АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11
http://www.crimea.arbitr.ru
E-mail: info@crimea.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
23 октября 2023 года Дело №А83-17936/2022
Резолютивная часть решения объявлена 17 октября 2023 года.
Полный текст решения изготовлен 23 октября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ищенко И.А. при ведении протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Грибань Д.А., Клименко А.В., рассмотрел в открытом судебном заседании материалы дела по исковому заявлению:
Совета Министров Республики Крым
к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ»
при участии в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Крымской Таможни, Министерства Экономического Развития Республики Крым, Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Симферополю, Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым
о расторжении договора.
При участии:
от истца – ФИО1, представитель по доверенности;
от иных лиц – не явились.
УСТАНОВИЛ:
Совет Министров Республики Крым обратился в Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ», в котором просил суд расторгнуть договор от 07.09.2017 №1056/17 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ».
Определением суда от 20.09.2022 исковое заявление принято к производству, назначено предварительное судебное заседание. Ходатайство Совета Министров Республики Крым о привлечении к участию в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, на стороне истца, удовлетворено. Привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Крымская Таможня; Министерство Экономического Развития Республики Крым; Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Симферополю.
03.11.2022 через канцелярию суда от Общества с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ» поступил отзыв на исковое заявление, в соответствии с которым последний просил суд в удовлетворении исковых требований отказать на основании доводов, изложенных в отзыве.
Определением суда от 22.12.2022привлечены к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Государственное учреждение - региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым (295000, РЕСПУБЛИКА КРЫМ, Г. СИМФЕРОПОЛЬ, УЛ. АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО, Д. 17А, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 910201001); Государственное учреждение - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым (295011, РЕСПУБЛИКА КРЫМ, Г. СИМФЕРОПОЛЬ, УЛ. КАРАИМСКАЯ, Д. 52, ОГРН: <***>, ИНН: <***>, КПП: 910201001).
Определением суда от 06.02.2023 заявление Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым о процессуальном правопреемстве - удовлетворено. Произведена замена стороны по делу №А83-17936/2022 с Государственного учреждения - отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Крым и Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Крым на Государственное учреждение - на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Крым.
Учитывая надлежащее извещение лиц, участвующих в деле, о времени и месте судебного заседания путем направления копий определения о принятии искового заявления к производству, а также размещения текста указанного определения, определений об отложении судебного заседания на официальном сайте Арбитражного суда Республики Крым в сети Интернет (http://crimea.arbitr.ru), в соответствии с частью 1 статьи 123, частями 2, 3 статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело при имеющейся явке.
Исследовав обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения сторон судом установлено следующее.
07.09.2017 Совет министров Республики Крым, именуемый в дальнейшем
«Уполномоченный орган», с одной стороны, и Общество с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ», именуемое в дальнейшем «Участник», с другой стороны, именуемые в дальнейшем «Стороны», руководствуясь Федеральным законом от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Крымского федерального округа и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения
Севастополя» (далее - Закон № 377-ФЗ) заключили договор №1056/17 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым (далее – договор).
В соответствии с пунктом 1.1 договора предметом настоящего Договора является осуществление Участником предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне в соответствии с условиями настоящего Договора с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны.
Согласно п. 1.2 договора целью инвестиционного проекта в соответствии с инвестиционной декларацией является развитие строительно - монтажной организации путем приобретения основных средств.
Результатом деятельности Участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении настоящего Договора, будет являться развитие строительно - монтажной организации путем капитальных вложений в приобретение бурильно-крановой машины, миниэскаватора и других основных средств для их использования при осуществлении видов деятельности, указанных в п. 1.4 договора, а также создания 2 (двух) новых рабочих мест (п. 1.3 договора).
В соответствии с пунктом 1.4 настоящего Договора Участник осуществляет следующие виды деятельности на территории свободной экономической зоны:
производство электромонтажных работ (ОКВЭД 43.21);
ремонт электрического оборудования (ОКВЭД 33.14);
монтаж промышленных машин и оборудования (ОКВЭД 33.20);
производство санитарно-технических работ, монтаж отопительных систем и систем кондиционирования воздуха (ОКВЭД 43.22);
работы гидроизоляционные (ОКВЭД 43.99.1).
