новиковой Анны Ивановны                 

о взыскании,

при участии:

от истца – не явились;

от ответчика – Адашкевич Н. И., представитель по доверенности от 03.02.2022№82907/22/45-Д-ИР.;

от третьих лиц – не явились.

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Управлению Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым о взыскании с ответчика в пользу истца излишне понесенных расходов в размере 37 430,00 руб.

01.04.2021 суд принял заявление к производству и  назначил  предварительное  судебное  заседание,  с  извещением  лиц,  участвующих  в  деле.

23.04.2021 от ответчика поступил отзыв на заявление, согласно которого последний просил отказать в удовлетворении требований по мотивам изложенным в отзыве.

В ходе предварительного судебного заседания 17.05.2021, суд, в порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, завершил предварительное судебное заседание и перешёл к рассмотрению дела в суде первой инстанции.

В процессе рассмотрения дела стороны неоднократно представляли суду письменные пояснения, дополнения, ходатайства, которые судом приобщены в материалы дела и рассмотрены.

Определением Арбитражного суда Республики Крым от 05.08.2021, суд привлек к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора - Пищак Елену Александровну и Новикову Анну Ивановну.

В судебное заседание 30.05.2022 истец и третьи лица, явку представителей не обеспечили, о дате, времени и месте слушания дела уведомлены надлежащим образом.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

С 01.01.2015 Республика Крым участвует в реализации пилотного проекта по назначению и выплате застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, что регулируется Положением об особенностях назначения и выплаты в 2012 - 2020 годах застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат в субъектах Российской Федерации, участвующих в реализации пилотного проекта, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 (далее - Положение).

Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым (далее - УФССП по РК, страхователь) в соответствии с требованиями ст. 2.3 Закона № 255-ФЗ зарегистрировано в качестве страхователя в Филиале № 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (далее - Филиал № 1), регистрационный № страхователя 7707059180.

Филиалом № 1 принято решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя от 03.02.2020 № 43/ПДС за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Проверкой установлено и отражено в акте выездной проверки от 02.04.2020 № 43/ПДС недостоверность представленных страхователем сведений, повлекших излишне понесенные Филиалом № 1 расходы, а именно: назначение и выплата пособий в 2017 г. страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам производилась с нарушением действующего законодательства.

Актом проведенной проверки от 02.04.2020 № 43/ПДС установлено:

1. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу Пищак (Сологуб) Е.А. (СНИЛС 18386943630) по ЛН № 245909702994 с 09.03.2017 по 26.07.2017 и ЛН № 245922073817 с 27.07.2017 пострахователем 16.03.2017 и 19.11.2018 в Филиал № 1 были предоставлены электронные реестры, содержащие недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющие на исчисление пособия.

В ходе проведения проверки установлено, что доход застрахованного лица в расчетном периоде на основании предоставленных карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 и 2016 год составляет 563 805,78 руб., а в реестре указан доход - 630 877,99 руб., чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов составила 14553,24 руб.

2. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Пищак (Сологуб) Е.А. (СНИЛС 18386943630) страхователем 21.09.2017 в Филиал № 1 был предоставлен электронный реестр, содержащий недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющие на исчисление пособия, чем также нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов за период с 12.08.2017 по 18.07.2018 составила 12734,21 руб.

3. Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу Новиковой (Поповой) А.И. (СНИЛС 18109981187) по ЛН № 253918334391 с 13.06.2017 по 30.10.2017 и ЛН 275033869245 с 31.10.2017 по 15.11.2017 страхователем 19.06.2017 и 05.10.2017 в Филиал № 1 представлены электронные реестры, содержащие недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющие на исчисление пособия.

В ходе проверки установлено, что доход застрахованного лица в расчетном периоде на основании предоставленных карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 и 2016 год составляет 696 163,61 руб., а в реестре указан доход - 717 233,56 руб., чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов составила 4497,48 руб.

4. Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Новиковой (Поповой) А.И. (СНИЛС 18109981187) страхователем 04.12.2017 в Филиал № 1 был предоставлен электронный реестр, содержащий недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющий на исчисление пособия, чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов за период с 16.11.2017 по 21.02.2019 составила 5645,07 руб.

Истец указывает, что таким образом территориальным органом Фонда социального страхования РФ излишне понесены расходы, связанные с назначением и выплатой застрахованным лицам: пособия по беременности и родам в сумме 19 050 руб. 72 коп.,  ежемесячного пособия по уходу за ребенком в сумме 18 379 руб. 28 коп.

Общая сумма расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда в связи с недостоверностью предоставленных страхователем сведений составила 37 430 руб. 00 коп.

