НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 24.04.2012 № А29-2810/2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

27 апреля 2012 года Дело № А29-2810/2012

Резолютивная часть решения объявлена 24 апреля 2012 года, полный текст решения изготовлен 27 апреля 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородниковой Н.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Козловой А.В,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (ИНН: 1109006429, ОГРН: 1041100852429)

к Закрытому акционерному обществу «Евролига-Тиман» (ИНН: 7730502253, ОГРН: 1047796005410)

о взыскании 1 228 770 руб. задолженности по регулярным платежам за пользование недрами

при участии:

от заявителя: Каранова В.В. – по доверенности № 04-28/19 от 26.04.2011

от ответчика:  не явились

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (далее – Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по РК, инспекция, налоговый орган) о взыскании с Закрытого акционерного общества «Евролига-Тиман» (далее - ЗАО «Евролига-Тиман», общество) 1228770 руб. задолженности по регулярным платежам за пользование недрами.

Ответчик письменный отзыв по существу заявленных требований не представил, в судебное заседание не явился.

В соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие ответчика, должным образом извещенного о месте и времени судебного заседания.

В судебном заседании, назначенном на 18 апреля 2012 года, объявлялся перерыв до 15 час. 00 мин. 24 апреля 2012 года на основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Информация о перерыве в судебном заседании размещалась на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми. После окончания перерыва судебное разбирательство продолжено.

Рассмотрев материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.

ЗАО «Евролига-Тиман» зарегистрировано в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией МНС РФ № 46 по г.Москве 06.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047796005410, статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 01.03.2012.

03.06.2008 ЗАО «Евролига-Тиман» были выданы лицензии на право пользования недрами СЫК 02059 НП (участок недр расположен в Усть-Куломском и Корткеросском районах Республики Коми, на 75 км южнее г. Ухта) и СЫК02060 НП (участок недр расположен в Усть-Куломском районе на 85 км южнее г. Ухта) с целевым назначением и видами работ – геологическое изучение (поиски и оценка) месторождений углеводородного сырья в пределах участков Тиманский-7, Тиманский-8 на территории Республики Коми. Срок окончания действия лицензий – 30 сентября 2011 г.

В соответствии со ст. 6 лицензионных соглашений к лицензиям СЫК 02059 НП и СЫК02060 НП владелец лицензии при пользовании недрами уплачивает в доход бюджета Российской Федерации регулярные платежи за пользование недрами в целях поисков и оценки месторождений углеводородов.

Согласно пунктам 6.1.3 лицензионных соглашений к лицензиям СЫК 02059 НП и СЫК02060 НП регулярные платежи уплачиваются за площадь участка недр по следующей ставке (с даты государственной регистрации лицензии СЫК 01737 НП – 120.09.2006):

191 руб. за 1 кв.м. – первый календарный год;

208 руб. за 1 кв.м. – второй и третий календарные годы;

227 руб. за 1 кв.м. – в четвертый и пятый календарные годы;

306 руб. за 1 кв.м. начиная с шестого календарного года.

Регулярные платежи уплачиваются за площадь участка недр, на которой запасы углеводородного сырья установлены и учтены Государственным балансом запасов полезных ископаемых Российской Федерации по ставке 5000 руб. за 1 кв.м. (п. 6.1.4 лицензионных соглашений к лицензиям СЫК 02059 НП и СЫК02060 НП).

ЗАО «Евролига-Тиман» в налоговый орган были представлены расчеты регулярных платежей за пользование недрами за 3,4 кварталы 2009 года, 1,2,3,4 кварталы 2010 года, 1,2,3 кварталы 2011 года.

Согласно представленных обществом в Межрайонную инспекцию ФНС России № 7 по РК расчетов регулярных платежей за пользование недрами сумма регулярных платежей за пользование недрами, подлежащая к уплате в бюджет, составила 1228770 руб., в том числе: за 3 квартал 2009 года – 125928 руб., за 4 квартал 2009 года – 125928 руб., за 1 квартал 2010 года – 125928 руб., за 2 квартал 2010 года – 125928 руб., за 3 квартал 2010 года – 0 руб., за 4 квартал 2010 года – 125928 руб., за 1 квартал 2011 года – 199710 руб., за 2 квартал 2011 года – 199710 руб., за 3 квартал 2011 года – 199710 руб.

С 01.01.2012 Межрайонная инспекция ФНС России № 7 по РК прекратила свою деятельность в связи с реорганизацией в форме присоединения к Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по РК. Согласно приказу от 02.11.2011 № 01-04/303@ Межрайонная инспекция ФНС России № 1 по РК является правопреемником в отношении задач, функций, прав, обязанностей и иных вопросов деятельности реорганизуемой Межрайонной инспекции ФНС России № 7 по РК.

По сведениям Межрайонной инспекции ФНС России № 1 по РК, уплата регулярных платежей за пользование недрами обществом за указанные периоды не производилась, задолженность составляет 1228770 руб.

01.11.2011 и 14.03.2012 налоговыми органами в адрес ЗАО «Евролига-Тиман» направлялись письма с предложением погасить имеющуюся задолженность по регулярным платежам за пользование недрами. Так как в добровольном порядке задолженность не была уплачена, инспекция обратилась в суд с настоящим заявлением.

