НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 25.08.2017 № А29-9688/17

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

25 августа 2017 года     Дело № А29-9688/2017

Резолютивная часть решения объявлена августа 2017 года , полный текст решения изготовлен августа 2017 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (ИНН:1105002864, ОГРН:1041100745586)

к Обществу с ограниченной ответственностью «СЕВЕРЛЕССТРОЙ» (ИНН: 1105016352, ОГРН: 1041100741098)

о взыскании 6 740 497 руб. 61 коп. задолженности

в отсутствие представителей сторон,

установил:

Межрайонная  инспекция Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми (далее – Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми, Инспекция, заявитель) обратилась в арбитражный суд к Обществу с ограниченной ответственностью «СЕВЕРЛЕССТРОЙ» (далее – ООО «СЕВЕРЛЕССТРОЙ», Общество, ответчик) с заявлением о взыскании 6 740 497 руб. 61 коп. задолженности.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Стороны, извещенные надлежащим образом о месте и времени судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, Инспекций заявлено ходатайство о возможности рассмотрения дела в отсутствие представителя; ответчиком отзыв не представлен.

Дело рассматривается в отсутствие представителей сторон в соответствии со статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

ООО «СЕВЕРЛЕССТРОЙ» зарегистрировано в качестве юридического лица 17.05.2004 Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Печоре Республики Коми.

По состоянию на 02.06.2017 за ответчиком имеется задолженность в размере 6 740 497 руб. 61 коп., образовавшаяся в период 2005-2014 гг., в том числе:

- 215 176 руб. 28 коп. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты гос. внебюдж. фондов;

- 140 683 руб. 43 коп. пени по минимальному налог, зачисляемому в бюджеты гос. внебюдж. фондов;

- 35 528 руб. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ;

- 17 990 руб. 17 коп. пени по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;

- 1 725 руб. налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших  в качестве       объекта налогообложения доходы без расходов;

- 557 руб. 04 коп. пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов;

- 11 995 руб. пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов (за налог. периоды до 01.01.2011);

- 400 руб. штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов (за налог, периоды до 01.01.2011);

- 1 827 816 руб. НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 1 432 057 руб. 02 коп. пени по НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 222 782 руб. штраф по НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 78 198 руб. 44 коп. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 55 037 руб. 44 коп. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 29 руб. 80 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 1 353 661 руб. 32 коп. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 856 244 руб. 16 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 631 руб. 40 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 91 253 руб. 05 коп. страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 30 088 руб. 66 коп. пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 209 438 руб. 29 коп. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС;

- 119 394 руб. 62 коп. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС;

- 26 483 руб. транспортный налог с организаций;

- 12 844 руб. 09 коп. пени по транспортному налогу с организаций;

- 483 руб. 40 коп. штраф по транспортному налогу с организаций.

Мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщика налоговым органом не проводились.

В подтверждение наличия задолженности в вышеуказанной сумме Инспекцией представлен акт сверки, который в адрес ответчика направлялся, но последним не подписан.

Так как обязанность по уплате налогов, пени, штрафов до настоящего времени не исполнена, Межрайонная ИФНС России № 2 по Республике Коми обратилась в суд с заявлением о взыскании с ООО «СЕВЕРЛЕССТРОЙ» задолженности в общей сумме 6 740 497 руб. 61 коп., представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора требование № 4 от 06.06.2017 об уплате задолженности в срок до 20.06.2017.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 9 Федерального закона № 118-ФЗ от 05.08.2000 «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» с 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд Российской Федерации. Фонд социального страхования Российской Федерации, фонды обязательного медицинского страхования), уплачиваемые в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами Российской Федерации.

В соответствии со статьей 3 и главой 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», статьей 27 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» с 01.01.2010 контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы.

Вместе с тем согласно статье 38 Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ права и обязанности участников отношений, регулируемых законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, возникшие в отношении налоговых периодов по единому социальному налогу, истекших до 01.01.2010, осуществляются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации с учетом положений главы 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона от 24.07.2009 № 213-ФЗ.

Исходя из статьи 4 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» главным администратором доходов в части единого социального налога является Федеральная налоговая служба.

