НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 17.10.2022 № А29-5844/2022

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

17 октября 2022 года     Дело № А29-5844/2022

Резолютивная часть решения объявлена октября 2022 года , полный текст решения изготовлен октября 2022 года .

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Басманова П.Н., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Злобиной К.Н.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Светоч плюс» (ИНН:1101029791, ОГРН:1021100529537) к Государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» (ИНН:1101471047, ОГРН:1021100512355) о признании недействительным акта,

при участии:

от заявителя: Евплов П.Н. (по доверенности 01.06.2022), Ильин П.А. (руководитель),

от ответчика: Некрасова Г.Н. (по доверенности от 20.07.2022) Владимирова О.Н. (по доверенности от 21.03.2022),

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Светоч плюс» (далее – ООО «Светоч плюс», Общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о частичном признании недействительным акта от 02.09.2022 Государственного бюджетного учреждения Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» (далее – Фонд, ГУ ТФОМС Республики Коми, ответчик).

Определением суда от 20.05.2022 заявление принято к производству, предварительное судебное заседание проведено 14.06.2022, судебное разбирательство назначено на 22.07.2022, которое откладывалось до 01.08.2022, 23.08.2022, 30.09.2022, 17.10.2022.

ГУ ТФОМС Республики Коми с заявленными требованиями не согласилось, полагает, что оснований для удовлетворения заявления не имеется. Подробно доводы изложены в отзыве.

Суд, изучив материалы дела, заслушав представителей сторон, установил следующее.

На основании приказов ГУ ТФОМС Республики Коми от 13.12.2021 № 730о, от 27.01.2022 № 50о Фондом проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского страхования (далее – ОМС) ООО «Светоч Плюс» при выполнении территориальной программы ОМС за период с 01.01.2020 по 31.12.2021.

В ходе проверки установлены факты нецелевого использования Обществом средств ОМС на заработную плату и начислений на выплаты по оплате труда на общую сумму 181 289 руб. 35 коп. (2020 год – 119 369 руб. 72 коп., 2021 год – 61 919 руб. 63 коп.), расходов на приобретение мягкого инвентаря – 998 руб. 40 коп., расходов по договору аренды с ИП Логвиненко А.А. за использование помещения по адресу: с. Выльгорт, ул. Домны Каликовой, д. 41 на сумму 558 851 руб. 39 коп. (за 2020 год – 200 865 руб. 21 коп., за 2021 год – 357 986 руб. 39 коп.)

Результаты проверки зафиксированы в акте от 02.02.2022, уточненных письмами Фонда от 16.02.2022, от 06.04.2022 Обществу предложено оплатить сумму нецелевого использования денежных средств (741 139 руб. 14 коп.), а также штраф (74 113 руб.                   91 коп.).

Не согласившись с требованиями, изложенными в акте от 02.02.2022, Общество обратилось в Арбитражный суд Республики Коми.

В соответствии с пунктом 1 статьи 147 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) расходы бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляются исключительно на цели, определенные законодательством Российской Федерации, включая законодательство о конкретных видах обязательного социального страхования (пенсионного, социального, медицинского), в соответствии с бюджетами указанных фондов, утвержденными федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.

Согласно пункту 1 статьи 306.4 БК РФ нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление средств бюджета бюджетной системы и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием для предоставления указанных средств.

Федеральным законом от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании» (далее – Закон № 326-ФЗ) регулируются отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского страхования, в котором определено, что обязательное медицинское страхование - это вид обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах базовой программы обязательного медицинского страхования.

Участниками обязательного медицинского страхования в соответствии с частью 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ являются: 1) территориальные фонды; 2) страховые медицинские организации; 3) медицинские организации.

К медицинским организациям в сфере обязательного медицинского страхования относятся имеющие право на осуществление медицинской деятельности и включенные в реестр медицинских организаций, осуществляющих деятельность в сфере обязательного медицинского страхования: организации любой предусмотренной законодательством Российской Федерации организационно-правовой формы; индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность (часть 1 статьи 15 Закона № 326-ФЗ).

ООО «Светоч Плюс» отвечает вышепоименованным требованиям.

Пунктом 6 статьи 14 Закона № 326-ФЗ установлено, что средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого финансирования.

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных данным Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете территориального фонда.

Согласно пункту 2 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими, осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного медицинского страхования.

На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ, подпункта 8.12 пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного медицинского страхования, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том числе проводит проверки и ревизии.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации наделены правом на получение средств за оказанную медицинскую помощь на основании заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию в соответствии с установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и в иных случаях, предусмотренных названным Федеральным законом.

При этом указанные средства медицинские организации обязаны использовать исключительно в соответствии с программами обязательного медицинского страхования (пункт 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ).

