АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
город Симферополь
Резолютивная часть решения объявлена 13 сентября 2023 года. Решение изготовлено в полном объеме 20 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Ищенко И.А. при ведении
протокола судебного заседания секретарями судебного заседания Грибань Д.А.,
Клименко А.В., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы искового
заявления:
Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети».
Красноперекопское управление по эксплуатации газового хозяйства
к Обществу с ограниченной ответственностью «ЧНГ Газификация»
о взыскании 140 105,28 рублей.
При участии:
от истца – Кравченко А.В., представитель по доверенности, Мочалов И.Е.,
представитель по доверенности.
от ответчика – Бовт М.А., представитель по доверенности.
УСТАНОВИЛ:
Государственное унитарное предприятие Республики Крым «Крымгазсети».
Красноперекопское управление по эксплуатации газового хозяйства обратилось в
Арбитражный суд Республики Крым с исковым заявлением к Обществу с ограниченной
ответственностью «ЧНГ Газификация» о взыскании 140 105,28 рублей, в том числе:
- стоимость потерь природного газа в результате утечки 71,72 м.куб. на сумму
410,24 рублей,
- расхода газа на продувку 745,68 м. куб на сумму 4263,00 рублей, - суммы платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу 167,08 рублей,
- стоимость комплекса восстановительных, пусконаладочных и ремонтных работ с
учетом накладных расходов и материалов – 135 264,96 рублей.
Определением суда от 24.11.2022 суд принял исковое заявление, и определил рассмотреть его в порядке упрощенного производства по правилам, предусмотренным статьей 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Определением суда от 25.01.2023 суд перешел к рассмотрению дела по общим правилам искового производства.
В судебное заседание, назначенное на 13.09.2023, явились уполномоченные представители участников процесса, которые высказали свои позиции относительно предмета спора, ответили на вопросы суда.
Исследовав обстоятельства дела, имеющиеся в материалах дела доказательства, пояснения сторон судом установлено следующее.
ГРС Новопавловка, при проведении земляных работ специальной землеройной техникой, Обществом с ограниченной ответственностью «ЧНГ Газификация» был поврежден подземный газопровод высокого давления диаметром 159 мм с последующим выходом газа в атмосферу, что повлекло за собой отключение от газоснабжения двух сёл:
с. Ильинка и с. Воронцовка (522 частных домовладений).
Красноперекопским УЭГХ приняты меры по проведению ремонтно-восстановительных работ на газопроводе с продувкой и заполнением, с повторным пуском газа в частные домовладения и на приборы.
По данному факту составлен акт от 25.08.2022 расчёта размера ущерба, причиненного Красноперекопскому УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» в связи с повреждением газораспределительных сетей, расположенных в Красноперекопском районе с. Ильинка на сумму 140 105,28 рублей (далее - акт).
В состав указанного акта входит комплекс выполненных мероприятий, направленных на восстановление газораспределительных сетей:
- стоимость комплекса восстановительных, пусконаладочных и ремонтных работ с учетом накладных расходов и материалов в размере 135 264,96 рубля;
- полный расчет расхода газа на сумму 4 673,24 рубля. Указанный расчёт состоит из потерь природного газа в результате утечки объемом 71,72 м куб. на сумму
410,24 рублей, а также из расхода газа на продувку и заполнение объемом 745,68 м куб. на сумму 4 263,00 рубля;
- сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу составила
167,08 рублей.
Исковое заявление мотивировано тем, что повреждение газопровода произошло по причине несоблюдения ООО «ЧНГ Газификация» правил и норм действующего законодательства, регламентирующих проведение земляных работ в охранной зоне газопровода, что повлекло за собой повреждение газопровода высокого давления.
Не оплата вышеуказанной суммы в добровольном порядке послужила основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) предусматривает одним из способов защиты гражданских прав право требования возмещения убытков.
В силу пунктов 1, 2 статьи 393 ГК РФ должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 15 настоящего Кодекса.
