НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 18.09.2018 № А29-9801/18

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

26 сентября 2018 года Дело № А29-9801/2018

Резолютивная часть решения объявлена 18 сентября 2018 года, полный текст решения изготовлен 26 сентября 2018 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Голубых В.В.,

рассмотрев заявление Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми и федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации о составлении мотивированного решения по делу по иску

Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (ИНН:1103001015, ОГРН:1021100806748)

к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН:1101486290, ОГРН:1041100439379)

о взыскании ущерба в размере 39 167 руб. 68 коп. в виде переплаты страховой пенсии по инвалидности Галдину Роману Николаевичу за период с 16.09.2015 по 30.11.2015 в сумме 36153 руб. 25 коп. и переплаты ежемесячной денежной выплаты за период с 22.09.2015 по 30.11.2015 в сумме 3 014 руб. 43 коп.,

без вызова сторон,

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (далее ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к федеральному казенному учреждению «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее – ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России) о взыскании ущерба в размере 39 167 руб. 68 коп.

Определением Арбитражного суда Республики Коми суда от 27.07.2018 исковое заявление было принято к производству в порядке упрощенного производства.

Указанное определение, направленное в адрес истца и ответчика получено ими, о чем свидетельствуют почтовые уведомления.

В соответствии с частью 1 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее по тексту АПК РФ) решение по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, принято путем подписания судьей резолютивной части решения от 18 сентября 2018 года, согласно которому с с ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России в пользу ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК взыскан ущерб в размере 39 167 руб. 68 коп., а так же в доход федерального бюджета государственная пошлина в размере 2000 руб.

В Арбитражный суд Республики Коми 20.09.2018 поступило заявление ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК от 20.09.2018 составлении мотивированного решения по делу. Заявление подано в установленный частью 2 статьи 229 АПК РФ срок.

Кроме того, в Арбитражный суд Республики Коми 24.09.2018 поступило заявление ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России от 24.09.2018 составлении мотивированного решения по делу.

Решение по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, принимается на основании доказательств, представленных в течение установленных арбитражным судом сроков.

Ответчик в отзыве на иск от 16.08.2018 № 07-06/2736 с требованиями истца не согласился, указал, что Галдин Р.Н. не является инвалидом с 05.11.2015 согласно справке № 153 от 05.11.2015 о результатах медико-социальной экспертизы.

Истец в возражениях от 30.08.2018 № 01-04/12037 на отзыв ответчика указал, что поскольку Главным бюро в рамках контроля не установлено достаточных оснований для признания Галдина Р.Н. инвалидом, то страховая пенсия по инвалидности ему неправомерно выплачена за период с 16.09.2015 (дата установления инвалидности).

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Согласно выписке из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2014 № 1260963 (л.д. 6) Галдину Роману Николаевичу, 30.07.1971 года рождения, установлена инвалидность 16.09.2015 (группа инвалидности вторая).

На основании заявления от 19.10.2015 (л.д. 8-9) ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК принято решение от 30.10.2015 о назначении Галдину Р.Н. страховой пенсии по инвалидности и фиксированной выплаты к страховой пенсии с 16.09.2015 по 30.09.2016 в общем размере 14 461,30 руб. (л.д. 7).

На основании заявления от 22.09.2015 (л.д. 12-13) ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК принято решение от 25.09.2015 № 316080/15 о назначении Галдину Р.Н. ежемесячной денежной выплаты с 22.09.2015 по 30.09.2016 в сумме 2 240,74 руб. по категории инвалидности 2 группа (л.д. 11).

ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России письмом от 06.11.2015 № 07-04/2719 (л.д. 14) сообщило ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК о том, что согласно справке ФКУ «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республике Коми» № 153 от 05.11.2015 решение Бюро № 23 от 21.09.2015 об установлении 2 группы инвалидности Галдину Р.Н. отменено, инвалидность не установлена (л.д. 15).

Решениями ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК от 17.11.2015 и от 13.11.2015 прекращена выплата Галдину Р.Н. страховой пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты (л.д. 16-17).

ГУ – УПФ РФ в г. Воркуте РК составлен протокол о выявлении излишне выплаченных пенсионеру сумм № 314/353 от 29.05.2017 и от 26.05.2017 в общем размере 39 167 руб. 68 коп., из них: страховой пенсии по инвалидности в сумме 36153,25 руб. за период с 16.09.2015 по 30.11.2015, ежемесячной денежной выплаты в сумме 3014.43 руб. за период с 22.09.2015 по 30.11.2015 (л.д. 18-19).

В качестве доказательства произведенных выплат представлена выписка с лицевого счета (л.д. 25-26).

Истец направил в адрес ответчика претензию от 21.06.2017 № 01-04/11012 (л.д. 20-21) и от 09.06.2017 (л.д. 23-24).

Ответчик направил в адрес истца возражения на претензию от 04.07.2017 (л.д. 22).

В соответствии с п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.1991 № 2122-1, Пенсионный фонд Российской Федерации создан в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения в Российской Федерации.

В силу п. 2 Положения Пенсионный фонд Российской Федерации и его денежные средства находятся в государственной собственности Российской Федерации и изъятию не подлежат. В соответствии с п. 3 Положения Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов юридических и физических лиц, предназначенных для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение.

В соответствии с Положением о Государственном Учреждении — Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми, утвержденном Постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 27.03.2017 № 207л Управление обеспечивает целевое и рациональное использование средств, выделяемых на выплату трудовых пенсий, пенсий по государственному пенсионному обеспечению и других выплат, отнесенных законодательством к компетенции ПФР.