Общий объем капитальных вложений Участника при осуществлении деятельности, указанной в пункте 1.1. настоящего Договора, составляет не менее 3 000 000,00 рублей, которые в соответствии с пунктом 4 статьи 14 Закона № 377-ФЗ будут направлены на приобретение основных средств и выполнение мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении настоящего Договора. Предполагаемый срок реализации проекта 2 года. Участник приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении Участника в указанный реестр (пп. 1.5, 1.6, 1.7 договора).
Взаимодействие Сторон оговорено в разделе 2 договора.
В силу пунктов 3.1-3.3 договора настоящий Договор вступает в силу, и становится обязательным для Сторон с момента его подписания Сторонами. Настоящий Договор заключается на срок существования свободной экономической зоны, до 31 декабря 2039 года. Срок действия настоящего Договора может быть продлен по взаимному согласию Сторон на срок, не превышающий срока, оставил до прекращения существования свободной экономической зоны.
Исковое заявление мотивировано тем, что в результате проведения Министерством экономического развития Республики Крым мероприятий по мониторингу выполнения условий договора, выявлено отсутствие документов, подтверждающих исполнение обязательств по договору в части осуществления капитальных вложений в установленные сроки и объемы, осуществление заявленных видов деятельности, создание рабочих мест, в связи с чем усматривается нарушение условий договора.
Вышеуказанные обстоятельства стали основанием для обращения истца в суд за защитой своих нарушенных прав и интересов.
В целях обеспечения устойчивого социально-экономического развития, привлечения инвестиций в развитие действующих и создание новых производств, развития транспортной и иных инфраструктур, туризма, сельского хозяйства и санаторно-курортной сферы, а также повышения уровня и качества жизни граждан, в соответствии с Законом N 377-ФЗ на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя устанавливается особый правовой режим, определенный в статье 2 данного Федерального закона, и регулируются отношения, возникающие в связи с созданием, функционированием и прекращением функционирования свободной экономической зоны в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе.
Статьей 13 Федерального закона N 377-ФЗ предусмотрено, что участник свободной экономической зоны вправе осуществлять предпринимательскую и иную деятельность в свободной экономической зоне с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности в свободной экономической зоне, а также таможенной процедуры свободной таможенной зоны в соответствии с договором об условиях деятельности в свободной экономической зоне. Лицо приобретает статус участника свободной экономической зоны со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи о включении в единый реестр участников свободной экономической зоны.
Положениями статьи 13 Закона N 377-ФЗ закреплены императивные условия прекращения права участника свободной экономической зоны осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра.
Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона N 377-ФЗ при установлении в ходе контроля за выполнением участником СЭЗ условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне факта занижения объема капитальных вложений по сравнению с их объемом, предусмотренным указанным договором, осуществления в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной указанным договором, или нарушения других условий реализации инвестиционной декларации, предусмотренных указанным договором, высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя вправе потребовать в судебном порядке расторжения такого договора.
Таким образом, установление компетентным органом фактов нарушений условий договора и реализации инвестиционной декларации в части осуществления капитальных вложений, обязательств по созданию новых рабочих мест, выплаты заработной платы определенного размера являются достаточными основаниями для расторжения договора в судебном порядке.
Приказом Минэкономразвития России от 11.08.2016 N 509 утвержден Порядок осуществления контроля за выполнением участниками СЭЗ условий договора об условиях деятельности в СЭЗ (далее - Порядок контроля), которым установлены условия и порядок осуществления контроля за участником свободной экономической зоны (основания, периодичность плановых, внеплановых проверок, меры реагирования, полномочия контрольных органов, условия прекращения действия договора и, соответственно, исключения участника СЭЗ из реестра участников СЭЗ).
Целью осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне является обеспечение реализации инвестиционных проектов с соблюдением, в частности, установленных указанными договорами сроков и объема капитальных вложений.
