НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 26.07.2017 № А29-1433/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

02 августа 2017 года             Дело № А29-1433/2017

Резолютивная часть решения объявлена июля 2017 года , полный текст решения изготовлен августа 2017 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Шипиловой Э.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Сельскохозяйственного производственного кооператива «Корткерос-1», Конкурсный управляющий ФИО1 (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Межрайонной инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>),

Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми

о возврате излишне уплаченной суммы налога,

при участии:

от заявителя: конкурсный управляющий ФИО1,

от ответчика:ФИО2 по доверенности от 10.01.2017 № 02-17/2, ФИО3 по доверенности от 01.06.2017 № 05-22/2/9,

установил:

Сельскохозяйственный производственный кооператив «Корткерос-1» (далее – СПК «Корткерос-1», Кооператив, заявитель) в лице конкурсного управляющего ФИО1 обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (далее – Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми, Инспекция, ответчик) о возврате излишне уплаченной суммы налога на доходы физических лиц в сумме 361 579,58 руб.

Ответчиками представлены отзывы, в которых налоговый орган просит отказать в удовлетворении заявленных требований.

Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования.

Представители ответчика с заявленными требованиями не согласны.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил.

Решением Арбитражного суда Республике Коми  от 19.11.2013 года СПК «Корткерос-1» признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден ФИО1

СПК «Корткерос-1» уплачены денежные средства в сумме 253 451,16 руб. в бюджет платежным ордером от 03.06.2016 № 17 с назначением платежа – «оплата треб.кред. 1,2 очер.НДФЛ. Текущий платеж». Указанные денежные средства списаны с расчетного счета № <***>,открытого 27.11.2015 года в Коми отделении №8617 ПАО Сбербанк Российской Федерации.

Заявитель указал, что названная сумма уплачена им в счет 15% о реализации залогового имущества и направлена на погашение 1-2 очереди- задолженность по НДФЛ за 2011 год, который погашается в режиме погашения заработной платы. Со специального счета указанная сумма перечислена быть не могла связи с отсутствием денежных средств на специальном счете.

Платежным поручением №1 от 09.02.2015 года конкурсным управляющим перечислены денежные средства в сумме 90 822,40 руб. назначение платежа: уплата НДФЛ за 2014 год текущий платеж. Указанные денежные средства списаны 11.02.2015 года со специального расчетного счета № 40702810374010000039, открытого 16.01.2014 года в Коми РФ АО «Россельхозбанк».

Сумма в размере 17 306,02 руб. составляет разницу суммы 429 591,29 руб., и суммы 412 285,27 руб., которая подлежала перечислению со специального счета-15% от реализации залогового имущества. (решением Арбитражного суда Республике Коми по делу А29-4815/2017 от 22.06.2017 года СПК «Кортерос-1» отказано в возврате 429 591,29 руб. как неправильно списанных со специального залогового счета для последующего распределения в порядке удовлетворения текущей задолженности, согласно установленной очередности)

СПК «Корткерос-1» обратилось в арбитражный суд с заявлением о возврате денежных средств в размере 253 451,16 руб., как излишне оплаченных. В ходе рассмотрения дела, заявителем увеличены требования на суммы 17 306,02 руб. и 90 822,40 руб.

В своих доводах Заявитель считает, что в рассматриваемом деле статью 78 Налогового кодекса Российской Федерации следует применять с учетом норм, установленных законодательством о банкротстве, поскольку признание организации банкротом и открытие конкурсного производства ведут к прекращению начисления процентов и иных санкций за неуплату или неполную уплату обязательных платежей, за исключением текущих платежей. При этом взыскание текущих платежей, которое не было произведено в установленном налоговым законодательством порядке, подлежит исполнению конкурсным управляющим в порядке, установленном в статье 134 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве). Отказ налогового органа в возврате сумм излишне уплаченных налогов является неправомерным, препятствует формированию конкурсной массы должника и противоречит требованиям Закона о банкротстве.

Налоговый орган с требованиями не согласился, указав на то, что конкурсным управляющим произведена уплата текущих платежей - налог на доходы физических лиц. Переплата по НДФЛ отсутствует. Подробно доводы изложены в отзывах.

Заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику. Сумма излишне уплаченных страховых взносов подлежит зачету по соответствующему бюджету государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, в который эта сумма была зачислена, в счет предстоящих платежей плательщика по этому взносу, задолженности по соответствующим пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату плательщику страховых взносов.

Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.

Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась.

Заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2013 по делу № А29-2442/2013 сельскохозяйственный производственный кооператив «Корткерос-1» признан несостоятельным (банкротом) и в отношении должника открыта процедура конкурсного производства.

