НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 20.08.2020 № А29-8244/20

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

27 августа 2020 года               Дело № А29-8244/2020

Резолютивная часть решения объявлена августа 2020 года , полный текст решения изготовлен августа 2020 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Борисовой Е.Б.,

рассмотрев в судебном заседании заявление Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (ИНН:1101487576, ОГРН:1061101042133)

к Обществу с ограниченной ответственностью «Ригла» (ИНН:7724211288, ОГРН:1027700271290)

о привлечении к административной ответственности,

при участии:

от заявителя: Осипова О.П. по доверенности от 22.07.2020,

от ответчика: Северов С.В. по доверенности от 24.03.2020,

установил:

Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Республике Коми (далее - Территориальный орган Росздравнадзора по Республике Коми, административный орган, заявитель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о привлечении Общества с ограниченной ответственностью «Ригла» (далее – ООО «Ригла», Общество, ответчик) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушения (далее – КоАП РФ).

Определением суда от 16.07.2020 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание с последующим переходом к судебному разбирательству дела по существу назначено на 14.08.2020.

ООО «Ригла» с заявленными требованиями не согласилось, полагает, что квалификация правонарушения является неправильной, ответственность за вменяемое Обществу правонарушение несет руководитель аптечного пункта как лицо, наделенное организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями, отсутствуют доказательства, объективно подтверждающие факт реализации или отпуска лекарственного средства без рецепта, имеются основания для признания правонарушения малозначительным. Подробно доводы изложены в отзывах на заявление.

Поскольку возражений от сторон против перехода из предварительного в судебное заседание по первой инстанции в суд не поступило, суд в порядке пункта 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) завершил предварительное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании, открытом 14.08.2020, объявлялся перерыв до 20.08.2020, объявление о перерыве размещено на информационном стенде в помещении арбитражного суда и на официальном сайте Арбитражного суда Республики Коми в ИТС Интернет. После перерыва судебное заседание продолжено при участии представителей сторон.

Обществом заявлены ходатайства о вызове Моргунова С.А. на рассмотрение дела, об истребовании доказательств у органов ЗАГСа и МВД с целью подтверждения или опровержения даты рождения и наличия судимости (не судимости) Моргунова С.А., об отложении рассмотрения дела в связи с заявленными ходатайствами. Судом в удовлетворении данных ходатайств отказано; оснований, препятствующих рассмотрению дела в данном судебном заседании, не имеется.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.

В адрес Территориального органа Росздравнадзора по Республике Коми из отдела МВД России по г. Инте поступил материал проверки, согласно которому в рамках оперативно-розыскных мероприятий зарегистрировано в КУСП сообщение № 3533 о незаконном отпуске 28.05.2020 лекарственного средства без соответствующего бланочного рецепта под торговым названием «Азитромицин-Вертекс» в аптечном учреждении «Будь здоров» ООО «Ригла», расположенном по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Бабушкина, д. 1. Согласно инструкции к лекарственному препарату «Азитромицин-Вертекс» указаны условия отпуска из аптек - по рецепту.

Согласно сведениям, размещенным в реестре товарных знаков, правообладателем права использования товарного знака «Будь здоров!» является ООО «Ригла».

Усмотрев в действиях Общества признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, административный орган 06.07.2020 составил в отношении ООО «Ригла» протокол об административном правонарушении № 76, который вместе с материалами дела и заявлением о привлечении к административной ответственности направил в Арбитражный суд Республики Коми в соответствии с частью 3 статьи 23.1 КоАП РФ, статьями 203, 204 АПК РФ для рассмотрения по существу.

Согласно части 6 статьи 205 АПК РФ при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения, и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.

В соответствии с частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объективную сторону вменяемого обществу правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ образует осуществление лицензируемой деятельности с грубым нарушением лицензионных требований.

Объектом указанного нарушения являются общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.

При этом, согласно примечанию к статье 14.1 КоАП РФ понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее – Закон № 99-ФЗ) лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом.

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статья 2 Закона № 99-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона № 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 настоящего Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона № 99-ФЗ целями лицензирования отдельных видов деятельности является, в том числе, и предотвращение ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан.

На основании подпункта 47 пункта 1 статьи 12 Закона № 99-ФЗ лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.