В соответствии с пунктом 1 распоряжения Совета министров Республики Крым от 31 декабря 2014 года N 1639-р Министерство экономического развития Республики Крым определено уполномоченным органом по управлению свободной экономической зоны на территории Республики Крым.
Таким образом, Министерство экономического развития Республики Крым является надлежащим исполнительным органом государственной власти Республики Крым по проведению контрольных мероприятий участников СЭЗ.
Правила проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым" утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июля 2019 года N 827 (далее - Правила).
Полномочия Министерства экономического развития Республики Крым по осуществлению контроля за исполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров регламентированы подпунктом 170 пункта 6 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утвержденного постановлением Совета министров Республики Крым от 27 июня 2014 года N 142.
В соответствии с пунктом 4 статьи 14.1 Федерального закона N 377-ФЗ при установлении в ходе мониторинга выполнения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне фактов нарушения участником свободной экономической зоны условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне такой договор может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя.
Согласно пункту 1 статьи 14.2 Федерального закона от 29.11.2014 N 377-Ф "О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя" (далее - Закон N 377) после выполнения условий договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне, но не позднее чем через два месяца со дня истечения первых трех лет со дня включения лица в единый реестр участников свободной экономической зоны или внесения в указанный реестр информации о заключении с участником свободной экономической зоны другого договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне высший исполнительный орган государственной власти Республики Крым или высший исполнительный орган государственной власти города федерального значения Севастополя проводит в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проверку соответствия деятельности участника свободной экономической зоны требованиям настоящего Федерального закона.
Целью осуществления контроля за выполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров об условиях деятельности в свободной экономической зоне является обеспечение реализации инвестиционных проектов с соблюдением, в частности, установленных указанными договорами сроков и объема капитальных вложений.
Согласно пункту 2.3.2 договора Участник обязуется осуществить на территории свободной экономической зоны капитальные вложения на условиях, в объемах и сроки, которые предусмотрены настоящим Договором, согласно следующим этапам:
Этап 1:
не менее 1 500 000 рублей в период с I квартала 2018 года до конца IV квартала 2018 года.
Этап 2:
не менее 1 500 000,00 рублей в I квартала 2019 года до конца IV квартала 2019 года.
Участник обязуется в первые три года с момента заключения настоящего Договора осуществить капитальные вложения в сумме не менее 3 000 000,00 рублей (пункт 2.3.3 договора).
Ежеквартально не позднее 20-го числа первого месяца соответствующего квартала представлять в Уполномоченный орган ежеквартальный отчет о деятельности Участника па территории свободной экономической зоны (п. 2.3.9).
Согласно пункту 2.3.10 договора Участник обязуется по письменному запросу Уполномоченного органа представлять в срок, не превышающий 5 (пяти) дней, требуемую информацию и документы, касающиеся выполнения условий настоящего Договора.
Положениями статьи 13 Закона N 377-ФЗ закреплены императивные условия прекращения права участника свободной экономической зоны осуществлять предпринимательскую и иную деятельность с применением особого режима осуществления предпринимательской и иной деятельности со дня внесения в единый реестр участников свободной экономической зоны записи об исключении участника свободной экономической зоны из указанного реестра.
Статьями 8, 10, 11 Федерального закона N 377-ФЗ регламентированы полномочия высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя, из которых следует, что по решению высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым или высшего исполнительного органа государственной власти города федерального значения Севастополя отдельные полномочия, отнесенные к их компетенции настоящим Федеральным законом, могут быть переданы органам исполнительной власти Республики Крым и органам исполнительной власти города федерального значения Севастополя соответственно.
