АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
22 мая 2014 года Дело № А29-3125/2014
Резолютивная часть решения объявлена 22 мая 2014 года, полный текст решения изготовлен 22 мая 2014 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Вахричева Е.Н.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Никитиной Д.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (ИНН: 1101465149, ОГРН: 1021100527744)
к Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 47 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (ИНН: 1118002389, ОГРН: 1021101085796)
о взыскании задолженности по удержаниям с осужденных в сумме 1 231 772 руб. 21 коп.,
при участии в судебном заседании
от истца: Клубет А.М. – по доверенности; Долинная Е.С. – без доверенности;
установил:
Главное управление Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми (далее – ГУФСИН по РК, истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к ответчику - Федеральному казенному учреждению «Колония-поселение № 47 Объединения исправительных учреждений с особыми условиями хозяйственной деятельности Главного управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Коми» (далее – ФКУ КП-47 ОИУ ОУХД ГУФСИН по РК, ответчик) о взыскании задолженности по удержаниям с осужденных в сумме 1 231 772 руб. 21 коп.
Определением арбитражного суда от 29.04.2013 исковое заявление принято к производству, предварительное судебное заседание по делу назначено на 22.05.2014.
В данном определении суд указал на возможность перехода к рассмотрению дела в судебном заседании при отсутствии возражений сторон.
Ответчик надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, не обеспечил явку своего представителя в судебное заседание, заявив ходатайство о возможности рассмотрения дела в его отсутствие.
В материалы дела от ответчика поступил отзыв на иск с указанием на пропуск истцом срока исковой давности по заявленным требованиям и наличии в связи с этим оснований для отказа в удовлетворении исковых требований.
На основании статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика по имеющимся доказательствам.
Представитель истца в предварительном судебном заседании заявил о возможности перехода к рассмотрению дела в судебном заседании.
Ответчик в отзыве на иск не возражает против перехода к рассмотрению дела по существу.
С учетом вышеизложенного, суд завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.
Представитель истца в судебном заседании настаивает на исковых требованиях, вместе с тем поддерживает доводы ответчика о пропуске срока исковой давности при обращении с настоящим иском в арбитражный суд.
Заслушав представителя истца и исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Из материалов дела следует, что исковые требования о взыскании 1 231 772 руб. 21 коп. заявлены истцом вследствие ненадлежащего исполнения ответчиком обязанности по перечислению в доход федерального бюджета денежных средств, удержанных в период с 01.01.2008 по 01.02.2011 из заработной платы и пенсий лиц, осужденных к лишению свободы, в результате чего у ответчика перед истцом образовалась задолженность в сумме 1 231 772 руб. 21 коп.
Ответчик указал на пропуск срока исковой давности по заявленным истцом требованиям.
В силу статьи 107 и части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации из заработной платы, пенсий и иных доходов осужденных к лишению свободы производятся удержания для возмещения расходов по содержанию осужденных в соответствии с частью 4 статьи 99 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации осужденные, получающие заработную плату, и осужденные, получающие пенсию, возмещают стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды. С осужденных, уклоняющихся от работы, указанные расходы удерживаются из средств, имеющихся на их лицевых счетах. Возмещение стоимости питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены производится ежемесячно в пределах фактических затрат, произведенных в данном месяце.
Таким образом, питание и материально-бытовое обеспечение осужденных осуществляется за счет средств самих осужденных. Стоимость питания, одежды, коммунально-бытовых услуг и индивидуальных средств гигиены, кроме стоимости специального питания и специальной одежды, ежемесячно удерживается из заработка или пенсии осужденного, а с осужденных, отказывающихся от работы без уважительных причин, - из средств, имеющихся на их лицевых счетах.
Исходя из норм статьи 107 и части 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, а также в связи с тем, что расходы по содержанию осужденных лиц несет государство (федеральный бюджет) с последующим возмещением за счет средств, удержанных из доходов указанной категории лиц, названные средства подлежат перечислению в федеральный бюджет.
