НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 29.04.2015 № А29-9260/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

29 апреля 2015 года     Дело № А29-9260/2014

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2015 года , полный текст решения изготовлен апреля 2015 года

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Василевской Ж.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Шкреба Л.М.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 34 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

о взыскании 198165,25 руб. недоимки и пени,

при участии в заседании:

от заявителя – ФИО1 (представитель по доверенности № 21 от 22.03.2013), ФИО2 (представитель по доверенности № 5 от 22.01.2015), после перерыва - ФИО3 (представитель по доверенности № 52 от 18.11.2013),

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми (далее по тексту – заявитель, орган пенсионного фонда, Управление) обратилось с заявлением, уточненным в связи с переименованием ответчика (л.д.112 том 2), к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 34 Объединения исправительных учреждений с особыми хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее по тексту – ответчик, Учреждение) о взыскании доначисленных по результатам выездной проверки 37389 руб. 66 коп. недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, в том числе:

- 25 900 руб. 16 коп. на страховую часть пенсии,

- 5 358 руб. 07 коп. на накопительную часть пенсии,

- 3 726 руб. 94 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

- 2 404 руб. 49 коп. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования,

11 115 руб. 40 коп. пени на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование по состоянию на 12.08.2014, в том числе:

- 7 682 руб. 61 коп на страховую часть пенсии,

- 1 610 руб. 09 коп. на накопительную часть пенсии,

- 1 107 руб. 89 коп. в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования,

- 714 руб. 81 коп. в территориальный фонд обязательного медицинского страхования,

7 477 руб. 93 коп. штрафных санкций, предусмотренных пунктом 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 и 16 702 руб. 69 коп. штрафных санкций, предусмотренных абзацем 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996.

Ответчик, в соответствии с положениями статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, представил письменный отзыв по существу требований, в котором требования им признаны. В соответствии со статьями 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика. 

В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 час. 00 мин. 29 апреля 2015 года.

27.04.2015 от заявителя поступило заявление о частичном отказе от заявленных требований в части взыскания с ответчика 37389,66 руб. страховых взносов.

В соответствии с частью 2 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец вправе при рассмотрении дела в арбитражном суде любой инстанции до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в суде соответствующей инстанции, отказаться от иска полностью или частично.

Частью 5 статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что арбитражный суд не принимает отказ истца от иска, уменьшение им размера исковых требований, признание ответчиком иска, не утверждает мировое соглашение сторон, если это противоречит закону или нарушает права других лиц.

Судом установлено, что отказ от заявленных требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому принимается арбитражным судом.

На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

В связи с изложенным, производство по делу А29-9260/2014 подлежит прекращению в части взыскания с ответчика 37389,66 руб. страховых взносов.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей Пенсионного фонда, суд установил следующее.

Федеральное казенное учреждение «Колония-поселение № 34 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной Инспекцией ФНС России № 6 по Республике Коми 09.09.1997. В установленном порядке ответчик статус юридического лица не утратил, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ.

ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми  проведена выездная проверка правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования плательщиком страховых вносов и документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2011 по 31.12.2013.

По результатам выездной проверки ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми составлен акт № 20 от 14.07.2014 (л.д.17-22 том 1). Решением № 8 от 12.08.2014 о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах (л.д.38-43 том 1) Учреждение привлечено к ответственности на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212-ФЗ, Закон № 212-ФЗ)  за занижение базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 7477,93  руб.,  на основании абзаца 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Федеральный закон № 27-ФЗ, Закон № 27-ФЗ)  за представление неполных и недостоверных сведений в виде штрафа в размере 16702,69 руб., предложено уплатить недоимку по страховым взносам в размере 37389,66 руб., а также пени по страховым взносам в размере 11115,4 руб.

В соответствии с частью 3 статьи 19, статей 22 Федерального закона № 212-ФЗ Учреждению направлено требование от 01.09.2014 № 701640072824 об уплате страховых взносов, пени  и штрафов в срок до 19.09.2014.