В соответствии со статьей 854 Гражданского кодекса Российской Федерации списание денежных средств со счета осуществляется банком на основании распоряжения клиента. Без распоряжения клиента списание денежных средств, находящихся на счете, допускается по решению суда, а также в случаях, установленных законом или предусмотренных договором между банком и клиентом.

На основании статьи 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее – Закон о банкротстве) требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди.

Контроль за соблюдением предусмотренной статьей 134 Закона о банкротстве очередности при расходовании денежных средств со счета должника осуществляет кредитная организация, которая производит проверку по формальным признакам, определяя очередность платежа на основании данных, имеющихся в расчетном документе. Кредитная организация не вправе исполнять представленный расчетный документ, не содержащий соответствующих данных; такой документ подлежит возврату кредитной организацией с указанием причины его возвращения.

При определении очередности погашения требований по текущим платежам наличие исполнительного документа или иного документа, предусматривающего бесспорный порядок взыскания, значения не имеет. Установленная абзацем шестым пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве календарная очередность определяется исходя из даты поступления в банк расчетного документа.

Денежные средства СПК «Корткерос-1» в сумме 253 451,16 руб. уплачены в бюджет СПК «Кортерос-1» конкурсным управляющим на основании платежного ордера от 03.06.2016 № 17 с назначением платежа «Оплата треб. кред. 1,2 очер. НДФЛ, НДС нет. Текущий платеж.».

Указанные денежные средства списаны с расчетного счета № <***>, открытого 27.11.2015 в Коми отделении № 8617 ПАО Сбербанк РФ.

Пунктом 8 Обзора судебной практики по вопросам, связанным с участием уполномоченных органов в делах о банкротстве и применяемых в этих делах процедурах банкротства», утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 20.12.2016 года, предусмотрено, что поскольку доходы в виде оплаты труда, выходных пособий, вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности, согласно абзацу третьему пункта 4 статьи 134 Закона о банкротстве, относятся ко второй очереди расчетов с кредиторами, задолженность по перечислению в бюджет налога на доходы физических лиц, удержанного должником в качестве налогового агента при выплате этих доходов, также относится к реестровым требованиям второй очереди. Если же налог был удержан при выплате текущей заработной платы, выходных пособий, суммы налога на доходы физических лиц перечисляются должником как налоговым агентом одновременно с выплатой такой заработной платы в режиме второй очереди текущих платежей (абзац третий пункта 2 статьи 134 Закона о банкротстве).

Согласно пункту 41.1 Постановления Пленума ВАС РФ от 23.07.2009 № 60 «О некоторых вопросах, связанных с принятием Федерального закона от 30.12.2008 № 296-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) или членских профсоюзных взносов (пункт 3 статьи 28 Федерального закона от 12.01.1996 № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» и статья 377 Трудового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей.

В соответствии с отчетами конкурсного управляющего, в ходе конкурсного производства СПК «Корткерос-1» уволено 40 работников должника. С выплаченной заработной платы, как в период процедуры наблюдения, так и в период конкурсного производства подлежал исчислению и удержанию НДФЛ, что свидетельствует о том, что имелась задолженность по текущим платежам по налогу на доходы физических лиц за СПК «Корткерос-1».

Кроме того, у СПК «Корткерос-1» по состоянию на 03.06.2017 имелась задолженность по НДФЛ в размере 1 039 409,47 руб., установленная по результатам выездной налоговой проверки (решение от 30.09.2011 № 09-10/34).

В отношении налога на доходы физических лиц, уплачиваемого налоговым агентом, ранее действовали особые разъяснения по порядку его уплаты (взыскания).

Согласно пункту 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при разрешении споров, вытекающих из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, судам необходимо иметь в виду следующее.

Требование к налоговому агенту, не исполнившему обязанность по перечислению в бюджет удержанного налога, представляет собой имеющее особую правовую природу требование, которое не подпадает под определяемое положениями статей 2 и 4 Закона о банкротстве понятие обязательного платежа и не может быть квалифицировано как требование об уплате обязательных платежей.

Данное требование, независимо от момента его возникновения, в реестр требований кредиторов не включается и удовлетворяется в установленном налоговым законодательством порядке. Споры, вытекающие из правоотношений, в которых должник выступает налоговым агентом, рассматриваются вне дела о банкротстве.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 37 «О внесении изменений в постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации по вопросам, связанным с текущими платежами» (постановление размещено на сайте ВАС РФ 11.07.2014) пункт 10 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 отменен. Суд разъяснил, что удерживаемые должником при выплате текущей заработной платы суммы налога на доходы физических лиц как налоговым агентом (статья 226 Налогового кодекса Российской Федерации) уплачиваются им в режиме второй очереди текущих платежей. Требование об уплате должником таких сумм, удержанных им до возбуждения дела о банкротстве, относится к реестровым требованиям второй очереди и предъявляется в деле о банкротстве уполномоченным органом.

