НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Крым от 20.07.2023 № А83-10291/2022


АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, г.Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

http://www.crimea.arbitr.ru

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ

город Симферополь

27 июля 2023 года Дело № А83-10291/2022

Резолютивная часть решения оглашена 20 июля 2023 года.

Полный текст решения изготовлен 27 июля 2023 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ищенко И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Грибань Д.А., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы искового заявления:

Акционерного общества «Объединенная энергостроительная корпорация» (АО «ОЭК»)

к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым

о взыскании 58 869 648,00 рублей.

При участии третьего лица Служба капитального строительства Республики Крым.

При участии:

от истца – Тонких А.К., представитель по доверенности.

от иных лиц - не явились.

УСТАНОВИЛ:

Акционерное общество «Объединенная энергостроительная корпорация» (АО «ОЭК») обратилось в Арбитражный суд Республики Крым с иском к Государственному казенному учреждению Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым о взыскании расходов на проведение компенсационных мероприятий, предусмотренных п. 2.6.5 контракта в размере 58 869 648,00 рублей.

Определением суда от 30.05.2022 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание.

27.06.2022 через канцелярию суда от Государственного казенного учреждения Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым поступил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым последний просил суд в удовлетворении исковых требований отказать на основании доводов, изложенных в отзыве.

В представленном ГКУ РК «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым» отзыве ответчик указал на то, что предъявляемые истцом расходы на проведение компенсационных мероприятий не обоснованы, так как увеличение согласованной сторонами стоимости проектно-изыскательских работ в виде твердой цены условиями контракта не предусмотрено.

Определением суда от 14.07.2022 ходатайство Государственного казенного учреждения Республики Крым «Инвестиционно-строительное управление Республики Крым о привлечении к участию в деле третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, удовлетворено. Привлечена к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Служба капитального строительства Республики Крым (295001, РЕСПУБЛИКА КРЫМ, СИМФЕРОПОЛЬ ГОРОД, ЛЕНИНА УЛИЦА, ДОМ 17, ОГРН: 1149102018537, Дата присвоения ОГРН: 08.07.2014, ИНН: 9102012890).

В судебное заседание, назначенное на 20.07.2023, явился уполномоченный представитель истца. Иные участники процесса явку уполномоченных представителей не обеспечили, уведомлены надлежащим образом и своевременно.

Исследовав обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения сторон судом установлено следующее.

27.12.2016 Служба капитального строительства Республики Крым, именуемая в дальнейшем «Государственный заказчик», от имени субъекта Российской федерации - Республики Крым, с одной стороны, и Акционерное общество «Объединенная Энергостроительная Корпорация», именуемое в дальнейшем «Подрядчик», (далее - АО «ОЭК»), с другой стороны, далее совместно именуемые «Стороны», в соответствии с распоряжением Совета министров Республики Крым от 26.12.2016 №1664-р «Об утверждении предложений Научно-технического совета об определении единственных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключили государственный контракт №077/280/1 на выполнение проектно изыскательских и строительно-монтажных работ по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)» (далее - Контракт).

В соответствии с п. 1.1, 1.2 контракта Государственный заказчик поручает, а Подрядчик обязуется в соответствии с условиями настоящего контракта, строительными нормами и правилами Российской Федерации выполнить:

на основании задания на проектирование выполнить проектно-изыскательские работы, в том числе разработать проектную документацию, рабочую документацию, выполнить строительно-монтажные работы, приобрести, смонтировать и испытать оборудование,

сдать объект приемочной комиссии с комплектом документов в соответствии с частью 3 статьи 55 Градостроительного кодекса Российской Федерации, позволяющим получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (далее - работы), передать результат работ Государственному заказчику,

а Государственный заказчик обязуется принять результат выполненных Подрядчиком в полном объеме работ и оплатить обусловленную настоящим контрактом цену.

Указанные в пункте 1.1 настоящего контракта работы выполняются Подрядчиком по объекту: «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо- Крымский канал до г. Феодосии и г. Керчи (2-й этап)». Подрядчик в установленные настоящим контрактом сроки и в пределах цены контракта обязуется качественно выполнить на свой риск, своими силами или силами привлеченных им субподрядчиков все работы, определенные в пункте 1.1 настоящего контракта.

В силу п. 1.3 контракта работы по настоящему контракту выполняются в 2 (два) этапа:

1.3.1. Первый этап включает выполнение проектно-изыскательских работ в соответствии с условиями настоящего контракта и заданием на проектирование (приложение № 3 к настоящему контракту), согласование проекта со всеми заинтересованными сторонними организациями, проведение государственных экспертиз: экологической, проектной документации, в том числе инженерных изысканий, достоверности сметной стоимости строительства, утверждение проектной и сметной документации Государственным заказчиком, разработку рабочей документации.

1.3.2. Второй этап включает строительно-монтажные, пусконаладочные работы и ввод объекта в эксплуатацию в соответствии с условиями настоящего контракта, утвержденной Государственным заказчиком проектной (рабочей) и сметной документацией, разработанной в рамках первого этапа выполнения работ, указанного в подпункте 1.3.1 настоящего контракта.

