НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 24.04.2019 № А29-15898/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

25 апреля 2019 года     Дело № А29-15898/2018

Резолютивная часть решения объявлена апреля 2019 года , полный текст решения изготовлен апреля 2019 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,            при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЯСПОЛЕС» (ИНН:1110002203, ОГРН:1021100987390)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (ИНН:1101483412, ОГРН:1021100516073)

о признании недействительным решения,

при участии:

от заявителя: Христозов З.Г. – по доверенности от 09.11.2018,

от ответчика: Фролова Н.В. по доверенности от 02.04.2018 № 22,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЯСПОЛЕС» (далее – ООО «ЯСПОЛЕС», Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) (далее – Управление, Фонд) о признании частично недействительным решения от 06.09.2018 № 007V12180000174 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах.

25.03.2019 Общество уточнило требования и просит признать незаконным (недействительным) решение Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (межрайонное) № 007V12180000174 от 06.09.2018 о привлечении страхователя к ответственности за совершение нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, в части: дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 20 119,01 руб., пени за несвоевременную уплату дополнительных взносов на обязательное пенсионное страхование в ПФ РФ в размере 1 927,14 руб., штраф за представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах в размере 3 838.15 руб., штраф за занижение базы для исчисления страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в размере 4 023,80 руб.

Уточнение требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому принято судом.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования в полном объеме с учетом уточнения.

Представитель Фонда просит отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Управление провело проверку ООО «ЯСПОЛЕС» по вопросам правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в Пенсионный фонд Российской Федерации, страховых взносов на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, достоверности представленных индивидуальных сведений застрахованных лиц плательщиком страховых взносов за период с 01.01.2015 по 31.12.2016.

В ходе проверки установлено занижение Обществом базы для начисления страховых взносов по дополнительному тарифу, предусмотренному статьей 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее - Закон № 212-ФЗ, в отношении выплат, произведенных работникам - Гуляеву Н.Г., Макарову А.Г., Вятрович А.В., (электрогазосварщики), занятым на работах с вредными, опасными и тяжелыми условиями труда.

По результатам проверки составлен акт от 06.08.2018 № 007V10180000247 и принято решение от 06.09.2018 №  007V12180000174, в соответствии с которым Обществу доначислены страховые взносы за период 1 квартал 2015 года - 9 месяцев 2016 года в размере 20 119,01 руб., пени в размере 1927,14 руб. Общество  привлечено к ответственности на основании части 1 статьи 47 Закона № 212-ФЗ в виде штрафа в размере 4023,80 руб. Кроме того, Обществу начислены штрафные санкции на основании части 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее – Закон № 27-ФЗ) за представление неполных (недостоверных) сведений отражаемых в разделе 6 (Сведения о сумме выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица, занятого на соответствующих видах работ, с которых начислены страховые взносы по дополнительному тарифу для отдельных категорий плательщиков страховых взносов, указанных в частях 1, 2 и 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ) отчета РСВ-1 за период 1 квартал 2015 года - 9 месяцев 2016 года в размере 3838,15 руб.

Не согласившись с решением Фонда, Общество обратилось в арбитражный суд.

В обоснование заявленного требования Общество указывает на неправомерность доначисления страховых взносов по дополнительному тарифу на выплаты в виде заработной платы в пользу Гуляева Н.Г., Макарова А.Г., Вятрович А.В., поскольку указанные работники не были заняты в течение полного рабочего дня на видах работ, указанных в подпункте 2-7 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) и, соответственно, не имели права на досрочную пенсию.

Кроме того Общество  отмечает, что рабочие места с вредными и (или) опасными условиями труда, дающим право на досрочное (льготное) пенсионное обеспечение, по итогам проведенной оценки не установлены.

Общество полагает, что должно быть освобождено от ответственности, поскольку руководствовалось письмами  Минтруда России и Минфина России.

Подробно доводы Общества изложены в заявлении и письменных пояснениях по делу.

Суд считает, что требования Общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно подпункту «а» пункта 1 части 1 статьи 5 Закона № 212-ФЗ плательщиками страховых взносов являются организации, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

В соответствии с частью 1 статьи 7 Закона № 212-ФЗ объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц по трудовым договорам и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых лицам, указанным в пункте 2 части 1 статьи 5 названного Федерального закона), а также по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства. Объектом обложения страховыми взносами для плательщиков страховых взносов, указанных в подпункте "а" пункта 1 части 1 статьи 5 указанного Федерального закона, признаются также выплаты и иные вознаграждения, начисляемые в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

На основании части 1 статьи 8 Закона № 212-ФЗ база для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи  5 указанного Федерального закона, определяется как сумма выплат и иных вознаграждений, предусмотренных частью 1 статьи 7 названного Федерального закона, начисленных плательщиками страховых взносов за расчетный период в пользу физических лиц, за исключением сумм, указанных в статье 9 названного Федерального закона.

Федеральным законом от 03.12.2012 № 243-Ф3 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обязательного пенсионного страхования» в Закон № 212-ФЗ с 01.01.2013 введена статья 58.3 «Дополнительные тарифы страховых взносов для отдельных категорий плательщиков страховых взносов с 1 января 2013 года».