24.04.2020Филиалом № 1 принято Решение о возмещении расходов, излишне понесённых территориальным органом Фонда социального страхования, в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений № 43/ПДС.

21.05.2020вынесено Требование о возмещении расходов, излишне понесённых территориальным органом Фонда социального страхования в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем сведений № 43/ ПДС, в котором указан срок до 10.06.2020, возместить Филиалу № 1 излишне понесённые расходы в сумме 37 430 руб.

Однако, до настоящего времени, Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым не исполнило установленную действующим законодательством обязанность перед Филиалом № 1 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.

Также, 16.09.2020 в целях соблюдения претензионного порядка урегулирования спора Филиалом № 1 в адрес Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым направлена письменная Претензия о возмещении расходов, излишне понесенных территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в связи с недостоверностью представленных страхователем сведений в размере 37 430,00 руб. (далее - Требование от 16.09.2020).

В связи с неурегулированием спора во внесудебном порядке истец обратился с исковым заявлением в суд.

Пунктом  5  статьи  4  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской  Федерации  предусмотрено,  что  спор,  возникающий  из  гражданских  правоотношений,  может  быть  передан  на  разрешение  арбитражного  суда  после  принятия  сторонами  мер  по  досудебному  урегулированию  по  истечении  тридцати  календарных  дней  со  дня  направления  претензии  (требования),  если  иные  срок  и  (или)  порядок  не  установлены  законом  либо  договором,  за  исключением  дел  об  установлении  фактов,  имеющих  юридическое  значение,  дел  о  присуждении  компенсации  за  нарушение  права  на  судопроизводство  в  разумный  срок  или  права  на  исполнение  судебного  акта  в  разумный  срок,  дел  о  несостоятельности  (банкротстве),  дел  по  корпоративным  спорам,  дел  о  защите  прав  и  законных  интересов  группы  лиц,  дел  о  досрочном  прекращении  правовой  охраны  товарного  знака  вследствие  его  неиспользования,  дел  об  оспаривании  решений  третейских  судов. 

Суд  признает  соблюденным  досудебный  порядок  урегулирования  спора,  поскольку  материалы  дела  содержат  претензию.

В соответствии со ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 16.07.1999 № 165-ФЗ «Об основах  обязательного социального страхования» (далее - Закон № 165-ФЗ) отношения по обязательному социальному страхованию возникают у страхователя (работодателя) по всем видам обязательного социального страхования с момента заключения с работником трудового договора.

Подпунктом 6 п. 2 ст. 12 Закона № 165-ФЗ установлена обязанность страхователя выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств.

Исходя из ст. 22 Закона № 165-ФЗ, основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая.

Статьей 2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) установлено, что обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане Российской Федерации, постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства: лица, работающие по трудовым договорам.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 2.1 Закона № 255-ФЗ страхователями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются лица, производящие выплаты физическим лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно части 1 статьи 6 Закона № 255-ФЗ пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности).

В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 21.04.2011 № 294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению  производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее - Постановление № 294) с 01.01.2015 Республика Крым участвует в реализации пилотного проекта.

 Пунктом 2 Положения № 294 установлено, что при наступлении страхового случая застрахованное лицо обращается к страхователю по месту своей работы с заявлением о выплате соответствующего вида пособия и документами, необходимыми для назначения и выплаты пособия.

В соответствии с пунктом 3 Положения № 294 страхователь не позднее 5 календарных дней со дня представления застрахованным лицом (его уполномоченным представителем) заявления и документов, указанных в пункте 2 настоящего Положения, представляет в территориальный орган Фонда по месту регистрации поступившие к нему заявления и документы, необходимые для назначения и выплаты соответствующих видов пособия, а также опись представленных заявлений и документов, составленную по форме, утверждаемой Фондом.

Согласно п. 9 Положения № 294 выплата пособия по временной нетрудоспособности, осуществляется территориальным органом Фонда путем перечисления пособия на банковский счет застрахованного лица, указанный в заявлении либо в реестре сведений, или через организацию федеральной почтовой связи, или иную организацию по заявлению застрахованного лица (его уполномоченного представителя) в течение 10 календарных дней со дня получения заявления и документов или сведений, которые необходимы для назначения и выплаты соответствующего вида пособия.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

При этом в силу пункта 2 статьи 14 Закона № 255-ФЗ в средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые начислены страховые взносы  в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

Согласно статье 13 Закона № 255-ФЗ назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляются страхователем по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией, справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, с места (мест) работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (у других страхователей), а для назначения и выплаты указанных пособий территориальным органом страховщика - справку (справки) о сумме заработка, из которого должно быть исчислено пособие, и определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти документы, подтверждающие страховой стаж.

