АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
27 января 2012 года Дело № А29-10064/2011
Резолютивная часть решения объявлена 26 января 2012 года, полный текст решения изготовлен 27 января 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Ухте Республики Коми (ИНН: 1102015752, ОГРН: 1021100735468)
к обществу с ограниченной ответственностью «Торгово-строительная компания Региональное промышленное строительство» (ИНН: 1102052786, ОГРН: 1061102018141)
о взыскании 9202,51 руб. штрафа
при участии:
от заявителя: Гончарова А.В. – по доверенности № ЛУ-04-06/8 от 15.11.2011
от ответчика: Бурлаченко И.Г. – конкурсный управляющий (паспорт)
установил:
ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми (далее – управление, фонд) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о взыскании с ООО «Торгово-строительная компания Региональное промышленное строительство» (далее – ООО «ТСК Регионпромстрой», общество) 9202,51 руб. штрафных санкций за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета за 2008 год.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, письменный отзыв на заявление не представил, указал, что акт проверки вручен лицу, не имеющему полномочий на получение документов.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «ТСК Регионпромстрой» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией ФНС России № 3 по Республике Коми 17.08.2006 за основным государственным регистрационным номером 1061102018141.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 19.11.2010 по делу № А29-7837/2010 ООО «ТСК Регионпромстрой» признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыта процедура банкротства конкурсное производство, конкурсным управляющим утвержден Бурлаченко И.Г.
В установленном законом порядке ООО «ТСК Регионпромстрой» статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 25.11.2011.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрировано в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в ГУ - Управлении Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми.
19.02.2009 в ГУ - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми обществом представлены индивидуальные сведения, необходимые для осуществления персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования, на 23 застрахованных лица.
Управлением проведена документальная проверка ООО «ТСК Регионпромстрой» по вопросу достоверности представленных индивидуальных сведений за 2008, 2009 годы, по итогам которой составлен акт проверки № 43 от 22.11.2010.
Решением № 36 от 13.04.2011 ООО «ТСК Регионпромстрой» привлечено к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 9202,51 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2008 год.
Требованием № 29 от 16.05.2011 ответчику предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 03.06.2011.
Поскольку сумма штрафа в установленный срок предпринимателем не уплачена, фонд обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
В соответствии с пунктом 2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ (в действовавшей в спорном периоде редакции) страхователь представляет один раз в год, не позднее 1 марта отчетного года сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, перечисленные в названной норме.
Страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров (п. 1 ст. 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
В ходе документальной проверки достоверности представленных ООО «ТСК Регионпромстрой» в Пенсионный фонд Российской Федерации индивидуальных сведений о стаже застрахованных лиц за 2008-2009 год управлением установлено, что сведения за 2008 год в отношении 12 застрахованных лиц содержат недостоверные данные:
- Вокуева Марина Ивановна – в соответствии с табелем учета рабочего времени – работа по 4 часа в день с 3 по 7 марта, с 26 марта по 30 апреля; не отражен отпуск без содержания с 18 по 25 марта; неверно отражена дата увольнения, уволена по приказу № 28 от 01.07.2008 30 июня;
- Гречко-Пономарева Ольга Юрьевна - не верно указана дата приема на работу (в соответствии с приказом № 10 от 10.03.2008, трудовым договором принята по совместительству с 11.03.2008); трудовым договором оговорена работа по 4 часа с двумя выходными днями, в табеле учета отражен 8-ми часовой рабочий день;
- Давыдова Надежда Вячеславовна – не верно указана дата увольнения, по приказу № 30 от 01.07.2008 уволена 30.06.2008, рабочих дней в июле нет, зарплата за июль не начислялась;
- Занкевич Михаил Сергеевич - не отражен отпуск без содержания с 63 по 26 августа (приказ № 33 от 06.08.2008);
- Калининский Вадим Александрович – принят по совместительству с 01.02.2008, доход отражен в январе 2008, однако договоры гражданско-правового характера и акты выполненных работ в 2008 году не представлены, в табеле учета рабочего времени за январь сведения отсутствуют;
