НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 25.03.2009 № А29-1454/09

  Арбитражный суд Республики Коми

167983 Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, д. 49а

тел.(факс) (8212) 30-08-10, http://komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Решение

  г. Сыктывкар Дело № А29-1454/2009

«26» марта 2009 года

дата оглашения резолютивной части решения 25 марта 2009 года

дата изготовления решения в полном объеме 26 марта 2009 года

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания судьей Огородниковой Н.С.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 2 по Республике Коми

к Муниципальному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 21», с. Няшабож

о взыскании налоговых санкций в размере 100 руб.

без участия представителей сторон

установил:

Межрайонная Инспекция ФНС России № 2 по РК обратилась с заявлением о взыскании с МДОУ «Детский сад № 21» села Няшабож 100 руб. штрафа за непредставление в установленный срок в налоговый орган декларации по земельному налогу за 2007 год.

Стороны, должным образом извещенные о времени и месте судебного разбирательства, явку представителей в судебное заседание не обеспечили. Заинтересованное лицо письменный отзыв на заявленные требования не представило. В соответствии с положениями статей 156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителей сторон.

Исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 21» села Няшабож зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией МНС России по г. Печоре Республике Коми 28.03.2001г. за № 17-01. В установленном законом порядке Учреждение статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 02.03.2009г.

В результате проведенной Инспекцией камеральной проверки установлено, что Учреждение несвоевременно представило в налоговый орган декларацию по земельному налогу за 2007 год (акт № 12-15/499 от 07.07.2008г.). По факту выявленного правонарушения Инспекцией вынесено решение № 12-16/565 от 08.08.2008г., в соответствии с которым заинтересованное лицо привлечено к ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации по земельному налогу в виде взыскания штрафа в размере 100 руб.

В соответствии со статьями 69, 70, 104 Налогового Кодекса Российской Федерации Инспекцией в адрес налогоплательщика направлено требование № 1270 от 12.08.2008г. об уплате штрафа в размере 100 руб. в срок до 28.08.2008г. Указанная в требовании сумма штрафа в установленный срок Учреждением не уплачена.

Поскольку уплата штрафа налогоплательщиком в добровольном порядке не произведена, по истечении установленного срока налоговый орган обратился в арбитражный суд с заявлением о взыскании штрафа.

Согласно статье 45 Налогового кодекса РФ взыскание налога (пени, штрафа) с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 настоящего Кодекса (в бесспорном порядке). Вместе с тем, с организации, у которой открыт лицевой счет, взыскание налога (пени, штрафа) производится в судебном порядке.

Из материалов дела следует, чтоУчреждение является бюджетной организацией. Сведений об открытых счетах в кредитных учреждениях выписка из ЕГРЮЛ, представленная заявителем, не содержит.

На основании указанных норм, налоговый орган правомерно обратился с настоящим заявлением в суд.

Подпункты 4, 5 пункта 1 статьи 23 Налогового Кодекса Российской Федерации предусматривают обязанность налогоплательщиков представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, и документы, необходимые для исчисления и уплаты налогов, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

В соответствии со статьей 65 Земельного кодекса Российской Федерации использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы за использование земли являются земельный налог и арендная плата.

В пункте 1 статьи 25 ЗК РФ указано, что права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV названного Кодекса, возникают по основаниям, установленным гражданским законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».

Права на земельные участки, предусмотренные главами III и IV Земельного кодекса Российской Федерации, удостоверяются документами в соответствии с Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (пункт 1 статьи 26 ЗК РФ).

Статьей 388 НК РФ установлено, что налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Согласно пункту 1 статьи 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.

Регистрации подлежат: право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации и иными законами.

Таким образом, из статьи 388 НК РФ следует, что основанием для взимания земельного налога с организации является наличие у нее зарегистрированного в установленном порядке права собственности или права постоянного (бессрочного) пользования.

Судом установлено, что Постановлением главы администрации с. Няшабож с подчиненными ему территориями АМО «Ижемский район» № 14 от 01.12.2005г. МДОУ «Детский сад № 21» села Няшабож предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок общей площадью 6180 кв.м. для размещения и обслуживания здания детского сада по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Няшабож.

Согласно пункту 1 статьи 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления.

Как указано в пункте 1 статьи 268 ГК РФ, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию, органу государственной власти, органу местного самоуправления на основании решения государственного или муниципального органа, уполномоченного предоставлять земельные участки в такое пользование.