Таким образом, обязанность по взысканию задолженностей по единому социальному налогу, по взносам во внебюджетные фонды, возложена на налоговые органы.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок производится взыскание налога за счет денежных средств, находящихся на счетах налогоплательщика в банке, в порядке, предусмотренном статьями 46 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации, а также путем взыскания налога за счет иного имущества налогоплательщика в порядке, предусмотренном статьями 47 и 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога с организации и индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьями 69, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается направленное налогоплательщику письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.

Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (налоговому агенту) не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Требование об уплате налога и соответствующих пеней, выставляемое налогоплательщику (налоговому агенту) в соответствии с решением налогового органа по результатам налоговой проверки, должно быть направлено ему в десятидневный срок с даты вынесения соответствующего решения.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) –  организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента)  –  организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога.

Пунктом 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что исковое заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, может быть подано в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как разъяснено в пункте 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 5 от 28.02.2001 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц.

Согласно пункту 7 статьи 46, пункту 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007) при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (его заместителя) налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

До вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 вышеуказанный порядок взыскания налогов действовал в отношении всех юридических лиц.

   Пунктом 12 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001 № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что пункт 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до 01.01.2007), предусматривающий право налогового органа, не реализовавшего полномочия на бесспорное взыскание недоимки с юридического лица, обратиться в суд с аналогичным иском в отношении указанного лица, не устанавливал срок, в течение которого такое обращение должно быть осуществлено. В связи с этим, основываясь на принципе всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), судам необходимо исходить из универсальности воли законодателя, выраженной в пункте 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации в отношении давности взыскания в судебном порядке сумм недоимок по налогам, и руководствоваться соответствующим положением при рассмотрении исков о взыскании недоимок с юридических лиц. При этом срок для обращения налогового органа в суд, установленный пунктом 3 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении исков к юридическим лицам исчисляется с момента истечения 60-дневного срока, предусмотренного пунктом 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации для бесспорного взыскания соответствующих сумм. Имея в виду, что данный срок являлся пресекательным, то есть не подлежащим восстановлению, в случае его пропуска суд отказывал в удовлетворении требований налогового органа к юридическому лицу.

Возможность восстановления пропущенного срока давности взыскания недоимки Налоговым кодексом Российской Федерации до 01.01.2007 не предусматривалась.

В силу пунктов 9 и 10 статьи 46, пункта 8 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации вышеуказанные положения применяются также при взыскании пеней и штрафов за несвоевременную уплату налога.

Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006 (вступил в силу с 01.01.2007) в пункт 3 статьи 46, статью 115 Налогового кодекса Российской Федерации были внесены изменения, согласно которым заявление о взыскании налога, пени, штрафа с организации или индивидуального предпринимателя может быть подано налоговым органом в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате соответствующих налога, пени, штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи указанного искового заявления может быть восстановлен судом.

Однако, в силу положений статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации изменения, внесенные в вышеуказанные нормы Федеральным законом № 137-ФЗ от 27.07.2006, не могут являться основанием для восстановления срока, истекшего до вступления в силу вышеуказанного Федерального закона.

На недопустимость применения положений Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006 к отношениям, возникшим до 31.12.2006 (за исключением прямо предусмотренных случаев), было указано в статье 7 данного Федерального закона.   

Исходя из вышеизложенного, не подлежащий восстановлению срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке до 01.01.2007 исчислялся с установленного законодательством срока уплаты налога и состоял из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчислялся с момента истечения шестидесятидневного срока после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания недоимки по налогам и задолженности по пеням и штрафам, образовавшихся до 01.01.2007, во внесудебном порядке, и пропущены не подлежащие восстановлению сроки для обращения в арбитражный суд.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 69, пунктами 1, 2, 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции Федерального закона № 137-ФЗ от 27.07.2006) установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Указанные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Таким образом, срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке с 01.01.2007 исчисляется со дня выявления недоимки, и состоит из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения срока исполнения требования.

Пропуск срока направления требования об уплате налога не может увеличивать на неопределенный период установленный законодательством срок для принудительного взыскания налога и пени.