Согласно п. 2.1 контракта цена контракта составляет 20 067 450 000,00 (двадцать миллиардов шестьдесят семь миллионов четыреста пятьдесят тысяч) рублей 00 копеек, в том числе 18 процентов НДС 3 061 136 440,68 (три миллиарда шестьдесят один миллион сто тридцать шесть тысяч четыреста сорок рублей 68 копеек; в том числе цена ПИР - 872 546 038,10 (восемьсот семьдесят два миллиона пятьсот сорок шесть тысяч тридцать восемь) рублей 10 копеек числе 18 процентов НДС 133 100 243,10 (сто тридцать три миллиона сто тысяч двести сорок три) рубля 10 копеек.

Цена контракта является твердой на весь период действия настоящего контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и настоящим контрактом. Цена контракта уточняется по итогам проведения государственных экспертиз в случае ее увеличения не более 10 % от цены контракта, изменения оформляются дополнительным соглашением к контракту с подписанием приложения по форме Приложения .№1.3. к настоящему Контракту (п. 2.2 контракта).

Сроки и порядок выполнения работ оговорены сторонами в статье 3 контракта.

В соответствии с п. 3.2 контракта начало работ - с момента заключения Контракта окончание работ - «01» декабря 2020 г. (указывается дата завершения работ на объекте), в том числе:

начало проектно-изыскательских- с момента заключения контракта»

окончание проектно-изыскательских- «30» июня 2018 г.,

начало строительно-монтажных работ - «01» января 2018 г.,

окончание строительно-монтажных работ - «15» сентября 2020 г.,

дата разрешения на ввод объекта в эксплуатацию - «01» декабря 2020 года;

окончание выполнения компенсационных мероприятий - «01» декабря 2020 года.

Обязанности и права Подрядчика оговорены сторонами в статье 4 контракта. Обязанности и права Государственного заказчика оговорены сторонами в статье 5 контракта. Сдача - приемка выполненных работ - в статье 17 контракта. Ответственность сторон - в статье 23 контракта.

Согласно пп. 29.1-29.2 контракта Контракт вступает в силу и становится обязательным для Сторон с момента его заключения. Момент заключения определяется исходя из самой поздней даты подписания настоящего контракта проставленной в Разделе «Адреса, банковские реквизиты и подписи Сторон» контракта. 29.2. Настоящий контракт действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по настоящему контракту. Отношения по настоящему контракту прекращаются по завершении гарантийного срока с учетом его продления. Истечение сроков выполнения работ, предусмотренных настоящим контрактом, не освобождает Стороны от исполнения принятых на себя обязательств.

29.12.2016 подписано дополнительное соглашение №1 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

23.03.2017 подписано дополнительное соглашение №2 к контракту, которым п. 2.1 изложен в новой редакции (цена контракта 18 938 149 486,70 рублей в соответствии с заключением ФАУ «Главстройэкспертиза»), пп. 2.4, 2.5, 3.2, 3.1.1, 3.1.2, 23.4, 23.6 изложены в новой редакции.

13.04.2017 подписано дополнительное соглашение №3 к контракту, которым п.. 3.0, реквизиты сторон изложены в новой редакции.

07.11.2017 подписано дополнительное соглашение №4 к контракту, которым стороны согласовывали приостановление работ.

27.12.2017 подписано дополнительное соглашение №5 к контракту, которым пп. 2.4, 2.6, 3.2, 1.3, 2.6.6, Приложение №2 изложены в новой редакции.

30.08.2018 подписано дополнительное соглашение №6 к контракту, которым контракт дополнен Приложением 3.1 и 3.1.1.

28.09.2018 подписано дополнительное соглашение №7 к контракту, которым пп. 2.4, 2.6, 2.6.4.2, 3.2, 1.3, 17.4 изложены в новой редакции.

29.11.2018 подписано дополнительное соглашение №8 к контракту, которым контракт дополнен Приложениями №1.3/1-1 и №1.3/1-2.

25.12.2018 подписано дополнительное соглашение №9 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

30.01.2019 подписано дополнительное соглашение №10 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

26.02.2019 подписано дополнительное соглашение №11 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

15.05.2019 подписано дополнительное соглашение №12 к контракту, которым пп. 2.4 изложен в новой редакции, разрешен вопрос возобновления работ.

25.06.2019 подписано дополнительное соглашение №13 к контракту, которым Приложение №1.2 изложено в новой редакции.

21.08.2019 подписано дополнительное соглашение №14 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

02.09.2019 подписано дополнительное соглашение №15 к контракту, которым пп. 2.4, 2.6, 13.4, 21.6, 29.2, 30.18 изложены в новой редакции.

25.09.2019 подписано дополнительное соглашение №16 к контракту, которым внесены изменения в реквизиты сторон.