Пунктом 1 статьи 16 Закона N 167-ФЗ предусмотрено, что средства бюджета Пенсионного фонда являются федеральной собственностью, фонд и его территориальные органы в соответствии с пунктом 2 статьи 13 данного закона обязаны обеспечивать целевое использование средств обязательного пенсионного страхования, а также осуществлять контроль за их использованием.

Федеральный закон от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» устанавливает пенсионное обеспечение отдельных категорий граждан, осуществляемое за счет средств федерального бюджета (пункт 1 статьи 1).

Согласно пункту 6 статьи 5 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» социальная пенсия (по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца) назначается нетрудоспособным гражданам.

Размер социальной пенсии для нетрудоспособных граждан установлен в статье 18 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации».

Отношения, связанные с правом на пенсионное обеспечение граждан, регулируются, в том числе Федеральным законом от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Согласно статье 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия - это ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона «О страховых пенсиях» установление страховых пенсий и выплата страховых пенсий, включая организацию их доставки, производятся органом, осуществляющим пенсионное обеспечение в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», по месту жительства лица, обратившегося за пенсией.

В соответствии со ст. 9 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по инвалидности имеют граждане из числа застрахованных лиц, признанные инвалидами I, II или III группы. Признание гражданина инвалидом и установление группы инвалидности производятся федеральными учреждениями медико-социальной экспертизы в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 24 ноября 1995 года N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Закон № 181-ФЗ).

В соответствии со ст. 28.1 Закона № 181-ФЗ инвалиды имеют право на ежемесячную денежную выплату.

В силу ст. 1 Закона № 181-ФЗ признание лица инвалидом осуществляется федеральным учреждением медико-социальной экспертизы. Порядок и условия признания лица инвалидом устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов. При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности (часть четвертая статьи 8 Закона № 181-ФЗ).

Согласно п. 8 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации (утв. Приказом Минтруда России о г 22.01.2015 № 35н) Пенсионный фонд Российской Федерации и федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы в целях установления, перерасчета, перевода ежемесячной денежной выплаты с одного основания на другое и выплаты ежемесячной денежной выплаты осуществляют межведомственное информационное взаимодействие. Указанные участники межведомственного информационного взаимодействия несут ответственность за достоверность, полноту и своевременность представлении сведении, необходимых для осуществления ежемесячной денежной выплаты, в соответствии с Законодательством Российской Федерации.

В соответствии с п. 11 Правил признания лица инвалидом (утв. Постановлением Правительства РФ № 95 от 20.02.2006) (далее — Правила № 95) в случае признания гражданина инвалидом датой установления инвалидности считается день поступления в бюро заявления гражданина о проведении медико-социальной экспертизы.

В соответствии с п. 5 Правил № 95 условиями признания гражданина инвалидом являются: а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами; б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью); в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию и абилитацию.

Согласно пп. «б» п. 6 Приказа Минтруда России от 11.10.2012 № 31 «Об утверждении Порядка организации и деятельности федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы» Главное бюро медико-социальной экспертизы проводит в рамках осуществления контроля за решениями бюро повторную медико-социальную экспертизу граждан, прошедших медико-социальную экспертизу в бюро, и при наличии оснований изменяет либо отменяет решения бюро.

Истец полагает, что ответчик, установив Галдину P.M. вторую группу инвалидности, предоставил недостоверные сведения, в связи с чем истцу причинен ущерб на сумму 39 167 руб. 68 коп. в виде выплат с момента установления Галдину P.M. инвалидности.

Статьей 15 Гражданского кодекса РФ определено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Для наступления деликтной ответственности необходимо наличие состава правонарушения, включающего наступление вреда, противоправность поведения причинителя вреда, причинную связь между данными элементами правонарушения, вину причинителя вреда.

В соответствии со статьей 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

Материалами дела установлено, что страховая пенсия по инвалидности была неправомерно выплачена Галдину Р.Н. с 16.09.2015 (дата установления инвалидности) на основании выписки из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом серия МСЭ-2014 № 1260963 составленной ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России, поскольку не были установлены достаточные основания для признания его инвалидом.

Проанализировав имеющиеся в деле доказательства в их совокупности, арбитражный суд пришел к выводу о том, что исковые требования истца являются обоснованными и подлежат удовлетворению в размере 39 167 руб. 68 коп.

Доводы ответчика о том, что пенсия по инвалидности выплачивалась правомерно до 05.11.2015 суд не принимает, поскольку ФКУ «ГБ МСЭ по Республике Коми» Минтруда России по результатам экспертизы в порядке контроля установила, что инвалидность установлена неправомерно, решение Бюро № 23 отменила. Таким образом, пенсия выплачивалась также неправомерно.

В силу подпункта 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса РФ (в редакции Федерального закона от 25.12.2008 № 281-ФЗ) от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Согласно указанной норме истец освобожден от уплаты государственной пошлины, поэтому государственная пошлина в размере 2000 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167, 171, 227, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН: 1101486290, ОГРН: 1041100439379) в пользу Государственного учреждения - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Воркуте Республики Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748) ущерб в размере 39 167 руб. 68 коп.

Взыскать с федерального казенного учреждения «Главное бюро медико-социальной экспертизы по Республики Коми» Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (ИНН: 1101486290, ОГРН: 1041100439379) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 2000 руб.

Выдать исполнительные листы.

Разъяснить, что лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья В.В. Голубых