НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 16.09.2013 № А29-9094/12

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

17 сентября 2013 года Дело № А29-9094/2012

Резолютивная часть решения объявлена 16 сентября 2013 года, полный текст решения изготовлен 17 сентября 2013 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Авантаж Форте» (ИНН: 1108014716; ОГРН: 1041100820892)

к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми

третье лицо - Государственное учреждение - Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми

о признании незаконным решения № 007 022 12 РЗ 0013142 от 29.08.2012 и обязании возвратить денежные средства в сумме 105 905 руб. 28 коп.

при участии:

от заявителя: Меджидов М.Д. по доверенности от 12.11.2012,

от ответчика:  не явился,

от третьего лица: не явился,

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Авантаж Форте» (далее – заявитель, общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ (т. 1, л.д. 64), о признании незаконными решения Государственного учреждения – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сосногорске Республики Коми (далее – ответчик, Управление) № 007 022 12 РЗ 0013142 от 29.08.2012 г. и обязании возвратить денежные средства в сумме 105 905 руб. 28 коп., взысканные по решениям № 007-022-12 вд 0000495 от 08.02.2012 (рег. № 007022050086), № 007-022-12 вд 0001589 от 11.03.2012 (рег. № 007022050086).

В обоснование заявленных требований общество указало, что спорные суммы страховых взносов и пени взысканы Государственным учреждением – Управлением Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сосногорске Республики Коми с нарушением очередности установленной Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ, поскольку считает, что в период конкурсного производства задолженность предприятия-банкрота подлежит погашению в соответствии с очередностью, установленной ст. 134 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Ответчик и третье лицо с требованиями Общества не согласны, подробно доводы изложены в представленных отзывах и письменных пояснениях.

Ответчик и третье лицо, надлежащим образом извещенные, о времени и месте судебного разбирательства, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.

Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, судом установлено следующее.

Как следует из материалов дела, в связи с наличием у ООО «Авантаж Форте» задолженности по обязательному пенсионному и медицинскому страхованию 16.01.2012 Управлением выставлено требование № 007 022 400 00300 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком исполнения до 04.02.2012 в общей сумме 1 040 руб. 87 коп. (т. 1, л.д. 48-49), составляющие сумму пени в том числе: - на страховую часть пенсии – 884 руб. 14 коп., на накопительную часть пенсии – 156 руб. 73 коп.

В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной в требовании задолженности, 09.02.2012 ответчиком вынесено решение № 007 022 12 ВД 0000495 о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т. 1, л.д. 50).

Также 01.02.2012 Управлением выставлено Обществу требование № 007 022 400 01329 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов со сроком исполнения до 21.02.2012 в общей сумме 105 748 руб. 55 коп. (т. 1, л.д. 138-139), в том числе:

- недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 80 026 руб. (66 596 руб. - на страховую часть пенсии, 13 430 руб. - на накопительную часть пенсии);

- недоимка на обязательное медицинское страхование в размере 15 698 руб. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 9 542 руб., в территориальные фонд обязательного медицинского страхования – 6 156 руб.);

- пени в сумме 8 380 руб. 60 коп., в том числе: на страховую часть пенсии – 7 032 руб. 74 коп., на накопительную часть пенсии – 1 347 руб. 86 коп., в ФФОМС - 999 руб. 30 коп., ТФОМС - 644 руб. 65 коп.

В связи с неуплатой в добровольном порядке указанной в требовании задолженности, 11.03.2012 ответчиком вынесено решение № 007 022 12 ВД 0001589 о взыскании страховых взносов, пени, штрафов за счет денежных средств, находящихся на счетах плательщика страховых взносов в банках (т. 1, л.д. 57).

На основании вышеназванных решений на расчетный счет Общества открытом в отделении № 8617 ОАО Сбербанка России г. Сыктывкар 15.02.2012 выставлено инкассовое поручение № 1810, а также 15.03.2012 инкассовые поручения №№ 6039, 6040, 6041, 6042, 6043, 6044, 6045, 6046.

Всего выставлено инкассовых поручений на общую сумму 105 905 руб. 28 коп. (т. 1, л.д. 100-108).

Указанные инкассовые поручения были исполнены ОАО Сбербанк России 10.07.2012, что подтверждается выпиской банка по расчетному счету заявителя (т. 1, л.д. 10-12).

