ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
22 января 2024 года Дело № А29-14380/2023
Резолютивная часть решения объявлена января 2024 года , полный текст решения изготовлен января 2024 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Никитиной Д.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Путинцевой О.А.,
рассмотрев в судебном заседании дело по иску
Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:1101471400, ОГРН:1021100513774)
к Финансовому управлению Администрации муниципального района «Койгородский» (ИНН:1111002968, ОГРН:1091109000531)
о взыскании ущерба,
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Тонких Елена Анатольевна,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле,
установил:
Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – ОСФР по Республике Коми) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к финансовому управлению Администрации муниципального района «Койгородский» (далее – Финуправление Администрации МР «Койгородский») о взыскании 4 627 руб. 54 коп. ущерба в виде излишне выплаченной суммы пенсии по старости Тонких Елене Анатольевне за период с 01.06.2022 по 31.07.2022.
Ответчик представил в материалы дела отзыв от 04.12.2023 № 01-27-134, в котором указал, что истец на момент принятия решения об индексации пенсии располагал сведениями о работе Тонких Е.А., так как в его адрес 13.05.2022 представлялась отчётность по форме СЗВ-М за апрель 2022, кроме того 10.03.2022 в отчёте формы СЗВ-ТД было указано о приёме на работу Тонких Е.А.
ОСФР по Республике Коми в возражениях на отзыв от 14.12.2023 № 13-08/206450 пояснило, что для целей расчёта пенсии им используется исключительно форма СЗВ-М, представление ответчиком отчётности за последующие периоды не имеет правового значения, при непредставлении страхователем отчётности хотя бы за один месяц пенсионер признаётся неработающим и получает право на выплату пенсии с учётом индексации, соответственно ОПФР не могло прекратить выплату проиндексированной пении ранее поступления отчёта формы СЗВ-М.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещённые о времени и месте проведения предварительного судебного заседания, явку своих представителей не обеспечили.
Третье лицо отзыв на исковое заявление не представило.
При отсутствии возражений сторон и третьего лица суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил подготовку дела к судебному разбирательству и перешёл к рассмотрению иска по существу.
Исследовав материалы дела, арбитражный суд установил следующее.
Финуправление Администрации МР «Койгородский» в первоначальном отчёте формы СЗВ-М за март 2022 года не указало сведения о работе Тонких Е.А. (л.д. 17).
Дополнительный отчёт СЗВ-М за март 2022 года в отношении Тонких Е.А. сдан 10.08.2022 (л.д. 18).
В связи с отсутствием в отчётности информации о трудовой деятельности
Тонких Е.А. в марте 2022 года ОПФР по Республике Коми приняло решение от 28.05.2022 № 220000007243/В/М о повышении третьему лицу пенсии до 25 446 руб. 08 коп. (л.д. 14).
После получения дополняющего отчёта по форме СЗВ-М в отношении Тонких Е.А. истец принял решение от 28.09.2022 № 220000012173 о снижении пенсии до
23 132 руб. 31 коп.
Истец указывает, что в результате непредставления ответчиком отчётов по форме СЗВ-М март 2022 года произведена необоснованная выплата за июнь, июль 2022 года в общей сумме 4 627 руб. 54 коп. (л.д. 9)
Расчёт взыскиваемой суммы произведён истцом исходя из разницы между суммой пенсии в соответствии с решением от 28.05.2022 (25 446 руб. 08 коп.) и суммой пенсии в соответствии с решением от 28.09.2022 (23 132 руб. 31 коп.).
В соответствии с частью 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее – Закон о страховых пенсиях) пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию, суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии выплачиваются без учета индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.
Пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежали обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), в том числе полученные в связи с перерасчетом, предусмотренным частями 2, 5 - 8 статьи 18 настоящего Федерального закона, выплачиваются в размере, исчисленном в соответствии с настоящим Федеральным законом, с учетом индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с частями 6 и 7 статьи 16 настоящего Федерального закона и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с частью 10 статьи 18 настоящего Федерального закона, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, за период начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности (часть 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях).
