ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
15 января 2019 года Дело № А29-15744/2018
Резолютивная часть решения объявлена января 2019 года , полный текст решения изготовлен января 2019 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Колцун О.Я.,
рассмотрев в судебном заседании дело по исковому заявлению Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице государственного учреждения Республики Коми «Кажимское лесничество» (ИНН: 1111000054, ОГРН: 1021100997884)
к обществу с ограниченной ответственностью «Мираж» (ИНН:1111003263, ОГРН:1141109000691)
об обязании устранить нарушения,
в отсутствие представителей сторон
установил:
Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми в лице государственного учреждения Республики Коми «Кажимское лесничество» (далее - Истец, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Мираж» (далее - ответчик, Общество, ООО «Мираж») об обязании вывезти оставленную древесину в Туруньинском участковом лесничестве в квартале 286 делянка № 51, в объеме 243 м³ и произвести доочистку рубок на площади 9,1 га.
Стороны, извещенные надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, явку представителей в судебное заседание не обеспечили.
Ответчик отзыв на заявленные требования не представил.
Ко дню судебного заседания от истца поступило ходатайство о рассмотрении дела в отсутствие представителя.
В соответствии с положениями статей 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса РФ дело рассматривается в отсутствие представителей сторон, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания.
Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.
Из представленных материалов следует, что 30.11.2015 между Комитетом лесов Республики Коми (правопреемником в настоящее время является истец) и ООО «Мираж» заключен договор купли-продажи лесных насаждений №18 (далее – договор).
Согласно условиям договора Комитет лесов Республики Коми передает покупателю лесные насаждения, расположенные на территории ГУ «Кажимское лесничество» в квартале 286 выдел 11, делянка № 1 Турьинского участкового лесничества, а также лесовозная дорога 130х6 м (выдел 11, 15) с целью заготовки древесины в объеме 1739 кбм.
Срок вывозки древесины согласован в пункте 11 договора и установлен до 29.11.2016, который продлевался по ходатайству ответчика на основании разрешения ГУ РК «Кажимское лесничество» от 28.11.2016 № 680 на срок до 28.11.2017.
При этом в пункте 13 договора установлено, что ООО «Мираж» должно провести очистку лесосеки от порубочных остатков путем укладки порубочных остатков на волоки с проминкой проходами трактором одновременно с рубкой леса.
27.04.2018 руководителем ГУ «Кажимское лесничество» в адрес ООО «Мираж» направлено извещение о дате и времени проведения осмотра лесосек, которое возвращено за истечением срока хранения.
15.05.2018 руководителем ГУ «Кажимское лесничество» в адрес ООО «Мираж» направлено повторное извещение о дате и времени проведения осмотра лесосек, которое также возвращено за истечением срока хранения.
Учитывая, что представитель Общества для проведения осмотра не явился, представителями истца составлена справка от 14.05.2018 и проведен осмотр лесосеки в одностороннем порядке, по результатам которого составлен акт осмотра лесосеки от 31.05.2018.
Из указанного акта следует, что ответчиком в квартале 286 выдел 11, делянка № 1 Турьинского участкового лесничества, а также лесовозная дорога 130х6 м (выдел 11, 15) не произведена очистка лесосеки на площади 9,1 га, а также не вывезена древесина, объемом 234 куб.м. о чем составлена ведомость пересчета деревьев.
07.08.2018 в адрес ответчика направлялась претензия с требованием устранений выявленных нарушений лесного законодательства в месячный срок, которая оставлена Обществом без удовлетворения.
01.11.2018 составлен акт патрулирования № 46 территории лесного фонда которым зафиксирован факт отсутствия устранения выявленных нарушений со стороны ответчика.
Изложенные обстоятельства послужили основанием для обращения истца в суд с настоящим исковым заявлением.
Суд считает заявленные требования подлежащими удовлетворению и руководствуется следующим.
Статья 2 Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) предусматривает, что лесное законодательство состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов субъектов Российской Федерации. Лесные отношения могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, которые не должны противоречить настоящему Кодексу, другим федеральным законам. Правительство Российской Федерации издает нормативные правовые акты, регулирующие лесные отношения в пределах полномочий, определенных настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также указами Президента Российской Федерации.