На основании статьи 52 Федерального закона от 12.04.2010 № 61-ФЗ «Об обращении лекарственных средств» (далее – Закон № 61-ФЗ) фармацевтическая деятельность осуществляется организациями оптовой торговли лекарственными средствами, аптечными организациями, ветеринарными аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, медицинскими организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, и их обособленными подразделениями (амбулаториями, фельдшерскими и фельдшерско-акушерскими пунктами, центрами (отделениями) общей врачебной (семейной) практики), расположенными в сельских населенных пунктах, в которых отсутствуют аптечные организации, и ветеринарными организациями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность.

Порядок лицензирования фармацевтической деятельности, а также лицензионные требования и условия при осуществлении фармацевтической деятельности определены в постановлении Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 года № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» (далее - Положение о лицензировании).

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 Положения о лицензировании установлено, что лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать следующим лицензионным требованиям:

- соблюдение лицензиатом, осуществляющим розничную торговлю лекарственными препаратами для медицинского применения: аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил надлежащей аптечной практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на осуществление фармацевтической деятельности, правил отпуска наркотических средств и психотропных веществ, зарегистрированных в качестве лекарственных препаратов, лекарственных препаратов, содержащих наркотические средства и психотропные вещества, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, требований части 6 статьи 55 Федерального закона «Об обращении лекарственных средств» и установленных предельных размеров розничных надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.

В соответствии с пунктом 6 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

При этом под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом одного из требований, предусмотренных пунктом 5 настоящего Положения.

ООО «Ригла» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии с 32-мя приложениями на осуществление фармацевтической деятельности № ЛО-29-02-001202 от 24.04.2020, сроком действия – бессрочно.

Приложением № 21 к данной лицензии предусмотрено выполнение следующих работ (услуг): «хранение лекарственных препаратов для медицинского применения; розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения; отпуск лекарственных препаратов для медицинского применения» по адресу места осуществления деятельности: 169840, Республика Коми, г. Инта, ул. Бабушкина, д. 1 (аптечный пункт).

Поскольку Общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной ему лицензии, оно обязано соблюдать условия, установленные данной лицензией, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, в частности, Законом № 61-ФЗ, Положением о лицензировании.

Согласно части 2 статьи 55 Закона № 61-ФЗ виды аптечных организаций и правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

Правила отпуска лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе, иммунобиологических лекарственных препаратов, аптечными организациями, индивидуальными предпринимателями, имеющими лицензию на фармацевтическую деятельность утверждены Приказом Минздрава Российской Федерации от 11.07.2017 № 403н (далее - Правила отпуска).

Согласно пункту 4 Правил отпуска лекарственных препаратов по рецептам, выписанным на рецептурных бланках формы № 107-1/у, отпускаются иные лекарственные препараты, не указанные в абзацах первом, третьем - девятом настоящего пункта, за исключением лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта. Следовательно, лекарственный препарат «Азитромицин-Вертекс» должен был быть отпущен по рецепту.

Материалами дела подтверждается, что 28.05.2020 в аптечном пункте по адресу: Республика Коми, г. Инта, ул. Бабушкина, д. 1, в котором деятельность осуществляет ООО «Ригла», потребителю был реализован лекарственный препарат «Азитромицин-Вертекс» без предъявления рецепта врача.

Факт выявленного нарушения подтверждается объяснениями Моргунова С.А., кассовым чеком от 28.05.2020, инструкцией по медицинскому применению лекарственного препарата «Азитромицин-Вертекс», а также иными доказательствами.

Невыполнение юридическим лицом, имеющим лицензию на фармацевтическую деятельность, названных выше обязанностей, при наличии возможности и непринятии мер к их выполнению, свидетельствует о наличии в его деянии грубых нарушений лицензионных требований и, как следствие, состава правонарушения по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

Приведенный Обществом довод о том, что правонарушение квалифицируется по части 1 статьи 14.4.2 КоАП РФ, которая не отнесена к компетенции арбитражных судов, отклоняется.

Статьей 14.4.2 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение установленных правил оптовой торговли лекарственными средствами и порядка розничной торговли лекарственными препаратами.

Из пунктов 1, 6 Обзора судебной практики «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении арбитражными судами дел об административных правонарушениях, предусмотренных главой 14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 06.12.2017, следует, что осуществление обществом деятельности по реализации лекарственных препаратов с грубым нарушением лицензионных требований подлежит квалификации по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

В соответствии с подпунктом «г» пункта 5 и пунктом 6 Положения № 1081, нарушение правил отпуска лекарственных препаратов является грубым нарушением лицензионных требований.