Согласно пп. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
Из содержания подпункта 4.4.5 договора следует, что он может быть расторгнут по решению суда при установлении в ходе контроля за выполнением Участником условий настоящего договора следующих фактов: неосуществление участником капитальных вложений в сроки, которые предусмотрены договором (подпункт 4.4.5.1); занижение участником объема капитальных вложений по сравнению с объемом, предусмотренным настоящим договором (подпункт 4.4.5.2); осуществление участником в свободной экономической зоне предпринимательской деятельности, не предусмотренной договором, с применением особенностей осуществления предпринимательской деятельности, установленных Законом N 377-ФЗ (подпункт 4.4.5.3); неосуществление Участником мероприятий, предусмотренных инвестиционной декларацией, в том числе нарушение графика осуществления ежегодного объёма капитальных вложений, а так неисполнение условий пункта 2.3.7 настоящего Договора иные случаи, установленные Законом N 377-ФЗ (подпункт 4.4.5.4); нарушение иных условий реализации инвестиционной декларации, за исключением показателей технико-экономического обоснования (подпункт 4.4.5.5).
Полномочия Министерства экономического развития Республики Крым по осуществлению контроля за исполнением участниками свободной экономической зоны условий договоров регламентированы подпунктом 170 пункта 6 Положения о Министерстве экономического развития Республики Крым, утверждённого постановлением Совета министров Республики Крым от 27.06.2014 № 142.
На основании пункта 13 Правил проверяющие в пределах своей компетенции при проведении проверки вправе требовать, и получать документы по перечню согласно приложению, подтверждающие выполнение участником условий договора, в том числе осуществление капитальных вложений, в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором.
Согласно указанному приложению подтверждающими документами являются: учетная политика юридического лица, утвержденная приказом или распоряжением уполномоченного лица; бухгалтерская (финансовая) отчетность: бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах; документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами); налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций; платежные документы, подтверждающие осуществление участником инвестиций; договоры (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения; акты выполненных работ (оказанных услуг); счета-фактуры, товарные накладные, подтверждающие приобретение или отчуждение товара стоимостью свыше 20 тыс. рублей; статистическая информация и налоговая отчетность, содержащие сведения о среднесписочной численности и заработной плате работников.
Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе по перечню, указанному в уведомлении, либо копии указанных документов, заверенных в установленном порядке.
По результатам документарной проверки ООО «ЭН-КОМ» (приказ Министерства экономического развития Республики Крым от 11 марта 2021 года № 214 «О документарной проверке ООО «ЭН-КОМ»), проведенной Министерством экономического развития Республики Крым, установлено, что в связи с не представлением документов, соответствие ООО «ЭН-КОМ» требованиям Федерального закона от 29 ноября 2014 года № 377-ФЗ «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя», в том числе в части осуществления инвестиционных затрат, в том числе капитальных вложений, осуществления заявленных видов деятельности, создания рабочих мест, не подтверждено, в том числе:
- за период с 07.09.2017 по 06.09.2020 не подтверждено исполнение обязательства Договора в части осуществления капитальных вложений, в установленные сроки и объёмы;
- не подтверждено осуществление инвестиционных затрат, за исключением капитальных вложений;
- цель инвестиционного проекта не достигнута.
В соответствии с п. 5 Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям №377-ФЗ от 29.11.2014, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 года № 827 (далее Правила), уведомление о проведении документарной проверки и копия приказа направлены 17.03.2021 заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении, согласно отчету об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500557000324 уведомление о проведении документарной проверки и копия приказа возвращены отправителю за истечением срока хранения.
Пунктом 15 Правил установлена обязанность участника при проведении проверки подготовить и представить проверяющим лицам подлинники документов, в том числе по перечню, указанному в уведомлении, либо копии указанных документов, заверенных в установленном порядке.
В нарушение требований Правил к установленному сроку запрашиваемые документы не представлены.
По итогам проверки Министерством в адрес ответчика вместе с Актом документарной проверки, приложенными к нему документами направлено Предписание об устранении выявленного нарушения, согласно отчету, об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 29500558014948, указанное отправление также возвращено отправителю за истечением срока хранения.
Согласно Предписанию, срок для устранения выявленного в ходе проверки нарушения был установлен до 15.05.2021.
Советом министров Республики Крым была направлена претензия, в ответ на которую общество направило письмо с приложенными документами, по мнению общества, подтверждающими исполнение условий договора.