- Логинов Иван Васильевич – не отражены больничные листы с 12.02.2008 по 29.04.2008, с 15.05.2008 по 07.07.2008; неверно указана дата увольнения, следовало отразить 25.07.2008 (приказ № 34 от 25.08.2008);
- Манова Екатерина Ивановна - не отражен больничный лист с 07.03.2008 по 15.03.2008;
- Огаркова Елена Борисовна – уволена 30.06.2008 (приказ № 29 от 01.07.2008, табель учета рабочего времени, заработная плата за июль не начислялись);
- Савченко Наталья Веоноровна – с 9 по 11 января работала по 1 часу в день (табель учета рабочего времени за январь); не отражен больничный лист с 14.01.2008 по 08.02.2008;
- Селякова Наталья Вениаминовна – не выделен отпуск без содержания с 18 по 25 марта; не выделен период работы по 4 часа в день с 3по 7 марта, с 26 марта по 30 апреля; неверно указана дата увольнения, фактически 30.06.2008 (приказ № 32 от 01.07.2008, табель учета рабочего времени);
- Терентьева Анастасия Олеговна – не отражены прогулы 3 и 4 января (табель учета рабочего времени, докладная записка, объяснительная записка);
- Худяков Сергей Сергеевич – неверно отражен период работы по договору подряда № 4 от 09.01.2008, фактически с 10.01.2008 по 04.04.2008 (договор подряда, акт выполненных работ).
Кроме того, управление отметило, что Рочеву Н.М., уволенному 09.01.2008, следовало включить в страховой стаж период с 01.01.2008 по 09.01.2008.
Согласно акту от 22.11.2010 проверка индивидуальных сведений о стаже застрахованных лиц осуществлялась на основании личных карточек формы Т-2, личных дел, договора подряда, расчетных ведомостей по заработной плате сотрудников за 1-4 кварталы 2008 года, реестров сведений о доходах физических лиц за 2008 год, справок о доходах за 2008 год по форме 2-НДФЛ.
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат на основании следующего.
В соответствии со ст.215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя. При рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по доказыванию обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственным органом решения, возлагается на соответствующий орган. Таким образом, заявитель должен привести доводы и представить доказательства, бесспорно свидетельствующие о том, что страхователем были представлены недостоверные сведения о застрахованных лицах за 2008 год.
Определениями суда заявителю было предложено представить документы, подтверждающие допущенные нарушения. Представитель фонда пояснила, что запрошенные документы у заявителя отсутствуют; по требованию управления № 21-16/62871 от 20.11.2011, направленному в адрес ООО «ТСК Регионпромстрой» документы также не представлены.
Суд считает, что данные обстоятельства препятствуют удовлетворению требований заявителя, как не нашедшие документального подтверждения.
Кроме того, основанием для отказа во взыскании с ООО «ТСК Регионпромстрой» штрафа 9202,51 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2008 год являются нарушения, допущенные ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК при оформлении материалов проверки.
Из материалов дела следует, что ГУ – Управлением Пенсионного фонда РФ в г.Ухте РК была проведена документальная проверка ООО «ТСК Регионпромстрой» на основании решения о проведении проверки № 203 от 11.11.2010.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон № 212-ФЗ).
Федеральный закон № 212-ФЗ регулирует отношения, связанные с исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального страхования Российской Федерации на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования на обязательное медицинское страхование, а также отношения, возникающие в процессе осуществления контроля за исчислением и уплатой (перечислением) страховых взносов и привлечения к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах (п. 1 ст.1).
Согласно статье 33 Федерального закона № 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов проводят камеральные и выездные проверки плательщиков страховых взносов.
В соответствии со статьей 35 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ выездная проверка плательщика страховых взносов проводится на территории (в помещении) плательщика страховых взносов на основании решения руководителя (заместителя руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов. В случае, если у плательщика страховых взносов отсутствует возможность предоставить помещение для проведения выездной проверки, выездная проверка может проводиться по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов.
Решение о проведении выездной проверки выносит орган контроля за уплатой страховых взносов по месту нахождения организации или по месту жительства физического лица, за исключением случаев, указанных в части 3 настоящей статьи.
Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов.