Общество полагая, что Управлением взыскание произведено в нарушение Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» направило 13.08.2012 в адрес ответчика заявление, в котором просило вернуть на свой расчетный счет списанные денежные средства в сумме 105 905 руб. 28 коп. (т. 1, л.д. 13).

Ответчик решением № 007 022 12 РЗ 0013142 от 29.08.2012 отказал Обществу в удовлетворении заявления о возврате 105 905 руб. 28 коп. мотивировав отказ наличием задолженности по пени (т. 1, л.д. 14).

Не согласившись с принятым решением об отказе в осуществлении возврата взысканных сумм страховых взносов и пени, полагая, что списанием задолженности нарушена очередность, установленная ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», погашения текущих платежей, поскольку спорная задолженность включена в реестр требований кредиторов на основании определения Арбитражного суда Республики Коми от 03.05.2012 и не может быть взыскана в составе текущей задолженности, в связи с чем, Общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.

Суд считает, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению, при этом руководствуется следующим.

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Федеральный закон от 24.07.2009 № 212-ФЗ) контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды осуществляют Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, уплачиваемых в Пенсионный фонд Российской Федерации, и страховых взносов на обязательное медицинское страхование, уплачиваемых в фонды обязательного медицинского страхования, и Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы в отношении страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемых в Фонд социального страхования Российской Федерации.

Исходя из положений ст. 11 Федерального закона от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и ст. 6 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество является страхователем по обязательному медицинскому страхованию, обязательному пенсионному страхованию и, соответственно, плательщиком страховых взносов (ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования»).

В соответствии с пп. 1 п. 2 статьи 28 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ плательщики страховых взносов обязаны правильно исчислять и своевременно уплачивать (перечислять) страховые взносы.

Согласно пункту 4 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в течение расчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей.

В силу статьи 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ в случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок обязанность по уплате страховых взносов исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денежные средства на счетах плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя в банках.

Взыскание страховых взносов производится по решению органа контроля за уплатой страховых взносов (далее в настоящей статье - решение о взыскании) путем направления в банк, в котором открыты счета плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя, поручения органа контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление в бюджеты соответствующих государственных внебюджетных фондов необходимых денежных средств со счетов плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя.

До принятия решения о взыскании орган контроля за уплатой страховых взносов направляет плательщику страховых взносов требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона.

Указанные положения применяются также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Таким образом, с 01.01.2010 органам Пенсионного фонда РФ предоставлено право бесспорного взыскания с плательщика неуплаченных в установленный срок сумм страховых взносов и пени, в том числе в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования.

Однако, в случае введения в отношении плательщика взносов процедур банкротства, приведенные положения законодательства подлежат применению с учетом ограничений и особенностей, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Как следует из материалов дела, Определением Арбитражного суда Республики Коми от 07.02.2012 по делу № А29-9020/2011 в отношении ООО «Авантаж Форте» введена процедура банкротства – наблюдение сроком на четыре месяца, временным управляющим утверждена Власова Н.В. (т. 1, л.д. 88-93).

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 03.05.2012 по указанному делу признаны обоснованными требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми в сумме 583 587 руб. 71 коп. и включены в третью очередь реестра требований кредиторов общества с ограниченной ответственностью «Авантаж Форте», в том числе: 42 173 руб. 51 коп. – недоимка по налоговым платежам, 32 240 руб. 84 коп. – пени по налоговым платежам, 3 342 руб. 40 коп. – штраф, 471 909 руб. 00 коп. – задолженность по страховым взносам, 33 921 руб. 96 коп. – пени по страховым взносам (т. 1, л.д. 67-77).

Решением Арбитражного суда Республики Коми от 18.06.2012 по делу № А29-9020/2011 Общество признано несостоятельным (банкротом), открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначена Власова Н.В. (т. 1, л.д. 94-98).

В соответствии с п. 1 ст. 126 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее - Закон о банкротстве) с даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением требований о признании права собственности, о взыскании морального вреда, об истребовании имущества из иных незаконных владений, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности, а также текущие обязательства, указанные в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства.

Из материалов дела следует, что взысканные по спорным инкассовым поручениям платежи в сумме 95 724 руб., а также пени в сумме 1 158 руб. 75 коп. являются текущими платежами, обязанность по их уплате возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до введения процедуры конкурсного производства.