Уполномоченный орган контроля - Министерство экономического развития Республики Крым, рассмотрев документы ООО «ЭН-КОМ», в своем Заключении от 07.11.2022 по результатам изучения документов ООО «ЭН-КОМ», пришло к выводу, что объем совершенных инвестиций отсутствует, в том числе капитальные вложения в основные средства не подтверждены, что не соответствует заявленному объему, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта ввиду следующего.
Результатом деятельности Участника в соответствии с инвестиционной декларацией, прилагаемой к заявлению о заключении настоящего Договора, в соответствии с договором об условиях деятельности в СЭЗ на территории Республики Крым от 07 сентября 2017 года № 1056/17 и дополнительного соглашения от 29 декабря 2018 года № 1 (далее - Договор) на ООО «ЭН-КОМ» возложены обязательства по реализации инвестиционного проекта, целью которого является развитие строительно-монтажной организации путем приобретения основных средств, а также создание 2 (двух) новых рабочих мест.
Согласно пункту 1.5 раздела 1. Договора «Общий объем капитальных вложений Участника при осуществлении деятельности составляет не менее 3 000 000 (трех миллионов) рублей 00 коп.
В соответствии с подпунктом 2.3.2. пункта 2.3. раздела 2 Договора ООО «ЭН-КОМ» обязуется осуществить капитальные вложения на условиях, в объемах и сроки, которые предусмотрены настоящим Договором, согласно следующим этапам:
этап 1: не менее 1 500 000 (одного миллиона пятисот тысяч) рублей 00 коп. в период с I квартала 2018 года до конца IV квартала 2018 года.
этап 2: не менее 1 500 000 (одного миллиона пятисот тысяч) рублей 00 коп. в период с I квартала 2019 года до конца IV квартала 2019 года.
В соответствии с условиями инвестиционной декларации, на основании которой заключен Договор в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения направляются на приобретение бурильно-крановой машины и мини экскаватора.
ООО «ЭН-КОМ» представлены истребованные документы (копии), подтверждающие осуществление капитальных вложений, в рамках исполнения условий Договора, для последующего использования в целях реализации инвестиционного проекта:
- форма КНД 0710096 «Упрощенная бухгалтерская (финансовая) отчетность»;
- форма КНД 1152017 «Декларация по УСН», форма КНД 1151006 «Декларация по налогу)» на прибыль», форма КНД 1151111 «РСВ»;
- форма КНД 1110018 «Сведения о ССЧ» (на 01.01.2018 -30 чел., на 01.01.2019 - 32 чел., на 01.01.2020 - 33 чел.);
- учетная политика;
- оборотно - сальдовая ведомость по счету 01 за 01.09.2017-07.11.2022;
- сальдо по дебету на конец периода составило 108 332,50 руб.;
- штатное расписание от 01.10.2017-38 шт.ед., от 22.08.2019 - 37 шт.ед.
По результатам изучения представленных документов было вынесено Заключение от 07.11.2022, согласно которому установлено, что выявленные в ходе проверки нарушения Закона № 377-ФЗ не устранены.
Исходя из системного толкования положений № 377-ФЗ под капитальными вложениями понимаются инвестиции в основной капитал (основные средства), в том числе затраты на осуществление проектно-изыскательских работ, новое строительство, модернизацию объектов основных средств и на приобретение соответствующих машин, оборудования, инструментов, инвентаря. Не учитываются в качестве капитальных вложений затраты на приобретение земельных участков, а также на приобретение легковых автомобилей и их обслуживание.
Целью осуществления капитальных вложений является реализация инвестиционного проекта в свободной экономической зоне, под которым понимается ограниченный по времени осуществления и затрачиваемым ресурсам комплекс мероприятий, направленных на создание и последующую эксплуатацию новых либо модернизацию существующих объектов основных средств, который реализуется участником свободной экономической зоны в целях производства новых товаров, выполнения работ, оказания услуг либо поддержания и (или) увеличения объема производимых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг, а также создание и сохранение на период реализации инвестиционного проекта заявленных новых рабочих мест
Таким образом, реализация инвестиционного проекта включает в себя две основные фазы: осуществление капитальных вложений, предусматривающую приобретение (создание) имущества, которым лицо ранее не обладало, достижение полезного эффекта, связанного с эксплуатацией этого имущества, а также создание заявленного количества новых рабочих мест.
