НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 14.01.2008 № А29-6562/2007

Арбитражный суд Республики Коми

167983 Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, 49а

тел.(факс) (8212) 44-16-90 http://komi.arbitr.ru


Именем Российской Федерации

Р  Е  Ш  Е  Н  И  Е

г.Сыктывкар                                                                                  Дело № А29-6562/2007

«14» января 2008г.

(дата оглашения резолютивной части решения)

«15» января 2008г.

(дата изготовления решения в полном объеме)

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.

при ведении протокола судебного заседания судьей Василевской Ж.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «УниКом-Дизайн»

к Государственному учреждению – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми

о признании незаконными акта № 125 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 08.05.2007г., решения № 97 от 26.06.2007г. о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования, отказа в возмещении расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка от 27.06.2007г. за № 01-18/04-7211

при участии в заседании:

от заявителя – Помарин К.А.

от заинтересованного лица – Шопша Т.А., Остапчук О.А.

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «УниКом-Дизайн» обратилось с заявлением о признании незаконными акта № 125 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 08.05.2007г., решения № 97 от 26.06.2007г. о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования, отказа в возмещении расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка от 27.06.2007г. за № 01-18/04-7211, вынесенных Государственным учреждением - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.

Уточнив 11.12.2007г. заявленные требования, Общество отказалось от требований в части признания незаконными акта № 125 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 08.05.2007г. и отказа в возмещении расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка от 27.06.2007г. за № 01-18/04-7211.

Отказ от требований не противоречит закону и не нарушает права других лиц, поэтому принимается арбитражным судом.

На основании пункта 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что истец отказался от иска и отказ принят арбитражным судом.

В связи с изложенным, производство по делу в части признания незаконными акта № 125 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 08.05.2007г. и  отказа в возмещении расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка от 27.06.2007г. за № 01-18/04-7211 следует прекратить.

Требования в части признания незаконным решения ГУ - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми № 97 от 26.06.2007г. о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования подлежат рассмотрению.

Заинтересованное лицо требования не признает, считает обжалуемый ненормативный акт законным и обоснованным. Доводы подробно изложены в отзыве и дополнительных возражениях.

В судебном заседании объявлялся перерыв до 14 час. 30 мин. 14 января 2008 года.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

Документальной выездной проверкой по обязательному социальному страхованию, проведенной ГУ – Региональное отделение  Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми за период с 01.05.2005г. по 31.03.2007г., установлено, что страхователем, ООО «УниКом-Дизайн»,  причинен Фонду ущерб путем злоупотребления своим правом, что является нарушением ст.10 Гражданского кодекса Российской Федерации и п.п.3 п.1 ст.11 Федерального закона «Об основах обязательного социального страхования» № 165-ФЗ от 16.07.1999г.

По результатам проверки проверяющими сделаны выводы о том, что прием на работу Помариной О.А. в «УниКом-Дизайн» осуществлен перед наступлением страхового случая с умыслом получения социальных пособий за счет государственных средств, заработная плата для расчета пособия была увеличена с целью получения пособия по беременности и родам в завышенном размере.

Результаты проверки отражены в акте документальной выездной налоговой проверки страхователя по обязательному социальному страхованию № 125 с/с от 08.05.2007г.

По результатам проверки Общества ГУ - Региональным отделением ФСС Российской Федерации по Республике Коми вынесено решение № 97 от 26.06.2007г. о  непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования в сумме 54752,37 руб.

Не согласившись с указанными решением Фонда, ООО «УниКом-Дизайн» обжаловало его в судебном порядке, указав, что выводы проверяющих о злоупотреблении Обществом своим правом основаны лишь на предположениях, противоречат фактическим материалам и документам, все обязательные платежи с начисленной заработной платы были уплачены Обществом в полном объеме. С учетом изложенных обстоятельств, Общество просит признать незаконным решение Фонда № 97 от 26.06.2007г.