Так, исходя из расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (Форма РСВ-1 ПФР) за 2011 год. Обществом начислены и не уплачены в бюджет суммы страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование в следующих размерах: - недоимка по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в размере 80 026 руб. (66 596 руб. - на страховую часть пенсии, 13 430 руб. - на накопительную часть пенсии); - недоимка на обязательное медицинское страхование в размере 15 698 руб. (в федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 9 542 руб., в территориальные фонд обязательного медицинского страхования – 6 156 руб. (т. 1, л.д. 135-137). На указанную задолженность были начислены пени в сумме 1 158 руб. 75 коп.

Согласно пунктам 1, 2 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами - первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

В силу пунктов 3 - 5 статьи 15 указанного Закона о страховых взносах в течение отчетного периода страхователь уплачивает страховые взносы в виде ежемесячных обязательных платежей, которые исчисляются исходя из величины выплат и иных вознаграждений, начисленных с начала расчетного периода до окончания соответствующего календарного месяца, и тарифов страховых взносов, за вычетом сумм ежемесячных обязательных платежей, исчисленных с начала расчетного периода по предшествующий календарный месяц включительно.

Как следует из абзаца пятого пункта 8 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» датой возникновения обязанности по уплате налога является дата окончания налогового периода.

Окончание налогового периода после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства влечет квалификацию требования об уплате налога, исчисленного по итогам налогового периода, как текущего (пункт 9 указанного постановления).

В рассматриваемом случае датой окончания отчетного периода за 2011 год является 31.12.2011 года, которая наступила после принятия Арбитражным судом Республики Коми заявления о признании ООО «Авантаж Форте» банкротом (заявление принято судом 14.11.2011). Пени начисленные на недоимку 2011 года за период с 16.11.2011 по 01.02.2012 в сумме 1 158 руб. 75 коп. также являются текущими (т. 1, л.д. 140-143).

Исходя из статьи 5 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ под текущими платежами понимаются денежные обязательства и обязательные платежи, возникшие после принятия заявления о признании должника банкротом, а также денежные обязательства и обязательные платежи, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства. Требования кредиторов по текущим платежам не подлежат включению в реестр требований кредиторов.

Доводы заявителя о том, что вышеприведенные суммы страховых взносов и пени в размере 96 882 руб. 85 коп. также являются реестровыми, поскольку Арбитражным судом Республики Коми были признаны обоснованными требования Федеральной налоговой службы в лице Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми в рамках возбужденного в отношении Общества дела о несостоятельности (банкротстве) и на основании определения суда от 03.05.2012 по делу № А29-9020/2011 включены в третью очередь реестра требований кредиторов должника суммы 471 909 руб. задолженности по страховым взносам и 33 921 руб. 96 коп. пени по страховым взносам. Считает, что денежные средства включенные в реестр требований кредиторов были повторно списаны 10.07.2012. Судом не принимаются в силу следующего.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ уполномоченный орган - это федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам.

В силу пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 29 мая 2004 г. № 257 «Об обеспечении интересов Российской Федерации как кредитора в делах о банкротстве и в процедурах банкротства» и Постановления Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» уполномоченным органом по представлению в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам является ФНС России.

Таким образом, исключительно ФНС России вправе представлять требования об уплате обязательных платежей в деле о банкротстве.

С учетом изложенного, ответчик не является лицом участвующим в деле о банкротстве, о факте включения по делу № А29-9020/2011 Федеральной налоговой службой в лице Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми в третью очередь реестра требований кредиторов текущих платежей сумм страховых взносов и пени в размере 96 882 руб. 85 коп. Управлению стало известно в рамках рассмотрения данного дела.

В связи с установленными обстоятельствами, Государственное учреждение – Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в г. Сосногорске Республики Коми обратилось 28.12.2012 в Межрайонную инспекцию ФНС России № 4 по Республике Коми с письмом № 04-08/16238, в котором просило уполномоченный орган обратиться в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением об исключении из реестра требований кредиторов 96 882 руб. 85 коп. составляющих задолженность по страховым взносам и пени (т. 1, л.д. 144-145).

23.01.2013 ФНС России обратилась в Арбитражный суд Республики Коми в рамках дела № А29-9020/2011 с соответствующим заявлением (т. 1, л.д. 161-162), по результатам рассмотрения которого Арбитражный суд Республики Коми 26.02.2013 вынес определение об удовлетворении заявления ФНС России в лице Межрайонной ИФНС России № 4 по Республике Коми и исключил из третьей очереди реестра требований кредиторов ООО «Авантаж Форте» требования ФНС России в сумме 96 882 руб. 85 коп. в том числе: 95 724 руб. – задолженность по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование, 1 158 руб. 85 коп. - пени (т. 1, л.д. 179).