Так как требование страхователем не исполнено, Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе обратилось в суд с заявлением о взыскании с Учреждения задолженности по страховым взносам, пени и штрафам.

В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.

В силу подпункта 1 части 4 статьи 18 Закона № 212-ФЗ с организации, которой открыт лицевой счет,  взыскание недоимки по страховым взносам производится в судебном порядке.

Учреждение является бюджетной организацией, у которой открыт лицевой счет в территориальном органе Федерального казначейства, в связи с чем, орган пенсионного фонда правомерно обратился в суд за взысканием задолженности.

Частью 1 статьи 1 Федерального закона 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» установлено, что настоящий Федеральный закон регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

В соответствии с частью 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

В силу подпункта 1 пункта 1 статьи 6 Федерального закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», статьи 2 Закона Российской Федерации № 1499-1 от 28.06.1991 «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации», подпункта 1 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 326 от 29.11.2010 «Об обязательном медицинском страховании в российской Федерации» (вступил в силу с 01.01.2011) организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и по обязательному медицинскому страхованию.

Учреждение производит выплаты физическим лицам и в силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» является плательщиком страховых взносов.

По результатам выездной проверки установлена неуплата Учреждением страховых взносов  в результате занижения облагаемой базы вследствие не включения в базу по страховым взносам сумм выплат по больничным листам, не принятым к зачету органом социального страхования в размере 3502,33 руб.; сумм выплат заработной платы в размере 116321,72 руб.; сумм выплат командировочных расходов в размере 400 руб. Также проверкой установлены нарушения страхователем пункта 71 Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п (далее по тексту – Инструкция).

По результатам проверки Учреждению доначислено 37389,66 руб. страховых взносов на обязательное пенсионное и обязательное медицинское страхование, 11115,4 руб. пени, а также Учреждение привлечено к ответственности по пункту 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»  за занижение базы для исчисления страховых взносов в виде штрафа в размере 7477,93 руб.,  по части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»  за представление неполных и недостоверных сведений в виде штрафа в размере 16702,69 руб.

Согласно части 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц в рамках трудовых отношений и гражданско-правовых договоров, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, в пользу авторов произведений по договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе вознаграждения, начисляемые организациями по управлению правами на коллективной основе в пользу авторов произведений по договорам, заключенным с пользователями (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона). Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте «а» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» настоящего Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 настоящего Федерального закона.

Таким образом, в базу для начисления страховых взносов включаются любые выплаты, иные вознаграждения, начисленные плательщиком страховых взносов за расчетный период в пользу застрахованного лица в рамках трудовых отношений, за исключением сумм, указанных в статье 9 Федерального Закона № 212-ФЗ, а не только оплата за выполнение трудовой функции.

Из анализа положений статьи 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ) следует, что пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу всеми работодателями, по всем местам работы, только в том случае, если на момент наступления страхового случая и в двух предшествующих страховому случаю календарных годах застрахованное лицо работало у этих страхователей.

Согласно части 1 статьи 14 Закона № 255-ФЗ пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за два календарных года, предшествующих году наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком, в том числе за время работы (службы, иной деятельности) у другого страхователя (других страхователей).

В случае выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию с нарушением требований законодательных или иных нормативных актов, либо при отсутствии соответствующих документов, либо на основании неправильно оформленных или выданных с нарушением установленного порядка документов, указанные суммы не могут являться выплатами по страховому обеспечению по обязательному социальному страхованию, поэтому действие пункта 1 части 1 статьи 9 Федерального закона № 212-ФЗ на них не распространяется. Соответственно, суммы выплат, не принятые к зачету Отделением ФСС, подлежат включению в базу для исчисления страховых взносов в общеустановленном порядке.

