НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 24.02.2021 № А29-15711/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

03 марта 2021 года     Дело № А29-15711/2020

Резолютивная часть решения объявлена февраля 2021 года , полный текст решения изготовлен марта 2021 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Скрипиной Е.С.

при ведении протокола судебного заседания секретарём судебного заседания Бердниковой А.Е.,

рассмотрев в судебном заседании 24.02.2021г. дело по иску

Общества с ограниченной ответственностью «Нова» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к Управлению городского хозяйства и благоустройства администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (ИНН: 1103043696 , ОГРН:1091103000010)

о признании недействительным протокола и признании истца участником конкурса

в отсутствие представителей в заседании,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Нова» (Истец, Общество) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Управлению городского хозяйства и благоустройства Администрации муниципального образования городского округа «Воркута» (Ответчик, Управление) о признании недействительным и подлежащем отмене протокола № 2020/20 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 10.12.2020 (извещение № 051120/2703041/01) и признании общества с ограниченной ответственностью «Нова» участником конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами (извещение № 051120/2703041/01).

Ответчик отклонил исковые требования, изложив свои доводы в письменном отзыве на иск.

Рассмотрев материалы дела, судом установлено следующее.

Управление выступало организатором открытого конкурса по отбору управляющих организаций на право заключения договоров управления многоквартирными домами по размещенным на сайте www.torgi.gov.ru конкурсной документации и извещению номер 051120/2703041.

Истец подавал заявки на участие в данном конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами по лотам №1, 2, 4, 6, 8-11, 13-16.

Согласно протоколу №2020/20 рассмотрения заявок на участие в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами от 10 декабря 2020 года заявки Общества не допущены к участию в конкурсе в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 Правил и конкурсной документации.

Из представленного протокола также следует, что заявки двух других участников в данном конкурсе - ООО "Воргашорсервис" (по лотам №№1-6, 9-11) и ООО "Китеж" (по лотам №№1-7, 9-10) также не были допущены конкурсной комиссией к участию в конкурсе.

Согласно размещенной на официальном сайте www.torgi.gov.ru информации, торги признаны несостоявшимися по всем лотам в связи с отсутствием допущенных участников.

В тот же день письмом 05-02/09-7217 Управление уведомило об отказе в допуске ООО "НОВА" к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г.Воркута (извещение № 051120/2703041/01) в связи с несоответствием заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52-53 Правил и конкурсной документацией (отсутствие в заявке указания срока действия лицензии на право управления многоквартирными домами, даты составления баланса). Также в письме указано о сроках возврата денежных средств, внесенных Обществом в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе.

Общество с указанным отказом в допуске к участию в конкурсе не согласно и считает, что организатором конкурса грубо нарушены его права.

Общество обжаловало действия конкурсной комиссии в части принятия решения об отказе в допуске к участию в конкурсе в Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Коми (далее - Коми УФАС России).

По результатам рассмотрения жалобы в порядке статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 №135-ФЗ "О защите конкуренции" решением комиссии Коми УФАС России от 30 декабря 2020 года №01-122/64 жалоба признана необоснованной.

Оценив правовые позиции сторон, суд не нашел достаточных оснований для удовлетворения заявленного иска исходя из следующего.

Постановлением Правительства Российской Федерации № 75 утверждены Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом (далее - Правила).

Согласно пункту 18 Правил основаниями для отказа допуска к участию в конкурсе являются: непредставление определенных пунктом 53 настоящего постановления документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений; несоответствие претендента требованиям, установленным пунктом 15; несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил.

Согласно п. 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе, форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению № 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с нормами Правил, заявка должна быть оформлена претендентом по утвержденной форме и согласно порядку ее заполнения, установленному инструкцией.

Согласно п. 68 Правил конкурсная комиссия оценивает заявки на участие в конкурсе на соответствие требованиям, установленным конкурсной документацией, а также на соответствие претендентов требованиям, установленным пунктом 15 Правил. Несоответствие заявки претендента требованиям конкурсной документации и Правил наделяет конкурсную комиссию не только правом, но и обязанностью по ее отклонению.

ООО «НОВА» отказано в допуске к участию в конкурсе по отбору управляющей организации для управления многоквартирными домами, расположенными в г. Воркута указания срока действия лицензии на управление многоквартирными домами, даты составления баланса).

Согласно п. 4.4 и 4.5 утвержденной в составе конкурсной документации инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе:

«4.4. Копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, в случае если федеральным законом установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом. К заявке на участие в конкурсе прилагаются копии таких документов, а в тексте заявки указываются их реквизиты: серия и номер (если имеются), дата выдачи, срок действия, орган, выдавший документ…

4.5. Утвержденный бухгалтерский баланс за последний год представляется в копии с отметкой налогового органа. К балансу прилагается решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об утверждении бухгалтерского баланса общества, принятого в соответствии с п. 9 ст. 13 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете», подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью». В заявке на участие в конкурсе указывается дата составления баланса, а также количество листов, на которых представлен документ.»

