НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Крым от 08.04.2021 № А83-5421/2021

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КРЫМ

295000, Симферополь, ул. Александра Невского, 29/11

http://www.crimea.arbitr.ru

E-mail: info@crimea.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

11 мая 2021 года Дело №А83-5421/2021

Резолютивная часть решения подписана 08 апреля 2021 года. Полный текст решения изготовлен 11 мая 2021 года.

Арбитражный суд Республики Крым в составе судьи Лукачева С.О., рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы заявления Государственного комитета по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Киевская, 77/4, г. Симферополь, <...>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (ОГРН – <***>; ИНН – <***>; ул. Кечкеметская, 198, г. Симферополь, <...>)

об отмене постановления,

УСТАНОВИЛ:

18.02.2021 Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым (далее – заявитель, Госкомводхоз, комитет) обратился в Арбитражный суд Республики Крым (далее - суд) с требованием об отмене постановления о назначении административного наказания от 08.02.2021 №13-27/05, согласно которому заявитель привлечен к административной ответственности по ч. 8 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 руб.

Заявленные требования комитет мотивирует отсутствием события и состава вмененного ему в вину правонарушения ввиду своевременной сдачи им декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год в Министерство топлива и энергетики Республики Крым на основании соответствующего распоряжения Совета министров Республики Крым от 22.09.2015 №858-р.

Материалы дела размещены на официальном сайте суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в режиме ограниченного доступа. Данные, необходимые для идентификации сторон, в целях доступа к материалам дела в электронном виде, указаны в определении о принятии заявления к производству и направлены сторонам.

О надлежащем извещении лиц, участвующих в деле, о принятии заявления к рассмотрению в порядке упрощенного производства свидетельствуют уведомления о вручении почтовых отправлений, приобщенные к материалам дела.

Из отзыва Межрегионального управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору по Республике Крым и г. Севастополю (далее – Крымское управление Ростехнадзора, управление, административный орган) следует, что последнее против удовлетворения заявления возражает, ссылаясь на законность и обоснованность оспариваемого постановления; установление события и наличия состава административного правонарушения; соблюдение процедуры привлечения лица к административной ответственности.

Решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято судом 08.04.2021 путем подписания его резолютивной части.

15.04.2021 от Крымского управления Ростехнадзора через систему электронной подачи документов «Мой Арбитр» суда поступило заявление о составление мотивированного решения.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, судом установлены следующие обстоятельства.

При рассмотрении Крымским управлением Ростехнадзора декларации комитета о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год, направленной сопроводительным письмом от 23.10.2020 №9910/08-17/1, и проверки сведений, указанных в представленной декларации, на соответствие требований Порядка представления декларации о потреблении энергетических ресурсов, утвержденного приказом Минэкономразвития РФ от 28.10.2019 №707 (далее - Порядок), выявлены нарушения обязательных норм и правил в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности, выразившиеся в ненаправлении Госкомводхозом поименованной декларации в Минэкономразвития России, чем нарушены требования п.п. 4, 5, 11 Порядка.

По данному факту 03.02.2021 государственным инспектором межрегионального отдела государственного энергетического надзора и надзора в области безопасности гидротехнических сооружений Крымского управления Ростехнадзора ФИО1 в отношении Госкомводхоза и присутствии его уполномоченного представителя составлен протокол об административном правонарушении №13-27/05 по признакам правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 19.16 КоАП РФ.

08.02.2021 заместителем руководителя Крымского управления Ростехнадзора ФИО2 в отношении комитета и в присутствии его представителя вынесено постановление о назначении административного наказания №13-27/05, согласно которому Госкомводхоз признан виновным в совершении правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 8 ст. 19.16 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 руб.

Комитет, полагая, что названное постановление нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, обратился в суд с данным заявлением.

Исследовав материалы дела, всесторонне и полно выяснив фактические обстоятельства, на которых основывается заявление, суд пришел к выводу, что последнее подлежит удовлетворению ввиду нижеследующего.