Согласно части 1 статьи 35 Закона № 326-ФЗ базовая программа обязательного медицинского страхования - составная часть программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, утверждаемой Правительством Российской Федерации.

Базовая программа обязательного медицинского страхования определяет виды медицинской помощи (включая перечень видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит, в том числе методы лечения), перечень страховых случаев, структуру тарифа на оплату медицинской помощи, способы оплаты медицинской помощи, оказываемой застрахованным лицам по обязательному медицинскому страхованию в Российской Федерации за счет средств обязательного медицинского страхования, а также критерии доступности и качества медицинской помощи (часть 2 статьи 35 Закона № 326-ФЗ).

В соответствии с частью 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В статье 30 Закона № 326-ФЗ установлено, что тарифы на оплату медицинской помощи рассчитываются в соответствии с методикой расчета тарифов на оплату медицинской помощи, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в составе правил обязательного медицинского страхования, и включают в себя статьи затрат, установленные территориальной программой обязательного медицинского страхования (часть 1).

Тарифы на оплату медицинской помощи устанавливаются тарифным соглашением, заключаемым между органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, территориальным фондом, страховыми медицинскими организациями, медицинскими профессиональными некоммерческими организациями, созданными в соответствии со статьей 76 Закона № 326-ФЗ, и профессиональными союзами медицинских работников или их объединениями (ассоциациями), включенными в состав комиссии, создаваемой в субъекте Российской Федерации в соответствии с частью 9 статьи 36 настоящего Федерального закона. Требования к структуре и содержанию указанного тарифного соглашения устанавливаются Федеральным фондом (часть 2).

В пункте 192 Правил обязательного медицинского страхования, утвержденных приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 28.02.2019 № 108н (далее - Правила № 108н), установлено, что в расчет тарифов включаются затраты медицинской организации, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги) и потребляемые в процессе ее предоставления, и затраты, необходимые для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, но не потребляемые непосредственно в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги).

В силу пункта 193 Правил № 108н в составе затрат, непосредственно связанных с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги), учитываются следующие группы затрат: затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда персонала, принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на приобретение материальных запасов, потребляемых в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь), используемых при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); иные затраты, непосредственно связанные с оказанием медицинской помощи (медицинской услуги).

В составе затрат, необходимых для обеспечения деятельности медицинской организации в целом, выделяются следующие группы затрат: затраты на коммунальные услуги; затраты на содержание объектов недвижимого имущества, закрепленного за медицинской организацией на праве оперативного управления или приобретенным медицинской организацией за счет средств, выделенных ей учредителем на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества, находящегося у медицинской организации в собственности, на основании договора аренды или безвозмездного пользования, эксплуатируемого в процессе оказания медицинской помощи (медицинской услуги) (далее - затраты на содержание недвижимого имущества); затраты на содержание объектов движимого имущества (далее - затраты на содержание движимого имущества); затраты на приобретение услуг связи; затраты на приобретение транспортных услуг; затраты на оплату труда и начисления на выплаты по оплате труда работников медицинских организаций, которые не принимают непосредственного участия в оказании медицинской помощи (медицинской услуги) (административно-управленческого, административно-хозяйственного, вспомогательного и иного персонала, не принимающего непосредственное участие в оказании медицинской помощи (медицинской услуги); затраты на амортизацию основных средств (оборудования, производственного и хозяйственного инвентаря), оборудования, непосредственно не используемого при оказании медицинской помощи (медицинской услуги); прочие затраты на общехозяйственные нужды (пункт 195 Правил № 108н).

Согласно Программам государственных гарантий оказания населению Республики Коми бесплатной медицинской помощи на 2020 и 2021 годы, утвержденных постановлениями Правительства Республики Коми от 29.12.2020 № 676, от 30.12.2019 № 647, структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных материалов, продуктов питания (в том числе специализированных продуктов лечебного питания и средств для энтерального питания), мягкого инвентаря, медицинского инструментария, реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других организациях (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг, социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

В силу части 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ структура тарифа на оплату медицинской помощи включает в себя, в том числе, прочие расходы, расходы на приобретение основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь) стоимостью до ста тысяч рублей за единицу.

 Таким образом, перечень расходов медицинской организации на оказание медицинской помощи в системе ОМС является открытым, при этом единственным критерием для признания расходов в системе обязательного медицинского страхования целевыми является направление средств на оказание медицинской помощи или отнесение расходов к затратам, необходимым для обеспечения деятельности медицинской организации в целом.

