НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 16.05.2014 № А29-2093/14

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru  


Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар                                                                     

16 мая 2014 года     Дело № А29-2093/2014

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи  Гайдак И.Н.

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению  Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по  Республике Коми (ИНН: 1108014441, ОГРН: 1041100825204)

к Совету сельского поселения «Покча» (ИНН:1115004780, ОГРН:1061108005056)

о взыскании 200 руб. штрафов

установил:

Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № 4 по  Республике Коми (далее – МИФНС № 4 по РК, Инспекция, заявитель) обратилась в арбитражный суд с заявлением к Совету сельского поселения «Покча» (далее – Совет поселения «Покча», Учреждение, ответчик) о взыскании 200 руб. задолженности, в том числе:

- 100 руб. штраф по налогу на прибыль,

- 100 руб. штраф по налогу на имущество.

Одновременно налоговым органом заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в суд.

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 26.03.2014 заявление Инспекции было принято к производству с указанием на рассмотрение дела в порядке упрощенного производства; о возбуждении производства по делу заявитель и ответчик извещены в порядке, предусмотренном статьей 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В срок, установленный в определении Арбитражного суда Республики Коми, ответчик отзыв по существу заявленных требований не представил.

Исследовав материалы дела,  суд установил следующее.

Совет поселения «Покча» зарегистрирован в качестве юридического лица Межрайонной инспекцией Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми 25.04.2006.

По состоянию на 10.02.2014 за ответчиком имеется задолженность в размере 200 руб., в том числе:

- 100 руб. штраф по налогу на прибыль,

- 100 руб. штраф по налогу на имущество.

Как указывает заявитель, в соответствии со статьями 69, 70 Налогового кодекса РФ налогоплательщику направлялись требования об уплате налогов, пени и штрафов № 265 от 05.06.2007, № 601 от 23.07.2007.

Ввиду истечения сроков хранения документов материалы камеральных проверок (акты, решения), доказательства отправки требований  Учреждению суду не представлены. Мероприятия по принудительному взысканию задолженности с налогоплательщика налоговым органом не проводились.

В подтверждение наличия задолженности в вышеуказанной сумме налоговым органом представлен подписанный ответчиком акт сверки по состоянию на 01.10.2013.

Так как обязанность по уплате налогов, пени, штрафов до настоящего времени не исполнена, МИФНС № 4 по РК обратилась в суд с заявлением о взыскании с Совета поселения «Покча» задолженности в общей сумме 200 руб., представив в качестве доказательства соблюдения досудебного порядка урегулирования спора уведомление № 03-08/08547 от 16.10.2014 об уплате задолженности в срок до 31.10.2013.

Суд считает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 1 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.

Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом налогоплательщику требования об уплате налога.

В случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 46 и 47 Налогового кодекса Российской Федерации. Взыскание налога с физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, производится в порядке, предусмотренном статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации.

Пунктами 1, 2, 4 статьи 69, пунктами 1, 2, 3 статьи 70 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что требованием об уплате налога признается письменное извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.

Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки.

Требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании.

Требование об уплате налога по результатам налоговой проверки должно быть направлено налогоплательщику в течение 10 дней с даты вступления в силу соответствующего решения.

Указанные правила применяются также в отношении сроков направления требования об уплате сбора, а также пеней и штрафа.

Согласно пунктам 1, 2, 3 статьи 46 Налогового кодекса Российской Федерации в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя на счетах в банках.

Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) –  организации или индивидуального предпринимателя, инкассового поручения (распоряжения) на списание и перечисление в соответствующие бюджеты (внебюджетные фонды) необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента)  –  организации или индивидуального предпринимателя.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного для исполнения обязанности по уплате налога, но не позднее 60 дней после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как предусмотрено пунктом 1 статьи 47 Налогового кодекса Российской Федерации налоговый орган вправе взыскать налог за счет имущества, в том числе за счет наличных денежных средств налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, и с учетом сумм, в отношении которых произведено взыскание в соответствии со статьей 46 Налогового кодекса Российской Федерации.

Взыскание налога за счет имущества налогоплательщика производится по решению руководителя налогового органа путем направления в течение трех дней с момента вынесения такого решения соответствующего постановления судебному приставу-исполнителю для исполнения в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Решение о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика принимается в течение одного года после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу пункта 10 статьи 46, пункта 8 статьи 47 Налогового кодекса РФ  вышеуказанные положения применяются также при взыскании штрафов.

