200/2023-97463(1)
АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
Резолютивная часть решения объявлена 19 сентября 2023 года, полный текст решения изготовлен 22 сентября 2023 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Паниотова С.С., при ведении протокола секретарем судебного заседания Борисовой Е.Б., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ОГРН: <***>, ИНН: <***>),
к Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)
о признании незаконными решения, обязании устранить нарушения, при участии:
от заявителя: ФИО2 по доверенности от 20.07.2023;
от ИФНС по г. Сыктывкару: ФИО3 по доверенности от 22.09.2022 № 04-05/55, от УФНС по РК: ФИО3 по доверенности от 09.01.2023 № 05-23/1/6,
установил:
Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решения Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару (далее – Инспекция, налоговый орган) от 09.02.2023 № 661, решения Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми (далее - Управление) от 23.03.2023 № 27-А, возложении обязанности устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.
Инспекция и Управление в отзывах просят отказать в удовлетворении заявленных требований.
Предприниматель заявлением от 11.08.2023 уточнил требования и просит: признать незаконным решение Инспекции № 661 от 09.02.2023 и возложить обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов предпринимателя.
Определением суда от 17.08.2023 судебное разбирательство отложено на 12.09.2023.
На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании, назначенном на 12.09.2023, объявлялся перерыв до 19.09.2023. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте в Картотеке арбитражных дел.
В ходе судебного заседания 19.09.2023 представителем Управления представлено ходатайство о замене Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми, в связи с реорганизацией ответчика лица в форме присоединения.
Согласно части 1 статьи 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случаях выбытия одной из сторон в спорном или установленном судебным актом арбитражного суда правоотношении (реорганизация юридического лица, уступка требования, перевод долга, смерть гражданина и другие случаи перемены лиц в обязательствах) арбитражный суд производит замену этой стороны ее правопреемником и указывает на это в судебном акте. Правопреемство возможно на любой стадии арбитражного процесса.
Оценив представленные в обоснование заявления документы, суд счел ходатайство подлежащим удовлетворению и осуществил замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Инспекцией проведена камеральная налоговая проверка уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения за 2021, представленной предпринимателем 07.06.2022.
По результатам проверки составлен акт от 21.09.2022 № 4839, дополнение к акту от 22.12.2022 № 118 и принято решение от 09.02.2023 № 661 о привлечении ИП ФИО1 к ответственности за совершение налогового правонарушения в виде штрафа по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в размере 30 231,35 руб. (с учетом смягчающих обстоятельств размер штрафа уменьшен в 8 раз), налогоплательщику также предложено уплатить недоимку в размере 1 209 254 рубля.
Основанием для доначисления предпринимателю суммы УСН послужил вывод Инспекции об утрате права на применение патентной системы налогообложения, поскольку с начала календарного года сумма дохода от реализации по всем видам предпринимательской деятельности превысила 60 млн. руб.
Решением Управления от 23.03.2023 № 27-А решение Инспекции оставлено без изменения, а жалоба предпринимателя без удовлетворения.
Не согласившись с решением Инспекции, Предприниматель обратился в арбитражный суд.
В обоснование заявленных требований Предприниматель указал, что в 2021 году для предпринимателей на ПСН установлен особый порядок определения налогового периода (п.1.1 ст.346.49 НК РФ) и считает, что налоговый орган обязан с 01.01.2021 руководствоваться изменениями, внесенным Федеральным законом от 23.11.2020 № 373- ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй НК РФ и статью 2 ФЗ «О применении ККТ при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в статью 346.49 НК РФ, о том, что в 2021 году налоговым периодом признается календарный месяц.
В связи с этим, по мнению предпринимателя, его доходы должны учитываться при определении налоговой базы по УСН с первого числа того месяца, в котором его доход превысил 60 млн. руб. (т.е. с 01 октября 2021 года).
Подробно доводы Предпринимателя изложены в заявлении.
Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с пунктом 2 статьи 346.43 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ, Кодекс) патентная система налогообложения применяется в отношении видов предпринимательской деятельности, перечень которых устанавливается законами субъектов Российской Федерации, за исключением видов деятельности, установленных п. 6 ст. 346.43 НК РФ. В частности, патентная система налогообложения
может применяться в отношении такого вида деятельности как оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом (пп. 10 п. 2 ст. 346.43 Кодекса).
Согласно правилам статьи 346.49 НК РФ налоговым периодом признается календарный год, если иное не установлено пунктами 1.1, 2 и 3 настоящей статьи. В 2021 году налоговым периодом признается календарный месяц, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи. Если на основании пункта 5 статьи 346.45 Кодекса патент выдан на срок, менее календарного года, налоговым периодом признается срок, на который выдан патент.
Ставка налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в общем случае составляет 6% (ст. 346.50 Кодекса).
В соответствии с пунктом 1 статьи 346.51 НК РФ налог при применении патентной системы налогообложения исчисляется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.
В силу статьи 346.47 НК РФ объектом налогообложения признается потенциально возможный к получению годовой доход индивидуального предпринимателя по соответствующему виду предпринимательской деятельности, установленный законом субъекта Российской Федерации. Налоговая база определяется как денежное выражение потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода по виду предпринимательской деятельности, в отношении которого применяется патентная система налогообложения, устанавливаемого на календарный год законом субъекта Российской Федерации (пункт 1 статьи 346.48 НК РФ).
Согласно пункту 5 статьи 346.45 НК РФ патент выдается по выбору индивидуального предпринимателя на период от одного до двенадцати месяцев включительно в пределах календарного года.
Подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ установлено, что налогоплательщик считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и перешедшим на общий режим налогообложения с начала налогового периода, на который ему был выдан патент, в случае, если с начала календарного года доходы налогоплательщика от реализации превысили 60 000 000 руб.
При этом, если индивидуальный предприниматель в календарном году получил несколько патентов и утратил право на применение ПСН в периоде действия одного из них, то он будет считаться перешедшим на иной режим налогообложения с наиболее ранней даты начала действия одного из действующих на момент утраты права патентов (Письмо ФНС России от 27.01.2022 № СД-4-3/899@).
Абзацем 6 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ установлено, что в случае, если налогоплательщик применяет одновременно ПСН и УСН, при определении величины доходов от реализации для целей соблюдения ограничения, установленного настоящим пунктом, учитываются доходы по обоим указанным специальным налоговым режимам.
Как следует из материалов дела, на основании уведомления от 22.12.2015 и в соответствии со статьей 346.12 НК РФ ИП ФИО1 с 01.01.2016 по настоящее время является налогоплательщиком налога, уплачиваемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения с объектом налогообложения «доходы».
В 2021 году предприниматель также применял патентную систему налогообложения на основании выданных патентов:
- от 22.12.2020 № 1101200001654 по виду деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом» период действия патента с 01.01.2021 по 31.12.2021;
- от 12.03.2021 № 1101210000534 по виду деятельности «Оказание автотранспортных услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом индивидуальными предпринимателями, имеющими на праве собственности или ином
праве (пользования, владения и (или) распоряжения) транспортные средства, предназначенные для таких услуг» период действия патента с 20.03.2021 по 31.12.2021.
В представленной 07.06.2022 уточненной налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, ИП ФИО1 отражены следующие показатели: сумма полученных за 2021 год доходов - 23 053 126 руб. (в том числе: за первый квартал – 414 605 руб., за полугодие733 190 руб., за девять месяцев – 1 066 720 руб., за налоговый период – 23 053 126 руб.); сумма исчисленного налога за налоговый период – 691 594 руб. (в том числе: за первый квартал – 12 438 руб., за полугодие - 21 996 руб., за девять месяцев – 32 002 руб., за налоговый период – 691 594 руб.); сумма страховых взносов, уменьшающая сумма исчисленного за налоговый период налога - 332 124 руб. (в том числе: за первый квартал – 6 219 руб., за полугодие – 10 998 руб., за девять месяцев – 16 001 руб., за налоговый период – 332 124 руб.); сумма налога, подлежащая уплате в бюджет, - 352 393 руб. (в том числе по срокам уплаты: 26.04.2021 – 6 219 руб., 25.07.2021 – 4 779 руб., 25.10.2021 – 5 003 руб., 04.05.2022 – 336 392 руб.); сумма налога, уплаченная в связи с применением патентной системы налогообложения, подлежащая зачету – 7 077 рублей.