Уполномоченным органом контроля установлено, что ООО «ЭН-КОМ» нарушены п.п. 2.3.2 и п.п. 2.3.3 пункта 2.3 раздела 2 Договора об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым от 07 сентября 2017 года № 1056/17 в части соблюдения сроков и объемов осуществления капитальных вложений, а также создания новых рабочих мест.
По результатам рассмотрения предоставленных документов установлено следующее.
Выявленные нарушения Федерального закона № 377-ФЗ (Акт от 15 апреля 2021 года №214/15.1) по результатам документарной проверки соответствия деятельности ООО «ЭН-КОМ» требованиям № 377-ФЗ и предписания об устранении выявленного нарушения от 15.04.2021 № 1 ООО «ЭН-КОМ» не устранены.
Реализация инвестиционного проекта включает в себя две основные фазы:
1. Осуществление капитальных вложений, предусматривающее приобретение (создание) имущества, которым лицо ранее не обладало, достижение полезного аффекта, связанного с эксплуатацией этого имущества;
2. Создание заявленного количества новых рабочих мест.
Таким образом, реализация инвестиционного проекта предусматривает не только создание (приобретение) объектов основных средств, но и их последующую эксплуатацию, а также создание и последующее сохранение заявленного количества рабочих мест.
В этой связи представляется, что эксплуатация объектов основных средств, в отношении которых осуществляются капитальные вложения, а также сохранение рабочих мест в рамках инвестиционного проекта, должна осуществляться в течение всего периода его реализации. Вместе с тем, период реализации инвестиционного проекта соответствует сроку действия Договора.
Как указывает Участник в своем письме исх. № 22 от 16.12.2022 (вх. 6491 от 16.12.2022) в ходе реализации инвестиционного проекта ООО «ЭН-КОМ» приобрело трактор Т-150 стоимостью 1 500 000 рублей без НДС и прицеп ПРЦ-12 стоимостью 1 500 000 рублей без НДС (копия письма прилагается). Кроме того, организация планирует приобрести передвижную кабельную лабораторию КАЭЛ-5 стоимостью 3 100 000 рублей без НДС.
Однако, в соответствии с условиями инвестиционной декларации, на основании которой заключен Договор в рамках реализации инвестиционного проекта капитальные вложения направляются на приобретение бурильно-крановой машины и мини экскаватора.
Вместе с тем, в случае, если при реализации инвестиционного проекта возникает объективная необходимость изменения объектов (направлений) осуществления капитальных вложений и при этом отсутствуют основания, предусмотренные частью 28 статьи 13 Закона № 377-ФЗ, Участник СЭЗ при наличии достаточного обоснования вправе инициировать внесение изменений в Инвестиционную декларацию и Договор.
Учитывая изложенное, в процессе реализации инвестиционного проекта ООО «ЭН-КОМ» имело возможность внести изменения в Инвестиционную декларацию и Договор, указав иные основные средства, предполагаемые к приобретению, для осуществления капитальных вложений в целях развития строительно-монтажной организации. Однако Участником попытки по внесению изменений в Инвестиционную декларацию и Договор не предпринимались.
Кроме того, согласно оборотно-сальдовой ведомости по счету «01» за 01.09.2017-07.11.2022 сальдо по дебету на конец периода составило 108 332, 50 рублей, тогда как заявленное осуществление капитальные вложения должно было составить не менее 3 000 000,00 рублей.
Вместе с тем, Участник в своем письме исх. № 22 от 16.12.2022 (вх. 6491 от 16.12.2022) указывает, что в процессе эксплуатации основные средства были списаны.
Однако, согласно письму Министерства экономического развития Российской Федерации от 28.01.2021 № Д08и-2013 в случае отсутствия внесенных изменений в Инвестиционную декларацию и Договор, действия по списанию объектов основных средств могут быть рассмотрены органом управления свободной экономической зоной в качестве нарушения существенных условий договора, что является основанием для обращения в суд с целью его расторжения.
