АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
13 июля 2012 года Дело № А29-4819/2012
Резолютивная часть решения объявлена 13 июля 2012 года, полный текст решения изготовлен 13 июля 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Запольской И.И.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения - Управление пенсионного фонда в г.Инте (ИНН: 1104005118, ОГРН: 1021100858965)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» (ИНН: 1104012362, ОГРН: 1091104000129)
о взыскании 3026,43 руб. штрафа,
при участии:
от заявителя – Онопрейчук И.С. (представитель по доверенности № 01-19/4274 от 02.05.2012),
установил:
Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми обратилось к Обществу с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» с заявлением о взыскании 3026,43 руб. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на Хозяинова В.М. за 2010 год и за 1 квартал 2011 года.
Ответчик, в соответствии с положениями ст.123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации должным образом извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание своего представителя не направил. В соответствии со ст.ст.156, 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дело рассматривается в отсутствие представителя ответчика.
Представив письменный отзыв на заявление, ответчик требования не признает со ссылкой на своевременность представления корректирующих сведений на застрахованное лицо за 1 квартал 2011 года и достоверность сведений, представленных им за 2010 год.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 10 часов 00 минут 13 июля 2012 года.
Исследовав материалы дела, заслушав представителя заявителя, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью «Тепловая компания» (далее по тексту Общество) зарегистрировано в качестве юридического лица Инспекцией ФНС России по г. Инте Республики Коми 04.06.2009. В установленном законом порядке Общество статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 30.05.2012.
В соответствии со ст.6 Федерального Закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Общество является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и зарегистрировано в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми.
Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми проведена проверка страхователя полноты и (или) достоверности представления страхователем сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования (акт камеральной проверки № 176 от 29.11.2011).
По результатам проверки заявителем вынесено решение № 176 от 29.12.2011 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в размере 3026,43 руб. за представление недостоверных сведений о застрахованных лицах за 2010 год и 1 квартал 2011 года.
Требованием № 1 от 03.02.2012 страхователю предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 18.02.2012.
Поскольку сумма штрафа в установленный срок Обществом не уплачена, ГУ - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г.Инте Республики Коми обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
На основании п. 12 ст. 37 Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в п. 1 ч. 9 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» внесены изменения, в соответствии с которыми плательщики страховых взносов представляют в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное пенсионное и медицинское страхование не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом. Вместе с расчетом по начисленным и уплаченным страховым взносам, предусмотренным настоящим пунктом, плательщик представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, установленные в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
На основании ч. 2 ст. 10 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год, отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.
Таким образом, срок представления сведений за 1 квартал 2011 года установлен не позднее 15.05.2011.
Сведения об уплачиваемых страховых взносах представляются страхователями на основании данных бухгалтерского учета (пункт 1 статьи 11 Федерального закона № 27-ФЗ).
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Расчет суммы штрафа произведен органом пенсионного фонда от суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за 2010 год и за 1 квартал 2011 года за застрахованное лицо, в отношении которого представлены недостоверные сведения, в сумме 30264,30 руб.
Вместе с тем, суд считает, что Общество неправомерно привлечено к ответственности, предусмотренной пунктом 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», в виде взыскания штрафа в размере 3026,43 руб.
Одним из оснований для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 1731,64 руб. явилось представление последним 12.02.2011 в пенсионный орган недостоверных сведений за 2010 год на застрахованное лицо Хозяинова Вячеслава Михайловича в части необоснованного указания кода особых условий труда в период полной остановки теплоисточника (прекращения отопительного сезона), что следует из расхождений между первичными учетными данными страхователя и представленными в пенсионный фонд сведениями персонифицированного учета.
Из представленной в материалы дела личной карточки работника (унифицированная форма № Т-2) следует, что Хозяинов В.М. 20.08.2009 принят на работу в ООО «Тепловая компания» в качестве машиниста (кочегара) котельной 3 разряда на участок водогрейных котельных в котельной п. Юсьтыдор.
В соответствии с постановлением администрации МОГО «Инта» от 19.05.2010 № 5/1593 (с графиком останова теплоисточников) в период с 30.07.2010 по 14.08.2010 для проведения ремонтных работ в летний период 2010 года производилась полная остановка теплоисточников котельной п. Юсьтыдор.
Федеральный закон от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», устанавливая основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на трудовые пенсии, предусматривает право по старости для лиц, которые длительное время были заняты на работах с вредными, тяжелыми условиями труда, а также иной профессиональной деятельностью, в процессе которой организм человека подвергается неблагоприятному воздействию различного рода факторов, обусловленных спецификой и характером труда (статья 27).
Право на такую пенсию предоставляется, в частности, за работу с вредными и тяжелыми условиями труда по списку производств, цехов, профессий и должностей, утвержденному Советом Министров СССР. Профессия «Машинист (кочегар) котельной» включена в Список № 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах (утвержден Постановлением Совета Министров СССР от 22.08.1956 № 1173, раздел XIV).
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10 был утвержден новый Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях. Этот Список № 2, введенный в действие на территории РСФСР с 01.01.1992, включает профессию «Машинист (кочегар) котельной (на угле и сланце)».