Вместе с тем, согласно выпискам операций по счетам ИП ФИО1 налоговым органом установлено поступление денежных средств на расчетные счета предпринимателя за период с 01.01.2021 по 31.12.2021 в общей сумме 74 340 937 руб., что подтверждается также данным книги учета доходов и расходов по УСН и книги учета доходов по ПСН, представленных налогоплательщиком за 2021 год.
Учитывая, что сумма доходов ИП ФИО1 от осуществления предпринимательской деятельности в налоговом периоде действия патента (с 01.01.2021 по 31.12.2021) превысила установленный подпунктом 1 пункта 6 статьи 346.45 НК РФ порог, налогоплательщик с 1 января 2021 года считается утратившим право на применение патентной системы налогообложения и обязан пересчитать налоговые обязательства в рамках упрощенной системы налогообложения по доходам, полученным от применения патентной системы налогообложения.
По данным налогового органа, сумма налога по УСН за 2021 год подлежащая доплате предпринимателем составила 1 209 254 руб. (74 340 937 руб. * 3% - 597 244 руб. (сумма уплаченных страховых взносов) – 71 337 руб. (сумма налога, уплаченная за 2021 год по ПСН) – 352 393 руб. (сумма налога, уплаченная за 2021 год по УСН).
Арифметически расчет налога предпринимателем не оспорен.
Учитывая, что на дату составления акта камеральной налоговой проверки доначисленная сумма налога налогоплательщиком не уплачена, ИП ФИО1 был привлечен к ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 НК РФ, в виде штрафа в размере 30 231,35 руб. (1 209 254 руб. * 20% / 8 раз).
Довод предпринимателя о том, что в соответствии с пунктом 1.1 статьи 346.49 НК РФ налоговым периодом в 2021 году признавался календарный месяц, в связи с чем превышение размера полученного дохода следует считать с 1 октября 2021 года, отклоняется, поскольку противоречит положениям пункта 6 статьи 346.45 НК РФ.
Как следует из писем Минфина России от 30.12.2021 № 03-11-11/108301, от 24.12.2021 № 03-11-11/105935, от 20.01.2022 № 03-11-11/3115, от 24.01.2022 № 03-1111/4222, от 08.12.2021 № 03-11-11/99814, от 06.12.2021 № 03-11-11/98898, от 26.11.2021 № 03-11-11/96089, от 03.11.2021 № 03-11-09/89661, от 30.04.2021 № 03-11-06/33684, 31.12.2020 № 03-11-10/116823, 31.12.2020 № 03-11-11/117026, от 29.12.2020 № 03-1103/4/116148 указанная норма включена в статью 346.49 Кодекса Федеральным законом от 23.11.2020 № 373-ФЗ «О внесении изменений в главы 26.2 и 26.5 части второй Налогового кодекса Российской Федерации и статью 2 Федерального закона «О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации» в целях обеспечения своевременного принятия законодательными (представительными) органами субъектов Российской Федерации законов, предусматривающих внесение
изменений в региональные законы, учитывающих положения вышеуказанного Федерального закона.
При изложенных обстоятельствах заявленные требования не подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102 и 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате госпошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Произвести замену Инспекции Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару
на Управление Федеральной налоговой службы по Республике Коми.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с
подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его
изготовления в полном объеме.
Судья С.С. Паниотов