АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49 "а" http:// komi.arbitr.ru
__________________________________________________________________________
г. Сыктывкар
«19» ноября 2007 года Дело № А29-4860/2007
14 ноября 2007 года дата оглашения резолютивной части решения, 19 ноября 2007 года дата изготовления решения в полном объеме
Арбитражный суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Полицинского В.Н., при ведении протокола судебного заседания Полицинским В.Н., рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Службы Республики Коми по лицензированию к Обществу с ограниченной ответственностью «Исток-Плюс»
об аннулировании лицензии
при участии в заседании:
от заявителя: Дончевская Е.А. – по доверенности,
от ответчика: Хозяинов Г.А. (руководитель),
установил:
Служба Республики Коми по лицензированию (далее Служба) обратилась с заявлением об аннулировании лицензии Г 610165 регистрационный №11592 от 10 ноября 2005 года на розничную продажу алкогольной продукции, выданной Обществу с ограниченной ответственностью «Исток-Плюс» (далее Общество) в связи с допущенными Обществом нарушениями законодательства, регулирующего розничную продажу алкогольной продукции, а именно, в реализации немаркированной в установленном порядке алкогольной продукции и непредставлении в лицензирующий орган в установленный срок деклараций о розничной продаже алкогольной продукции.
Ответчик требования не признает, просит суд не аннулировать лицензию, доводы и возражения изложены в отзыве на заявление, указывает, что реализацию немаркированной алкогольной продукции не осуществлял, факт несвоевременного представления деклараций не отрицает.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Исток-Плюс» зарегистрировано 22.09.2005г. Межрайонной Инспекцией Федеральной налоговой службы №2 по Республике Коми №1051100748819.
10.11.2005 г. Службой Республики Коми по лицензированию была выдана лицензия Г 610165 регистрационный №11592, на осуществление Обществом розничной продажи алкогольной продукции в магазинах: «Тройка» (Ижемский район, с. Щельяюр, ул. Гагарина, д. 8), «Алена» (Ижемский район, с. Щельяюр, ул. Заводская, д. 16а), «Исток» (Ижемский район, с. Щельяюр, ул. Клубная, д. 10), «Полюс» (Ижемский район, д. Вертеп), «Югор» (Ижемский район, с. Брыкаланск), «Визит» (Ижемский район, с. Кипиево).
Срок действия лицензии до 10.11.2008 г.
16.05.2007 года в Службу Республики Коми по лицензированию из Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Коми поступили материалы проверки в отношении ООО «Исток-плюс».
При проведении органами Роспотребнадзора мероприятий по контролю за соблюдением законодательства о защите прав потребителей было установлено, что 28 февраля 2007 года ООО «Исток-плюс» в магазине «Югор», расположенном по адресу: Ижемский район, с. Брыкаланск, д. 12, осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, не маркированной в установленном законодательством порядке.
По данному факту составлен акт обследования №17, а также протокол №10 от 28.02.2007 года об административном правонарушении в отношении заместителя директора ООО «Исток-плюс» Ногина О.Р.
Также при осуществлении контроля за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении розничной продажи алкогольной продукции установлено, что лицензиатом ООО «Исток-плюс» в нарушение статьи 6 Закона Республики Коми от 29.12.2005 года №135-РЗ, Постановления правительства Республики Коми от 29.12.2005 года №336 повторно в течение одного года несвоевременно представлены декларации о розничной продаже алкогольной продукции в лицензирующий орган:
- за 1 квартал 2007 года декларация представлена 02.05.2007 года вместо 20.04.2007 года;
- за 1 полугодие 2007 года декларация представлена 09.08.2007 года вместо 20.07.2007 года.
Таким образом, Службой Республики Коми по лицензированию установлено, что ООО «Исток-Плюс» осуществляет деятельность по продаже алкогольной продукции с нарушением действующего законодательства.
В соответствии со ст.20 Федерального Закона от 22.11.1995 года № 171-ФЗ Служба Республики Коми по лицензированию обратилась в арбитражный суд с иском об аннулировании вышеуказанной лицензии, выданной ООО «Исток-Плюс».
Суд считает, что исковые требования об аннулировании лицензии подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с Положением о Службе Республике Коми по лицензированию, утвержденным постановлением Правительства РК № 228 от 15.12.2004г., Служба является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственную политику в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и государственной контроль в пределах предоставленных полномочий за качеством, объемом производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона №171-ФЗ государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в пределах их компетенции.
