ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
г. Сыктывкар Дело № А29-12581/2023
19 декабря 2023 года
Решение в виде резолютивной части принято 24 ноября 2023 года, мотивированное решение изготовлено 19 декабря 2023 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шершунова А.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению Отделения Пенсионного Фонда Российской Федерации по Республике Коми (ИНН: 1101471400, ОГРН: 1021100513774)
к ООО «Жешартский Лпк» (ИНН: 1121022681, ОГРН: 1131121001010)
о взыскании 3 000 руб. штрафных санкций,
без вызова сторон;
У С Т А Н О В И Л:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Обществу с ограниченной ответственностью «Жешартский Лпк» о взыскании 3000 руб. штрафных санкций за непредставление страхователем в установленный срок сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ от 01.04.1996, начисленных на основании решений от 07.12.2022 №40, от 21.12.2022 №41, №42, №43, от 15.03.2023 №2, №3.
Дело рассматривалось в порядке упрощенного производства в соответствии со ст. 228 АПК РФ без вызова сторон, извещенных о месте и времени рассмотрения дела.
Копия определения Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2023 направлена лицам, участвующим в деле, а также определение размещено на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Ко дню принятия решения суд располагает сведениями о получении сторонами копии определения о принятии искового заявления к производству и рассмотрении дела в порядке упрощенного производства, что является надлежащим извещением в силу статей 121, 122, 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассмотрено в порядке упрощенного производства в порядке главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в редакции, действовавшей на дату принятия решения на основании доказательств, представленных в течение установленного судом срока.
Ответчик против удовлетворения заявленных исковых требований возражал, по доводам, изложенным в отзыве.
24.11.2023 судом принято решение в порядке ст. 229 АПК РФ.
15.12.2023 посредством системы «Мой арбитр» от заявителя поступила апелляционная жалоба на решение Арбитражного суда Республики Коми.
В соответствии с ч. 2 ст. 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, или в случае подачи апелляционной жалобы по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение. Заявление о составлении мотивированного решения арбитражного суда может быть подано в течение пяти дней со дня размещения решения, принятого в порядке упрощенного производства, на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". В этом случае арбитражным судом решение принимается по правилам, установленным главой 20 настоящего Кодекса, если иное не вытекает из особенностей, установленных настоящей главой.
Мотивированное решение арбитражного суда изготавливается в течение пяти дней со дня поступления от лица, участвующего в деле, соответствующего заявления или со дня подачи апелляционной жалобы.
Изучив материалы дела, оценив представленные по делу доказательства, суд считает требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Решениями ОСФР № 40 от 07.12.2022, № 41, 42, 43 от 21.12.2022, № 2, 3 от 15.03.2023 ответчик привлечен к ответственности за предоставление неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных п. 2 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Указанным решением страхователю начислен штраф в размере 3 000 руб. на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) по результатам проверки достоверности, правильности заполнения, своевременности и полноты представления сведений индивидуального (персонифицированного) учета в отношении работников Общества Околдышевой Анны Михайловны, Семаковой Натальи Александровны, Костровской Ольги Владимировны.
В Решениях содержится вывод ОСФР о том, что трудовая функция сборщиков на гидравлическом прессе Околдышевой Анны Михайловны, Семаковой Натальи Александровны, Костровской Ольги Владимировны не связана с гидравлическим прессом, а потому данные работники не имеют права на досрочное пенсионное обеспечение, предусмотренное пунктом 1 подраздела 6 раздела XXI «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство» Списка № 2 от 26.01.1991 года.
По мнению заявителя, должность «сборщик» включена ответчиком в Перечень льготных профессий необоснованно.
В этой связи, сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Околдышевой A.M. за 2020 и 2021 годы, Семаковой Н.А. за 2019, 2020, 2021 годы, Костровской О.В. за период с 01.01.2022 по 22.09.2022 признаны недостоверными, а Обществу назначены финансовые санкции.
Требованиями, направленными в адрес страхователя, предложено добровольно уплатить сумму штрафа.
Поскольку сумма штрафа в установленный срок ответчиком не уплачена, ГУ - ОПФР по Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о взыскании указанной суммы штрафа.
Заявитель обращался с аналогичным заявлением в Арбитражный суд Республики Коми о взыскании штрафных санкций в порядке приказного производства.
Арбитражным судом Республики Коми 23.08.2023 вынесен судебный приказ по делу №А29-10275/2023.
Определением суда от 06.09.2023 по делу № А29-10275/2023 судебный приказ отменен, поскольку поступили возражения Общества с ограниченной ответственностью "Жешартский Лпк" относительно исполнения судебного приказа.
В соответствии с частью 1 статьи 213 АПК РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании части 6 статьи 215 АПК РФ при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
В соответствии с частью 2 статьи 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (действовавший до 01.01.2017) для плательщиков страховых взносов, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в подпунктах 2 - 18 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (с 1 января 2015 года - в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях»), применяются с 1 января 2013 года дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В силу пункта 2 статьи 428 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ) для плательщиков, указанных в подпункте 1 пункта 1 статьи 419 НК РФ, в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на видах работ, указанных в пунктах 2 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», применяется дополнительный тариф страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в размере 6 процентов (за исключением случаев, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи).