Утверждение заявителя о том, что все документы соответствуют требованиям конкурсной документации несостоятельно и противоречит фактическим обстоятельствам, поскольку представленные заявки не соответсвуют требованиям инструкции по заполнению заявки, входящей в состав конкурсной документации.

Довод заявителя о том, что пакет документов, приложенных к заявке, соответствует установленным требованиям, и отсутствие данных в заявке при наличии этих данных в приложенных документах не является существенным нарушением также несостоятелен, поскольку наличие документов не отменяет требований к форме и существу представляемой заявки.

Конкурсная комиссия равнозначно оценила заявки всех претендентов на участие в конкурсе. Всем претендентам отказано в допуске к участию в конкурсе в связи с нарушением требований, установленных конкурсной документацией и Правилами. Все претенденты находились в равном положении, ограничения конкуренции допущено не было.

В соответствии с частью 4 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации в случаях, предусмотренных данной нормой. Таким порядком являются Правила проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2006 N 75 (далее - Правила).

Согласно пункту 5 Правил основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса, является нарушение процедуры организации или проведения конкурса.

Пунктом 15 Правил установлен исчерпывающий перечень требований к претендентам.

В силу пункта 16 Правил организатор конкурса при проведении конкурса не вправе устанавливать иные требования к претендентам.

В случае установления фактов несоответствия участника конкурса требованиям к претендентам, установленным пунктом 15 Правил, конкурсная комиссия отстраняет участника конкурса от участия в конкурсе на любом этапе его проведения (пункт 19 Правил); отказ в допуске к участию в конкурсе по основаниям, не предусмотренным пунктом 18 Правил, не допускается. Решение конкурсной комиссии об отказе в допуске к участию в конкурсе претендента либо об отстранении участника конкурса от участия в конкурсе может быть обжаловано таким лицом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 20 Правил).

Согласно пункту 53 Правил заявка на участие в конкурсе включает в себя, среди прочего, сведения и документы о претенденте: наименование, организационно-правовую форму, место нахождения, почтовый адрес - для юридического лица.

Требовать от претендента представления документов, не предусмотренных пунктом 53 Правил, не допускается (пункт 54 Правил).

Наряду с этим из положений Правил следует, что понятие "заявки" используется в двух значениях: 1) само заявление об участии в конкурсе с предложениями претендента по условиям договора управления многоквартирным домом (подпункт 8 пункта 41 Правил); пакет документов, включая данное заявление (пункт 53 Правил).

 На основании подпунктов 1, 3 пункта 18 Правил основаниями для отказа в допуске к участию в конкурсе, в том числе является непредставление определенных пунктом 53 Правил документов либо наличие в таких документах недостоверных сведений, а также несоответствие заявки на участие в конкурсе требованиям, установленным пунктами 52 - 53 Правил.

Для участия в конкурсе претендент подает заявку по форме, предусмотренной приложением N 4 к настоящим Правилам (пункт 52 Правил).

Согласно пункту 41 Правил конкурсная документация, утверждаемая организатором конкурса, включает в себя, в том числе: форму заявки на участие в конкурсе согласно приложению N 4 и утвержденную организатором конкурса инструкцию по ее заполнению.

Исходя из буквального толкования абзаца четвертого подпункта 2 пункта 53 Правил следует, что бухгалтерский баланс, представляемый в составе конкурсной заявки, должен быть утвержден.

Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (далее - Закон о бухгалтерском учете) годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность, за исключением случаев, установленных настоящим Федеральным законом, состоит из бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и приложений к ним.

Согласно частям 8, 9 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете бухгалтерская (финансовая) отчетность считается составленной после подписания ее руководителем экономического субъекта. Утверждение и опубликование бухгалтерской (финансовой) отчетности осуществляются в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

Из положений частей 8, 9 статьи 13 Закона о бухгалтерском учете следует, что необходимо различать такие самостоятельные действия, как составление и утверждение бухгалтерской отчетности. Бухгалтерская отчетность считается составленной после подписания ее руководителем организации. При этом утверждается бухгалтерская отчетность в порядке и случаях, которые установлены федеральными законами.

По пункту 6 части 2 статьи 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью" (далее - Закон об обществах с ограниченной ответственностью) к компетенции общего собрания участников общества относится утверждение годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов. Согласно части 6 статьи 37 Закона об обществах с ограниченной ответственностью исполнительный орган общества организует ведение протокола общего собрания участников общества. Согласно статье 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью в обществе, состоящем из одного участника, решения по вопросам, относящимся к компетенции общего собрания участников общества, принимаются единственным участником общества единолично и оформляются письменно. При этом положения статей 34, 35, 36, 37, 38 и 43 настоящего Федерального закона не применяются, за исключением положений, касающихся сроков проведения годового общего собрания участников общества.