Одновременно пунктом 6 настоящего Постановления оговорено, что названные разъяснения применяются в процедурах банкротства, введенных после размещения названного постановления на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.

Учитывая дату открытия конкурсного производства (19.11.2013), задолженность, установленная по результатам выездной налоговой проверки (решение от 30.09.2011 № 09-10/34), не подпадает под действие разъяснений, данных Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 06.06.2014 № 37. следовательно, до настоящего времени сохраняет свою особую правовую природу.

Таким образом, сумма недоимки по НДФЛ, установленная в соответствии с решением от 30.09.2011 № 09-10/34, в реестр требований кредиторов не включалась, поскольку подлежит взысканию вне рамок дела о банкротстве в соответствии с действовавшей на дату признания СПК «Корткерос-1» банкротом (19.11.2013) правовой позицией, изложенной в п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, с учетом очередности, установленной п.2 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ.

 Согласно подпункту 5 пункта 1 статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики имеют право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов.

На основании пункта 1 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.

В силу пункта 6 статьи 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению (заявлению, представленному в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи или представленному через личный кабинет налогоплательщика) налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления. Возврат налогоплательщику суммы излишне уплаченного налога при наличии у него недоимки по иным налогам соответствующего вида или задолженности по соответствующим пеням, а также штрафам, подлежащим взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, производится только после зачета суммы излишне уплаченного налога в счет погашения недоимки (задолженности).

При этом на дату списания денежных средств с расчетного счета на основании платежного ордера № 17 от 03.06.2016 требования по заработной плате в реестре требований кредиторов отсутствовали, в то время как имелась задолженность по НДФЛ, как по текущим платежам, так и задолженность, установленная по решению налогового органа до возбуждения дела о банкротстве СПК «Корткерос-1».

Согласно представленным сведениям налогового органа по состоянию на 06.06.2017 года за СПК «Кортекерос-1» числится задолженность по налогам, в том числе задолженность по НДФЛ в размере 790 548,31 руб., по пени по НДФЛ в размере 788 037,60 руб., штраф по НДФЛ в размере 61 490,24 руб.

Как следует из платежного ордера №17 от 03.06.2016 года назначение платежа конкурсным управляющим указано «Оплата требований кредиторов 1,2 очереди НДФЛ. НДС нет. Текущий платеж» денежные средства списаны с расчетного счета и зачислены налоговым органом, как указано в платежном ордере в уплату НДФЛ текущих платежей. По иному назначению, указанные денежные средства, не могли быть зачтены налоговым органом.

Ссылка конкурсного управляющего на решение Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-12385/2015 не может быть принята во внимание, поскольку обстоятельства указанного дела не имеют отношения к рассмотрению настоящего спора.

Предметом спора по делу № А29-12385/2015 являлось взыскание с АО «Российский Сельскохозяйственный банк» в пользу СПК «Корткерос-1» убытков в размере 429 591 руб. 05 коп., составляющих списанные по инкассовым поручениям денежные средства со специального счета должника (№ 40702810374010000039 в Коми РФ АО «Россельхозбанк»), открытого для зачисления денежных средств, вырученных от реализации заложенного имущества. В то время как настоящий спор касается списания денежных средств с иного расчетного счета, открытого 27.11.2015 в Коми отделении № 8617 ПАО «Сбербанк» № <***>.

Таким образом, основания для возврата сумм налога на доходы физических лиц в размере 253 451,16 руб. отсутствуют.

Конкурсным управляющим СПК «Корткерос-1» увеличена сумма исковых требований на сумму 90 822,40 руб. со ссылкой на то, что указанная сумма перечислена со специального счета в счет уплаты НДФЛ платежным поручением от11.02.2015 № 1.

Платежным поручением №1  от 09.02.2015 конкурсным управляющим перечислены денежные средства  в сумме 90 822,40 руб. указанная сумма 11.02.2015 года списана со специального расчетного счета со специального расчетного счета № 40702810374010000039. В назначении платежа в названном платежном поручении конкурсным управляющим указано «Уплата НДФЛ за 2014 г. Текущий платеж».

Согласно имеющейся в материалах дела информации по справкам по форме 2-НФДЛ за 2014 год сумма удержанного СПК «Корткерос-1» налога на доходы физических лиц составила 144 136 руб.

