АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
30 августа 2012 года Дело № А29-6610/2012
Резолютивная часть решения объявлена 30 августа 2012 года, полный текст решения изготовлен 30 августа 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запольской И.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Инспекции ФНС России по г.Сыктывкару (ИНН: 1101481359, ОГРН: 1041130401091)
к предпринимателю Костюковой Татьяне Владимировне (ИНН: 110100223546, ОГРН: 309110133800011)
о взыскании 14053,66 руб. задолженности,
при участии:
от заявителя – Головина Н.В. (представитель по доверенности № 04-05/10 от 05.03.2012),
установил:
Инспекция Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару обратилась в арбитражный суд к индивидуальному предпринимателю Костюковой Т.В. с заявлением о взыскании 14053,66 руб. задолженности по налогам, в том числе:
- 791,81 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- 5384 руб. единого социального налога, зачисляемого в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
- 7872,85 руб. пени, начисленных на задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, явку представителя в судебное заседание не обеспечил; письменный отзыв не представил.
В соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Исследовав материалы дела, заслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.
Костюкова Татьяна Владимировна зарегистрирована в качестве предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, Инспекцией ФНС России по г. Сыктывкару 04.12.2009. В установленном законом порядке предприниматель статус не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРИП по состоянию на 21.06.2012. В период с 03.04.1995 по 27.03.2007 Костюкова Т.В. также являлась индивидуальным предпринимателем.
Согласно данным лицевых счетов по состоянию на 09.06.2012 у предпринимателя имеется задолженность в размере 14053,66 руб., в том числе:
- 791,81 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- 5384 руб. единого социального налога, зачисляемого в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
- 7872,85 руб. пени, начисленных на задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
В соответствии с п. 1 распоряжения Правительства Российской Федерации от 16.10.2000 № 1462-р «Об обеспечении условий для введения в действие с 1 января 2001 года единого социального налога (взноса) и бесперебойного функционирования системы обязательного социального страхования» Минтруду России, Пенсионному фонду Российской Федерации, Фонду социального страховании Российской Федерации, территориальным фондам обязательного медицинского страхования надлежало осуществить передачу территориальным фондам МНС Российской Федерации: до 15.11.2000 реестров плательщиков страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по установленной форме по состоянию на 01.10.2000 и до 15.02.2001 предварительное сальдо расчетов плательщиков с этими фондами по итогам за 2000 год; в десятидневный срок после завершения сверки расчетов с плательщиками страховых взносов за 2000 год актов сверки расчетов указанных плательщиков с соответствующими государственными социальными внебюджетными фондами.
Согласно приказу Управления Федеральной налоговой службы России по Республике Коми № 459 от 26.11.2004 «О преобразовании территориальных органов Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Республике Коми в территориальные органы управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми и установлении их предельной численности», Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Сыктывкару Республики Коми преобразована в Инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару Республики Коми.
Фондом обязательного медицинского страхования Республики Коми в Инспекцию переданы акты сверки с налогоплательщиками.
Акт сверки в отношении ответчика в налоговый орган поступил со следующими сведениями: в наличии переплаты по взносам в территориальные фонды ОМС по состоянию на 16.01.2001 в размере 241,66 руб. и задолженности по пеням в размере 1038,47 руб.
Акт сверки задолженности налоговым органом не представлен в связи с истечением срока хранения документа и его уничтожением.
Согласно выписке из лицевого счета сумма долга ответчика по пеням составила 796,81 руб. (1038,47 – 241,66). Мероприятия по принудительному взысканию не проводились ни фондом, ни налоговым органом.
Согласно выписке из лицевого счета по ЕСН сумма задолженности ответчика по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации, составляет 5384 руб., на которую начислены пени в сумме 7892,85 руб. Недоимка образовалась в связи с начислением налога по декларациям за 1 и 2 кварталы 2002 года.
Мероприятия по принудительному взысканию задолженности по ЕСН и пени налоговым органом не проводились.
На дату подачи в арбитражный суд заявления налогоплательщиком пени в сумме 796,81 руб., начисленные за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальные фонды ОМС, задолженность по ЕСН в сумме 5384 руб., пени, начисленные на данную задолженность за период с 01.01.2003 по 09.06.2012 в размере 7872,85 руб., не погашены.