Согласно части 8 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях в случае возобновления работы и (или) иной деятельности пенсионерами после осуществления индексации (увеличения) размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации и корректировки размера страховой пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации страховая пенсия, фиксированная выплата к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выплачиваются в сумме, причитавшейся на день, предшествующий дню возобновления работы и (или) иной деятельности.
Частью 4 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях предусмотрено, что установление факта осуществления (прекращения) пенсионерами трудовой деятельности должно производиться органами ПФР ежемесячно на основании сведений индивидуального персонифицированного учета.
В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона о страховых пенсиях физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), а работодатели, кроме того, - за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (часть 2.2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» в редакции, действовавшей до 01.07.2022).
Согласно части 2 статьи 28 Закона о страховых пенсиях, в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона о страховых пенсиях, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).
Как разъяснено в пункте 12 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015 № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействия) которого возник ущерб.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 07.02.2020 по делу № А29-15889/2018, от 25.03.2021 по делу
№ А11-4060/2020, в постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 27.12.2023 по делу № А29-3847/2023 представление страхователем отчётов о работе застрахованного лица за последующие периоды не исключает взыскания с работодателя излишне выплаченной пенсии. Получение Фондом от работодателей сведений, свидетельствующих о наличии трудовых отношений с соответствующими лицами в последующих периодах, расценивается лишь, как возобновление работы таких лиц.
В связи с тем, что основанием для повышения пенсии третьему лицу в рассматриваемом случае явилось отсутствие информации о работе за март 2022 года, а отчёт за март 2022 года сдан ответчиком только 10.08.2022, суд не может принять доводы Управления о своевременной сдаче отчёта за апрель 2022 года.
Возражения, касающиеся сдачи отчёта СЗВ-ТД, судом также отклоняются по следующим причинам.
Исходя из содержания статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации следующие документы:
- ежегодные отчёты о каждом работающем застрахованном лице (форма СЗВ-стаж),
- ежемесячные отчёты о каждом работающем застрахованном лице (форма СЗВ-М),
- отчёт о сумме заработка каждого застрахованного лица, на который начислялись страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, сумме начисленных страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в составе расчета по страховым взносам (формы РСВ),
- отчёт в случае приема на работу, перевода на другую постоянную работу и увольнения, подачи зарегистрированными лицами заявлений о продолжении ведения страхователем трудовых книжек либо о предоставлении страхователем зарегистрированным лицам сведений о трудовой деятельности (форма СЗВ-ТД).
Вместе с тем частью 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях в редакции, действовавшей до 01.07.2022, было предусмотрено, что решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии), определенных в порядке, предусмотренном частями 1 - 3 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктом 2.2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», то есть по форме СЗВ-М.
Возможность использования формы СЗВ-ТД помимо СЗВ-М при принятии решений о перерасчёте пенсий введено федеральным законом от 25.02.2022 № 18-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вступившим в силу 01.07.2022.
Согласно правовой позиции, изложенной в постановлениях Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 23.05.2023 по делу № А79-3049/2022, от 01.06.2023 по делу
№ А79-5039/2022, представление страхователем формы СЗВ-ТД до 01.07.2022 не может учитываться в качестве основания для прекращения выплаты пенсии в повышенном размере.
В рассматриваемом случае отчёт формы СЗВ-ТД сдан 10.03.2022, то есть до вступления в силу федерального закона от 25.02.2022 № 18-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», вследствие чего к правоотношениям сторон применяется редакции части 6 статьи 26.1 Закона о страховых пенсиях, действовавшая до 01.07.2022.
Вопреки позиции ответчика, в данном случае именно нарушение срока предоставление отчета по форме СЗВ-М привело к выплате третьему лицу излишней суммы пенсии и возникновению убытков у истца.
При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования удовлетворить.
Взыскать с Финансовому управлению Администрации муниципального района «Койгородский» (ИНН:1111002968, ОГРН:1091109000531) в пользу Отделения пенсионного и социального страхования по Республике Коми (ИНН:1101471400, ОГРН:1021100513774) 4 627 руб. 54 коп. ущерба.
Выдать исполнительный лист по ходатайству взыскателя после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.