Согласно частям 1 и 2 статьи 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Реализация такого способа защиты, как возмещение убытков, предполагает применение к правонарушителю имущественных санкций, а потому она возможна лишь при наличии общих условий гражданско-правовой ответственности.
В предмет доказывания по настоящему спору входит наличие в совокупности следующих обстоятельств: наступление вреда и его размер, противоправность поведения причинителя вреда, причинная связь между допущенным нарушением и возникшими убытками, вина причинителя вреда.
По делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб, а также факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличия убытков (п. 2 ст. 15 ГК РФ).
В соответствии с постановлением Государственного совета Республики Крым от 30.04.2014 № 2085-6/14 «О вопросах управления собственностью Республики Крым» в редакции постановления Государственного совета Республики Крым № 382-1 14 от 24 декабря 2014 года признаны собственностью Республики Крым все объекты системы газоснабжения, расположенные на территории Республики Крым (газопроводы, расположенные на территории Республики Крым, и объекты на них (газораспределительные станции, пункты, шкафные регуляторные пункты и др.), в том числе объекты незавершенного строительства, кроме газопроводов, обеспечивающих природным газом частные домовладения от отсекающего устройства до ввода в частные домовладения), находящиеся на балансовом и за балансовом учете, в эксплуатации, пользовании и хозяйственном ведении юридических и физических лиц.
Пунктом 3 распоряжения Совета Министров Республики Крым от 21.01.2015
№ 24-р «О закреплении имущества» Министерству топлива и энергетики Республики Крым поручено закрепить на праве хозяйственного ведения за государственным унитарным предприятием Республики Крым «Крымгазсети» (далее - ГУП РК «Крымгазеети») газопроводы давлением до 1,2 МПа, расположенные на территории Республики Крым и объекты на них.
Красноперекопское управление по эксплуатации газового хозяйства государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» (далее - Красноперекопское УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети») является обособленным структурным подразделением - филиалом Государственного унитарного предприятия Республики Крым «Крымгазсети» (далее - Истец) и осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации, нормативными актами государственных и исполнительных органов власти Республики Крым.
Согласно нормативным актам, регламентирующих деятельность Истца, его службы обязаны принимать неотложные меры к ликвидации аварийных ситуаций на газопроводах и немедленное восстановление самих газопроводов. При этом Истец несет незапланированные расходы, которые должны возмещаться за счет виновных лиц в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пунктам 16, 23 Постановления Правительства РФ от 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей» (далее - Правила) установлено, что обработка почвы на глубину более 0,3 метра осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей. Лица, имеющие намерение производить работы в охранной зоне газораспределительных сетей, обязаны не менее чем за 3 рабочих дня до начала
работ пригласить представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети на место производства работ.
Согласно пункту 150 Приказа «Об утверждении правил по охране труда при строительстве» от 01 июня 2015 г. № 336н (далее - Приказ), утвержденного Министерством труда и социальной защиты РФ, установлено, что производство земляных работ в охранной зоне действующего газопровода необходимо осуществлять по наряду-допуску. Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
Согласно пункту 151 Приказа разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов. Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями владельцами коммуникаций.
Однако организацией ООО «ЧНГ Газификация» вышеперечисленные требования были нарушены. ООО «ЧНГ Газификация» не уведомило о производстве земляных работ в охранной зоне газопровода эксплуатирующую организацию - Красноперекопское УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети».
Пунктами 123-125 Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте, утвержденных Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне кабелей, находящихся под напряжением, или действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.
Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями - владельцами коммуникаций.
В случае обнаружения в процессе производства земляных работ, не указанных в организационно-технологической документации на производство работ коммуникаций, подземных сооружений или взрывоопасных материалов земляные работы должны быть приостановлены.