При проведении выездной проверки по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации орган контроля за уплатой страховых взносов одновременно в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» проводит у плательщика страховых взносов проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.
Согласно статье 37 Федерального закона № 212-ФЗ должностное лицо органа контроля за уплатой страховых взносов, проводящее проверку, вправе истребовать у проверяемого лица необходимые для проверки документы посредством вручения этому лицу (его уполномоченному представителю) требования о представлении документов.
Истребуемые документы представляются в виде заверенных проверяемым лицом копий. Копии документов организации заверяются подписью ее руководителя (заместителя руководителя) и (или) иного уполномоченного лица и печатью этой организации, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Статьей 38 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что по результатам выездной проверки в течение двух месяцев со дня составления справки о проведенной выездной проверке должностными лицами органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившими проверку, должен быть составлен акт проверки по форме и в соответствии с требованиями к составлению акта выездной проверки, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
В соответствии со статьей 39 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Пунктом 9 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что в решении о привлечении к ответственности за совершение правонарушения излагаются обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения так, как они установлены проведенной проверкой, со ссылкой на документы и иные сведения, подтверждающие указанные обстоятельства, доводы, приводимые лицом, в отношении которого проводилась проверка, в свою защиту, и результаты проверки этих доводов, решение о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за совершение конкретных правонарушений с указанием статей настоящего Федерального закона, предусматривающих данные правонарушения, и применяемые меры ответственности.
Судом установлено, что в решении ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК от 13.04.2011 № 36 о привлечении ООО «ТСК Регионпромстрой» к ответственности за представление недостоверных сведений в отношении застрахованных лиц отсутствует указание на обстоятельства совершенного привлекаемым к ответственности лицом правонарушения, отсутствуют ссылки на документы и иные сведения, подтверждающие выявленные нарушения.
Кроме того, акт проверки № 43 от 22.11.2010 вручен неуполномоченному лицу – Елисеевой Ольге Алексеевне, в то время как на дату составления акта полномочным представителем общества являлся конкурсный управляющий Бурлаченко И.Г. Доверенность № 1 от 01.10.2010 выдана Елисеевой О.А. на сдачу индивидуальных сведений сотрудников по ОПС за 2009 г., следовательно, полномочия представителя на получении акта проверки не подтверждает. Дата получения копии акта (26.11.2011) также вызывает сомнения. Из пояснений заявителя следует, что копия акта в адрес ООО «ТСК Регионпромстрой» не направлялась.
Решение о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования № 36 вынесено управлением 13.04.2011, т.е. по истечению более четырех месяцев со дня составления акта, что является нарушением статей 38,39 Федерального закона № 212-ФЗ. При этом необходимо отметить, что возражения на акт проверки со стороны ООО «ТСК Регионпромстрой» не представлялись.
Доводы заявителя о том, что положения Федерального закона № 212-ФЗ при проверке достоверности индивидуальных сведений о застрахованных лицах, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, не применяются подлежат отклонению, поскольку приведенные выше нормы Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» свидетельствуют об обратном. Кроме того, в решении ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК № 36 от 13.04.2011 содержится ссылка на ст.ст.54,55 Федерального закона № 212-ФЗ, которые предусматривают порядок обжалования решений органов контроля за уплатой страховых взносов.
Методические рекомендаций по организации и проведению документальной проверки достоверности представленных страхователями индивидуальных сведений о трудовом стаже и заработке (вознаграждении), доходе застрахованных лиц в системе государственного пенсионного страхования, утвержденные постановлением Правления Пенсионного Фонда Российской Федерации от 30.01.2002 № 11п могут применяться фондом в части не противоречащей нормам федерального закона, регулирующего спорные правоотношения.
С учетом представленных в дело доказательств, оцененных в совокупности в соответствии со ст.71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает, что органом пенсионного фонда допущены существенные нарушения условий процедуры рассмотрения материалов проверки, в результате чего общество не может быть привлечено к ответственности, установленной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в размере 9202,51 руб.
На основании изложенного, требования ГУ – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте РК удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
1. Отказать в удовлетворении заявленных требований.
2. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья Н.С. Огородникова