12.12.2019 подписано дополнительное соглашение №17 к контракту, которым пп. 2.4, реквизиты сторон изложены в новой редакции

22.04.2020 подписано дополнительное соглашение №18 к контракту, которым пп. 2.6, 2.6.1 изложены в новой редакции.

21.05.2020 подписано дополнительное соглашение №19 к контракту, которым утвержден График производства работ на 2020 год, план график выполнения работ на 20202 год, контракт дополнен п. 23.1.1.

15.06.2020 подписано дополнительное соглашение №20 к контракту, которым пп. 21.6, 4.10, 28.3, 30.18, 31.2 изложены в новой редакции.

14.07.2020 подписано дополнительное соглашение №21 к контракту, которым п. 28 задания на проектирование изложен в новой редакции.

29.09.2020 подписано дополнительное соглашение №22 к контракту, которым пп. 2.4, 23.17, 29.2, п. 1 дополнительного соглашения №18 от 22.04.20202 изложены в новой редакции.

01.12.2020 подписано дополнительное соглашение №23 к контракту, которым пп. 2.1 (цена контракта 19 680 776 119,26 рублей), 23.4, 23.6, п. 4 дополнительного соглашения №22 от 22.09.2020 изложены в новой редакции.

11.12.2020 подписано дополнительное соглашение №24 к контракту, которым пп. 2.4, 3.2, 29.2 изложены в новой редакции.

22.01.2021 подписано дополнительное соглашение №25 к контракту, которым п. 21.2 изложен в новой редакции.

В соответствии с постановлением Совета министров Республики Крым от 24.06.2015 № 350 «О вопросах обеспечения реализации федеральной программы «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2022 года» (в редакции постановления Совета министров Республики Крым от 25.01.2019 № 46), на основании соглашения от 14.02.2019 права и обязанности Государственного заказчика переданы ГКУ «Инвестстрой Республики Крым».

По состоянию на день принятия решения по настоящему делу обязательства по спорному контракту у сторон спорных правоотношений продолжаются. Контракт не закрыт. В процессе рассмотрения дела сторонами продолжают подписываться Дополнительные соглашения к контракту, которые не приобщены к материалам дела в полном объеме, при этом их обязательное приобщение для рассмотрения данных спорных правоотношений не требуется.

Исковое заявление мотивировано тем, что пунктом 2.6.5. Контракта предусмотрено, что оплата расходов на проведение Подрядчиком компенсационных мероприятий (оплата технических условий и выделения мощностей для присоединения объектов к инженерным сетям, компенсация за вырубку зеленых насаждений, расходы по выплатам органам государственной экспертизы и иным организациям при выполнении проектно-изыскательских работ, затраты по страхованию строительно-монтажных рисков) осуществляется на основании представленных Подрядчиком заверенных в установленном порядке копий первичной документации и при наличии счета-фактуры.

В данном случае Истец понес дополнительные расходы, связанные с неисполнением Ответчиком обязанности предоставить Подрядчику проект планировки территории.

Несмотря на неоднократные обращения к Заказчику с просьбами о предоставлении проекта планировки территории в целях выполнения задач, установленных Контрактом, данная документация Заказчиком так и не была передана Подрядчику, в силу чего изготовление проекта планировки территории, необходимого для выполнения Подрядчиком своих обязанностей по Контракту, было произведено за счет собственных средств Подрядчика, что повлекло дополнительные расходы для АО «ОЭК».

В расчете стоимости компенсационных расходов Подрядчика в соответствии с п. 2.6.5 Контракта дополнительные расходы составили 58 869 648,00 рублей.

Не исполнение ответчиком требований истца об оплате компенсационных расходов по контракту в добровольном порядке послужило основанием для обращения АО «ОЭК» в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно пункту 1 статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

Согласно нормам статей 420, 425 Гражданского кодекса Российской Федерации договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Договор вступает в силу, и становится обязательным для сторон с момента его заключения.

По своей правовой природе спорный контракт представляет собой контракт на выполнение работ для государственных/муниципальных нужд, правоотношения по которому регулируются главой 37 Гражданского кодекса Российской Федерации о подряде на выполнение проектных и изыскательских работ, условиями заключенного контракта, Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон N 44-ФЗ, Закон о контрактной системе).

Согласно части 1 статьи 1 Федерального закона N 44-ФЗ данный Закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок.

В соответствии с пунктом 8 статьи 3 Закона N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения соответственно государственных нужд, муниципальных нужд.

Согласно пункту 1 статьи 422 Гражданского кодекса Российской Федерации договор должен соответствовать обязательным для сторон правилам, установленным законом и иными правовыми актами (императивным нормам), действующим в момент его заключения. Согласно пункту 2 названной статьи, если после заключения договора принят закон, устанавливающий обязательные для сторон правила иные, чем те, которые действовали при заключении договора, условия заключенного договора сохраняют силу, кроме случаев, когда в законе установлено, что его действие распространяется на отношения, возникшие из ранее заключенных договоров.