В силу пункта 3 статьи 428 НК РФ для плательщиков, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи, в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда взамен установленных в пунктах 1 и 2 настоящей статьи дополнительных тарифов страховых взносов применяются дополнительные тарифы страховых взносов на обязательное пенсионное страхование для подкласса 3.2 вредных условий труда – 4 процента.
В подпункте 2 пункта 1 статьи 27 Закона № 173-ФЗ предусмотрено, что трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда, соответственно, не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж, соответственно, не менее 25 и 20 лет.
Постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10.
Согласно Списку № 2 раздела 21 «Целлюлозно-бумажное и деревообрабатывающее производство» подраздела 6 производств, работ профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение, утвержденному постановлением Кабинета Министров СССР от 20.01.1991 № 10, право на льготное пенсионное обеспечение имеют рабочие, работающие на гидравлических прессах с применением синтетических клеев, содержащих фенол, формалин, мочевину и их производные: 2230600а-18116 сборщики.
В силу пункта 3 статьи 27 Закона № 173-ФЗ периоды работы, предусмотренные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи и имевшие место после 01.01.2013, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения трудовой пенсии по старости, установленные подпунктами 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в подпунктах 1 - 18 пункта 1 настоящей статьи, соответствовал вредному и (или) опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.
Аналогичная норма содержится и в части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.
Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» № 426-ФЗ от 28.12.2013 (далее - Закон № 426-ФЗ), результаты специальной оценки условий труда могут применяться при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте.
Согласно части 1 статьи 14 Закона № 426-ФЗ условия труда по степени вредности и (или) опасности подразделяются на четыре класса: оптимальные (1 класс), допустимые (2 класс), вредные (3 класс), опасные (4 класс) условия труда.
В свою очередь, вредные условия труда (3 класс) подразделяются на 4 подкласса, соответствующие 4 степеням (подкласс 3.1 - вредные условия труда 1 степени, подкласс 3.2 - вредные условия труда 2 степени, подкласс 3.3 - вредные условия труда 3 степени, подкласс 3.4 - вредные условия труда 4 степени).
Исходя из раздела 2 Должностных инструкций сборщика на гидравлическом прессе от01.11.2014 и от 01.06.2020 основной целью деятельности сборщика является сборка пакетов согласно производственного задания с соблюдением схем сборки для производства высококачественной фанеры.
Процесс сборки пакетов описан в разделах 4 технологической карты от 2013 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов, технологической карты от 2019 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов, технологической карты от 2019 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов формата 5x5 футов.
Технологический регламент по процессу производства фанеры дает детальное представление о производственных этапах ее изготовления.
Согласно приложению №6 технологического регламента по процессу производства фанеры, то видно, что процесс от сборки пакетов до выпуска фанеры из горячего пресса проходит на одном участке. Клеенаносящие вальцы, холодный и горячий пресса находятся в непосредственной близи друг от друга.
Изложенный в решениях № 40 от 07.12.2022, № 41,42, 43 от 21.12.2022, № 2, 3 от 15.03.2023 довод ОСФР о том, что сборщики на гидравлических прессах не работают, основан на незнании технологического процесса изготовления фанеры, а потому является несостоятельным и не принимается судом.
Следует отметить, токсичность применяемого при изготовлении фанеры клея (смол), о чем сказано в разделе 6 технологической карты на процесс приготовления связующих для фанеры марок ФК и ФСФ, в разделе 7 технологической карты от 2013 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов, в разделе 11 технологической карты от 2019 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов, в разделе 11 технологической карты от 2019 года на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов формата 5x5 футов, точно свидетельствуют о наличии у сборщиков на гидравлическом прессе вредных и тяжелых условий труда, что само по себе дает право на пенсию по возрасту на льготных условиях в соответствии со Списком №2, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10.
Таким образом, суд приходит к выводу, что сборщики на гидравлическом прессе Околдышева А.М., Семакова Н.А., Костровская О.В. имеют основания для досрочного назначения страховой пенсии. Следовательно, отражение Обществом в индивидуальных (персонифицированных) сведениях права указанных лиц на досрочное назначение пенсии соответствует нормам законодательства.
Материалами дела подтверждается, что решения № 40 от 07.12.2022, № 41, 42, 43 от 21.12.2022, № 2, 3 от 15.03.2023, которыми признаются недостоверными сведения в отношении сборщиков на гидравлическом прессе Околдышевой A.M., Семаковой Н.А., Костровской О.В., вынесены на основании единственного довода - «сборщики на гидравлических прессах не работают».
Данная позиция заявителя несостоятельна и не принимается судом, поскольку опровергается судебными решениями.