В соответствии с Приказами Федеральной службы исполнения наказаний от 12.04.2006 № 161, от 16.08.2010 № 361 за Федеральной службой исполнения наказаний (далее - ФСИН России), территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России, закреплены полномочия администратора доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, предусмотренным пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, по кодам доходов федерального бюджета в пределах их компетенции на соответствующий финансовый год.
В соответствии с пунктом 2 статьи 160.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации администратор доходов бюджета обладает полномочиями по осуществлению начисления, учета и контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней и штрафов по ним, а также осуществлению взыскания задолженности по платежам в бюджет, пеней и штрафов.
Таким образом, ГУФСИН России по Республике Коми наделено полномочиями по взысканию в судебном порядке платежей, подлежащих перечислению в доход федерального бюджета в соответствии с частью 4 статьи 99 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
В силу части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.
В подтверждение доводов о наличии у ответчика в лице ФКУ КП-47 ОИУ ОУХД ГУФСИН по РК задолженности по платежам в доход федерального бюджета за период с 01.01.2008 по 01.02.2011 истец предоставил в материалы дела акт сверки взаимных расчетов по состоянию на 01.02.2014 между сторонами по спору, информацию о поступлении доходов в федеральный бюджет (отчеты по форме 1-БФ, утв. в приложении № 1 к приказу ФСИН России от 16.08.2010 № 361) за 2008-2010 и январь 2011.
Как видно из указанных документов и расчета суммы иска, представленного истцом, в спорный период с 01.01.2008 по 01.02.2011 ответчик удержал из заработной платы (пенсий) лиц, осужденных к лишению свободы, денежные средства в размере 1 231 772 руб. 21 коп. задолженность в указанном размере ответчик по существу не оспаривает, но указывает на пропуск истцом срока исковой давности по требованию о взыскании долга за весь спорный период.
Согласно пункту 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса исковая давность, установленная гражданским законодательством Российской Федерации, не распространяется на требования Российской Федерации, возникшие:
- в связи с предоставлением на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, в том числе бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) и иных бюджетных кредитов (ссуд), включая требования по уплате процентов и (или) иных платежей, предусмотренных законом и (или) договором (соглашением), в том числе требования о неосновательном обогащении и возмещении убытков;
- в связи с предоставлением и (или) исполнением Российской Федерацией государственных гарантий Российской Федерации;
- по обязательствам целевого финансирования юридических лиц, условием предоставления которого являлась передача акций в собственность Российской Федерации;
- из договоров и иных сделок об обеспечении исполнения указанных в настоящем пункте обязательств.
Таким образом, срок исковой давности, установленный гражданским законодательством, не распространяется на бюджетные правоотношения по поводу предоставления на возвратной и (или) возмездной основе бюджетных денежных средств, когда договор, предметом которого являются бюджетные средства, заключается коммерческими организациями, одна из которых является агентом Правительства Российской Федерации.
Поскольку исковые требования не вытекают из бюджетных правоотношений, перечисленных в пункте 4 статьи 93.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации, на них распространяются положения гражданского законодательства об исковой давности.
Общий срок исковой давности, в силу статьи 196 Гражданского кодекса Российской Федерации, установлен в пределах трех лет.
В соответствии с пунктами 1 и 2 статьи 200 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права. Изъятия из этого правила устанавливаются гражданским законодательством и иными законами. По обязательствам с определенным сроком исполнения течение исковой давности начинается по окончании срока исполнения.
Пунктами 1 и 2 статьи 314 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что в случаях, когда обязательство не предусматривает срок его исполнения и не содержит условий, позволяющих определить этот срок, оно должно быть исполнено в разумный срок после возникновения обязательства.
Пунктом 2 Приказа ФСИН РФ от 12.04.2006 №161 «Об администрировании перечисления средств в доход федерального бюджета подразделениями уголовно-исполнительной системы» (утратил силу с 15.08.2010 в связи с изданием Приказа ФСИН РФ от 16.08.2010 №361) утверждена и введена в действие с 1 мая 2006 года форма оперативной отчетности 1-БФ (Доход) «Информация о поступлении доходов в федеральный бюджет» (Приложение N 1 к приказу).