Федеральный закон от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» устанавливает, что федеральная система газоснабжения - это совокупность действующих на территории Российской Федерации систем газоснабжения, в том числе газораспределительных систем (часть первая статьи 5). Статья 2 названного Федерального закона, раскрывая используемые в этом законе понятия, определяет газораспределительную систему как имущественный производственный комплекс, состоящий из организационно и экономически взаимосвязанных объектов, предназначенных для транспортировки и подачи газа непосредственно потребителям; охранную зону объектов системы газоснабжения как зону с особыми условиями использования территории, которая устанавливается в порядке, определенном Правительством Российской Федерации, вдоль трассы газопроводов и вокруг других объектов данной системы газоснабжения в целях обеспечения нормальных условий эксплуатации таких объектов и исключения возможности их повреждения
Порядок определения границ охранных зон газораспределительных сетей, условия использования земельных участков, расположенных в их пределах, и ограничения хозяйственной деятельности, которая может привести к повреждению газораспределительных сетей, установлен Правилами охраны газораспределительных сетей, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года № 878 «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей», далее по тексту «Правила».
Указанные Правила действуют на всей территории Российской Федерации и являются обязательными для юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей (пункт 2 Правил).
В п. 3 Правил указано, что «нормативные расстояния» - минимально допустимые расстояния от газораспределительной сети до зданий и сооружений, нс относящихся к этой сети, устанавливаемые при проектировании и строительстве этой сети, зданий и
сооружений в целях обеспечения их безопасности, а также находящихся в них людей в случае возникновения аварийной ситуации на газораспределительной сети.
В соответствии с п. 7 Правил охраны газораспределительных сетей, для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода; вдоль трасс подземных газопроводов из полиэтиленовых труб при использовании медного провода для обозначения трассы газопровода - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 3 метров от газопровода со стороны провода и
В соответствии с п. 16 Правил, хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы па глубину более 0,3 метра, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
В соответствии с п. 22 Правил, разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети должно содержать информацию о характере опасных производствеш1ых факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ. В разрешении также оговариваются этапы работ, выполняемых в присутствии и под наблюдением представителя эксплуатационной организации газораспределительной сети.
Однако, указанные выше правовые нормы ООО «ЧНГ Газификация» были нарушены, строительно-монтажные работы подъездного пути проводились без непосредственного присутствия представителя ГУП РК «Крымгазсети», в результате чего ГУП РК «Крымгазсети», в хозяйственном ведении которого находится поврежденный газопровод, причинен материальный ущерб в размере 140 105,28 рублей.
Технические условия № 01-13/760 от 08.07.2020, на которые ссылается ответчик в своем отзыве, выдавались Красноперекопским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» для
ООО «Югранефтегазпроект» с целью разработки проектной документации. В проектной документации были предусмотрены все необходимые требования для производства строительно-монтажных работ, в том числе и земляных работ, а именно Проектом
№ 00702-19-0011 ТКР1 том 3.1 лист 74 предусмотрено:
п. 6. Земляные работы в местах пересечения подземных коммуникаций производить вручную без применения ударных механизмов на расстоянии не менее 2 м в обе стороны от наружной образующей стенки трубы. Проведение всех видов работ в местах пересечения с проектируемыми коммуникациями и прокладки вдоль них проводить только в присутствии представителей владельцев;
п.7. Пересечение проектируемого газопровода с существующим газопроводом на ПК1+61,90, ПКЗ+11,10 выполнено согласно технических условий ГУП "Крымгазсети" Республики Крым № 01- 13/760 от 08.07.2020:
- при проектировании объекта «Реконструкция ГРС Новопавловка» необходимо руководствоваться требованиями СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002», СП 42-101-2003 и другими нормативными документами;
- расстояние но вертикали (в свету) между газопроводом (футляром) в местах их пересечения принимать не менее 0,35м.