На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации, в соответствии с которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В силу вышеуказанных норм, проведение камеральной проверки является обязанностью налогового органа, и, соответственно, факт неполной уплаты налога  должен быть выявлен при проведении камеральной налоговой проверки, в связи с чем после 01.01.2007 срок для направления требования об уплате налога должен исчисляться с момента истечения срока для проведения камеральной проверки.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога индивидуальным предпринимателем в установленный срок производится взыскание налога в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации  определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в банк, в котором открыты счета налогоплательщика - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока.

При недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо его электронных денежных средств или при отсутствии информации о счетах налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя либо информации о реквизитах его корпоративного электронного средства платежа, используемого для переводов электронных денежных средств, налоговый орган вправе взыскать налог за счет иного имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации.

Как предусмотрено статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации в данном случае, налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа путем направления на бумажном носителе или в электронной форме в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве», с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение двух лет со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Положения, предусмотренные статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации, применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату налога.

Обратившись в арбитражный суд в июле 2017 года, Инспекция пропустила исчисленные в порядке, установленном вышеуказанными нормами, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по налогам и задолженности по пени и штрафам, образовавшихся как до 01.01.2007, так и после указанной даты.

Судом установлено, что налоговый орган не представил надлежащих доказательств принятия мер, направленных на своевременное взыскание с ответчика сумм задолженности по налогам, пени и штрафам, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства и, обратившись в суд за взысканием задолженности 13.07.2017, пропустил совокупность сроков принудительного взыскания недоимки, пени и штрафов, установленную статьями 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в общей сумме 6 740 497 руб. 61 коп., в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе:

- 215 176 руб. 28 коп. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты гос. внебюдж. фондов;

- 140 683 руб. 43 коп. пени по минимальному налог, зачисляемому в бюджеты гос. внебюдж. фондов;

- 35 528 руб. минимальный налог, зачисляемый в бюджеты субъектов РФ;

- 17 990 руб. 17 коп. пени по минимальному налогу, зачисляемому в бюджеты субъектов РФ;

- 1 725 руб. налог, взимаемый с налогоплательщиков, выбравших  в качестве       объекта налогообложения доходы без расходов;

- 557 руб. 04 коп. пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы без расходов;

- 11 995 руб. пени по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов (за налог. периоды до 01.01.2011);

- 400 руб. штраф по налогу, взимаемому с налогоплательщиков, выбравших в качестве объекта налогообложения доходы уменьшенные на величину расходов (за налог, периоды до 01.01.2011);

- 1 827 816 руб. НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 1 432 057 руб. 02 коп. пени по НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 222 782 руб. штраф по НДФЛ налоговых агентов, за искл. доходов по ст. 227 и 228 НК РФ;

- 78 198 руб. 44 коп. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 55 037 руб. 44 коп. пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 29 руб. 80 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату накопительной пенсии;

- 1 353 661 руб. 32 коп. страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 856 244 руб. 16 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 631 руб. 40 коп. штраф по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование на выплату страховой пенсии;

- 91 253 руб. 05 коп. страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 30 088 руб. 66 коп. пени по страховым взносам на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством;

- 209 438 руб. 29 коп. страховые взносы на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС;

- 119 394 руб. 62 коп. пени по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в федеральный фонд ОМС;

- 26 483 руб. транспортный налог с организаций;

- 12 844 руб. 09 коп. пени по транспортному налогу с организаций;

- 483 руб. 40 коп. штраф по транспортному налогу с организаций.

При обращении в суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока в связи с наличием задолженности и неисполнением обязанности по ее уплате ответчиком.

В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Следовательно, в заявлении о восстановлении пропущенного срока следует объяснить причины его пропуска и указать основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными, привести доказательства, что совершить соответствующее процессуальное действие в срок заявитель возможности не имел.

В представленном заявителем в суд ходатайстве о восстановлении пропущенного срока конкретные причины пропуска этого срока не указаны, доказательства, препятствующие соблюдению процессуального срока, не приведены. Указание на проведение налоговым органом инвентаризации в 2017 году, не является уважительной причиной для восстановления срока.

Так как заявление о взыскании с ООО «СЕВЕРЛЕССТРОЙ»  задолженности в общей сумме 6 740 497 руб. 61 коп. подано Инспекцией в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных статьями 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, а основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.      

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации   расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 216,176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                           И.Н. Гайдак