В соответствии с пунктами 5, 7 названного Приказа перечисление удержаний из заработной платы осужденных за их содержание осуществляется учреждениями, исполняющими наказания в виде лишения свободы, из средств, находящихся на лицевом счете учреждения. Представление отчетов по форме 1-БФ территориальными органами ФСИН России и учреждениями, непосредственно подчиненными ФСИН России производится в ФБУ «Научно-исследовательский институт информационных и производственных технологий Федеральной службы исполнения наказаний» к 3 числу месяца, следующего за отчетным. ФБУ НИИИиПТ ФСИН России обеспечивает обработку, обобщение, формирование базы данных по форме 1-БФ (Доход) и представляет в Финансово-экономическое управление ФСИН России сводный ежемесячный отчет по установленной форме не позднее 8 числа месяца, следующего за отчетным.
В связи с изложенным, представление администратору доходов федерального бюджета информации о размере средств, удержанных и зачисленных в бюджет соответствующего уровня согласно установленному порядку, производится подчиненными исправительными учреждениями ежемесячно в течение всего финансового года.
Учитывая изложенное, предусмотренный статьей 196 Гражданского кодекса общий срок исковой давности по требованиям со сроками оплаты с 01.01.2008 по 01.02.2011 года истек на дату обращения ГУФСИН России по Республике Коми в арбитражный суд с рассматриваемым исковым заявлением.
Согласно пункту 1 статьи 202 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности приостанавливается:
1) если предъявлению иска препятствовало чрезвычайное и непредотвратимое при данных условиях обстоятельство (непреодолимая сила);
2) если истец или ответчик находится в составе Вооруженных Сил, переведенных на военное положение;
3) в силу установленной на основании закона Правительством Российской Федерации отсрочки исполнения обязательств (мораторий);
4) в силу приостановления действия закона или иного правового акта, регулирующего соответствующее отношение;
5) если стороны отношений заключили соглашение о проведении процедуры медиации в соответствии с Федеральным законом «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)».
В силу статьи 203 Гражданского кодекса Российской Федерации течение срока исковой давности прерывается предъявлением иска в установленном порядке, а также совершением обязанным лицом действий, свидетельствующих о признании долга.
В пункте 20 совместного постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12/15.11.2007 N 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности» разъяснено, что к действиям, свидетельствующим о признании долга в целях перерыва течения срока исковой давности, исходя из конкретных обстоятельств, в частности, могут относиться: признание претензии; частичная уплата должником или с его согласия другим лицом основного долга и/или сумм санкций, равно как и частичное признание претензии об уплате основного долга; уплата процентов по основному долгу; изменение договора уполномоченным лицом, из которого следует, что должник признает наличие долга, равно как и просьба должника о таком изменении договора (например, об отсрочке или рассрочке платежа); акцепт инкассового поручения. При этом в тех случаях, когда обязательство предусматривало исполнение по частям или в виде периодических платежей и должник совершил действия, свидетельствующие о признании лишь какой-то части (периодического платежа), такие действия не могут являться основанием для перерыва течения срока исковой давности по другим частям (платежам).
С учетом изложенного и в отсутствие доказательств обратного, арбитражный суд не усматривает в деле оснований для приостановления либо перерыва течения срока исковой давности, предусмотренных статьями 202, 203 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Статьей 199 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что исковая давность применяется судом по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения. Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решению об отказе в иске.
Сам факт истечения срока исковой давности с учетом разъяснения, данного в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 12-15.11.2001 N 15/18 «О некоторых вопросах, связанных с применением норм Гражданского кодекса Российской Федерации об исковой давности», служит самостоятельным основанием для отказа в иске и исключает необходимость исследования представленных истцом доказательств.
Учитывая изложенное, заявление ответчика о пропуске исковой давности является обоснованным, в связи с чем, арбитражный суд отказывает в удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь статьями 104, 167-170, 180, 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Главному управлению Федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Коми в удовлетворении иска.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) в месячный срок с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Е.Н. Вахричев