В силу части 2 статьи 9 Закона № 212-ФЗ при оплате плательщиками страховых взносов расходов на командировки работников как в пределах территории Российской Федерации, так и за пределами территории Российской Федерации не подлежат обложению страховыми взносами суточные, а также фактически произведенные и документально подтвержденные целевые расходы на проезд до места назначения и обратно, сборы за услуги аэропортов, комиссионные сборы, расходы на проезд в аэропорт или на вокзал в местах отправления, назначения или пересадок, на провоз багажа, расходы по найму жилого помещения, расходы на оплату услуг связи, сборы за выдачу (получение) и регистрацию служебного заграничного паспорта, сборы за выдачу (получение) виз, а также расходы на обмен наличной валюты или чека в банке на наличную иностранную валюту. При непредставлении документов, подтверждающих оплату расходов по найму жилого помещения, суммы таких расходов освобождаются от обложения страховыми взносами в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Согласно статье 168 Трудового кодекса Российской Федерации в случае направления в служебную командировку работодатель обязан возмещать работнику расходы по проезду и найму жилого помещения, дополнительные расходы, связанные с проживанием вне места постоянного жительства (суточные), иные расходы, произведенные работником с разрешения или ведома работодателя. Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.

В нарушение указанных норм Учреждением излишне включены в состав командировочных расходов, не облагаемых страховыми взносами, суммы суточных, выплаченных работнику ФИО4 из расчета, превышающего 100 руб. в сутки.

В нарушение статьи 7 Федерального закона № 212-ФЗ Учреждением  в 2011 году не отражена в полном размере заработная плата, начисленная в пользу физических лиц, тем самым занижена облагаемая база, не исчислены и не уплачены страховые взносы с суммы выплат по заработной плате в размере 116321,72 руб.

Поскольку необоснованные действия страхователя влекут за собой отсутствие в бюджете своевременно уплаченных страховых взносов, на основании статьи 25 Закона № 212-ФЗ страхователю начисляются пени, которые он должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными Законом № 212-ФЗ сроки.

Кроме того, в соответствии с частью 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ неуплата или неполная уплата сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов неуплаченной суммы страховых взносов.

При таких обстоятельствах суд считает, что Учреждению обоснованно начислены страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере 37389,66 руб., пени в размере 11115,40 руб., а также штрафные санкции за неуплату или неполную уплату сумм страховых взносов в результате занижения базы для начисления страховых взносов, иного неправильного исчисления страховых взносов или других неправомерных действий (бездействия) плательщиков страховых взносов в размере 7477,93 руб. Заявленные требования о взыскании с ответчика 11115,40 руб. пени и 7477,93 руб. штрафа подлежат удовлетворению.

Учреждение также привлечено к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Федеральный закон № 27-ФЗ, Закон № 27-ФЗ) в виде штрафа в размере 16702,69 руб.

Согласно части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах к такому страхователю применяются финансовые санкции в виде взыскания 5 процентов от суммы страховых взносов, начисленной к уплате в Пенсионный фонд Российской Федерации за последние три месяца отчетного периода, за который не представлены в установленные сроки либо представлены неполные и (или) недостоверные сведения о застрахованных лицах. Взыскание указанной суммы производится органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

В соответствии с преамбулой Федерального закона № 27-ФЗ данный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Этим же законом определены обязанность (статья 15 Федерального закона № 27-ФЗ), объем и сроки (статья 11 Федерального закона № 27-ФЗ) представления таких сведений.

В силу статьи 1 Федерального закона № 27-ФЗ под индивидуальным (персонифицированным) учетом понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В пункте 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ установлен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять один раз в год, но не позднее первого марта следующего года, в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту регистрации о каждом работающем у него застрахованном лице. Дополнительно к сведениям, предусмотренным названным пунктом, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

К числу сведений, которые страхователь обязан представлять, относятся, в частности, сумма заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования, а также сумма начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования, периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях.

Таким образом, страхователь обязан, в том числе, представить сведения о выплатах, фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, фактически им начисленных.

В то же время обязанности страхователя по предоставлению сведений о выплатах, не включенных им в базу для исчисления страховых взносов, и о суммах страховых взносов, которые им не начислялись, Федеральный закон № 27-ФЗ не предусматривает.

Неправильное исчисление страховых взносов, повлекшее за сбой занижение базы, образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 47 Закона № 212-ФЗ.