Согласно пункту 8 статьи 3 Закон N 44-ФЗ под государственным или муниципальным контрактом понимается договор, заключенный от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации (государственный контракт), муниципального образования (муниципальный контракт) государственным или муниципальным заказчиком для обеспечения государственных нужд или муниципальных нужд.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с Законом № 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Закона N 44-ФЗ, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.

К отношениям сторон подлежат применению общие нормы о договоре подряда и обязательствах, которые регламентируются положениями статей 702, 708, 711, 720, 740, 746, 758, 763, 766 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу статьи 309 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота и иными обычно предъявляемыми требованиями.

Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом (статья 310 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии со статьей 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий (часть 2 статьи 9 АПК РФ).

В соответствии с частью 1 статьи 67 АПК РФ арбитражный суд принимает только те доказательства, которые имеют отношение к рассматриваемому делу.

Как указано в статье 68 АПК РФ, обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1 статьи 71 АПК РФ).

В силу общеправового принципа, изложенного в п. 1 ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений. При установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно (п. 3 ст. 1 ГК РФ). Никто не вправе извлекать преимущество из своего незаконного или недобросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ).

Согласно п. 1.1 Контракта Подрядчик принял на себя обязательства соответствии с условиями Контракта, строительными нормами и правилами выполнить на основании задания на проектирование проектно-изыскательские работы, в том числе разработать проектную документацию, рабочую документацию, выполнить строительно-монтажные работы, приобрести, смонтировать и испытать оборудование, сдать объект приемочной комиссии, передать результат работ Государственному заказчику.

Согласно п. 1.2 Контракта Подрядчик в установленные Контрактом с пределах цены Контракта обязуется качественно выполнить на свой риск, силами или силами привлеченных им субподрядчиков все работы, определенные в п. 1.1 Контракта.

В обоснование заявленных исковых требований Подрядчик ссылается на п. 2.6.5 Контракта и просит суд взыскать с Государственного заказчика оплату расходов на проведение компенсационных мероприятий.

Вместе с тем, согласно п. 2.2 Контракта цена Контракта является твердой на весь период действия Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Контрактом. Цена Контракта уточняется по итогам государственных экспертиз в случае ее увеличения не более 10 % от цены Контракта, изменения оформляются дополнительным соглашением.

Согласно п. 2.7 Контракта в цену Контракта включены причитающиеся Подрядчику вознаграждение и стоимость всех затрат Подрядчика, необходимых для выполнения работ, указанных в пункте 1.1 Контракта, в том числе:

- расходы на выполнение инженерных изысканий;

- расходы на разработку проектной и рабочей документации;

- расходы по выплатам органам государственной экспертизы и иным организациям при выполнении проектно-изыскательских работ;

- расходы на проведение государственных экспертиз: экологической, проектной документации, в том числе инженерных изысканий, достоверности сметной стоимости строительства;

- стоимость всех работ согласно рабочей документации;

- стоимость приобретения, поставки и монтажа необходимого для строительства и эксплуатации объекта оборудования, конструкций и материалов, поставляемых Подрядчиком;

- стоимость строительной лаборатории;

- затраты на охрану объекта;

- затраты на коммуникацию объекта в рамках его границ по системе комплексной безопасности с единым (межведомственным) центром обеспечения безопасности и правопорядка;

- затраты на таможенное оформление, в том числе уплата таможенных платежей, налогов и сборов на ввоз на территорию Российской Федерации в соответствии с существующими тарифами на момент совершения таможенного оформления;

- транспортные расходы и получение разрешений на транспортировку грузов, доставляемых Подрядчиком и привлекаемыми им субподрядчиками;

- накладные расходы, сметная прибыль, а также все налоги, действующие на момент заключения настоящего контракта;

- стоимость понесенных Подрядчиком затрат по эксплуатации строительной площадки (в том числе коммунальные платежи, обслуживание, пожарная безопасность и др.), а также другие затраты, в том числе сезонного характера, необходимые для функционирования строительной площадки, объекта и оборудования до сдачи объекта;

- затраты, связанные с обеспечением подключения (технологического присоединения) объекта к сетям инженерно-технического обеспечения и электрическим сетям, включая строительство сетей на строительной площадке и вне ее до точки присоединения, эксплуатацией (содержанием и ремонтом) объектов инженерно-технического обеспечения и электроснабжения, арендой таких объектов, потерей электрической энергии;

- затраты на осуществление авторского надзора;

- затраты на мероприятия, связанные с соблюдением экологических норм при строительстве объекта;

- затраты, связанные с действиями других факторов, влияющих на выполнение сроков строительства;

- затраты, связанные с выполнением пусконаладочных работ на объекте «в холостую»;

- затраты на подготовительные работы, проведение компенсационных мероприятий;

- другие затраты, прямо не поименованные в настоящем контракте, но необходимость которых вызвана выполнением обязательств Подрядчиком в соответствии с пунктом 1.1 настоящего контракта по согласованию с Государственным заказчиком.