Аргументы заявителя о том, что исключая спорную задолженность из третьей очереди реестра требований кредиторов ООО «Авантаж Форте» судом не изменялась очередность платежей и указанные платежи остаются реестровыми суд считает необоснованными. Так как исходя из фактических обстоятельств дела указанные платежи являются текущими, то есть обязанность по уплате которых возникла после принятия судом заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства и они ошибочно были указаны уполномоченным органом в числе реестровых, доказательств обратного заявителем не представлено. Ошибочное включение спорных сумм в реестр требований кредиторов, не может влиять на правовую природу их возникновения. О данном обстоятельстве также свидетельствует определение Арбитражного суда Республики Коми от 26.02.2013, которым были исключены спорные суммы из третьей очереди кредиторов.

Пунктом 2 статьи 137 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ предусмотрено, что в случае, если должником в период после вынесения арбитражным судом определения о принятии заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства не в полном объеме уплачены обязательные платежи, требования, не погашенные до принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, погашаются вне очереди.

Как разъяснено в пункте 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 29 от 15.12.2004 г. «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» требования налоговых, таможенных и иных органов, в чью компетенцию в силу законодательства входит взимание и взыскание соответствующих сумм платежей, по обязательным платежам, возникшим после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, а также по обязательным платежам, срок исполнения которых наступил после введения соответствующей процедуры банкротства (текущие платежи), удовлетворяются в установленном законодательством порядке (вне рамок дела о банкротстве).

Согласно пункту 11 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 25 от 22.06.2006 г. «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» при решении вопроса о порядке исполнения текущих требований налоговых органов по обязательным платежам (за исключением возникших после признания должника банкротом) судам надлежит учитывать, что эти требования удовлетворяются вне рамок дела о банкротстве в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах.

Таким образом, взыскание текущих обязательных платежей по страховым взносам, обязанность по уплате которых возникла после принятия заявления о признании должника банкротом и до открытия конкурсного производства, может быть произведено в порядке, установленном статьей 19 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ.

На основании изложенного, заявленные требования в данной части, являются не обоснованными и не подлежащими удовлетворению.

В то же время заявленные требования подлежат удовлетворения в части взысканных пени которые начислены на задолженность по страховым взносам подлежащим уплате за 1 квартал 2011 года, полугодие 2011 года и 9 месяцев 2012 года в общей сумме 8 865 руб. 70 коп. из которых: - 2 800 руб. 81 коп. за 1 квартал 2011 года; - 2 957 руб. 98 коп. за полугодие 2011 года; - 3 106 руб. 91 коп. за 9 месяцев 2012 года (т. 2, л.д. 1-2) по следующим основаниям.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что задолженность Общества по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование за 1 квартал, полугодие 2011 года на которые начислены спорные суммы пени возникла до принятия заявления о признании ООО «Авантаж Форте» несостоятельным (банкротом) (14.11.2011).

В силу пункта 1 статьи 62 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности заявления о признании должника банкротом в порядке, предусмотренном статьей 48 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 1 статьи 63 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ с даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения наступают следующие последствия: требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного настоящим Федеральным законом порядка предъявления требований к должнику; приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства, за исключением исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную с илу до даты введения наблюдения судебных актов о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и о возмещении морального вреда. Основанием для приостановления исполнения исполнительных документов является определение арбитражного суда о введении наблюдения.

Таким образом, с момента введения процедуры наблюдения приостанавливается исполнение исполнительных документов (инкассовых поручений) по имущественным взысканиям, а требования об уплате обязательных платежей, срок исполнения по которым наступил на дату введения наблюдения, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного Законом о банкротстве порядка предъявления требований к должнику.

Следовательно, взыскание с Общества пени в сумме 2 800 руб. 81 коп. за 1 квартал 2011 года и в сумме 2 957 руб. 98 коп. за полугодие 2011 года не являющимися текущими, после введения процедуры наблюдения (07.02.2012) ограничивает право должника по распоряжению своим имуществом (денежными средствами) и нарушает установленную очередность удовлетворения требований кредиторов.

Кроме того, требования, возникшие после открытия конкурсного производства, удовлетворяются вне очереди (п. 1 ст. 134 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ), однако в силу специального указания п. 4 ст. 142 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ требования об уплате обязательных платежей, возникшие после открытия конкурсного производства, независимо от срока их предъявления удовлетворяются за счет оставшегося после удовлетворения требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов, имущества должника.