Таким образом, срок для взыскания налога, пени и штрафа в судебном порядке исчисляется со дня выявления недоимки, и состоит из трехмесячного срока для направления налогоплательщику требования, установленного в требовании срока для его исполнения и шестимесячного срока для обращения в суд; при этом срок для обращения в суд исчисляется со дня истечения срока исполнения требования.

Пропуск срока направления требования об уплате налога не может увеличивать на неопределенный период установленный законодательством срок для принудительного взыскания налога и пени.

На то, что пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Кодекса, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней указано в пункте 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации».

Порядок проведения камеральной налоговой проверки установлен статьей 88 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которой камеральная налоговая проверка проводится по месту нахождения налогового органа на основе налоговых деклараций (расчетов) и документов, представленных налогоплательщиком, а также других документов о деятельности налогоплательщика, имеющихся у налогового органа.

Камеральная налоговая проверка проводится уполномоченными должностными лицами налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации (расчета).

В силу вышеуказанных норм, проведение камеральной проверки является обязанностью налогового органа, и, соответственно, факт неполной уплаты налога  должен быть выявлен при проведении камеральной налоговой проверки, в связи с чем после 01.01.2007 срок для направления требования об уплате налога должен исчисляться с момента истечения срока для проведения камеральной проверки.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2, пункта 8 статьи 45 Налогового кодекса РФ с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налогов, пени и штрафов производится в судебном порядке.

В силу вышеуказанной нормы с 01.01.2007 взыскание налогов, пеней и штрафов с организации, которой открыт лицевой счет, может быть произведено только в судебном порядке; при этом согласно пункту 3 статьи 46 Налогового кодекса РФ соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Обратившись в арбитражный суд в марте 2014 года, Инспекция пропустила исчисленные в порядке, установленном вышеуказанными нормами, сроки для обращения в суд с заявлением о взыскании задолженности по штрафам, образовавшимся в 2007 году.

Судом установлено, что налоговый орган не представил надлежащих доказательств принятия мер, направленных на своевременное взыскание с ответчика сумм штрафов, образовавшихся в 2007 году, в соответствии с действующими нормами налогового законодательства и, обратившись в суд за взысканием задолженности 24.03.2014, пропустил совокупность сроков принудительного взыскания пени, установленную статьями 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Таким образом, налоговым органом утрачена возможность взыскания задолженности в общей сумме 200 руб., в связи с истечением установленного срока ее взыскания, в том числе:

- 100 руб. штраф по налогу на прибыль,

- 100 руб. штраф по налогу на имущество.

В соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации с организации, которой открыт лицевой счет, взыскание налога производится в судебном порядке.

В силу вышеуказанной нормы с 01.01.2007 взыскание налога, пени и штрафа  с организации, которой открыт лицевой счет, может быть произведено только в судебном порядке; при этом согласно пункту 3 статьи 46, пункту 1 статьи 115  Налогового кодекса Российской Федерации соответствующее заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога, пени, штрафа. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

При обращении в суд Инспекцией заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, в обоснование которого указано на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги.

В силу статьи 117 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации процессуальный срок подлежит восстановлению по ходатайству лица, участвующего в деле, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом. Арбитражный суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска уважительными.

Следовательно, в заявлении о восстановлении пропущенного срока следует объяснить причины его пропуска и указать основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными, привести доказательства, что совершить соответствующее процессуальное действие в срок заявитель возможности не имел.

В представленном заявителем в суд ходатайстве о восстановлении пропущенного срока конкретные причины пропуска этого срока не указаны, доказательства, препятствующие соблюдению процессуального срока, не приведены.

Ссылка заявителя на наличие у налогоплательщика конституционной обязанности уплачивать законно установленные налоги отношения к причинам пропуска срока не имеет и не может быть принята во внимание, поскольку в числе основных принципов законодательства о налогах и сборах (статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации) приоритет в налоговых отношениях государственных интересов не закреплен, а законодатель, зная о содержании статьи 57 Конституции Российской Федерации, тем не менее, ограничил процедуру взыскания налогов, пени и штрафов  определенными сроками, которых при надлежащем контроле более чем достаточно для осуществления взыскания.

Так как заявление о взыскании с Совета поселения «Покча» задолженности в общей сумме 200 руб. подано Инспекцией в арбитражный суд с нарушением сроков, установленных статьями 46, 48, 70, 115 Налогового кодекса Российской Федерации, а основания для восстановления пропущенного срока отсутствуют, заявленные требования удовлетворению не подлежат.      

            В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации   расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 180-181, 216, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

1. В удовлетворении заявления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по  Республике Коми отказать.

2.Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня его принятия.

Судья                                                                       И.Н. Гайдак