В соответствии с названной статьей устанавливаются дополнительные тарифы страховых взносов в отношении выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, занятых на соответствующих видах работ, указанных в пункте 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ.

При этом согласно положениям статьи 58.3 Федерального закона № 212-ФЗ условием, при котором страховые взносы следует уплачивать по дополнительным тарифам, является занятость работников на соответствующих видах работ.

Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций) в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» утверждаются Правительством Российской Федерации.

Согласно постановлениями Правительства Российской Федерации от 18.07.2002 № 537 «О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, подлежит применению Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 (далее - Список № 2).

Согласно разделу 33 Списка № 2 право на досрочное пенсионное обеспечение имеют работники, занятые в профессии «электрогазосварщик» (23200000-19756).

В силу части 6 статьи 30 Закона № 400-ФЗ периоды работы, предусмотренные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, имевшие место после 1 января 2013 года, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии начисления и уплаты страхователем страховых взносов по соответствующим тарифам, установленным статьей 58.3 Закона № 212-ФЗ. При этом условия назначения страховой пенсии по старости, установленные пунктами 1-18 части 1 настоящей статьи, применяются в том случае, если класс условий труда на рабочих местах по работам, указанным в пунктах 1-18 части 1 настоящей статьи, соответствовал вредному или опасному классу условий труда, установленному по результатам специальной оценки условий труда.

Согласно части 2.1 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, дополнительные тарифы страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации применяются в зависимости от установленного по результатам специальной оценки условий труда, проводимой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, класса условий труда.

Как определено в пункте 7 статьи 7 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» при установлении дополнительного тарифа страховых взносов, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, с учетом класса (подкласса) условий труда на рабочем месте применяются результаты специальной оценки условий труда.

Результаты аттестации рабочих мест по условиям труда или специальной оценки условий труда фактически влияют только на размер дополнительных тарифов страховых взносов. При этом страховые взносы по дополнительным тарифам на выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу работников, занятых в профессии отнесенной к списку № 2, начисляются независимо от того, была ли проведена аттестации рабочих мест по условиям труда или специальная оценка условий труда.

В ходе проверки установлено, что Гуляев Н.Г., Макаров А.Г., Вятрович А.В. приняты на основную работу по трудовому договору и приказу по предприятию на должность «электрогазосварщик», указанная профессия относится к Списку № 2.

Исходя из сведений, содержащихся в табеле учета рабочего времени установлено, что Гуляев Н.Г., Макаров А.Г., Вятрович А.В., работали по профессии электрогазосварщик полный рабочий день.

Доплат за совмещение Гуляевым Н.Г., Макаровым А.Г., Вятрович А.В. не льготных профессий в ходе проверки не установлено. Раздельный учет рабочего времени занятости на работах с вредными и допустимыми условиями труда и раздельный учет начисления заработной платы за работу в разных условиях труда обществом не велся.

Кроме того, в ходе проверки было установлено, что аттестация рабочих мест и специальная оценка условий труда электрогазосварщиков в проверяемом периоде не проводилась.

В связи с отсутствием аттестации рабочих мест и специальной оценки условий труда электрогазосварщиков, страховые взносы по дополнительному тарифу на выше указанные должности/профессии за 1 квартал 2015 года - 9 месяцев 2016 года должны исчисляться в соответствии с частью 2 статьи 58.3 Закона № 212-ФЗ, в размере 6%. После проведенной специальной оценки условий труда профессии электрогазосварщика с учетом установленного итогового подкласса условий труда.

Ссылка заявителя на протокол оценки условий труда профессии «электрогазосварщик» от 12.10.2016 судом отклоняется, поскольку страховые взносы по дополнительному тарифу в рамках выездной проверки начислены за период до проведения спецоценки.

Довод Общества о том, что работники фактически были заняты менее 80 процентов рабочего времени, судом отклоняется, поскольку невключение какого-либо периода в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с тем, что работа во вредных условиях труда занимает ежедневно менее 80 процентов рабочего времени, не освобождает плательщика страховых взносов от обязанности начислять страховые взносы по дополнительным тарифам (определение Верховного Суда Российской Федерации от 01.11.2018 № 310-КГ18-10562 по делу № А64-3850/2017).

При этом, содержащиеся в статье 58.3 Закона № 212-ФЗ отсылка к положениям пунктов 2-18 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ касается лишь видов работ, в отношении которых применяются дополнительные тарифы, а не условия их выплаты. Исчисление и уплата страховых взносов по дополнительному тарифу согласно части 2 статьи 58 Закона № 212-ФЗ не поставлены в зависимость от факта наличия или отсутствия у работников, занятых на работах с вредными условиями труда, права на досрочную пенсию (определение Верховного Суда РФ от 11.10.2016 № 310-КГ16-11033, определение Верховного Суда РФ от 12.03.2018
№ 303-КГ18-283).

При изложенных обстоятельствах требование заявителя не подлежит удовлетворению.

Иные доводы сторон и представленные в дело доказательства, оцененные по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судом также отклоняются, поскольку не опровергают выводы суда.

В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленного требования отказать.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме.

Судья                                                                        С.С. Паниотов