Согласно ч. 1 ст. 207 АПК РФ дела об оспаривании решений государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с Федеральным законом рассматривать дела об административных правонарушениях, о привлечении к административной ответственности лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным АПК РФ, с особенностями, установленными в главе 25 АПК РФ и федеральном законе об административных правонарушениях.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме (ч. 7 ст. 210 АПК РФ).

Согласно ч. 8 ст. 19.16 КоАП РФ непредставление декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдение требований к форме указанной декларации либо нарушение порядка ее представления влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей.

Объектом отмеченного правонарушения являются общественные отношения в сфере энергосбережения и повышения энергетической эффективности.

С объективной стороны правонарушение по ч. 8 ст. 19.16 КоАП РФ выражается в непредставлении декларации о потреблении энергетических ресурсов, несоблюдении требований к форме указанной декларации либо нарушении порядка ее представления.

Субъектами правонарушения, квалифицируемого по ч. 8 ст. 19.16 административного закона, являются должностные и юридические лица, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 16 постановления от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» разъяснил, что в силу ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП РФ или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Выяснение виновности лица в совершении административного правонарушения осуществляется на основании данных, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в том числе об отсутствии возможности для соблюдения соответствующих правил и норм, о принятии всех зависящих от него мер по их соблюдению, а также на основании иных доказательств, предусмотренных ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ.

При рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в ч. 2 ст. 2.1 КоАП РФ. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП РФ формы вины (ст.2.2 КоАП РФ) не выделяет. Аналогичная правовая позиция изложена в п. 16.1 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях».

Между тем, в соответствии с п. 2 Порядка обязанность по представлению деклараций возлагается на органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные и муниципальные учреждения.

Декларация составляется в соответствии с формой (приложение №2 к приказу) на основании сведений о субъекте декларирования и о фактических объемах используемых им энергетических ресурсов, об энергетической эффективности зданий, строений, сооружений, в которых размещается субъект декларирования. Сведения о фактических объемах энергетических ресурсов, используемых субъектом декларирования, указываются за отчетный календарный год (с 1 января по 31 декабря) (п. 3 Порядка).

Декларация, созданная в форме электронного документа, подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования и размещается субъектом декларирования в государственной информационной системе в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности не позднее 30 апреля года, следующего за отчетным (п. 4 Порядка).

В силу п. 5 Порядка в случае отсутствия технической возможности составления декларации в форме электронного документа декларация составляется на бумажном носителе и подписывается руководителем (уполномоченным им лицом) субъекта декларирования. Все листы декларации, составленной на бумажном носителе, нумеруются сквозной нумерацией, прошиваются, скрепляются печатью субъекта декларирования (при наличии) и заверяются на последней странице подписью руководителя (уполномоченного им лица) субъекта декларирования. Копия декларации на бумажном носителе, заверенная руководителем (уполномоченным им лицом) субъекта декларирования в соответствии с абзацем вторым настоящего пункта, с приложением текстового файла декларации на электронном носителе представляются в Минэкономразвития России по почте заказным письмом с уведомлением о вручении и описью вложения либо иным доступным способом, обеспечивающим подтверждение получения Минэкономразвития России копии декларации, в срок, указанный в пункте 4 настоящего Порядка.

Согласно п. 11 Порядка непредставление декларации, представление декларации с нарушением требований настоящего Порядка, представление декларации с несоблюдением требований к форме декларации влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

В свою очередь, распоряжением Совета министров Республики Крым от 22.09.2015 №858-р (ред. от 23.01.2018) «Об организации представления исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым информации для включения в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности» с целью организации взаимодействия исполнительных органов государственной власти Республики Крым, органов местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, подведомственных им предприятий, учреждений, организаций по представлению информации в государственную информационную систему в области энергосбережения и повышения энергетической эффективности (далее - ГИС «Энергоэффективность»), определен специально уполномоченный орган по координации представления такой информации в информационную систему - Министерство топлива и энергетики Республики Крым.