Суд считает, что требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с подпунктом 7 пункта 2 статьи 8 Федерального закона № 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» страховым обеспечением по отдельным видам обязательного социального страхования является пособие по беременности и родам.

Согласно статье 6 Федерального закона № 165-ФЗ субъектами обязательного социального страхования являются страхователи (работодатели), страховщики, застрахованные лица, а также иные органы, организации и граждане, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования.

Страхователи - организации любой организационно-правовой формы, а также граждане, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах уплачивать страховые взносы и (или) налоги, а в отдельных случаях, установленных федеральными законами, выплачивать отдельные виды страхового обеспечения. Страхователями являются также органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы. Страхователи определяются в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования (в ред.Федеральных законов от 31.12.2002 № 190-ФЗ, от 05.03.2004 № 10-ФЗ).

В соответствии со статьей 9 Федерального закона № 165-ФЗ отношения по обязательному социальному страхованию у страхователя (работодателя) возникают с момента заключения с работником (застрахованным лицом) трудового договора.

Страхователи обязаны выплачивать определенные виды страхового обеспечения застрахованным лицам при наступлении страховых случаев в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, в том числе за счет собственных средств (подпункт 6 пункта 2 статьи 12 Федерального закона № 165-ФЗ).

Основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения застрахованному лицу является наступление документально подтвержденного страхового случая (статья 22 Федерального закона № 165-ФЗ). При этом обязанность своевременно представлять документы, содержащие достоверные сведения, являющиеся основанием для назначения и выплаты страхового обеспечения, лежит на застрахованном лице (статья 10 Федерального закона № 165-ФЗ).

Как указано в статье 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом. Размеры пособий и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.

Поскольку до настоящего времени такой закон не принят, в соответствии со статьей 423 ТК РФ подлежит применению Положение о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденное постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 N 13-6 (далее – Положение).

Согласно статье 8 Федерального закона от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» пособие по беременности и родам устанавливается женщинам, подлежащим обязательному социальному страхованию, в размере среднего заработка (дохода) по месту работы за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления отпуска по беременности и родам, с учетом условий, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации об обязательном социальном страховании.

   В соответствии с подпунктом 3 пункта 1 статьи 11 Федерального закона № 165-ФЗ страховщики имеют право не принимать к зачету расходы на обязательное социальное страхование, произведенные с нарушением законодательства Российской Федерации.

Судом установлено, что на момент выдачи лечебным учреждением листка нетрудоспособности (01.02.2007г.) Помарина О.А. состояла в штате сотрудников в должности директора. В материалах дела имеется трудовой договор, заключенный между ООО «УниКом-Дизайн» и Помариной О.А. от 11.03.2005, Приказ № 01 л/с от 11.03.2005 о принятии Помариной О.А. на работу в должности директора с окладом в соответствии со штатным расписанием.

В силу статей 132 и 135 Трудового кодекса Российской Федерации установление работнику размера заработной платы относится к исключительным полномочиям работодателя.

Согласно штатному расписанию ООО «УниКом-Дизайн» с 01.01.2006г. заработная плата директора с районными и северными надбавками составляет 11900 руб.

Выпиской из ЕГРЮЛ в отношении ООО «УниКомДизайн» по состоянию на 23.05.2005г., представленной в материалы дела, подтверждается, что директором ООО «УниКомДизайн» является Помарина О.А.

Таким образом, на момент регистрации Общества в налоговом органе и получения свидетельства о государственной регистрации в качестве юридического лица Помарина О.А. являлась директором ООО «УниКомДизайн».

Следовательно, выводы проверяющих о том, что Помарина О.А. была принята на работу непосредственно перед наступлением страхового случая, являются необоснованными.