Доказательства, что страхователь не представил сведения или представил недостоверные сведения относительно фактически включенных им в базу для исчисления страховых взносов и суммах страховых взносов, фактически им начисленных, в отношении  лиц, по которым установлено занижение облагаемой базы по страховым взносам (установлены расхождения), а именно, по следующим физическим лицам: ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО8, ФИО9, ФИО10, ФИО11, ФИО12, ФИО13, ФИО14, ФИО15, ФИО4, ФИО16, ФИО17 ФИО18, на основании имеющихся первичных документов заявителем не представлены.

При указанных обстоятельствах оснований для привлечения Учреждения к ответственности на основании части 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ по изложенным выше основаниям в виде штрафа в размере 8559,24 руб. (на основании расчета заявителя) у органа Пенсионного фонда не имелось, в удовлетворении требований в указанной части следует отказать.

Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (пункт 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ).

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В силу пункта 2 статьи 6 Закона № 27-ФЗ в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются, в том числе, периоды трудовой и (или) иной деятельности, включаемые в страховой стаж для назначения трудовой пенсии, а также страховой стаж, связанный с особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях; иные периоды, засчитываемые в страховой стаж в соответствии со статьей 11 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 31.07.2006 № 192п утверждены формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования и инструкции по их заполнению (далее - Инструкция), в частности форма СЗВ-6-1 «Сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже» (далее - форма СЗВ-6-1) и форма СЗВ-6-3 «Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений, начисляемых плательщиками страховых взносов - страхователями в пользу физического лица» (далее - форма СЗВ-6-1).

В пункте 71 Инструкции указано, что форма СЗВ-6-1 представляется в случае, если в отчетном периоде необходимо указать отпуск без сохранения содержания и (или) получение пособия по временной нетрудоспособности и (или) работу застрахованного лица с необходимостью заполнения реквизитов «территориальные условия труда (код)», «особые условия труда (код)», «исчисление страхового стажа», «условия для досрочного назначения трудовой пенсии», а также определен перечень реквизитов и правила их заполнения.

Исследовав индивидуальные лицевые счета, приказы по личному составу,  формы СЗВ-6-1 и  СЗВ-6-3 в отношении работников Учреждения: ФИО19, ФИО20, ФИО21, ФИО22, ФИО23, ФИО24, ФИО25, ФИО26, ФИО27, ФИО28, ФИО29 суд установил, что в представленных сведениях индивидуального (персонифицированного) учета имелись ошибки – отраженные сведения о стаже не отвечают фактическим обстоятельствам (неверно выделены периоды стажа, территориальные и особые условия труда, сведения о временной нетрудоспособности), то есть, не соблюдены требования пункта 71 Инструкции по заполнению формы СВ-6-1.

Вместе с тем, вышеуказанные обстоятельства, выявленные органом Пенсионного фонда, не свидетельствует о предоставлении Учреждением недостоверных сведений о начисленных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование в отношении застрахованных лиц; неточности в сведениях о стаже не повлекли за собой занижение базы для начисления страховых взносов и исчисленных с нее страховых взносов.

Согласно пункту 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета, страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов в территориальный орган фонда и выдает застрахованному лицу копию уточненных индивидуальных сведений.

Пункт 41 этой Инструкции устанавливает, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные.

Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.

Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о самостоятельной корректировке этих сведений.

Как следует из решения № 8 от 12.08.2014, страхователю было предложено представить корректирующие сведения в срок до 05.08.2014, указанные корректирующие сведения ответчиком не представлены.

Статьей 16 Федерального закона № 27-ФЗ также предусмотрено право органа Пенсионного фонда в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. Кроме того, орган Пенсионного фонда не лишен права обратиться в суд с заявлением об обязании страхователя представить соответствующие корректирующие сведения в отношении застрахованных лиц (статья 18 Федерального закона № 27-ФЗ).

Следовательно, нарушение прав застрахованных лиц в результате представления страхователем индивидуальных сведений в отношении стажа работников с нарушением требований пункта 71 Инструкции, которые могут быть устранены путем корректировки, отсутствует.