В соответствии с частью 3 статьи 16 ЛК РФ порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами.
В силу части 9 статьи 29 ЛК РФ правила заготовки древесины устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
Приказом Минприроды России от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 ЛК РФ (далее – Правила № 474).
Пунктом 4 Правил № 474 предусмотрено, что заготовка древесины осуществляется в соответствии с настоящими Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией.
В подпунктах «з» и «к» пункта 12 Правил № 474 установлено, что при заготовке древесины не допускается оставление не вывезенной в установленный срок (включая предоставление отсрочки) древесины на лесосеке. Не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосеки.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июня 2007 года № 414 утверждены Правила санитарной безопасности в лесах (действовали до 06.06.2017), в соответствии с пунктом 39 которых при использовании лесов не допускается невыполнение или несвоевременное выполнение работ по очистке лесосек, а также работ по приведению лесных участков, предоставленных гражданам или юридическим лицам в установленном лесным законодательством порядке, в состояние, пригодное для использования этих участков по целевому назначению, или работ по их рекультивации.
Аналогичные положения содержатся в п. 14 Правил санитарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.05.2017 № 607.
В соответствии с частью 1 статьи 51 ЛК РФ леса подлежат охране от пожаров. В силу статьи 52 ЛК РФ охрана лесов от пожаров осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» и указанным Кодексом.
Пунктом 1 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 № 417 (далее - Правила), предусмотрено, что данные Правила устанавливают единые требования к обеспечению пожарной безопасности в лесах при использовании, охране, защите, воспроизводстве лесов, осуществлении иной деятельности в лесах, а также при пребывании граждан в лесах и являются обязательными для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами и гражданами.
Согласно пункту 16 названных Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
Согласно статье 58 Конституции Российской Федерации каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 №7-ФЗ (далее - Закон № 7-ФЗ), учитывая названную конституционную норму, регулирует отношения в сфере взаимодействия общества и природы, возникающие при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на природную среду как важнейшую составляющую окружающей среды.
Из статьи 2 Закона № 7-ФЗ следует, что законодательство в области охраны окружающей среды состоит из Закона № 7-ФЗ, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. К данному законодательству в части охраны и рационального использования природных ресурсов относится и лесное законодательство.
Охрана окружающей среды основывается, среди прочего, на принципах рационального использования природных ресурсов и ответственности за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды, презумпции экологической опасности планируемой хозяйственной и иной деятельности, приоритета сохранения естественных экологических систем, природных ландшафтов и природных комплексов, допустимости воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду исходя из требований в области охраны окружающей среды (статья 3 Закона № 7-ФЗ).
Статьей 75 Закона № 7-ФЗ предусмотрено, что за нарушение законодательства в области охраны окружающей среды устанавливается имущественная, дисциплинарная, административная и уголовная ответственность в соответствии с законодательством.
В силу статей 77, 78 Закона № 7-ФЗ юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, возмещают его в полном объеме в соответствии с законодательством и компенсируют добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
В соответствии со статьей 100 ЛК РФ лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Статьей 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд, в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15).
Факт ненадлежащего исполнения Обществом договорных обязательств, а также вышеуказанных нормативных правовых актов подтверждается представленными в материалы дела доказательствами, в частности актами осмотра мест рубок. Доказательств, опровергающих сведения, содержащиеся в актах осмотра, ответчиком не представлено.
На основании статей 309, 310 Гражданского кодекса Российской Федерации обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями; односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.
В соответствии со статьями 9, 65, 70 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий. Каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.
Ответчиком возражений по иску не заявлено, фактические и правовые основания требований не оспорены, а поэтому в силу ч. 3.1 ст.70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается истец в обоснование своих требований считаются им признанными.
С учетом изложенного, заявленные требования подлежат удовлетворению.
В соответствии со статьями 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса РФ, статьями 333.17, 333.21 Налогового кодекса РФ расходы по уплате государственной пошлины относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми удовлетворить.
Обязать общество с ограниченной ответственностью «Мираж» вывезти древесину оставленную в Туруньинском участковом лесничестве в квартале 286 делянка № 51, в объеме 243 м³ и произвести доочистку мест рубок на площади 9,1 га.
Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Мираж» в доход федерального бюджета 6 000 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.