Поскольку административным органом установлен факт грубого нарушения лицензионных требований, то совершенное Обществом правонарушение правомерно отнесено к части 4 статьи 14.1 КоАП РФ.

При таких обстоятельствах суд признает доказанным факт вмененного обществу правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 4 статьи 14.1 КоАП РФ правильной, в связи с чем, заявление о привлечении к административной ответственности удовлетворяется судом.

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Согласно части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

В соответствии с разъяснениями Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, содержащимися в пункте 16 Постановления от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях», в силу части 2 статьи 2.1 КоАП юридическое лицо привлекается к ответственности за совершение административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Рассматривая дело об административном правонарушении, арбитражный суд в судебном акте не вправе указывать на наличие или отсутствие вины должностного лица или работника в совершенном правонарушении, поскольку установление виновности названных лиц не относится к компетенции арбитражного суда.

Согласно пункту 16.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» при рассмотрении дел об административных правонарушениях арбитражным судам следует учитывать, что понятие вины юридических лиц раскрывается в части 2 статьи 2.1 КоАП. При этом в отличие от физических лиц в отношении юридических лиц КоАП формы вины (статья 2.2 КоАП) не выделяет. Следовательно, и в тех случаях, когда в соответствующих статьях особенной части КоАП возможность привлечения к административной ответственности за административное правонарушение ставится в зависимость от формы вины, в отношении юридических лиц требуется лишь установление того, что у соответствующего лица имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1 КоАП).

Суд считает, что при наличии у ООО «Ригла» возможности соблюдения требований Закона о лицензировании общество не предприняло для этого необходимых мер.

Следовательно, вина общества в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 КоАП, административным органом установлена и доказана.

Доказательства, исключающие возможность для предприятия соблюдение правил, за нарушение которых указанной нормой предусмотрена административная ответственность, в том числе вследствие чрезвычайных, объективно непреодолимых обстоятельств и других непредвиденных препятствий, материалы дела не содержат.

Срок давности привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 КоАП РФ, на момент рассмотрения дела не истек.

Существенных процессуальных нарушений при проведении проверки и составлении протокола по делу об административном правонарушении судом не установлено. Протокол от 06.07.2020 № 76 соответствует предъявляемым к нему статьей 28.2 КоАП РФ требованиям.

Судом установлено, что решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.06.2020 по делу № А29-4613/2020 Общество в соответствии со статьей 2.9 КоАП РФ освобождено от административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП, с объявлением устного замечания.

Решением Арбитражного суда города Москвы от 14.05.2020 по делу № А40-43948/2020-122-303 ООО «Ригла» привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП, наказание назначено в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Таким образом, в рассматриваемом случае предусмотренные частью 2 статьи 3.4, статьей 4.1.1 КоАП РФ условия для замены назначенного наказания на предупреждение отсутствуют.

Суд также приходит к выводу об отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о возможности признания совершенного административного правонарушения малозначительным и применения положений ст. 2.9 КоАП РФ. Исключительных обстоятельств для назначения наказания ниже низшего предела, предусмотренного санкцией статьи 14.1 КоАП РФ, Обществом в нарушение положений статьи 65 АПК РФ не привело.

В связи с изложенным, суд привлекает Общество к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 КоАП РФ, и назначает минимальное наказание в виде штрафа в размере 100 000 руб.

Согласно части 1 статьи 32.2 КоАП РФ административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.

Штраф подлежит уплате по следующим реквизитам: получатель: ИНН 1101487576, КПП 110101001, УФК по Республике Коми (ТО Росздравнадзора по РК), КБК 06011601141010001140, ОКТМО 87710000, Банк получателя Отделение – НБ Республика Коми, БИК 048702001, расчетный счет 40101810000000010004, в назначении платежа указывается вид поступлений от денежных взысканий и иных сумм в возмещение ущерба с указание реквизитов настоящего судебного акта.

Руководствуясь статьями 167-170, 203-206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Заявление удовлетворить.

Привлечь общество с ограниченной ответственностью «Ригла» (ИНН:7724211288, ОГРН:1027700271290, дата регистрации 04.07.2000, адрес: 115201, г. Москва, шоссе Каширское, дом 22, корпус 4, строение 1) к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить наказание в виде административного штрафа в сумме 100 000 руб.

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                    С.С. Паниотов