Из материалов дела следует, что в ходе проведения проверки установлено, что доход застрахованного лица Пищак (Сологуб) Е.А. в расчетном периоде на основании предоставленных карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 и 2016 год составляет 563 805,78 руб., а в реестре указан доход - 630 877,99 руб., чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов составила 14553,24 руб.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Пищак (Сологуб) Е.А. (СНИЛС 18386943630) страхователем 21.09.2017 в Филиал № 1 был предоставлен электронный реестр, содержащий недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющие на исчисление пособия, чем также нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов за период с 12.08.2017 по 18.07.2018 составила 12734,21 руб.

Для назначения и выплаты пособия по беременности и родам застрахованному лицу Новиковой (Поповой) А.И. (СНИЛС 18109981187) по ЛН № 253918334391 с 13.06.2017 по 30.10.2017 и ЛН 275033869245 с 31.10.2017 по 15.11.2017 страхователем 19.06.2017 и 05.10.2017 в Филиал № 1 представлены электронные реестры, содержащие недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющие на исчисление пособия.

В ходе проверки установлено, что доход застрахованного лица Новиковой (Поповой) А.И. в расчетном периоде на основании предоставленных карточек индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов за 2015 и 2016 год составляет 696 163,61 руб., а в реестре указан доход - 717 233,56 руб., чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов составила 4497,48 руб.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованному лицу Новиковой (Поповой) А.И. (СНИЛС 18109981187) страхователем 04.12.2017 в Филиал № 1 был предоставлен электронный реестр, содержащий недостоверные сведения о размере среднего заработка, влияющий на исчисление пособия, чем нарушена ч. 2 ст. 14 Закона № 255-ФЗ. Сумма излишне понесенных расходов за период с 16.11.2017 по 21.02.2019 составила 5645,07 руб.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 4.1 Закона № 255-ФЗ страхователи имеют право осуществлять проверку сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, путем направления запроса в территориальный орган страховщика по форме и в порядке, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

Согласно п. 2 Порядка направления запроса страхователя в территориальный орган страховщика для осуществления проверки сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком (Приложение № 2 к Приказу Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 24.01.2011 № 20н) в случаях возникновения у страхователя, назначающего пособия, сомнений в подлинности справки и (или) достоверности содержащихся в ней сведений, страхователем направляется запрос в территориальный орган страховщика о проверке сведений о страхователе (страхователях), выдавшем (выдавших) застрахованному лицу справку (справки) о сумме заработной платы, иных выплат и вознаграждений для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В силу пункта 10 Постановления правительства Российской Федерации от 12.02.1994 № 101 «О Фонде социального страхования Российской Федерации» выплата пособий по социальному страхованию, оплата путевок работникам и членам их семей в санаторно-курортные учреждения, финансирование других мероприятий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности осуществляется через бухгалтерии работодателей.

Относительно довода заинтересованного лица, что ответственным за формирование сведений была Малуха Т.А., в которых указана завышенная сумма доходов, суд отмечает следующее.

Ответственность за правильность начисления и расходования средств государственного социального страхования несет администрация страхователя в лице руководителя и главного бухгалтера.

На основании изложенного, суд не принимает данный довод ответчика и считает его необоснованным.

Довод заявителя, относительного того, что на основании проверки выносится акт проверки. На основании акта проверки составляется протокол об административном правонарушении о ч.4 ст. 15.33 КоАП РФ. Протокол об административном правонарушении направляется в суд, для рассмотрения его по существу и вынесения постановления, суд отмечает следующее.

Согласно п. 2 ст. 15.1 Федерального закона № 255-ФЗ от 29.12.2006, в случае, если представление недостоверных сведений повлекло за собой выплату излишних сумм пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, виновные лица возмещают страховщику причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Пунктом 16 Постановления Правительства РФ от 21.04.2011   №        294 «Об особенностях финансового обеспечения, назначения и выплаты в 2012-2020 годах территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации застрахованным лицам страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, осуществления иных выплат и возмещения расходов страхователя на предупредительные меры по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников, а также об особенностях уплаты страховых взносов по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» установлено, что за непредставление документов, недостоверность либо сокрытие сведений, влияющих на право получения застрахованным лицом соответствующего вида пособия или его размера страхователь несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Расходы излишне понесенные страховщиком в связи с сокрытием или недостоверностью представленных страхователем указанных сведений, подлежат возмещению страхователем в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Указанные расходы по смыслу части 2 статьи 15.1 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ являются убытками, понесенными территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации (определение Верховного Суда Российской Федерации от 08.06.2015 № 304-КГ15-5176).

На основании статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

На основании изложенного, суд также не принимает данный довод ответчика и считает его необоснованным.