- в местах пересечения газопроводов, газопровод должен быть заключен в футляр;
- концы футляра должны выводиться на расстояние не менее 2 м, в обе стороны;
- в местах пересечения газопровода проложенного в футляре необходимо применить без сварных соединений или соединенные деталями с закладными
- концы футляров должны быть заделаны гидроизоляционным материалом;
- для обеспечения сохранности газопроводов соблюсти требования Постановления Правительства Российской Федерации № 878 от 20Д 1.2000 г. «Об утверждении Правил охраны газораспределительных сетей»;
- не менее чем за 3 рабочих дня до начала производства работ в охранной зоне газораспределительной сети пригласить представителей Красноперекопского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» па места производства работ.
Кроме того, Проектом № 00702-19-0011 ТКР2 том 3.2 лист 46 п. 29.2. предусмотрено:
«Устройство защитного кожуха на участке пересечения газопровода с проектируемой подъездной дорогой к УЗА № 1 на ПК 0+68,60».
Таким образом, ссылка ответчика на технические условия, выданные проектной организации ООО «Югранефтегазпроект» является не корректной и не может быть доказательством отсутствия вины Ответчика по данному делу.
При производстве работ «ЧНГ Газификация» не соблюдены проектные решения, согласованные с эксплуатирующей организацией и нормы нормативных правовых актов регламентирующих данную деятельность.
Вызов представителя па место проведения работ имел место, однако, дата вызова 28.06.2022.
Представителями эксплуатирующей организации, в присутствии производителя работ было определено фактическое местоположение газопровода на местности, обозначено опознавательными знаками. Была достигнута договоренность о том, что производитель работ сообщит дополнительно о дате проведения земляных работ.
Однако повреждение газопровода произошло 23.08.2022, фактически спустя два месяца с момента вызова представителя эксплуатирующей организации.
Больше уведомлений о проведении земляных работ от ответчика в адрес
ГУП РК «Крымгазсети» не поступало.
Красноперекопским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» 09.03.2023 в МО МВД России «Красноперекопский», было направлено заявление на проведение следственных мероприятий по выявлению непосредственной причастности ООО «ЧНГ Газификация» к инциденту возникшему 23.08.2022 при проведении земляных работ в охранной зоне газопровода высокого давления ГРС Новопавловка ДУ 159 мм. и повреждения подземного газопровода техникой ООО «ЧНГ Газификация».
В ходе проведенной проверки МО МВД России «Красноперекопский» был опрошен начальник строительного участка № 4 Пашинин Юрий Николаевич, который пояснил, что действительно экскаватор ООО «ЧНГ Газификация» проводил земляные работы и во время движения продавил часть газопровода, из-за того что глубина залегания трубы газопровода не соответствует проекту реконструкции, в результате чего произошла разгерметизация газопровода высокого давления, данные объяснения не соответствует действительности, так как имеются Акт освидетельствования фактического залегания газопровода от 09 сентября 2022 года, подписанный комиссией во главе председательствующего комиссии производителя работ ООО «ЧНГ Газификация,
Бибик А.В. и геодезистом ООО «ЧНГ Газификация» Мошевым И.В. Акт освидетельствования фактического залегания газопровода и схема проведения геодезического исследования, имеются в материалах дела.
Для оценки причиненного ущерба Красноперекопским УЭГХ произведен расчет фактических затрат по видам восстановительных и пусковых работ с указанием исполнителей (т.е. служб и рабочих, непосредственно принимавших участие в работах) и фактических затрат времени на выполнение данных работ. Фактическое время выполнения работ зафиксировано в наряде на выполнение газоопасных работ и отражено в табелях учета рабочего времени.
Расчет составлен в соответствии с приказом ГУП РК «Крымгазсети» № 00087 от 28.12.2018. В стоимость комплекса восстановительных и пусконаладочных работ включены затраты автотранспорта для доставки материалов и рабочих к месту выполнения работ, обязательные страховые взносы, начисленные на заработную плату, резерв отпусков, общепроизводственные и фактические цеховые расходы. Время работы автотранспорта, пробег и количество топлива зафиксировано в путевых листах автотранспортных средств.