Законом Республики Коми от 07.12.2005 №135-РЗ "О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми" (часть 1 статьи 7) установлено, что государственный контроль за производством, оборотом, качеством и безопасностью этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, соблюдением законодательства в этой области и условий, предусмотренных соответствующими лицензиями, осуществляется уполномоченными Правительством Республики Коми органами исполнительной власти Республики Коми в пределах их компетенции.
Правительство Республики Коми постановлением от 15.12.2004 №228 утвердило Положение о службе Республики Коми по лицензированию.
Согласно этому Положению (пункту 1) Служба Республики Коми по лицензированию является органом исполнительной власти Республики Коми, осуществляющим государственную политику в сфере лицензирования отдельных видов деятельности и государственный контроль в пределах предоставленных полномочий за качеством, объемами производства и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции на территории Республики Коми.
В соответствии со статьей 18 Закона РФ №171-ФЗ от 22.11.1995г. «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» лицензированию подлежат виды деятельности, связанные с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, за исключением закупки этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (в целях использования их в качестве сырья или вспомогательного материала при производстве алкогольной, спиртосодержащей и иной продукции либо в технических или иных не связанных с производством указанной продукции целях) и розничной продажи спиртосодержащей продукции. Лицензии на розничную продажу алкогольной продукции выдаются субъектами Российской Федерации в установленном ими порядке с учетом положений настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 статьи 26 Федерального закона от 22.11.1995 г. №171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции» в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции запрещается оборот алкогольной продукции без сертификатов соответствия, либо без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона, либо с маркировкой поддельными марками.
В соответствии с пунктом 6 статьи 12 Федерального закона №171-ФЗ за правильность нанесения и за подлинность федеральных специальных марок и акцизных марок несут ответственность собственники (владельцы) алкогольной продукции, осуществляющие ее производство, импорт, поставки, розничную продажу, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Из содержания пунктов 2 и 3 статьи 12 Федерального закона от 22.11.1995 №171-ФЗ следует, что алкогольная продукция с содержанием этилового спирта более девяти процентов объема готовой продукции подлежит обязательной маркировке. Алкогольная продукция, ввозимая (импортируемая) на таможенную территорию Российской Федерации, маркируется акцизными марками, которые приобретаются в таможенных органах организациями, осуществляющими импорт алкогольной продукции.
Федеральная специальная марка и акцизная марка являются документами государственной отчетности, удостоверяющими законность (легальность) производства и (или) оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, осуществление контроля за уплатой налогов, а также являются носителями информации единой государственной автоматизированной информационной системы и подтверждением фиксации информации о реализуемой на территории Российской Федерации алкогольной продукции в единой государственной автоматизированной информационной системе.
Розничная продажа алкогольной продукции без маркировки не допускается (пункт 2 статьи 16 названного Закона).
В пункте 3 статьи 20 Федерального закона №171-ФЗ установлено, что лицензия на производство и оборот этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции может быть аннулирована решением суда на основании заявления лицензирующего органа. Основаниями для аннулирования лицензии являются, в том числе, оборот алкогольной продукции без маркировки в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона либо с поддельными марками и повторное в течение одного года несвоевременное представление указанных деклараций в лицензирующий орган.
В соответствии со статьей 6 Закона РК от 07.12.2005 года №135-РЗ, организации, осуществляющие розничную продажу алкогольной продукции, должны декларировать объем розничной продажи алкогольной продукции в порядке, установленном Правительством Республики Коми.
Согласно подпункту «В» пункта 4 «Порядка лицензирования розничной продажи алкогольной продукции и ведения государственной регистрации выданных лицензий, лицензий, действие которых приостановлено, и аннулированных лицензий на территории Республики Коми», утвержденного Постановлением Правительства Республики Коми от 29.12.2005 года №336, лицензионным требованием и условием осуществления деятельности по розничной продаже алкогольной продукции является декларирование розничной продажи алкогольной продукции в установленном порядке.
Согласно статье 3 Постановления Правительства Республики Коми от 29.12.2005 года №335 «Об утверждении порядка предоставления декларации о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми», декларация о розничной продаже алкогольной продукции на территории Республики Коми представляется в Службу Республики Коми по лицензированию на бумажном носителе ежеквартально, не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом. Декларация составляется с учетом филиалов и других структурных подразделений организации нарастающим итогом с начала года.
Материалами дела установлен факт непредставления Обществом в установленный законодательством срок деклараций о розничной продаже алкогольной продукции за 1 квартал 2007 года и за 1 полугодие 2007 года. Данные обстоятельства Обществом фактически не отрицаются.