В подтверждение наличия задолженности в вышеуказанных суммах налоговым органом представлен подписанный ответчиком акт сверки задолженности по состоянию на 08.06.2012.
Так как обязанность по уплате налогов, пени и налоговых санкций до настоящего времени не исполнена, Инспекция ФНС России по г. Сыктывкару на основании подпункта 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации обратилась в суд с заявлением о взыскании с предпринимателя Костюковой Т.В. задолженности в общей сумме 14053,66 руб., представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора уведомление № 04-20/ от 14.06.2012 об уплате задолженности по налогам в срок до 13.07.2012.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно статье 9 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.
Взыскание сумм недоимки, пеней и штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшихся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.
Статьей 4 Федерального закона от 21.11.2011 № 330-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации» установлено, что признаются безнадежными к взысканию и подлежат списанию недоимка по налогам (сборам) (в том числе отмененным), образовавшаяся у физических лиц по состоянию на 1 января 2009 года, задолженность по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженность по штрафам, числящаяся за физическими лицами по состоянию на 1 января 2009 года, в отношении которых налоговый орган утратил возможность взыскания в связи с истечением установленного срока направления требования об уплате налога, сбора, пеней, штрафа, срока подачи заявления в суд о взыскании недоимки, задолженности по пеням и штрафам за счет имущества налогоплательщика (плательщика сбора) - физического лица, срока для предъявления к исполнению исполнительного документа, но не более размера таких недоимки и задолженности по пеням и штрафам по состоянию на день принятия решения об их списании.
Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона положения части 1 настоящей статьи не применяются в отношении недоимки по налогам (сборам), уплачиваемым физическими лицами в связи с осуществлением ими предпринимательской деятельности или занятием в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, задолженности по пеням, начисленным на указанную недоимку, и задолженности по штрафам, числящимся за указанными физическими лицами.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.
Статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику (налоговому агенту) в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.
В соответствии с пунктами 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя.
Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.
Таким образом, в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
Положения, предусмотренные указанными нормами, применялись также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога, а также штрафов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 НК РФ), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 НК РФ в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 НК РФ, в отношении исков к юридическим лицам (предпринимателям) исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 НК РФ для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок являлся пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.
Возможность восстановления пропущенного срока давности взыскания налога, пени, санкции Налоговым кодексом Российской Федерации до 01.01.2007 не предусматривалась.
Судом установлено, что налоговый орган не принял мер, направленных на своевременное взыскание с ответчика сумм задолженности по налогам и сборам, пени, образовавшихся до 2003 года, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства и, обратившись в суд за взысканием задолженности 23.07.2012, пропустил совокупность сроков принудительного взыскания налогов, сборов и пени, установленную статьями 46, 47, 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в общей сумме 14053,66 руб. в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе:
- 791,81 руб. пени, начисленных за несвоевременную уплату страховых взносов в территориальные фонды обязательного медицинского страхования;
- 5384 руб. единого социального налога, зачисляемого в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации;
- 7872,85 руб. пени, начисленных на задолженность по единому социальному налогу, зачисляемому в бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации.
Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 (вступил в силу с 01.01.2007) в пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации внесены изменения, согласно которым исковое заявление о взыскании налога и пени с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.
При обращении в суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока в связи с наличием задолженности и неисполнением обязанности по ее уплате ответчиком.
В силу ст.117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.
Следовательно, в заявлении о восстановлении пропущенного срока следует объяснить причины его пропуска и указать основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными, привести доказательства, что совершить соответствующее процессуальное действие в срок заявитель возможности не имел.
В представленном заявителем в суд ходатайстве о восстановлении пропущенного срока конкретные причины пропуска этого срока не указаны, доказательства, препятствующие соблюдению процессуального срока, не приведены.
Суд считает, что пропущенный срок восстановлению не подлежит, поскольку Инспекция не привела каких-либо уважительных причин для пропуска срока. Налоговый орган мог обратиться в арбитражный суд в установленные законом сроки, но сделал это только по истечении десяти лет с момента возникновения задолженности.
Так как заявление о взыскании с предпринимателя Костюковой Т.В. задолженности в общей сумме 14053,66 руб. подано Инспекцией в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации, а основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Ж.А. Василевская