В соответствии с п. 1, п. 2 ст. 709 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в договоре подряда указываются цена подлежащей выполнению работы или способы ее определения. Цена в договоре подряда включает компенсацию издержек подрядчика и причитающееся ему вознаграждение.

Согласно п. 4 ст. 709 ГК РФ цена работы (смета) может быть приблизительной или твердой. При отсутствии других указаний в договоре подряда цена считается твердой.

Согласно ч. 2 ст. 34 Федерального закона от 05.04.2013 № 44 контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон № 44-ФЗ) цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных указанной статьей и статьей 95 Закона № 44-ФЗ.

Подпунктом а) пункта 1) части 1) статьи 95 Закона № 44-ФЗ предусмотрена возможность изменения условий контракта путем снижения цены контракта, изменения предусмотренных контрактом количества товара, объема работы, услуги, качества поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги и иных условий контракта.

Согласно п. 2.1 Контракта цена Контракта составляет 20 067 450 000,00 руб., включая НДС 18 % 3 061 136 440,68 руб., в том числе цена ПИР 872 546 038,10 руб., включая НДС 18 % 133 100 243,10 руб.

Согласно п. 2.2 Контракта цена Контракта является твердой на весь период действия Контракта, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации и Контрактом. Цена Контракта уточняется по итогам государственных экспертиз в случае ее увеличения не более 10 % от цены Контракта, вменения оформляются дополнительным соглашением.

Дополнительным соглашением от 23.03.2017 № 2 к Контракту внесены вменения в п. 2.1 Контракта, Стороны согласовали, что цена Контракта в соответствии с экспертным заключением ФАУ «ГЛАВГОСЭКСПЕРТИЗА» № 163-17/ГГЭ-10896/07 от 22.02.2017 составляет 18 938 149 486,60 руб. в том числе НДС 18% 2 888 780 260,66 руб., в том числе цена ПИР 849 999 991,42 руб., в том числе НДС 18% 129 661 015,64 руб. Дополнительным соглашением от 25.06.2019 № 13 к Контракту утвержден расчет стоимости проектно-изыскательских работ (приложение 1.2 к Контракту), согласно которому стоимость проектно-изыскательских работ составляет - 9 999 991,42 руб.

Дополнительным соглашением от 27.12.2022 № 42 к Контракту внесены изменения в п. 2.1 Контракта, Стороны согласовали, что цена Контракта составляет 23 114 957 068,19 руб., в том числе НДС в соответствии с действующим законодательством, в том числе цена ПИР 849 999 991,42 руб., в том числе НДС в соответствии с действующим законодательством.

Согласно п. 2.6 Контракта (в редакции дополнительного соглашения от 12.04.2020 № 18) Государственный заказчик выплачивает аванс Подрядчику в размере до 30 % от цены Контракта, указанной в п. 2.1 Контракта, но не более доведенных бюджетных обязательств по соответствующему коду бюджетной классификации Российской Федерации, доведенных Государственному Заказчику на соответствующий финансовый год.

На основании платежных поручений от 30.04.2020 № 291144, от 07.05.2020 №46808, от 26.04.2018 № 676218, от 22.06.2020 № 375873, от 22.06.2020 № 375872, от 27.07.2020 № 670976, от 29.12.2018 № 780437, от 05.05.2017 № 69800, от 28.12.2018 № 768219, от 29.12.2017 № 23993 Государственным заказчиком перечислен аванс по Контракту в размере 5 681 444 846,01 руб.

В рамках выполнения проектно-изыскательских работ Подрядчик разработал документацию по планировке территории, необходимую для достижения результата работ, предусмотренного Контрактом.

Обязательства по выполнению проектно-изыскательских работ исполнены Подрядчиком, результат работ принят Государственным заказчиком, что подтверждается актами сдачи-приемки работ на общую сумму 849 999 991,42 руб. акты сдачи приемки работ от 20.11.2017 № 2 на сумму 157 487 635,85 руб., от 18.10.2018 № 3 на сумму 184 906 664,30 руб., от 05.12.2018 № 4 на сумму - 1 721 884,87 руб., от 11.12.2018 № 5 на сумму 66 580 960,40 руб., от 06.03.2019 № 6 на сумму 101 960 219,87 руб., от 26.06.2019 № 7 на сумму 28 193 514,97 руб., от 07.08.2020 № 8 на сумму 269 149 111,15 руб.

На основании платежных поручений от 10.10.2018 № 42512, от 12.10.2018 № 69710, от 06.12.2018 № 501288, от 11.12.2018 № 539473, от 18.04.2019 № 552318, от 28.06.2019 № 221177, от 28.06.2019 № 225553, от 15.07.2019 № 337630, от 24.08.2020 № 20386, от 27.08.2020 № 57792 Государственным заказчиком произведена оплата выполненных работ.

Таким образом, Государственный заказчик выполнил принятые на себя обязательства по приемке и оплате проектно-изыскательских работ в соответствии с согласованной ценой проектно-изыскательских работ, что установлено Арбитражным судом Республики Крым и Двадцать первым арбитражным апелляционным судом и отражено во вступивших в законную силу судебных актах по делу № А83-20574/2021 по иску ОАО «ОЭК» к ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» о взыскании задолженности по государственному контракту №077/280/1 от 27.12.2016 в размере 20 150 835,99 руб.