Помарина О.А. при приеме на работу на должность директора ООО, занимающегося, в том  числе,  рекламной деятельностью, обладала соответствующими познаниями, опытом и возможностями, необходимыми для выполнения обязанностей директора Общества. Так, в материалах дела имеется копия диплома об образовании, выданного Сыктывкарским государственным торгово-экономическим колледжем, из которого следует, что решением Государственной аттестационной комиссии от 23.07.2000г. Помариной О.А. присвоена квалификация коммерсанта с дополнительной подготовкой в области рекламной деятельности по специальности «коммерция».

Кроме того, с 2001 года Помарина О.А. являлась студенткой Сыктывкарского государственного университета  по специальности «дизайн», специализации «графический дизайн», который окончила 15.02.2007 года.

Как следует из трудовой книжки на имя Помариной О.А., последняя до поступления на работу в ООО «УниКом-Дизайн» работала в течение двух лет в должности ассистента режиссера ТО информационных программ в ФГУП «Государственная телевизионная и радиовещательная компания «Коми гор», с августа 2004 года по март 2005 года – директором ООО «УниКом-Design».

Из материалов дела также следует, что на момент наступления отпуска по беременности и родам в пользу работника производилось начисление и фактическая выплата заработной платы, что подтверждается имеющимися в деле документами, а именно расчетными ведомостями за июль - декабрь 2006 года, январь-февраль 2007 года. Таким образом, следует сделать вывод о наличии у Помариной О.А. фактического заработка за семь месяцев, предшествующих наступлению страхового случая.

Невыплата заработной платы за январь-июнь 2006 года представителем Общества поясняется тем, что до июля 2006 года отсутствовала какая-либо хозяйственная деятельность Общества в указанный период, что подтверждается представленными в дело документами, в том числе, выписками по расчетному счету Общества за 2005-2007 годы. В связи с чем, ввиду трудного финансового положения Общества, не имелось возможности выплачивать заработную плату директору.

Так, из представленных документов следует, что хозяйственные договоры, влекущие за собой поступление выручки на расчетный счет Общества, заключены заявителем во второй половине 2006 года, первое поступление выручки на расчетный счет Общества произошло 13.07.2006г.

При этом, по дебету расчетного счета № 40702810000029000079 ООО «УниКомДизайн», открытого в Региональном отделении АКБ «МБРР» (ОАО) г.Сыктывкар, в течение всего периода проверки проходят перечисления Обществом денежных средств в уплату текущих сумм, в том числе, обязательных платежей.

Из представленных копий налоговых деклараций ООО «УниКом-Дизайн» по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, с учетом уточненных, следует, что сумма налога, подлежащая уплате за 9 месяцев 2006 года составляет 4470 руб., за 2006 год – 12702 руб. Указанные суммы налога взысканы с ООО «УниКом-Дизайн» налоговым органом в бюджет в бесспорном порядке. В данном случае декларации подтверждают фактическое наличие хозяйственной деятельности Общества во второй половине 2006 года.

 Таким образом, установление застрахованному лицу Помариной О.А. должностного оклада в размере 11900 рублей за последние семь месяцев, предшествующие наступлению страхового случая, было обеспечено наличием у Общества соответствующего фонда заработной платы: заработная плата указанному лицу выплачивалась в полном объеме.

Согласно уточненной расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за 9 месяцев 2006 года (представлена 12.01.2007г.) и расчетной ведомости по средствам Фонда социального страхования за 2006 год (представлена 12.01.2007г.) следует, что за июль-декабрь 2006 года заработная плата Помариной О.А. выплачена в размере 11900 руб. ежемесячно. Взносы в Фонд социального страхования, исчисленные с фактически выплаченной заработной платы, перечислены в бюджет Фонда в полном объеме, что подтверждается самим Фондом.

Согласно декларации по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование для лиц, производящих выплаты физическим лицам, представленной ООО «УниКом-Дизайн» 23.01.2007г. в УПФ России по г.Сыктывкару, базой для начисления страховых взносов за год явилась сумма фактически выплаченной заработной платы работнику 71400 руб. Указанная сумма составляет заработную плату Помариной О.А. за период июль-декабрь 2006 года в размере 11900 руб. ежемесячно. Взносы с выплаченной заработной платы перечислены Обществом в Пенсионный фонд.