Статьей 39 Закона Российской Федерации № 2395-1 от 21.02.1992 «О недрах» (далее – Закон «О недрах») установлено, что одним из видов платежей, уплачиваемых при пользовании недрами, являются регулярные платежи за пользование недрами.

В соответствии со статьей 43 Закона «О недрах» регулярные платежи за пользование недрами взимаются за предоставление пользователям недр исключительных прав на поиск и оценку месторождений полезных ископаемых, разведку полезных ископаемых, геологическое изучение и оценку пригодности участков недр для строительства и эксплуатации сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, строительство и эксплуатацию подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, за исключением инженерных сооружений неглубокого залегания (до 5 метров), используемых по целевому назначению.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются с пользователей недр отдельно по каждому виду работ, осуществляемых в Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации и в исключительной экономической зоне Российской Федерации и за пределами Российской Федерации на территориях, находящихся под юрисдикцией Российской Федерации (а также арендуемых у иностранных государств или используемых на основании международного договора, если иное не установлено международным договором).

Размеры регулярных платежей за пользование недрами определяются в зависимости от экономико-географических условий, размера участка недр, вида полезного ископаемого, продолжительности работ, степени геологической изученности территории и степени риска.

Ставка регулярного платежа за пользование недрами устанавливается за один квадратный километр площади участка недр в год.

Конкретный размер ставки регулярного платежа за пользование недрами устанавливается федеральным органом управления государственным фондом недр или его территориальными органами отдельно по каждому участку недр, на который в установленном порядке выдается лицензия на пользование недрами.

Пунктом 4 статьи 43 Закона «О недрах» установлено, что регулярные платежи за пользование недрами уплачиваются пользователями недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, равными долями в размере одной четвертой от суммы платежа, рассчитанного за год.

Регулярные платежи за пользование недрами взимаются в денежной форме и зачисляются в федеральные, региональные и местные бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации.

Пользователи недр ежеквартально не позднее последнего числа месяца, следующего за истекшим кварталом, представляют в территориальные органы Федеральной налоговой службы и уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти в области природных ресурсов по местонахождению участков недр расчеты регулярных платежей за пользование недрами по формам, утверждаемым Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством природных ресурсов Российской Федерации (п.6 ст.43 Закона «О недрах»).

Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 10.02.2009 № 11295/08 виды налогов и сборов, взимаемых на территории Российской Федерации, устанавливаются Налоговым кодексом Российской Федерации (далее - НК РФ). Из положений главы 2 НК РФ, определяющей систему налогов и сборов в Российской Федерации, не следует, что платежи за пользование недрами относятся к налоговым платежам. Порядок и сроки взимания регулярных платежей за пользование недрами регулируются Законом о недрах.

В силу пункта 1 статьи 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (далее – Положение о Федеральной налоговой службе) установлено, что Федеральная налоговая служба (ФНС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, в пределах компетенции налоговых органов.

Согласно пункту 4 Положения о Федеральной налоговой службе ФНС России осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.

В соответствии с Федеральными законами от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», от 02.12.2009 № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» Федеральная налоговая служба является главным администратором регулярных платежей за пользование недрами при пользовании недрами (ренталс) на территории Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 БК РФ администратор доходов бюджета, осуществляет начисление, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов, а также осуществляет взыскание задолженности по ним.

Таким образом, налоговые органы, являясь главным администратором регулярных платежей за пользование недрами, осуществляют контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения этих платежей.

В соответствии со статьей 213 Арбитражного процессуального кодекса РФ государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.

Заявление о взыскании подается в арбитражный суд, если не исполнено требование заявителя об уплате взыскиваемой суммы в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты.

В силу статьи 50 Закона о недрах рассмотрению в суде или арбитражном суде подлежат: финансовые, имущественные и иные споры, связанные с пользованием недрами.

Сроки взыскания задолженности по регулярным платежам за пользование недрами Законом о недрах не предусмотрены. Положения НК РФ в части взыскания задолженности к данным правоотношениям не применяются.

В силу изложенного, суд считает, что в данном случае необходимо руководствоваться статьей 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, которой определен трехлетний срок исковой давности.

Судом установлено и подтверждается представленными в дело материалами, что обязанность по уплате регулярных платежей за пользование недрами ЗАО «Евролига-Тиман» за 3,4 кварталы 2009 года, 1-4 кварталы 2010 года, 1-3 кварталы 2011 года не исполнена.

На основании изложенного, заявление инспекции подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст. 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

Согласно ст.333.18 НК РФ государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования удовлетворить.

Взыскать с закрытого акционерного общества «Евролига-Тиман», расположенного по адресу: Республика Коми, г.Ухта, Набережная Нефтяников, д.20А, зарегистрированного в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией МНС РФ № 46 по г.Москве 06.01.2004 за основным государственным регистрационным номером 1047796005410, в доход бюджета 1 228 770 руб. задолженностипо регулярным платежам за пользование недрами, а также в доход федерального бюджета 25 287 руб. 70 коп. государственной пошлины.

2. Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.

3. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья Н.С. Огородникова