Расчет стоимости проектно-изыскательских работ, а также расчет стоимости строительства Объекта не включают в себя работы по разработке проекта планировки территории, проекта межевания территории, а также работы по проведению кадастровых и оценочных работ для изымаемых земельных участков.

Согласно п. 29.5 Контракта все изменения и дополнения к Контракту считаются действительными, если они оформлены в письменной форме и подписаны Сторонами. Любая договоренность между Государственным заказчиком и Подрядчиком, влекущая новые обязательства, которые вытекают из Контракта, должна быть письменно подтверждена Сторонами в форме дополнения или изменения к настоящему контракту.

Для возникновения обязанности заказчика по оплате стоимости дополнительных работ и корреспондирующего с этой обязанностью права подрядчика на получение оплаты данных работ стороны должны прийти к соответствующему соглашению, выразить свое волеизъявление на изменение условий договора подряда, причем заказчик должен получить полную информацию о видах и объеме необходимых работ. При неисполнении подрядчиком обязанности по согласованию выполнения дополнительных работ именно последний (как лицо, профессионально занимающееся предпринимательской деятельностью и, следовательно, обязанное знать и учитывать все последствия неисполнения определенных действий) несет риск наступления последствий в виде отказа в возмещении стоимости данных работ.

Факт выполнения дополнительных работ, их технологическая связанность с основными работами и необходимость их выполнения для завершения работ по контракту не влечет безусловную оплату таких работ и не исключает установленный законом или контрактом порядок согласования дополнительных работ (Постановление Арбитражного суда Дальневосточного округа от 08.09.2022 № ФОЗ-4171/2022 по делу № А51-14430/2021).

Согласно пункту 1 статьи 746 ГК РФ оплата выполненных подрядчиком, производится заказчиком в размере, предусмотренном сметой, в сроки и в порядке, которые установлены законом или договором строительного подряда.

Согласно п. 5 ст. 709 ГК РФ, если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, подрядчик обязан своевременно предупредить о заказчика. Заказчик, не согласившийся на превышение указанной в договоре подряда цены работы, вправе отказаться от договора. В этом случае подрядчик может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть работы. Подрядчик своевременно не предупредивший заказчика о необходимости превышения указанной в договоре цены работы, обязан выполнить договор, сохраняя право оплату работы по цене, определенной в договоре.

В соответствии с п. 6 ст. 709 ГК РФ подрядчик не вправе требовать увеличения твердой цены, а заказчик - ее уменьшения, в том числе в случае, когда в момент заключения договора подряда исключалась возможность предусмотреть полный объем подлежащих выполнению работ или необходимых для этого расходов.

Согласно п. 20.1 Контракта Подрядчик обязан письменно предупредить Государственного заказчика в течение 3 календарных дней и приостановить работы до получения от Государственного заказчика указаний при обнаружении возможных, неблагоприятных для Государственного заказчика последствий исполнения его указаний о способе выполнения работ; иных независящих от Подрядчика обстоятельств, которые угрожают годности или прочности результатов выполнения работ либо создают невозможность их завершения в срок, определенный график выполнения работ.

Согласно п. 20.2 Контракта Государственный заказчик в срок не позднее 10 календарных дней после получения предложений Подрядчика должен письменно направить ему указания.

Согласно п. 20.3 Контракта Подрядчик, не предупредивший Государственного заказчика об обстоятельствах, названных в п. 20.1 Контракта, либо продолживший работу, не дожидаясь указаний Государственного заказчика, упомянутых в Контракте, несет полную ответственность за некачественное выполнение работ.

На основании статьи 452 ГК РФ соглашение об изменении или расторжении договора совершается в той же форме, что и договор, если из закона, иных правовых актов, договора не вытекает иное.

Из разъяснений, приведенных в пунктах 1 и 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.03.2014 № 16 «О свободе договора и ее пределах», следует, что в соответствии с пунктом 2 статьи 1 и статьей 42 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Если норма не содержит явно выраженного запрета установление соглашением сторон условий договора, отличие условий договора от содержания данной нормы само по себе не может служить основанием для признания ого договора или отдельных его условий недействительными по статье 168 ГК РФ.

Условия договора подлежат толкованию в системной взаимосвязи с основными началами гражданского законодательства, закрепленными в ст. 1 ГК РФ, другими положениями ГК РФ, законов и иных актов, содержащих нормы гражданского права (ст. 3, 422 ГК РФ).

При толковании условий договора в силу абзаца первого ст. 431 ГК РФ необходимо принимать во внимание буквальное значение содержащихся в нем слов выражений (буквальное толкование). Такое значение определяется с учетом их общепринятого употребления любым участником гражданского оборота, действующим разумно и добросовестно (п. 5 ст. 10, п. 3 ст. ГК РФ), если иное значение не следует из деловой практики сторон и иных обстоятельств дела.