Согласно пункту 208 Правил № 108н распределение затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам) рекомендуется осуществлять одним из следующих способов:

- пропорционально фонду оплаты труда основного персонала, непосредственно участвующего в оказании медицинской помощи (медицинской услуги);

- пропорционально объему оказываемых медицинских услуг в случае, если медицинские услуги, оказываемые медицинской организацией, имеют одинаковую единицу измерения объема услуг, либо могут быть приведены в сопоставимый вид (например, если одно обращение в среднем включает в себя 2,9 посещения, то обращение может быть переведено в посещение путем умножения на 2,9);

- пропорционально площади, используемой для оказания каждого вида медицинской помощи (медицинской услуги) (при возможности распределения общего объема площадей медицинской организации между оказываемыми видами медицинской помощи (медицинскими услугами));

- путем отнесения всего объема затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, на один вид медицинской помощи (медицинской услуги), выделенный(ой) в качестве основного(ой) вида медицинской помощи (медицинской услуги) для медицинской организации;

- пропорционально иному выбранному показателю.

Судом установлено, что в проверяемом периоде Общество оказывало медицинские услуги не только в рамках территориальной программы обязательного медицинского страхования, но и в рамках коммерческой деятельности (платные услуги).

ООО «Светоч Плюс» осуществляет лицензируемую медицинскую деятельность, в том числе по адресам: Корткеросский район, с. Корткерос, ул. Стадионная, д. 1а, Сыктывдинский район, с. Выльгорт, ул. Домны Каликовой, д. 40, д. 41.

В ходе проверки установлено, что в нарушение пункта 208 Правил № 108н ООО «Светоч Плюс» в учетной политике, утвержденной приказом Общества от 01.01.2020, не определен способ распределения затрат, необходимых для деятельности медицинской организации в целом, по отдельным видам медицинской помощи (медицинским услугам). В нарушение части 6 статьи 15 Закона № 326-ФЗ раздельный учет по операциям со средствами ОМС не ведется.

В силу приказа Минфина РФ от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» при раздельном учете доходов и расходов Общество обязано было все общехозяйственные расходы учитывать на счете 26 «общехозяйственные расходы» и распределять пропорционально доходам от разных видов деятельности. У организации, получающей доходы от деятельности в системе ОМС и прочей деятельности, расходы на заработную плату руководителя и персонала, деятельность которого связана с получением прочих доходов, а также прочие общехозяйственные расходы (например, затраты на канцелярские товары) должны распределяться по видам деятельности.

Вместе с тем представленные Обществом регистры бухгалтерского учета не ведутся раздельно по деятельности, связанной с ОМС.

В соответствии с представленным Положением об учётной политике, бухгалтерский учет ведется в книгах учета хозяйственных операций (на бумажных носителях) и в карточках счетов бухгалтерской программы 1С:7 (в электронном форме и на бумажных носителях). Документы на бумажных носителях формируются в отдельные регистры – подшивки по каждому участку бухгалтерского учета и налогообложения.

Следовательно, Общество в силу утвержденной учетной политики обязано было обеспечить раздельный учет операций со средствами ОМС, в том числе по счету 26, как в электронной базе посредством использования программы 1С, так и на бумажном носителе. Однако доказательств исполнения данных требований не представлено. Ведение таблицы в программе «Excel» относится к электронному документообороту, соответственно отраженные в ней сведения должны дублироваться на бумажном носителе и включаться в соответствующие регистры бухгалтерского учета, что сделано не было. Сама таблица не является документом, отражающим факты хозяйственной жизни организации (статья 9 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете»).

Поскольку законодательство не содержит конкретных норм, регламентирующих порядок ведения раздельного учета в отношении операций, осуществляемых в сфере ОМС, организации, исходя из условий осуществления ими отдельных видов деятельности, вправе самостоятельно разработать порядок ведения раздельного учета, при этом такой  учет должен обеспечивать возможность достоверного определения соответствующих прав и обязанностей.

Документы должны с достаточной определенностью позволять оценить конкретную хозяйственную операцию на предмет несения расходов в сфере ОМС и одновременно исключить противоречия в их оценке медицинской организацией и Фондом.

По смыслу вышеуказанных норм исполнение обязанности надлежащего ведения раздельного учета операций является необходимым условием получения возмещения понесенных расходов.

При таких обстоятельствах, оценив представленные Обществом документы, не способные достоверно и определенно подтвердить действительный размер понесенных затрат, суд поддерживает вывод Фонда о том, что раздельный учет по хозяйственным операциям Обществом не ведется. Представленные ООО «Светоч Плюс» документы, в силу своей противоречивости, не являются надлежащим доказательством ведения обществом раздельного учета и правомерности позиции о наличии оснований для возмещения понесенных расходов.