На довод ответчика, что срок исковой давности пропущен, поскольку электронные реестры были представлены по застрахованному лицу Пищак (Сологуб) Е.А. 16.03.2017 и 19.11.2018; по застрахованному лицу Новиковой (Поповой) А.И. 19.06.2017 и 05.10.2017, суд отмечает следующее.

Филиалом № 1 принято решение о проведении выездной проверки полноты и достоверности сведений, влияющих на право получения застрахованными лицами и исчисление размера соответствующего вида страхового обеспечения, иных выплат и расходов страхователя от 03.02.2020 № 43/ПДС за период с 01.01.2017 по 31.12.2019.

Проверкой установлено и отражено в акте выездной проверки от 02.04.2020 № 43/ПДС недостоверность представленных страхователем сведений, повлекших излишне понесенные Филиалом № 1 расходы, а именно: назначение и выплата пособий в 2017 г. страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам производилась с нарушением действующего законодательства.

На основании изложенного, суд пришел к выводу, что истцу стало известно о факте недостоверности представленных ответчиком сведений, повлекших излишне понесенные Филиалом № 1 расходы, а именно: назначение и выплата пособий в 2017 г. страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и иных выплат застрахованным лицам производилась с нарушением действующего законодательства только 02.04.2020, что подтверждается актом выездной проверки полноты и достоверности сведений от 02.04.2020 № 43/ПДС.

В связи с чем, суд не принимает данный довод ответчика, поскольку иных доказательств ответчиком в материалы дела не представлено.

Кроме того, суд отмечает, что из представленной в материалы дела ответчиком записки от 12.05.2020 о результатах проведенной проверки следует, что ненадлежащее исполнение главным специалистом-экспертом ФЭО Управления Малухой Т.А. своих должностных обязанностей, предусмотренных п.п. 3.4.1, 3.4.2, 3.5.2, 3.5.6, 3.5.8, 3.5.16, 3.5.26, 3.5.28 Должностного регламента, привело к нарушению требований ч. 2 ст. 14 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ и направлению в ФСС недостоверных сведений о суммах среднего заработка Пищак (Сологуб) Е.А. и Новиковой (Поповой) А.И., и как следствие излишним выплатам последним в сумме 27 287,45 руб. и 10 142,55 руб. соответственно.

Общая сумма расходов, излишне понесенных территориальным органом ФСС в связи с недостоверностью предоставленных страхователем (Управлением) сведений составила 37 430,00 руб.

Указанные расходы в размере 37 430,00 руб. подлежат возмещению Управлением в Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (Филиал № 1).

Суд отмечает, что действующий порядок выплат не снимает с работодателя обязанности проверять и оценивать представленные работником сведения, а также нести ответственность за наличие оснований для направления этих сведений в территориальное отделение фонда.

В рассматриваемом случае излишняя выплата Фондом пособия произошла в связи с неправомерными действиями ответчика по представлению недостоверных сведений, необходимых для назначения и выплаты пособия по временной нетрудоспособности Пищак (Сологуб) Е.А. и Новиковой (Поповой) А.И., а именно в связи с неправильными действиями работника Малухи Т.А., которые безосновательны, указала заявленные суммы доходов третьих лиц.

 Суд указывает, что контроль за полнотой и достоверностью сведений, указанных в пункте 16 Положения № 294, осуществляют территориальные органы Фонда в установленном порядке (пункт 17 Положения № 294).

Однако, осуществление страховщиком контроля за достоверностью представленных сведений не освобождает страхователя от ответственности за представление сведений.

При том, что действующее законодательство не предусматривает возможности проверки сведений в момент их поступления от страхователей, поскольку целью пилотного проекта ФСС является именно ускоренная выплата пособия, без проведения проверки документов, основываясь лишь на тех сведениях, которые представил работодатель.

В этой связи законодатель возложил ответственность за предоставление сведений именно на работодателя.

Между тем, действуя с надлежащей степенью осмотрительности и добросовестности, ответчик, выступая страхователем, имел возможность представить достоверные сведения, необходимые для выплаты пособий.

Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 17.05.2021 по делу А68-7783/2020.

При указанных обстоятельствах, суд признает обоснованными и подлежащими удовлетворению в полном объеме заявленные требования о взыскании с ответчика излишне выплаченного пособия в размере 37 430 руб.

В силу п. п. 1.1. п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины.

Поскольку Управление Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым  освобождено от уплаты государственной пошлины, госпошлина в федеральный бюджет взысканию не подлежит.

Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Исковые требования удовлетворить.

2. Взыскать с Управления Федеральной службы судебных приставов по Республике Крым  в пользу Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым излишне понесенные расходы в размере 37 430,00 руб.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения (изготовления его в полном объёме).

 Судья                                                                                                     Е.Н. Букина