Согласно пункту 4.5 инструкции по заполнению заявки на участие в конкурсе в составе конкурсной документации утвержденный бухгалтерский баланс за последний год представляется в копии с отметкой налогового органа. К балансу прилагается решение общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об утверждении бухгалтерского баланса общества, принятого в соответствии с п. 9 ст. 13, подп. 6 п. 2 ст. 33 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью".

ООО "Нова" состоит из одного участника. Согласно пункту 6.2 Устава ООО "Нова", утвержденного 27.09.2018, к компетенции единственного участника общества относится, в том числе утверждение годовых бухгалтерских балансов. По пункту 6.4 Устава ООО "Нова" решения по вопросам, относящимся к компетенции единственного участника общества, принимаются единолично и оформляются письменно.

Следовательно, в силу статьи 39 Закона об обществах с ограниченной ответственностью, пунктов 6.2, 6.4 Устава ООО "Нова" решение по утверждению годовых бухгалтерских балансов принимается единолично единственным участником ООО "Нова" и должно быть оформлено письменно.

К заявке прилагаются, в том числе, копии документов, подтверждающих соответствие претендента требованию, установленному подпунктом 1 пункта 15 Правил, в случае, если федеральным законом установлены требования к лицам, осуществляющим выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом. К заявке на участие в конкурсе прилагаются копии таких документов, а в тексте заявки указываются их реквизиты: серия и номер (если имеются), дата выдачи, срок действия, орган, выдавший документ.

Согласно положениям частей 1, 2 статьи 192 Жилищного кодекса Российской Федерации деятельность по управлению многоквартирными домами осуществляется управляющими организациями на основании лицензии на осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами, выданной органом государственного жилищного надзора на основании решения лицензионной комиссии субъекта Российской Федерации. Под деятельностью по управлению многоквартирным домом понимается выполнение работ и (или) оказание услуг по управлению многоквартирным домом на основании договора управления многоквартирным домом.

Поскольку форма заявки, предусмотренная приложением №4 к правилам, указывает на необходимость указания  в приложении к заявке копий  документов, подтверждающих соответствие претендента требованию,   установленному   подпунктом   1   пункта  15  Правил,  в случае если федеральным законом установлены требования к лицам,    осуществляющим   выполнение   работ,   оказание   услуг, предусмотренных договором управления многоквартирным домом (наименование и реквизиты документов, количество листов), а инструкция по ее заполнению к указываемым в тексте заявки реквизитам относит, в том числе, срок действия такого документа, отсутствие в заявках Общества срока действия лицензии на управление многоквартирными домами указывает о наличии оснований для принятия обжалуемого решения об отклонение заявок Общества как несоответствующих требованиям пункта 52 Правил.

Кроме того, суд принимает во внимание следующее.

Как разъяснено в пункте 1 информационного письма Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2005 N 101 "Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с признанием недействительными публичных торгов, проводимых в рамках исполнительного производства" лицо, обращающееся с требованием о признании торгов недействительными, должно доказать наличие защищаемого права или интереса с использованием мер, предусмотренных гражданским законодательством. Нарушения порядка проведения торгов не могут являться основаниями для признания торгов недействительными по иску лица, чьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

Положения частей 1 и 2 статьи 449 ГК РФ в их системной связи направлены на реальное восстановление нарушенных прав заинтересованного лица, в связи с чем лицо, обращающееся в суд с требованием об оспаривании результатов торгов должно доказать наличие защищаемого права или интереса. Нарушение порядка проведения торгов не может являться основанием для признания их недействительными по иску лица в случае, если ничьи имущественные права и интересы данными нарушениями не затрагиваются и не могут быть восстановлены при применении последствий недействительности заключенной на торгах сделки.

В рассматриваемом случае ни один из заявивших претендентов на участие в конкурсе по извещению №051120/2703041/01 не был допущен к участию в этом конкурсе, конкурс признан несостоявшимся в связи с отсутствием допущенных участников. Победитель конкурса не выбран, договоры ни с кем из заявленных претендентов не были заключены.

При таких обстоятельствах заявленный истцом способ восстановления своих прав - признание Общества участником конкурса по отбору управляющей организации - не может быть реализован. Соответственно, права Общества удовлетворением данного требования не могут быть восстановлены.

С учетом изложенного суд отказывает в иске и относит расходы по уплате государственной пошлины по правилам статьи 110 АПК РФ на истца.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований отказать.

Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Нова» (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 6 000 рублей.

Исполнительный лист выдать после вступления решения в законную силу.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                   Е.С. Скрипин