Стоимость потерь природного газа в результате образовавшейся утечки, расход газа на продувку, и сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу определены на основании Распоряжения ГУП РК «Крымгазсети» № 17/00087 от 28.12.2018, в соответствии с Приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 № 480 «Об утверждении Порядка проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Федеральной службе по экологическому, техническому и атомному надзору», Методическими рекомендациями по оценке ущерба от аварий на опасных производственных объектах (РД-03-496-02), утвержденных Постановлением Госгортехнадзора России от 29.10.2002 № 63, Положением «О порядке проведения расследования причин инцидентов на опасных производственных объектах
Государственного унитарного предприятия «Крымгазсети», введенного в действие приказом ГУП РК «Крымгазсети» от 25.04.2018 № 00194.
Стоимость комплекса восстановительных, пусконаладочных работ и ремонтных работ определены расчетом фактически понесенных затрат, с учетом выполняемых объемов работ, утвержденных тарифных ставок, накладных расходов и стоимости материалов.
Повреждение спорного газопровода произошло в результате действий ответчика (что им не оспаривается), который осуществлял земляные работы и, исходя из специфики своей деятельности, с учетом требований нормативных правовых актов должен был действовать разумно, осмотрительно и предвидеть возможные негативные последствия таких работ.
Ответчиком подтверждается факт выполнения работ и повреждение им спорного газопровода.
Согласно пункту 50 Правил № 878 убытки, причиненные организации - собственнику газораспределительной сети или эксплуатационной организации в результате блокирования или повреждения газораспределительной сети либо в результате
иных действий, нарушающих бесперебойную или безопасную работу газораспределительной сети, исчисляются и взыскиваются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридическою лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
В соответствии с пунктом 1 статьи 1068 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.
Применительно к правилам, предусмотренным указанной главой, работниками признаются граждане, выполняющие работу по гражданско-правовому договору, если при этом они действовали или должны были действовать по заданию соответствующего юридического лица или гражданина и под его контролем за безопасным ведением работ.
Доводы ответчика, изложенные в отзывах, признаются судом несостоятельными на основании следующего.
Как указывает Ответчик, на основании договора от 18.07.2019 № 702, заключенного между Обществом с ограниченной ответственностью «ЧНГ-Газификация» и Государственным унитарным предприятием Республики Крым «Черноморнефтегаз», Ответчиком производились работы по объекту «Реконструкция ГРС Новопавловка», в том числе, производство строительно-монтажных работ подъездного пути в районе газопровода высокого давления «Газопровод Красноперекопский район, с. Ильинка,
ул. Ленина, подземный Ду 159, высокого давления стальной, протяжённостью 8795 м.»
По факту повреждения данного газопровода начальник Красноперекопскго УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» обратился с заявлением в дежурную часть МО МВД России «Красноперекопский».
В ходе рассмотрения данного материала, согласно постановлению об отказе в возбуждении уголовного дела от 17.03.2023 был опрошен начальник строительного участка № 4 ООО «ЧНГ-Газификация» Пашинин Юрий Николаевич, который подтвердил,
что действительно экскаватор «ЧНГ-Газификация» проводил земляные работы и во время движения продавил гусянкой часть газопровода.
Таким образом, прорыв газопровода произошел при производстве Ответчиком земляных работ механизированным способом с использование бульдозера. Следовательно, именно ответчик несет ответственность за причинение вреда.
Работы по прекращению и по возобновлению подачи газа потребителям выполнены Истцом в соответствии с положением ст. 9 Федеральным законом от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов", согласно которой, организация, эксплуатирующая опасный производственный объект обязала: приостанавливать эксплуатацию опасного производственного объекта самостоятельно или по решению суда в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте; осуществлять мероприятия по локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте.
В перечень мероприятий локализации и ликвидации последствий аварий на опасном производственном объекте на газораспределительных сетях входит: 1) Отключение газа, газопроводов и газоиспользующего оборудования жилых зданий; 2) Восстановление целостности поврежденного газопровода; 3) Проверка целостности поврежденного газопровода путем проведения опрессовки; 4) Возобновление подачи газа в газораспределительную сеть.