Согласно судебной практики по Усть-Вымскому району Республики Коми, по спорам о досрочном назначении пенсии лицам, проработавшим в должности сборщиков на гидравлических прессах, ОСФР в качестве обоснования для отказа в досрочном назначении пенсии указывает на то, что характер работы сборщика на гидравлическом прессе не связан с использованием гидравлического пресса
Однако суды после изучения материалов дела (в частности: карты специальной оценки условий труда, должностные инструкции сборщика на гидравлическом прессе, личные карточки работников, трудовые договоры, паспорта на оборудование, технологические карты, технологические регламенты) приходят к выводу о необоснованности доводов ОСФР и о наличии взаимосвязи, выполняемых сборщиком трудовых функций с гидравлическим прессом. В некоторых случаях назначается экспертиза условий труда, которая неизменно подтверждает соответствие характера трудовой деятельности сборщиков на гидравлическом прессе условиям, предусмотренным Списком № 2 от 26.01.1991 года.
Примеры таких решений: Решение Усть-Вымского районного суда от 06.11.2015 по делу № 2-978/2015, Решение Усть-Вымского районного суда от 26.02.2016 по делу №2-1208/2015, Решение Усть-Вымского районного суда от 07.12.2016 по делу №2-1168/2016, Решение Усть-Вымского районного суда от 05.10.2017 по делу №2-558/2017, Решение Усть-Вымского районного суда от 17.10.2017 по делу №2-649/2017, Решение Усть-Вымского районного суда от 18.12.2018 года по делу №2-878/18, Решение Усть-Вымского районного суда от 30.01.2019 года по делу №2-30/2019, Решение Усть-Вымского районного суда от 03.12.2020 года по делу №2-626/2020, Решение Усть-Вымского районного суда от 25.01.2021 года по делу №2-26/2021, Решение Усть-Вымского районного суда от 16.03.2021 года по делу №2-38/2021, Решение Усть-Вымского районного суда от 28.09.2021 года по делу №2-663/2021, Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 12.07.2022 по делу №2-497/2022, Решение Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 25.01.2023 по делу №2-27/2023, Апелляционное определение Верховного суда Республики Коми от 30.11.2017 по делу №33-7752/2017.
Судом установлено, что Усть-Вымским районным судом Республики Коми рассмотрены споры о признании незаконными решений ОСФР об отказе в назначении пенсии, включении периодов работы в специальный трудовой стаж, обязании назначить пенсию по исковымзаявлениям сборщиков на гидравлическом прессе Околдышевой A.M., Семаковой Н.А., Костровской О.В. к ОСФР.
Исковые требования данных лиц в части включения периодов работы в специальный трудовой стаж, в том числе периодов работы в 2019-2022 годах в качестве сборщиков на гидравлическом прессе в обществе с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК», удовлетворены.
Решения ОСФР, которыми отказано во включении спорных периодов в специальный трудовой стаж, признаны судом незаконными.
Данный факт подтверждается решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 23.05.2023 по делу №2-465/2023 (вотношении Околдышевой A.M.), решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 02.10.2023 по делу №2-646/2023 (в отношении Н.А Семаковой), решением Усть-Вымского районного суда Республики Коми от 25.01.2023 по делу №2-23/2023 (в отношении О.В. Костровской).
Таким образом, в судебном порядке доказан факт соответствия характера трудовой деятельности, осуществляемой сборщиками на гидравлическом прессе, работающими в ООО «ЖЛПК», условиям, предусмотренным Списком № 2 от 26.01.1991, соответственно, решения ОСФР № 40 от 07.12.2022, № 41, 42, 43 от 21.12.2022, № 2, 3 от 15.03.2023 и вытекающие из них требования об уплате финансовых санкций неправомерны и незаконны.
Довод Фонда о незанятости сборщиков именно на гидравлическом прессе, суд признает несостоятельным, поскольку имеющиеся в материалах дела доказательства (должностная инструкция сборщика на гидравлическом прессе с применением синтетических клеев, содержащих фенол, формалин, мочевину и их производные; карта специальной оценки условий труда № 325 от 29.06.2015; технологическая карта на процесс нанесения клея на шпон и сборки пакетов; технологический регламент по процессу производства фанеры) свидетельствуют о наличии взаимосвязи выполняемых сборщиком трудовых функций с гидравлическим прессом.
Соответствующих доказательств в подтверждение своих доводов, изложенных в оспариваемом решении, Фонд не представил.
Учитывая изложенное судом отклоняется довод Фонда о необоснованном включении ООО «Жешартский ЛПК» должности «сборщик» в перечень льготных профессий в сведения индивидуального (персонифицированного) учета в отношении Околдышевой A.M., Семаковой Н.А., Костровской О.В., о наличии у страхователя обязанности представить уточненные сведения и о правомерности начисления штрафа в размере 3 000 рублей.
При таких обстоятельствах суд отказывает в удовлетворении заявленных требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181, 216, 226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми о взыскании с общества с ограниченной ответственностью «Жешартский ЛПК» 3 000 руб. штрафных санкций, начисленных на основании решений от 07.12.2022 №40, от 21.12.2022 №41, №42, №43, от 15.03.2023 №2, №3, предусмотренных п. 2, 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ, отказать.
Разъяснить, что лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).
Решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.