Как установлено определением Арбитражного суда Республики Коми от 16.05.2016 по делу № А29-2442/2013 (Ж-14350/2016), решением Арбитражного суда Республики Коми по делу № А29-4815/2017 от 22.06.2017 года счет № 40702810374010000039 использовался конкурсным управляющим как обычный расчётный счет. Указанный факт также подтвержден выпиской о движении денежных средств по счету. В период с 11.02.2015 по 27.11.2015 года действовал один  специальный расчетный счет (реализация залогового имущества), расчетный счет- отсутствовал, расчетный счет № <***> (Сбербанк) закрыт конкурсным управляющим 11.02.2015 года.

С расчетного счета № <***>, (до его закрытия) 27.01.2015 конкурсным управляющим перечислены денежные средства в размере 53 313,6 руб. с назначением платежа: «Уплата НДФЛ за 2014г. Текущий платеж».

Согласно отчету конкурсного управляющего о своей деятельности о результатах проведения конкурсного производства СПК «Корткерос-1» от 16.06.2017 в разделе «Сведения о текущих расходах» в графе Вторая очередь указано, что задолженность по НДФЛ за 2014 год в размере 144, 1 тыс. руб. СПК «Корткерос-1» выплачена в полном объеме.

Иных перечислений налога на доходы физических лиц за 2014 год конкурсным управляющим не осуществлялось.

Таким образом, сумма погашенной задолженности по НФДЛ за 2014 год составила 144 136 руб. (53 313,6 руб. + 90 822,40 руб.), что соответствует информации по справкам по форме 2-НДФЛ за 2014 год и информации, имеющейся в отчете конкурсного управляющего о своей деятельности от 16.06.2017.

Доводы конкурсного управляющего СПК «Корткерос-1», заявленные в ходе судебного заседания 11.07.2017, о том, что назначение платежа в платежном поручении от 11.02.2015 года № 1 указано им ошибочно и фактическим им погашалась задолженность по налогу на доходы физических лиц за 2011 год, не могут быть приняты во внимание и опровергаются материалами дела.

Применительно к пункту 2 статьи 138 Федерального закона от 26.10.2002 года № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве»), спорная сумма НДФЛ за 2014 год в размере 90 822,40 руб. подлежала погашению (перечислению) конкурсным управляющим за счет 5% денежных средств, оставшихся от суммы, вырученной от реализации предмета залога.

Таким образом, сумма переплаты по налогу на доходы физических лиц у СПК «Корткерос-1» отсутствует, следовательно, оснований для возврата сумм налога на доходы физических лиц не имеется.

Заявленные СПК «Корткерос-1» требования в части суммы 17 306,02 руб. подлежат оставлению без рассмотрения по следующим основаниям.

Сумма в размере 17 306,02 руб. составляет разницу суммы 429 591,29 руб., и суммы 412 285,27 руб., которая подлежала перечислению со специального счета-15% от реализации залогового имущества. (решением Арбитражного суда Республике Коми по делу А29-4815/2017 от 22.06.2017 года СПК «Кортерос-1» отказано в возврате 429 591,29 руб. как неправильно списанных со специального залогового счета для последующего распределения в порядке удовлетворения текущей задолженности, согласно установленной очередности).

Пунктом 1 части 1 статьей 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что в производстве арбитражного суда, суда общей юрисдикции, третейского суда имеется дело по спору между теми же лицами, о том же предмете и по тем же основаниям.

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 22.06.2017 по делу № А29-4815/2017 в удовлетворении требований СПК «Корткерос-1» о возврате денежных средств в размере 429 591,29 руб. отказано. Указанное решение не вступило в законную силу (обжаловано конкурсным управляющим СПК «Корткерос-1» в апелляционном порядке).

Таким образом, исковые требования относительно суммы 17 306,02 руб. уже были предметом рассмотрения в рамках судебного дела № А29-4815/2017 между теми же лицами о том же предмете и по тем же основаниям, в связи с чем исковое заявление конкурсного управляющего по настоящему делу в указанной части подлежит оставлению без рассмотрения.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.

С учетом имущественного положения Кооператива (находящегося в процедуре банкротства) суд на основании пункта 2 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации считает возможным уменьшить размер взыскиваемой суммы государственной пошлины до 2 000 руб.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявленные требования Сельскохозяйственного производственного кооператива «Корткерос-1» в части возврата денежных средств в сумме 17 306,02 руб. оставить без рассмотрения.

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Взыскать с Сельскохозяйственного производственного кооператива «Корткерос-1» в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 2000 руб.

Исполнительный лист выдать после вступления решения суда в законную силу.

Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   Э.В. Шипилова