Условия договора подлежат толкованию таким образом, чтобы не позволить какой-либо стороне договора извлекать преимущество из ее незаконного или добросовестного поведения (п. 4 ст. 1 ГК РФ). Толкование договора не должно вводить к такому пониманию условия договора, которое стороны с очевидностью могли иметь в виду.

Аналогичная правовая позиция отражена в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 25.12.2018 № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора».

Руководствуясь положениями названных норм права, с учетом разъяснений, указанных в постановлениях Пленумов ВС РФ, судом установлено, что исходя из буквального толкования условий п.п. 2.2, 2.7 контракта сторонами достигнута договоренность о том, что цена контракта является твердой и включает в себя причитающееся подрядчику вознаграждение и стоимость всех затрат подрядчика.

Статьей 309 ГК РФ установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов.

Обязательство заказчика по оплате стоимости сверх установленной контрактом твердой цены работ его условиями не предусмотрено.

Кроме того, факт исполнения государственным заказчиком обязательств по оплате выполненных подрядчиком работ в полном объеме подтверждается актами сверки взаимных расчетов по состоянию на 30.09.2021, на 31.12.2021, на 30.06.2022, которые подписаны сторонами без разногласий.

Ссылка заявителя на п. 2.6.5 контракта неправомерна, поскольку из содержания п. 2.7 контракта следует, что в твердую цену контракта включена стоимость всех затрат подрядчика, необходимых для выполнения работ, в том числе расходов по выплатам органам государственной экспертизы необходимой для выполнения проектно-изыскательских работ.

Кроме того, как следует из п. 2.4 Контракта, работы по Контракту финансируются за счет средств бюджета Республики Крым, а также федерального бюджета Российской Федерации.

В соответствии со статьей 6 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Бюджетный кодекс) бюджетом является форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Согласно положениям статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Статьей 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплен принцип эффективности использования бюджетных средств, означающий, что участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием меньшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств результативности).

Указанный принцип получил особое развитие в законодательстве, связанном с обеспечением государственных и муниципальных нужд.

В статье 1 Закона № 44-ФЗ указано, что названный Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечение гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.

Одним из принципов бюджетной системы Российской Федерации является принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного Кодекса Российской Федерации), который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Нецелевым использованием бюджетных средств признаются направленные средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации).

Доводы Подрядчика о необходимости возместить понесенные им расходы на проведение компенсационных мероприятий в пределах цены контракта, установленной п. 2.1 Контракта, не обоснованы и противоречат как условиям Контракта, так и нормам действующего законодательства Российской Федерации, поскольку увеличение стоимости проектно-изыскательских работ за счет стоимости строительно-монтажных работ, стоимость которых согласована сторонами (дополнительные соглашения от 29.11.2018 № 8, от 01.12.2020 № 23) недопустимы.

В соответствии со ст. 421, 432, 450 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора, который считается заключенным, если между сторонами в требуемой в подлежащих случаях форме достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора, а также изменение условий договора возможно по соглашению сторон, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами или договором.

Согласно п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления ответственности, установленной ст. 15 ГК РФ, необходимо наличие состава (совокупности условий) правонарушения, который включает в частности, факт нарушения другим лицом возложенных на него обязанностей (совершения незаконных действий или бездействия), причинно-следственную между допущенным нарушением и возникшими у заявителя убытками, а также размер причиненных убытков (пункт 59 Обзора судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав, утв. Президиумом Верховного Суда РФ 23.09.2015).

Определением суда от 12.12.2022 суд поставил на разрешение сторон вопрос о назначении по делу судебной экспертизы.

16.01.2023 в ходе судебного заседания по делу представителем Подрядчика заявлено ходатайство о назначении по делу судебной строительной экспертизы и постановкой перед экспертом следующих вопросов:

1. Возможно ли выполнение работ Подрядчиком по Контракту без документации по планировке территории линейного объекта?

2. Определить перечень компенсационных мероприятий, проведенных Подрядчиком, в рамках Контракта, их обоснованность и стоимость.

13.02.2023 посредством системы электронной подачи документов «Мой арбитр» от ответчика поступили возражения относительно назначения судебной экспертизы.

14.02.2023 суд, протокольным определением, в порядке части 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без выхода в совещательную комнату посовещавшись на месте, отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении судебной экспертизы.

22.03.2023 в ходе судебного заседания по делу представителем Подрядчика заявлено ходатайство о назначении по делу судебной строительной экспертизы и постановкой перед экспертом следующих вопросов:

1. Возможно ли без документации по планировке территории линейного объекта выполнение Подрядчиком кадастровых работ в рамках Контракта по формированию земельных участков, которые должны быть уточнены, либо должны быть образованы путем раздела?

2. Определить объем и стоимость работ по разработке проекта планировки территории, проекта межевания территории линейного объекта в рамках Контракта.