Доказательств своевременного представления деклараций в лицензирующий орган Общество суду не представило.
В тоже время в материалах дела имеются копии конвертов, в которых поступили в Службу декларации, согласно почтовым штемпелям на которых, декларации были направлены ответчиком 26 апреля и 07 августа 2007 года соответственно, т.е. после установленного срока их представления.
Судом также установлено, что Обществом 28 февраля 2007 года осуществлялась реализация алкогольной продукции, немаркированной в установленном порядке (с марками старого образца), несмотря на то, что Общество данный факт отрицает, ссылаясь на то, что такая продукция в магазине имелась, но не реализовывалась.
Данный факт подтверждается актом обследования №17, объяснениями от 28 февраля 2007 года продавца магазина Терентьевой И.Е. и заместителя директора Общества Ногина О.Р., протоколом об административном правонарушении, предусмотренном ст.14.16 ч.3 КоАП РФ, от 28 февраля 2007 года №10 и вступившим в законную силу постановлением от 14 марта 2007 года №29, которым Ногин О.Р. привлечен к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.16 КоАП РФ.
В деле имеются объяснения проводившего проверку должностного лица Роспотребнадзора - Ермоловой И.А., которая указала, что вся указанная в акте обследования алкогольная продукция находилась на витрине, на каждый вид продукции были оформлены ценники, из чего следует, что данная продукция предлагалась к продаже.
Судом заинтересованности в исходе дела данного лица не установлено, и о наличии таковой ответчиком не заявлено.
Суд также учитывает в качестве доказательства и то обстоятельство, что алкогольная продукция, не подлежавшая продаже с 01.07.2006 года, до 28 февраля 2007 года находилась в магазине, где осуществляется розничная продажа алкогольной продукции.
Оценивая все доказательства в совокупности, суд приходит к выводу, что Общество 28 февраля 2007 года осуществляло розничную продажу алкогольной продукции, немаркированной в установленном порядке.
Довод ответчика о том, что проверка проводилась в отсутствии уполномоченного представителя Общества судом, не принимается, поскольку факт розничной продажи установлен судом на основании не только акта обследования, но и других имеющихся в деле доказательств.
Довод ответчика о том, что за допущенные нарушения заместитель директора Ногин О.Р. был привлечен к административной ответственности, в связи с чем основания для аннулирования лицензии отсутствуют, не основан на действующем законодательстве, т.к. аннулирование лицензии не считается административным наказанием, а представляет собой специальную принудительную меру, которая подлежит применению в случаях, когда это вызывает необходимость защиты конституционных прав и свобод, а также прав и законных интересов других лиц (пункт 20 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях").
Суд считает, что в данном случае розничная продажа алкогольной продукции без маркировки в установленном порядке представляет реальную угрозу жизни и здоровью потребителей, наносит вред государственным интересам в области регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, учитывает значительное количество такой алкогольной продукции, находившейся в продаже.
Заявителем представлены также доказательства того, что ответчик и ранее нарушал сроки представления деклараций о розничной продаже алкогольной продукции (предписание от 23 ноября 2006 года).
Суд считает, что систематическое нарушение ответчиком сроков представления деклараций, свидетельствует о пренебрежительном отношении должностных лиц Общества к соблюдению требований законодательства, регулирующего оборот алкогольной продукции.
Исходя из совокупности установленных обстоятельств, суд считает необходимым удовлетворить заявленные требования и аннулировать лицензию Г 610165 регистрационный №11592 от 10 ноября 2005 года на розничную продажу алкогольной продукции, выданную ООО «Исток-Плюс».
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.333.17 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика.
Руководствуясь статьями 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Требования удовлетворить.
Аннулировать лицензию Г 610165 регистрационный №11592 от 10 ноября 2005 года на розничную продажу алкогольной продукции, выданную ООО «Исток-Плюс».
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Исток-Плюс» (Ижемский район Республики Коми, с. Щельяюр, ул. Клубная, д. 10), свидетельство о государственной регистрации от 22.09.2005 года серии 11 №000305252 выдано межрайонной ИФНС России №2 по Республике Коми, в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.
Выдать исполнительные листы после вступления решения в законную силу.
Взысканная сумма государственной пошлины подлежит уплате ответчиком в десятидневный срок со дня вступления в силу настоящего решения.
Решение вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
Решение может быть обжаловано в месячный срок в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд.
Судья Арбитражного суда