Согласно сведениям о доходах физических лиц за 2006 год, представленным ООО «УниКом-Дизайн» в Инспекцию ФНС России по г.Сыктывкару 13.03.2007г., общая сумма дохода Никоновой (Помариной) О.А. составляет 71400 руб. НДФЛ с выплаченной заработной платы удержан в сумме 9230 руб.

Представление уточенного расчета в орган ФСС за 9 месяцев 2006 года представитель Общества пояснил тем, что Помарина О.А., одновременно исполняющая с момента назначения на должность директора обязанности по ведению бухгалтерского учета (приказ № 002/05 от 11.03.2005г.), не обладала специальными познаниями в данной сфере деятельности. По решению учредителей Помарина О.А. признана некомпетентной в ведении бухгалтерского учета, повлекшего за собой неправильное исчисление и несвоевременную уплату обязательных платежей. В связи с чем, Обществом в декабре 2006 года был заключен договор с ООО «Эгида», а позднее, с предпринимателем Сабанеевой Н.Е. (договор № 03-01/07 от 19.01.2007.) на ведение бухгалтерского учета и налоговой отчетности, после чего и были сданы уточненные расчеты по ФСС за 9 месяцев 2006 года. Указанное подтверждается представленными в дело материалами и органом ФСС в установленном порядке не опровергнуто.

Исправления в трудовой книжке представитель Общества пояснил тем, что законодательством не запрещается вносить изменения и исправления в трудовую книжку, запись о приеме на работу в ООО «УниКом-Дизайн» была внесена позднее в связи с тем, что при увольнении в мае 2006 года из ООО «Издательство «Слобода» техническим редактором по совместительству, было обнаружено отсутствие записи в трудовой книжке о приеме в ООО «УниКом-Дизайн» и неправильное внесение записи об увольнении из ООО «УниКом-Desing».

В соответствии со ст.66 Трудового кодекса Российской Федерации трудовая книжка установленного образца является основным документом о трудовой деятельности и трудовом стаже работника.

Форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, а также порядок изготовления бланков трудовых книжек и обеспечения ими работодателей устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.04.2003г. № 225 утверждены Правила ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечении ими работодателей, согласно разделу III которых предусмотрен порядок внесение изменений и исправлений в трудовую книжку.

Судом установлено, что внесение изменений и исправлений в трудовую книжку Помариной О.А. о приеме на работу в ООО «УниКом-Дизайн» внесены в соответствии с разделом III Правил ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечении ими работодателей.

Доказательства внесения данных изменений и исправлений кем-либо умышленно, с целью получения необходимых документов для последующего необоснованного получения социальных пособий за счет государственных средств в установленном законом порядке органом ФСС в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в материалы дела не представлены.

Напротив, согласно постановлениям УВД г.Сыктывкара от 28.05.2007г., от 29.06.2007г. об отказе в возбуждении уголовного дела по факту совершения преступления, предусмотренного ст.159 Уголовного кодекса Российской Федерации (мошенничество), в возбуждении уголовного дела по заявлению заместителя управляющего РО ФСС Российской Федерации по Республике Коми от 17.05.2007г. отказано в связи с отсутствием состава преступления.

Из пояснений представителей сторон, после направления прокурором г.Сыктывкара 30.11.2007г. материалов по данному заявлению в УВД г.Сыктывкара для дополнительной проверки также вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела, однако постановление сторонами на момент вынесения настоящего решения не получено. 

Доводы заявителя по материалам проверки ООО «Издательство «Слобода», подтверждающие, по мнению органа ФСС, незаконную направленность действий со стороны ООО «УниКом-Дизайн», также не могут служить надлежащим доказательством умышленности неправомерных действий со стороны заявителя и его законного представителя.