3. Определить объем и стоимость работ по проведению кадастровых и оценочных работ для изымаемых земельных участков в рамках реализации этапов ФЦП «Проектирование и строительство тракта водоподачи от сбросов в Северо-Крымский канал до г. Феодосия и г. Керчи (2-й этап)» этапы: 2.1, 2.2, 2.3 согласно Контракта.

4. Являются ли вышеперечисленные работы, работами, без которых продолжение строительства в рамках Контракта было невозможно?

20.04.2023 посредством системы электронной подачи документов «Мой арбитр» от ответчика поступили возражения относительно назначения судебной экспертизы.

01.06.2023 суд, протокольным определением, в порядке части 5 статьи 184 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, без выхода в совещательную комнату посовещавшись на месте, отказал в удовлетворении ходатайства истца о назначении экспертизы.

Согласно части 1 статьи 82 АПК РФ, пункта 3 Постановления Пленума ВАС РФ от 04.04.2014 № 23 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами законодательства об экспертизе» для разъяснения возникающих при рассмотрении дела вопросов, требующих специальных знаний, суд назначает экспертизу по ходатайству лица, участвующего в деле, или с согласия лиц, участвующих в деле, а также может назначить экспертизу по своей инициативе, если назначение экспертизы предписано законом или предусмотрено договором, необходимо для проверки заявления о фальсификации представленного доказательства или проведения дополнительной либо повторной экспертизы.

Вопрос о необходимости проведения экспертизы согласно статьям 82 и 87 АПК РФ относится к компетенции суда, разрешающего дело по существу, удовлетворение ходатайства о проведении экспертизы является правом, а не обязанностью суда, которое он может реализовать в случае, если с учетом всех обстоятельств дела придет к выводу о необходимости осуществления такого процессуального действия для правильного разрешения спора.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона от 31.05.2001 № 73-ФЗ «О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», экспертиза - процессуальное действие, состоящее из проведения исследований и дачи заключения экспертом по вопросам, разрешение которых требует специальных знаний в области науки, техники, искусства или ремесла, которые поставлены судом в целях установления обстоятельств, подлежащих доказыванию по конкретному делу.

Как разъяснил Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем постановлении от 09.03.2011 № 13765/10 по делу № А63-17407/2009, судебная экспертиза назначается судом в случаях, когда вопросы права нельзя разрешить без оценки фактов, для установления которых требуются специальные познания. Если необходимость проведения экспертизы отсутствует, суд отказывает в ходатайстве о назначении судебной экспертизы.

Истцом не представлено в материалы дела каких-либо доказательств свидетельствующих о том, что Ответчиком, в рамках исполнения спорного Контракта было одобрено проведение Истцом каких-либо дополнительных работ, их объема и стоимости, не предусмотренных условиями Контракта и разрешение спора по имеющимся в деле документам не предполагает необходимости проведения судебной экспертизы в контексте положений ст. 82 АПК РФ и положений гражданского законодательства регулирующего порядок оплаты дополнительных работ по договору подряда, поскольку для принятия решения не требуются специальные познания для оценки представленных в материалы дела доказательств, кроме познаний в сфере юриспруденции. Аналогичные выводы по схожему спору изложены в Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 01.06.2021 № 09АП-28449/2021 по делу № А40-246891/2020.

Оснований для назначения судебной экспертизы у суда не имеется, так как в рамках спорных правоотношений рассматриваются исключительно вопросы права, установление фактов, требующих специальных познаний не имеет место быть.

На основании части 2 статьи 64, части 3 статьи 86 АПК РФ заключения экспертов являются одним из доказательств по делу и оцениваются наряду с другими доказательствами.

Следовательно, заявление лицом, участвующим в деле, ходатайства о назначении экспертизы не создает обязанности суда ее назначить.

Правовое значение заключения экспертизы определено законом в качестве доказательства, которое не имеет заранее установленной силы, не носит обязательного характера и в силу статьи 71 АПК РФ подлежит оценке судом наравне с другими представленными доказательствами.

Кроме того, при рассмотрении аналогичного спора в рамках дела № А83-5243/2022 по иску АО «ОЭК» к ГКУ «Инвестстрой Республики Крым» о взыскании денежных средств в размере 279 570,32 руб. решением Арбитражного суда Республики Крым от 06.09.2022 в удовлетворении исковых требований отказано в полном объеме, постановлением Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2022, постановлением Арбитражного суда Центрального округа от 23.06.2023, решение суда первой инстанции оставлено без изменения.

Истолковав вышеуказанные нормы применительно к рассматриваемому спору, исследовав и оценив доказательства в их совокупности в соответствии с требованиями норм статьи 71 АПК РФ, суд приходит к выводам об отсутствии оснований для удовлетворения исковых требований в полном объеме.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Учитывая результат рассмотрения дела, судебные расходы по оплате государственной пошлины возлагаются на ту сторону, что их понесла в соответствии с положениями статьи 110 АПК РФ.

Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении исковых требований отказать.

Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, г. Калуга, ул. Кирова, дом 4) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.

Судья И. А. Ищенко