В связи с аварийной ситуацией для проведения пусконаладочных работ, на основании приказа начальника Красноперекопского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» Притыки В.В. от 24.08.2023 № 08/00273 были привлечены работники службы внутридомовых систем газоснабжения (СВГС) и автотранспортной службы Красиоперскопского УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети».
Проведены мероприятия по локализации и устранению причин инцидента: 23.08.2022 в 13 час. 52 мин. была осуществлена локализация утечки газа путем перекрытия задвижки; 23.08.2022 с 14 час. 30 мин. до 17 час. 00 мин. были выполнены аварийно-восстановительные работы по замене поврежденного участка газопровода (поврежденный участок стального газопровода диаметром 159 мм. составил 1 м,); 24.08.2022 в 17 час. 00 мин. Осуществлен пуск газа абонентам.
В соответствии с п. 22 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденные Постановление Правительства РФ от 21.07.2008 № 549 (далее Правила 549) поставщик газа обязан обеспечивать круглосуточную подачу абоненту газа надлежащего качества в необходимом количестве.
В силу п. 47 Правил поставки подача газа без предварительного уведомления абонента может быть приостановлена в случае аварии в газораспределительной сети.
Газопровод Краспопсрекопский район, с. Ильинка, ул. Ленина, подземный Ду 159 в районе ГРС «Новопавловка» на участке которого произошел инцидент, является социально-значимым объектом, поскольку обеспечивает газоснабжение жилых домов.
Истец является газораспределительной организацией и аварийно-спасательной службой на территории Республики Крым, а следовательно, организацией эксплуатирующей участок газопровода, на ко тором произошел инцидент.
В результате произошедшего инцидента 23.08.2022 от газоснабжения оказались отключенными 522 жилых дома.
В Правилах охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20.11.2000 № 878 (далее - Правила № 878), определен порядок производства работ в охранных зонах газораспределительных сетей.
В силу пункта 6 Правил № 878 любые работы в охранных зонах газораспределительных сетей производятся при строгом выполнении требований по сохранности вскрываемых сетей и других инженерных коммуникаций.
В соответствии с пунктом 16 Правил № 878 хозяйственная деятельность в охранных зонах газораспределительных сетей, не предусмотренная пунктами 14 и 15 названных Правил, при которой производится нарушение поверхности земельного участка и обработка почвы на глубину более 0,3 м, осуществляется на основании письменного разрешения эксплуатационной организации газораспределительных сетей.
В случае необходимости производства в охранной зоне земляных работ лицо обязано получить разрешение на производство работ в охранной зоне газораспределительной сети, которое должно содержать информацию о характере опасных производственных факторов, расположении трассы газопровода, условиях, в которых будут производиться работы, мерах предосторожности, наличии и содержании инструкций, которыми необходимо руководствоваться при выполнении конкретных видов работ (пункт 22 Правил № 878).
Указанными нормами предусмотрена обязанность получения разрешения на проведение земляных работ в зоне расположения действующих газопроводов (содержащее всю информацию, необходимую для производства земляных работ в охранной зоне газопровода), а также обязанность проведения работ в присутствии представителя эксплуатационной организации. Кроме того, запрещается использование ударных инструментов, применение землеройных машин без разрешения организации - владельца коммуникаций.
Согласно пункту 123 Приказа Минтруда России от 11.12.2020 № 883н "Об утверждении Правил по охране труда при строительстве, реконструкции и ремонте" (далее - Приказ № 883н) производство земляных работ в охранной зоне действующего газопровода необходимо осуществлять по наряду- допуску.
Производство работ в этих условиях следует осуществлять под непосредственным наблюдением руководителя (производителя) работ, а в охранной зоне действующих газопроводов, кроме того, под наблюдением работников организаций, эксплуатирующих эти коммуникации.
Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов. Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями - владельцами коммуникаций (пункт 124 Приказа № 883н).
Доводы ответчика о вине Истца в повреждении указанного выше газопровода ввиду не соблюдения глубины залегания газопровода высокого давления, являются не состоятельными, поскольку производство земляных работ в охранной зоне действующего газопровода необходимо осуществлять по наряду-допуску, под наблюдением работников организации, эксплуатирующих эти коммуникации, а разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов.
Поэтому независимо от глубины пролегания газопровода Ответчик обязан соблюдать требования действующего законодательства при проведении земельных работ. Не соблюдение соответствующих требований повлекло возникновение негативных последствий в виде повреждения газопровода, в результате чего ГУП РК «Крымгазсети», в хозяйственном ведении которого находится поврежденный газопровод, причинен материальный ущерб в размере 140 105,28 рублей.
При таких обстоятельствах противоправность поведения ответчика состоит в несоблюдении правил проведения земляных работ в охранной зоне газопровода, в то числе, производстве работ без разрешения и в отсутствие представителя эксплуатационной организации.
Причинно-следственная связь заключается в том, что не соблюдение и не выполнение ответчиком требований Правил охраны стало причиной аварии - повреждение газопровода низкого давления.
На основании п. 2 ст. 15 ГК РФ под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Расходы по устранению недостатков относятся к реальному ущербу и подлежат взысканию с подрядчика. Все расходы Истца по данному факту подтверждаются актом расчёта размера ущерба от 25.08.2022, причиненного Красноперекопскому УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети» в связи с повреждением газораспределительных сетей, расположенных в Красноперекопском районе с. Ильинка на сумму 140 105,28 рублей.
Расчет составлен в соответствии с приказом ГУП РК «Крымгазсети» № 00087
от 28.12.2018 «Об инцидентах на опасных объектах и оценке ущерба, причиненного Государственному унитарному предприятию Республики Крым «Крымгазсети». В состав указанного акта входит комплекс выполненных мероприятий, направленных на восстановление газораспределительных сетей.
В стоимость комплекса восстановительных и пуско-наладочных работ включены затраты автотранспорта для доставки рабочих к месту выполнения работ, обязательные страховые взносы, начисленные на заработную плату, резерв отпусков, общепроизводственные и фактические цеховые расходы. Время работы автотранспорта, пробег и количество топлива зафиксировано в путевых листах автотранспортных средств.
В соответствии с прейскурантом цен на работы и услуги, оказываемые
ГУП РК «Крымгазсети», составленного на базе «Примерного прейскуранта цен на услуги газового хозяйства по техническому обслуживанию и ремонту систем газоснабжения», разработанного ГНИ и ПИ «Гипрониигаз» и утвержденного приказом
ОАО «Россгазификация» от 20.06.2001 № 35 норма времени на выполнение вышеназванных работ составляет 479,9 чел./час, фактическое время составляет
Соответственно, довод Ответчика об оплате труда является несостоятельным, так как расчет заработной платы непосредственных исполнителей работ (электрогазосварщика и слесарей) произведен за фактически отработанное время в соответствии с нарядами на выполнение газоопасных работ, табелей учета рабочего времени и приказа Красноперекопского УЭГХ «О проведении пусконаладочных работ»
№ 08/00273 от 24.08.2022 (п.4,5 привлечение к сверхурочным работам 24.08.22).
Довод Ответчика в отношении старшего мастера службы эксплуатации газовых сетей и ГРП Мареева М.С., Истец считает необоснованным, так как Мареев М.С.,
согласно разработанной и утвержденной должностной инструкции подготавливает и выписывает наряды-допуски на производство газоопасных работ, а именно им выписывались наряды - допуски № 242, 243, 245 от 24.08.2022 на аварийное восстановление подземного газопровода высокого давления от ГРС Новопавловка до ГРП с. Ильинка. Кроме того, выполнение данных работ требует непосредственного присутствия и руководства мастера службы, в данном случае Мареева М.С.