Вместе с тем, ответственность, предусмотренная частью 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ, наступает лишь за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в систем обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений, а не за непредставление в установленный срок корректирующих сведений и не за несоблюдение требований по заполнению форм индивидуального (персонифицированного) учета, которые могут быть устранены посредством корректировки.

Поскольку состав правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ, в действиях ответчика отсутствует, основания для его привлечения к ответственности по указанной статье в виде штрафа в размере 8143,47 руб. (согласно расчетам заявителя) отсутствуют, в удовлетворении требований о взыскании указанной суммы штрафа следует отказать.

Общая сумма штрафа на основании части 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ по результатам выездной проверки составляет 16702,69 руб., что меньше общей суммы штрафа по дополнительным расчетам заявителя (8559,24+8143,47), в связи с чем, удовлетворению не подлежит заявленная ко взысканию сумма в размере 16702,69 руб.

В рамках перерыва 28.04.2015 от ответчика поступил дополнительный письменный отзыв, в котором Учреждение указывает на уплату сумм страховых взносов, а также просит отказать в удовлетворении требований о взыскании пени и штрафа, ссылаясь на трудное материальное положение и цели экономии федерального бюджета.

В связи с уплатой сумм страховых взносов заявитель отказался от требований в части взыскания 37389,66 руб. страховых взносов, отказ от требований судом принят, производство по делу в указанной части прекращено.

Статьей 43 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Пунктом 9 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрены основания, при наличии которых пени могут не начисляться, основания для освобождения от уплаты пени законодательством о страховых вносах не предусмотрены.

Доказательства наличия обстоятельств, исключающих вину лица в совершении правонарушения,  а также наличия оснований, предусмотренных пунктом 9 статьи 25 Федерального закона № 212-ФЗ, ответчиком не представлены и судом не установлены.

Трудное материальное положение не является основанием для освобождения Учреждения от ответственности. Отсутствие у Учреждения находящихся в его распоряжении денежных средств само по себе нельзя расценивать как принятие им всех мер для надлежащего исполнения обязательства. Недофинансирование Учреждения со стороны собственника его имущества само по себе не может служить обстоятельством, свидетельствующим об отсутствии вины Учреждения, и, следовательно, основанием для освобождения его от ответственности.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 17.12.1996  № 20-П, Определении от 04.07.2002 № 202-О, пеня по своей сути является компенсацией потерь государственной казны в результате недополучения сумм обязательных платежей в случае задержки их уплаты и представляет собой дополнительный и обязательный платеж в бюджет. В связи с чем отсутствие денежных средств не может являться основанием для освобождения по уплате законно начисленной суммы пени.

На момент рассмотрения дела в суде сведения об уплате Учреждением взыскиваемых сумм пени и штрафа в материалах дела отсутствуют. Требования предъявлены в пределах установленного законом срока. Расчет пени и штрафа судом проверен и представляется обоснованным, возражения по расчетам ответчиком не представлены.

На основании изложенного, требования подлежат удовлетворению в части взыскания пени в размере 11115,40 руб. и штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ в размере 7477,93 руб.  В остальной части требований следует отказать.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика. Руководствуясь положениями пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса  Российской Федерации, суд считает возможным уменьшить взыскиваемую с Учреждения в доход федерального бюджета государственную пошлину до 500 руб.

Руководствуясь статьями 49, 110, 150-151, 167-170, 171, 176, 180-181, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять отказ Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Удорском районе Республики Коми от требований в части взыскания 37389,66 руб. страховых взносов. Производство по делу А29-9260/2014  в указанной части прекратить.

Заявленные требования удовлетворить частично.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 34 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми», зарегистрированного в качестве юридического лица в Межрайонной Инспекции ФНС России № 5 по Республике Коми 20.04.1999, расположенного по адресу: 169255, Республика Коми, <...> руб. пени по страховым взносам и 7477,93 руб. штрафа на основании пункта 1 статьи 47 Федерального закона № 212-ФЗ.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с Федерального казенного учреждения «Колония-поселение № 34 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд путем подачи апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья                                                                                    Ж.А. Василевская