В ходе проведенной проверки не представлено доказательств того, что Анаркулова О.В., Фролова Е.Г. и Левшина В.Н. в проверяемом периоде принимали участие в оказании медицинской помощи по ОМС. Соответствующие сведения в персонифицированных учетах отсутствуют, данные лица не включены в Перечень должностей административного немедицинского персонала.

Из пояснений ООО «Светоч Плюс» от 31.01.2022 следовало, что расчеты по начислению заработной платы работникам в разрезе оказания платных услуги и начислению по ОМС ведутся в таблицах на компьютере.

Вместе с тем электронный документ, как указывалось ранее, не относится к первичным учетным документам, в связи с чем не может учитываться в качестве доказательства надлежащего совершения учетных операций.

В ходе проверки в отношении Анаркуловой О.В., Фроловой Е.Г. и Левшиной В.Н. не представлены копии трудовых договоров, график работы, табели учета рабочего времени, лицевые счета, ведомости по начислению заработной платы и иные документы.

Обществом не подтверждено, что затраты на аренду помещения, расположенного по адресу: с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 41, могут быть компенсированы за счет средств ОМС, поскольку отсутствуют надлежащие доказательства оказания медицинской помощи по ОМС по данному адресу.

Предъявленные Обществом на оплату персонифицированные счета свидетельствуют о том, что медицинская деятельности по ОМС по данному адресу не оказывалась. В данных счетах отражено, что структурное подразделение, расположенное по адресу с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д. 41, имеющее код № 11008503, не участвовало в оказании медицинской деятельности по ОМС (т. 1 л.д. 105).

То обстоятельство, что местом работы Козлова А.Г., Ануфриевой О.А. является с. Выльгорт, ул. Д. Каликовой, д.  41, не свидетельствует о том, что данные лица принимали какое-либо участие в оказании медицинской помощи по ОМС.

Доводы заявителя о том, что ему неизвестно о создании подразделения с кодом № 11008503, не принимаются судом, поскольку как указывалось ранее, надлежащий раздельный учет расходов по деятельности в сфере ОМС, Обществом не велся, что препятствует признать данное несоответствие в качестве технической ошибки.

В ходе проверки также установлено приобретение костюма повара «шеф 2», стоимостью 998 руб. 40 коп. на основании счета на оплату ООО «Факел-спецодежда» от 21.12.2020 № 19374.

Частью первой статьи 212 Трудового кодекса Российской Федерации установлено, что обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя.

В силу абзаца седьмого части второй указанной статьи работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются прошедшие обязательную сертификацию или декларирование соответствия специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (часть первая статьи 221 Трудового кодекса Российской Федерации).

Межотраслевые правила обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты утверждены Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 01.06.2009 № 290н (далее – Правила № 290н).

В силу пунктов 4, 7 Правил № 290н работодатель обязан обеспечить приобретение и выдачу прошедших в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств индивидуальной защиты работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, организовать надлежащий учет и контроль за выдачей работникам средств индивидуальной защиты в установленные сроки.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками представительного органа заменять один вид средств индивидуальной защиты, предусмотренных типовыми нормами, аналогичным, обеспечивающим равноценную защиту от опасных и вредных производственных факторов.

Приложением № 1 к постановлению Министерства труда и социального развития Российской Федерации от 29.12.1997 № 68 «Об утверждении Типовых отраслевых норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты» утвержден перечень специальной одежды для медицинских работников.

Таким образом, средства индивидуальной защиты не могут быть произвольно заменены Обществом. В данном случае заявителем не представлено доказательств того, что костюм повара прошел в установленном порядке сертификацию или декларирование соответствия средств защиты для использования при осуществлении медицинской деятельности.

Частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ предусмотрено, что за использование не по целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору на оказание и оплату медицинской помощи по ОМС, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления территориальным фондом соответствующего требования.

Принимая во внимание вышеизложенное, Фонд, установив факты нецелевого использования средств ОМС, правомерно оспариваемым актом указал о необходимости в течение 10 рабочих дней со дня предъявления требования об устранении выявленных нарушений возвратить в бюджет сумму нецелевого использования средств в размере и уплатить в бюджет Фонда штраф в размере 10% от суммы нецелевого использования средств. Размер штрафа соответствует обозначенному в части 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ.

Несогласие заявителя с выводами проверки и толкованием Фондом норм финансового законодательства, а также законодательства о здравоохранении и об ОМС, подлежащих применению, в том числе, в настоящем деле, не свидетельствует о том, что ответчиком в ходе проверки допущены какие-либо нарушения названного законодательства, не позволившие всесторонне, полно и объективно оценить спорные вопросы финансово-хозяйственной деятельности заявителя и применить к нему в результате законные меры финансовой ответственности.

С учетом изложенного, в соответствии с частью 3 статьи 201 АПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявленного требования.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья                                                                                   П.Н. Басманов