Кроме того, на основании поименованного постановления Совета министров Республики Крым ГУП РК «Центр энергосбережения», как ответственным по сопровождению работоспособности модуля «Информация об энергосбережении и повышении энергетической эффективности» подсистемы ГИС «Энергоэффективность» для заполнения «Энергетической декларации на территории Республики Крым и контролю за своевременным представлением ежегодных энергетических деклараций предприятиями, учреждениями, организациями, подведомственными исполнительным органам государственной власти Республики Крым и органам местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым; контролю за своевременным внесением информации в ГИС «Энергоэффективность» органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым получен доступ к электронным модулям ГИС «Энергоэффективность» с целью размещения информации, полученной от исполнительных органов государственной власти Республики Крым, осуществления контроля за информацией, размещенной органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым.

Между тем, судом установлено, что Госкомводхоз, руководствуясь положениями распоряжения Совета министров Республики Крым от 22.09.2015 №858-р (ред. от 23.01.2018), сопроводительным письмом от 17.04.2020 исх. №2023/08-17/5/2 направил декларацию о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год в адрес Министерства топлива и энергетики Республики Крым в срок, установленный п. 4 Порядка (до 30.04.2020). Доказательств обратного суду представлено не было.

К тому же, согласно письму Министерства топлива и энергетики Республики Крым от 09.03.2021 исх. №01-09/173 в связи с отсутствием в 2020 году возможности разместить энергодекларации в ГИС «Энергоэффективность» и в соответствии с разъяснениями Министерства экономического развития Российской Федерации, изложенными в письме от 02.03.2020 №6203-МР/Д05и, Министерством топлива и энергетики Республики Крым проведен сбор энергодеклараций о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год исполнительными органами государственной власти Республики Крым, органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Крым, подведомственными им организациями. Собранные данные объединены в архивы и в электронном виде направлены в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации на электронную почту mineconomy@economy.gov.ru. От Госкомводхоза в адрес Министерства экономического развития Российской Федерации направлены декларации о потреблении энергетических ресурсов за 2019 год исполнительными органами государственной власти республики и подведомственными им организациями в двух форматах: Exel и PDF. Уведомлений о выявленных нарушениях порядка декларирования не поступало.

Таким образом, факт своевременного и надлежащего исполнения Госкомводхозом возложенной на него обязанности по предоставлению соответствующей энергодекларации за 2019 год компетентному субъекту подтверждается материалами дела.

В силу ч. 1 ст. 1.6 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

В соответствии с ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина.

Согласно ч. 4 ст. 1.5 КоАП РФ неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

На основании вышеизложенного, суд пришел к выводу, что административным органом не исполнена обязанность по доказыванию наличия события и состава административного правонарушения с учетом особенностей распределения бремени доказывания в соответствии с ч. 4 ст. 210 АПК РФ.

Таким образом, собранными по административному делу доказательствами не подтверждается факт непредставления Госкомводхозом декларации о потреблении энергетических ресурсов в срок, определенный действующим законодательством.

Таким образом, событие и состав правонарушения, вмененного в вину комитету оспариваемым постановлением, отсутствуют, что, в свою очередь, исключает возможность привлечения последнего к административной ответственности по ч. 8 ст. 19.16 КоАП РФ.

Учитывая изложенные обстоятельства, постановление от 08.02.2021 №13-27/05 является незаконным и подлежит отмене.

Руководствуясь статьями 167-170, 211, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1.Заявление удовлетворить.

2.Признать незаконным и отменить постановление о назначении административного наказания от 08.02.2021 №13-27/05, согласно которому Государственный комитет по водному хозяйству и мелиорации Республики Крым привлечен к административной ответственности по ч. 8 ст. 9.16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ему назначено административное наказание в виде административного штрафа в размере 50 000,00 руб.

Решение подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Двадцать первый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня со дня принятия решения в полном объеме.

Судья С.О. Лукачев