Пунктом 5 Постановления главы администрации с. Няшабож с подчиненными ему территориями АМО «Ижемский район» № 14 от 01.12.2005г. Учреждению указано на необходимость зарегистрировать свои права на земельный участок в Управлении Федеральной регистрационной службы по РК в соответствии с федеральным законом от 21.07.1997г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», однако указанное сделано не было. Тем не менее, фактическое использование земельного участка учреждением осуществлялось.

В соответствии с пунктом 1 статьи 387 НК РФ земельный налог устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с названным Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог на территории сельского поселения «Няшабож» установлен решением Совета сельского поселения «Няшабож» от 27.11.2006г. № 1-14/1 «О введении земельного налога на территории сельского поселения «Няшабож».

Федеральным законом от 29.11.2004г. № 141-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» установлено (пункт 4 статьи 8), что в случае отсутствия в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним информации о существующих правах на земельные участки налогоплательщики по земельному налогу определяются:

- на основании государственных актов, свидетельств и других документов, удостоверяющих права на землю и выданных физическим или юридическим лицам до вступления в силу Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», которые в соответствии с законодательством имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

- на основании актов, изданных органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, установленном законодательством, действующим в месте издания таких актов на момент их издания, о предоставлении земельных участков.

Судом установлено, что земельный участок предоставлен Учреждению в постоянное (бессрочное) пользование после введения в действие Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», на основании акта, изданного органом местного самоуправления (постановление главы администрации с. Няшабож с подчиненными ему территориями АМО «Ижемский район» № 14 от 01.12.2005г..). Право постоянного (бессрочного) пользования на этот участок Учреждением не зарегистрировано в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 № 122-ФЗ. Однако в силу правила, установленного в пункте 4 статьи 8 Федерального закона от 29.11.2004 № 141-ФЗ, суд считает, что в рассматриваемом случае факт отсутствия государственной регистрации соответствующего права на земельный участок не является основанием для освобождения Учреждения от обязанности представлять налоговую декларацию по земельному налогу.

МДОУ «Детский сад № 21» села Няшабож использована льгота по земельному налогу в соответствии с п. 5 Решения Совета сельского поселения «Няшабож» от 27.11.2006г. № 1-14/1 «О введении земельного налога на территории сельского поселения «Няшабож», согласно которому учреждения и организации, финансируемые из бюджета сельского поселения и муниципального района освобождены от уплаты земельного налога. Использование льготы не освобождает от обязанности представлять налоговые декларации по земельному налогу.

В соответствии с пунктом 1 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики-организации или физические лица, являющиеся индивидуальными предпринимателями и использующие принадлежащие им на праве собственности или на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки в предпринимательской деятельности, по истечении налогового периода представляют в налоговый орган по месту нахождения земельного участка, если иное не предусмотрено настоящей статьей, налоговую декларацию по налогу. Налоговые декларации по налогу представляются налогоплательщиками не позднее 1 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом (пункт 3 статьи 398 Налогового кодекса Российской Федерации).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год (пункт 1 статьи 393 Налогового кодекса Российской Федерации).

Таким образом, налоговая декларация по земельному налогу за 2007 год должна была быть представлена Учреждением не позднее 01 февраля 2008 года. Фактически декларация представлена в налоговый орган 9 апреля 2008 года, согласно почтовому штампу отправления, то есть с нарушением установленного срока. Сумма налога, подлежащая уплате на основе представленной декларации, составила 0 руб.

Пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса Российской Федерации установлена ответственность за непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи, в виде взыскания штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей.

Правильность расчета суммы штрафа судом проверена.

Требования предъявлены в пределах срока давности взыскания налоговых санкций, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса РФ.

Судом установлено, что существенных нарушений порядка привлечения Учреждения к ответственности налоговым органом не допущено, возражений относительно порядка привлечения к ответственности со стороны Учреждения не заявлено, требования предъявлены в пределах установленного срока. Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы на момент рассмотрения дела в суде в материалах дела отсутствуют.

Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налогового правонарушения, исчерпывающий перечень которых предусмотрен статьей 109 Налогового кодекса РФ, а равно наличие смягчающих вину обстоятельств, судом не установлены. Правильность и обоснованность применения налоговой санкции судом проверена.

На основании изложенного, требования налогового органа подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо. Согласно статье 333.18 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 21» села Няшабож, зарегистрированного в качестве юридического лица Инспекцией Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Печора Республики Коми 28.03.2001г. за № 17-01, расположенного по адресу: Республика Коми, Ижемский район, с. Няшабож, в доход бюджета 100 руб. штрафа и в доход федерального бюджета 500 руб. государственной пошлины.

Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.

Судья Арбитражного суда Республики Коми Н.С.Огородникова