В соответствии с представленными документами установлено, что капитальные вложения в основные средства не подтверждены, что не соответствует заявленному объему, в том числе в первые три года реализации инвестиционного проекта.
Вместе с тем, с целью подтверждения исполнения условий Договора участник свободной экономической зоны обязан предоставлять доказательства осуществления капитальных вложений в полном объеме, а именно: гражданско-правовой договор о приобретении, доказательства осуществления оплаты, доказательства фактического принятия, учет по данным бухгалтерской отчетности.
Таким образом, установлено, что ООО «ЭН-КОМ» нарушены подпункты 2.3.2., 2.3.3. и 2.3.7.4. пункта 2.3. раздела 2 Договора в части соблюдения сроков и объемов осуществления капитальных вложений.
Согласно подпункту 2.3.7.5. пункта 2.3. раздела 2 Договора ООО «ЭН-КОМ» обязуется создать и сохранить на период реализации инвестиционного проекта не менее 2 (двух) новых рабочих мест.
Вместе с тем, в ходе проверки представленных документов установлено снижение численности рабочих мест Участника. К проверке не представлены сведения о количестве созданных рабочих мест в рамах реализации инвестиционного проекта с указанием соответствующих документов (штатное расписание по состоянию на текущую дату).
Таким образом, установлено, что ООО «ЭН-КОМ» нарушен подпункт 2.3.7 пункта 2.3. раздела 2 Договора в части создания рабочих мест.
ООО «ЭН-КОМ» в своем отзыве указывает на то, что Участник добросовестно исполняет обязательства по Договору, своевременно направляя информацию участника свободной экономической зоны о ходе реализации инвестиционного проекта в адрес Министерства экономического развития Республики Крым.
Согласно подпункту 2.3.10. пункта 2.3. раздела 2 Договора Участник свободной экономической зоны обязуется раз в полугодие не позднее 30-го числа месяца, следующего за полугодием, представлять в Уполномоченный орган полугодичный отчет о реализации Участником свободной экономической зоны инвестиционного проекта на территории свободной экономической зоны.
Вместе с тем, согласно пп. 2.2.1. п. 2.2. раздела 2 Договора Уполномоченный орган имеет право осуществлять контроль за выполнением Участником условий Договора в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу положений п. 13 Правил проведения проверки соответствия деятельности участника свободной экономической зоны на территориях Республики Крым и г. Севастополя требованиям Федерального закона «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым», утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 27.06.2019 № 827 проверяющие в пределах своей компетенции при проведении проверки вправе требовать и получать документы по перечню согласно приложению, подтверждающие выполнение участником условий договора, в том числе осуществление капитальных вложений, в порядке и на условиях, которые предусмотрены договором.
Согласно указанного приложения к числу подтверждающих документов отнесены: учетная политика юридического лица, утвержденная приказом или распоряжением уполномоченного лица; бухгалтерская (финансовая) отчетность (бухгалтерский баланс, отчет о финансовых результатах, приложения к бухгалтерскому балансу и отчету о финансовых результатах); документы и сведения о характеристиках и качестве производимой продукции (разрешения, лицензии, сертификаты, акты, свидетельства, заключения, письма, подтверждения и (или) иные документы, выдаваемые уполномоченными государственными органами); налоговые декларации по налогу на прибыль организаций, налогу на добавленную стоимость, налогу на имущество организаций; платежные документы, подтверждающие осуществление участником инвестиций; договоры (включая дополнительные соглашения к ним) или выписки из договоров при условии, что в них содержатся необходимые для проверки сведения; Акты выполненных работ (оказанных услуг); счета-фактуры; товарные накладные, подтверждающие приобретение или отчуждение товара стоимостью свыше 20 тыс. рублей; статистическая информация и налоговая отчетность, содержащие сведения о среднесписочной численности и заработной плате работников.
Между тем, отчет участника свободной экономической зоны не отнесен к документам, подтверждающим выполнение участником условий договора. Предоставление отчетной документации является обязанностью Участника свободной экономической зоны в силу положений Закона № 377-ФЗ и Договора и не свидетельствует об исполнении взятого на себя ООО «ЭН-КОМ» обязательства по осуществлению капитальных вложений и организации рабочих мест в рамках Договора.