Согласно п. 13 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25 «О некоторых вопросах, связанных с квалификацией и установлением требований по обязательным платежам, а также санкциям за публичные правонарушения в деле о банкротстве» в силу положений пункта 4 статьи 142 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» налоговый орган не вправе осуществлять предусмотренные налоговым законодательством меры по принудительному взысканию задолженности по обязательным платежам, возникшим после открытия конкурсного производства.

С 01.01.2010 в связи со вступлением в силу Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 органам ПФР от налоговых органов переданы функции по принудительному взысканию со страхователей страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, в связи с чем вышеуказанные разъяснения о недопустимости принудительного взыскания задолженности, возникшей в конкурсном производстве, подлежат применению.

Следовательно, вопрос об исполнении Обществом обязанности по уплате спорных сумм взносов и пени должен решаться не Управлением в бесспорном порядке, а конкурсным управляющим в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве.

В то же время согласно разъяснениям, содержащимся в п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25, согласно абз. 5 ст. 2 Закона о банкротстве обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, к числу которых относятся страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, являются обязательными платежами. При применении п. 4 ст. 142 Закона о банкротстве судам необходимо учитывать, что эта норма не подлежит применению к требованиям об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование ввиду наличия специальной нормы, устанавливающей обязанность конкурсного управляющего производить возложенные на работодателя в соответствии с федеральным законом платежи при оплате труда работников, осуществляющих трудовую деятельность в ходе конкурсного производства (п. 5 ст. 134 Закона).

Таким образом, требования органов Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, обязанность по уплате которых возникла после открытия конкурсного производства, подлежат исполнению должником в установленном статьей 855 ГК РФ порядке.

Соответственно, обязательства по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, возникшие в ходе конкурсного производства, в отличие от обязательств по уплате налогов, удовлетворяются вне очереди за счет конкурсной массы, однако в соответствии с очередностью удовлетворения требований кредиторов по текущим обязательствам, установленной ст. 855 ГК РФ.

Вместе с тем, из приведенного разъяснения (п. 15 Постановления Пленума ВАС РФ от 22.06.2006 № 25) не следует, что у органов Пенсионного фонда имеется право на самостоятельное бесспорное взыскание сумм страховых взносов, обязанность по уплате которых возникла в ходе конкурсного производства.

Более того, как установлено судом и подтверждается материалами дела, взыскание спорных сумм пени в соответствии с рассматриваемыми инкассовыми поручениями привело к нарушению очередности, установленной ст. 855 ГК РФ.

Так, исходя из данных заявителя, бухгалтерская справка о состоянии задолженности по текущим платежам по состоянию на 09.07.2012 у Общества имеется не погашенная задолженность в том числе: по заработной плате, судебные расходы и по уплате налога на доходы физических лиц в общей сумме 970 582 руб. 87 коп. (т. 1, л.д. 65).

В силу изложенного, взыскание Управлением в бесспорном порядке спорных сумм пени начисленных на задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2012 года, не соответствует вышеприведенным положениям законодательства о банкротстве и привело к нарушению очередности удовлетворения требований кредиторов.

То обстоятельство, что спорные пени начисленные после даты введения конкурсного производства (18.06.2012) на задолженность по страховым взносам за 9 месяцев 2012 года в сумме 3 106 руб. 91 коп. и являются текущими, не свидетельствует о правомерности их бесспорного взыскания Управлением.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Пункт 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

В порядке пункта 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд возлагает на ответчика обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем возврата ему 8 865 руб. 70 коп. излишне взысканных сумм пени по страховым взносам.

В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.

Учитывая, что заявителю при подаче иска была предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины, а в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, вопрос о распределении судебных расходов судом не разрешается.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. Заявленные требования Общества с ограниченной ответственностью «Авантаж Форте» удовлетворить частично.

2. Признать недействительным (незаконным) решение Государственного учреждения - Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми № 007 022 12 РЗ 0013142 от 29.08.2012 в части отказа в осуществлении возврата 8 865 руб. 70 коп. излишне взысканных сумм пени по страховым взносам.

Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Сосногорске Республики Коми устранить допущенные нарушения прав заявителя путем возврата Обществу с ограниченной ответственностью «Авантаж Форте» 8 865 руб. 70 коп. пени по страховым взносам.

В остальной части заявленных требований отказать.

3. Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья И.Н. Гайдак