Довод относительно несоответствия глубины залегания газопровода высокого давления «Газопровод Красноперекопский район, с. Ильинка, ул. Ленина, подземный
ДУ 159, высокого давления стальной, протяженностью 8 795 м.» противоречит ранее направленным техническим условиям № 01-13/760 от 08.07.2020 Красноперекопским УЭГХ ГУП РК «Крымгазсети», которые выдавались ООО «Югранефтегазпроект» для разработки проектной документации. Проектом № 00702-19-0011 ТКР1 п.7 предусмотрено пересечение проектируемого газопровода с существующим газопроводом на ПК1+61,90, ПКЗ+11,10 выполненного согласно техническим условиям ГУП "Крымгазсети" Республики Крым № 01-13/760 от 08.07.2020.
Предельные нормативы глубины залегания газопроводов высокого давления регламентируются нормативно-правовой базой в сфере газораспределения и конкретизируются в проектной документации соответствующего объекта строительства, реконструкции.
Пунктом 6 вышеуказанных технических условий предусмотрена глубина залегания газопровода высокого давления «Газопровод Красноперекопский район, с.Ильинка, ул.Ленина, подземный Ду 159, высокого давления стальной, протяженностью 8 795 м.» в размере 1.1 м.
После произошедшего инцидента, по результатам обследования 09 сентября
Данная сеть газораспределения прокладывалась ранее по нормативам, действующим на момент строительства указанного газопровода. При проектировании объекта «Реконструкция ГРС Новопавловка» необходимо было руководствоваться требованиями СП 62.13330.2011 «Газораспределительные системы. Актуализированная редакция СНиП 42-01-2002» (Далее- Требования), СП 42-101-2003 и другими нормативными документами.
В п.п. 5.2.1, п.5.2 «Подземные газопроводы» Требований указано, что прокладку газопроводов следует осуществлять на глубине не менее 0,8 м. до верха газопровода или футляра. В тех местах, где не предусматривается движение транспорта и
сельскохозяйственных машин, глубина прокладки стальных газопроводов допускается не менее 0,6 м.
Разработка грунта в непосредственной близости от действующих подземных коммуникаций допускается только при помощи лопат, без помощи ударных инструментов. Применение землеройных машин в местах пересечения выемок с действующими коммуникациями, не защищенными от механических повреждений, разрешается по согласованию с организациями-владельцами коммуникаций, таким образом Ответчиком данная норма указанных Требований была игнорирована.
При производстве работ «ЧНГ Газификация» не соблюдены проектные решения, согласованные с эксплуатирующей организацией.
На основании вышеизложенного, суд находит исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Как установлено в части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.
При обращении в суд с настоящим исковым заявлением истцом уплачена государственная пошлина в размере 5 203,00 рублей, что подтверждается платежным поручением № 2388 от 01.11.2022.
Учитывая результат рассмотрения исковых требований, расходы по уплате государственной пошлины в размере 5 203,00 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца в порядке статьи 110 АПК РФ.
Указанная правовая позиция изложена в постановлении Арбитражного суда Центрального округа по № А83-3092/2019 от 30.09.2020, постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 11.07.2023 по делу № А83-5468/2022, постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2023 по делу № А83-5468/2022.
Руководствуясь статьями 110, 167 - 171, 176, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд,
РЕШИЛ:
4263,00 рублей, сумма платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферу
Решение вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба, а в случае подачи апелляционной жалобы со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Республики Крым в порядке апелляционного производства в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд (299011, г. Севастополь, ул. Суворова, 21) в течение месяца со дня принятия решения, а также в порядке кассационного производства в Арбитражный суд Центрального округа (248001, г. Калуга, ул. Кирова, дом 4) в течение двух месяцев со дня принятия (изготовления в полном объёме) постановления судом апелляционной инстанции.
Судья И.А. Ищенко