Таким образом, установлено, что Участником нарушены подпункты 2.3.2., 2.З.З., 2.3.7.4. и 2.3.7.5. пункта 2.3. раздела 2 Договора в части соблюдения сроков и объемов осуществления капитальных вложений и создания новых рабочих мест.
Согласно ч.3 ст.14.2 №377-ФЗ в случае установления в ходе проверки фактов несоответствия деятельности участника свободной экономической зоны требованиям настоящего Федерального закона договор об условиях деятельности в СЭЗ может быть расторгнут в судебном порядке на основании заявления высшего исполнительного органа государственной власти Республики Крым.
Согласно пп. 1, 2 ст. 450 ГК РФ изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено Кодексом, другими законами или договором. По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только при существенном нарушении договора другой стороной либо в иных случаях, предусмотренных Кодексом, другими законами или договором.
В соответствии с п. 4.4. Договора, действие настоящего Договора прекращается в случае расторжения настоящего Договора по решению суда при установлении в ходе контроля за выполнением Участником условий настоящего Договора неосуществления Участником капитальных вложений в сроки, которые предусмотрены настоящим Договором.
В связи с отсутствием полного пакета документов, подтверждающих осуществление капитальных вложений ответчика в первые три года реализации инвестиционного проекта, не представляется возможным сделать выводы об исполнении обязательств по Договору в части осуществления капитальных вложений.
Ответчик, как сторона договора, осведомлен о необходимости, согласно пунктам 2.3.9, 2.3.10 Договора, по письменному запросу Уполномоченного органа представлять информацию и документы, касающиеся выполнения условий Договора, к тому же ответчик был надлежаще извещен о необходимости предоставления документов, подтверждающих выполнение условии договора.
В условиях состязательности процесса (статья 9 Арбитражного процессуального кодекса РФ) как заинтересованная сторона по делу ответчик не представил мотивированный отзыв на исковое заявление, равно как и доказательств исполнения обязательств по договору.
Ответчик документов, подтверждающих реализацию инвестиционного соглашения, в полном объеме не предоставил.
В настоящем споре истец относимыми и допустимыми доказательствами подтвердил наличие со стороны общества существенных нарушений условий договора, служащих достаточным основанием для расторжения договора.
В свою очередь, ответчик не представил документов, подтверждающих соблюдение условий договора в полном объеме.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, что материалами дела подтверждается факт существенного нарушения ответчиком условий договора, что является основанием для расторжения последнего, и, поскольку обществом не представлено документов, подтверждающих как соблюдение условий договора, так и мер, предпринятых к реализации инвестиционного проекта, исковые требования подлежат удовлетворению.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
Особенности уплаты государственной пошлины при обращении в арбитражные суды установлены в статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии пунктом 2 части 1 статьи 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с арбитражным процессуальным законодательством Российской Федерации, арбитражными судами, государственная пошлина уплачивается в следующих размерах: при подаче искового заявления по спорам, возникающим при заключении, изменении или расторжении договоров, а также по спорам о признании сделок недействительными - 6 000 рублей.
Соответственно, размер государственной пошлины, подлежащей оплате, составляет 6 000,00 рублей.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации Совет Министров Республики Крым освобожден от уплаты государственной пошлины.
В соответствии с частью 3 статьи 110 АПК РФ государственная пошлина, от уплаты которой в установленном порядке истец был освобожден, взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, если ответчик не освобожден от уплаты государственной пошлины.
На основании изложенного, расходы по уплате государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей подлежат взысканию в доход федерального бюджета.
Руководствуясь статьями 110, 167 – 170, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1.Исковые требования удовлетворить.
2.Расторгнуть договор от 07.09.2017 №1056/17 об условиях деятельности в свободной экономической зоне на территории Республики Крым, заключенный между Советом министров Республики Крым и Обществом с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ».
3.Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «ЭН-КОМ» в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 6 000,00 рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, <...>) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, <...>) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Судья И.А. Ищенко