Доводы органа ФСС о том, что записи в трудовой книжке Помариной О.А. сделаны другими чернилами и другим подчерком не свидетельствуют о нарушении ООО «УниКом-Дизайн» Федерального закона № 165-ФЗ при предоставлении документов, подтверждающих право на возмещение расходов, произведенных страхователем-работодателем. Графологическая или иная экспертиза, подтверждающая данные доводы ФСС в установленном законом порядке, не проводилась. Орган ФСС не обладает полномочиями по даче заключений о способе и моменте внесения тех или иных записей, в частности, в трудовую книжку.

Наличие страхового случая отделение Фонда не оспаривает, необоснованной выдачи лечебным учреждением больничного листа страховщиком не выявлено, целевой характер расходования средств Фонда социального страхования не нарушен.

В ходе рассмотрения настоящего дела органом ФСС Никоновой О.А. (Помариной) выплачено единовременное пособие по беременности и родам, в результате чего заявитель отказался от первоначально заявленных требований в указанной части.

Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. Из указанного следует, что субъект предпринимательской деятельности самостоятельно определяет виды и направления свой деятельности, осуществляет прием на работу требуемых ему специалистов.

Вопросы наличия (отсутствия) у работодателя - страхователя экономической целесообразности в найме тех или иных работников Федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования» не отнесены к компетенции Фонда социального страхования.

В статье 10 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен запрет на действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах.

В рассматриваемой ситуации, при установлении факта злоупотребления правом принципиальное значение имеют два обстоятельства: имелись ли у Общества реальная возможность для выплаты работнику установленного размера заработной платы и намерения фактически поручить ему исполнение оговоренных трудовых функций.

Основываясь на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, суд считает, что реальная возможность для выплаты работнику установленного размера заработной платы, послужившей основанием для расчета пособия, подтверждается представленными в дело материалами, Помарина О.А. обладала соответствующими познаниями, опытом и возможностями, необходимыми для выполнения обязанностей директора Общества, намерение Общества фактически поручить Помариной О.А. исполнять обязанности директора также подтверждается представленными в дело материалами.

Надлежащие доказательства наличия со стороны ООО «УниКом-Дизайн» умысла на совершение действий, направленных на получение социальных пособий за счет государственных средств в завышенном размере, а также надлежащие доказательства, опровергающие доводы заявителя, в нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации органом ФСС не представлены, а также отсутствуют в материалах проверки.

При таких обстоятельствах у Фонда не было правовых оснований для отказа ООО «УниКом-Дизайн» в принятии к зачету расходов, произведенных страхователем на цели обязательного социального страхования, в размере 54752,37 рублей. В связи с чем, оспариваемое решение № 97 от 26.06.2007г. подлежит признанию незаконным как противоречащее положениям Федерального закона № 165-ФЗ.

В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заинтересованное лицо.

Руководствуясь статьями 167-170, 201  Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Принять  отказ заявителя от требований в части признания незаконными акта ГУ – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми № 125 с/с документальной выездной проверки страхователя по обязательному социальному страхованию от 08.05.2007г. и  отказа в возмещении расходов на выплату единовременного пособия при рождении ребенка от 27.06.2007г. за № 01-18/04-7211. Производство по делу в указанной части прекратить.

Заявленные требования удовлетворить.

Признать незаконным решение Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми № 97 от 26.06.2007г. о непринятии расходов, произведенных страхователем-работодателем, применяющим специальный налоговый режим, в счет средств Фонда на цели обязательного социального страхования как противоречащее положениям Федерального закона от 16.07.1999г. 165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».

Взыскать с Государственного учреждения – Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми в доход федерального бюджета 2000 руб. государственной пошлины.

Исполнительный лист на взыскание государственной пошлины выдать после вступления решения в законную силу.

Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров).

Судья Арбитражного суда

Республики Коми                                                                                   Ж.А.Василевская