В соответствии с пунктом 2 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
В силу п.п. «б» п. 1 постановления Правительства Российской Федерации от 18.07.2001 № 537 «О Списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список № 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. № 10.
Согласно пункту 5 Разъяснений «О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12,78 и 78.1 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР» право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет» право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В специальный трудовой стаж, дающий право на пенсию в связи с особыми условиями труда, засчитываются периоды временной нетрудоспособности и ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.
Аналогично, в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (пункт 5), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516, в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, для работников, которые постоянно в течение полного рабочего дня заняты на этой работе, включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, - включая дополнительные.
Таким образом, указав в сведениях, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, на Хозяинова В.М. за 2010 год код особых условий труда в период полной остановки теплоисточника, страхователь действовал правомерно, в соответствии с приведенными выше нормами.
Доказательства неосуществления Хозяиновым В.М. основного вида деятельности по специальности в соответствии с требованиями перечисленных выше нормативных актов в период полной остановки теплоисточника, в том числе, вспомогательных, подготовительных, ремонтных и иного вида работ, органом пенсионного фонда не представлены. Прекращение отопительного сезона само по себе не означает прекращение работы котельной и отсутствие необходимости выполнения работы и функций машиниста (кочегара) котельной. При проверке сведений за отчетный период пенсионным органом не были истребованы документы, имеющие сведения, в какие периоды котельные фактически не осуществляли свои производственные функции, не установлено, какими работами были заняты машинисты (кочегары) котельной в межотопительный сезон.
Другим основанием для привлечения страхователя к ответственности в виде штрафа в размере 1294,49 руб. явилось представление последним 14.05.2011 в пенсионный орган недостоверных сведений за 1 квартал 2011 год на застрахованное лицо Хозяинова Вячеслава Михайловича в части необоснованного указания полного рабочего дня 14.03.2011 при фактической оплате за 1 час рабочего времени.
Согласно приказу от 04.04.2011 № 9-д Хозяинов В.М. был отстранен от работы 14.03.2011 за нахождение на рабочем месте в состоянии алкогольного опьянения, оплата за этот день произведена за 1 час рабочего времени.
Сведения персонифицированного учета на застрахованных лиц страхователи представляют по формам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. Этим же документом утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В форме СЗВ-6-1 отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица. Данная форма заполняется на каждого работника, который согласно п. 71 Инструкции в отчетном периоде:
- находился в неоплачиваемом отпуске;
- на больничном;
- работал в особых (в том числе и особых территориальных) условиях труда;
- обрел право на назначение досрочной пенсии.
Если сотрудник выполняет работы в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели, нужно указать фактически отработанное им время в месяцах и днях. Если он выполняет работы в режиме неполного рабочего дня, указывается доля занимаемой ставки.
Пенсионным органом проверена достоверность индивидуальных сведений в части страхового стажа, в том числе стажа на соответствующих видах работ, за 1-2 полугодия 2010 года и 1 квартал 2011 года застрахованного лица Хозяинова В.М. Результаты документальной проверки достоверности представленных страхователем сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии отражены в акте № 194 от 03.06.2011.
Заявителем установлено, что страхователем в сведениях за 1 квартал 2011 года не выделен неполный рабочий день 14.03.2011, несмотря на наличие приказа № 9-д от 04.04.2011, согласно которому за нахождение на рабочем месте 14.03.2011 в состоянии алкогольного опьянения Хозяинов В.М. был отстранен от работы, оплата произведена за 1 час рабочего времени. На этом основании сведения о страховом стаже Хозяинова В.М. за 1 квартал 2011 года признаны недостоверными, подлежащими корректировке. Администрации ООО «Тепловая компания» рекомендовано представить корректирующие формы сведений о страховом стаже Хозяинова В.М. за 1 квартал 2011 года согласно результатам акта проверки в двухнедельный срок.
Откорректированные сведения представлены страхователем в пенсионный орган 15.06.2011.
В соответствии с частью 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В силу статьи 15 Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователь имеет право дополнять и уточнять переданные им сведения о застрахованных лицах по согласованию с соответствующим органом Пенсионного фонда Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 34 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, в случае обнаружения ошибок в представленных в территориальный орган фонда формах документов индивидуального (персонифицированного) учета страхователь в двухнедельный срок со дня обнаружения ошибок представляет исправленные формы документов индивидуального (персонифицированного) учета в территориальный орган фонда.
В пункте 41 указанной Инструкции предусмотрено, что при обнаружении несоответствия между представленными индивидуальными сведениями и результатами проверки территориальный орган фонда направляет страхователю уведомление об устранении имеющихся расхождений. Страхователь в двухнедельный срок после получения уведомления территориального органа фонда об устранении имеющихся расхождений представляет в территориальный орган фонда уточненные данные. Если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, в случае выявления расхождения между представленными страхователем индивидуальными сведениями о застрахованных лицах и результатами проверки пенсионный орган направляет страхователю уведомление об этом с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок.
Судом установлено, что уведомление в соответствии с пунктом 41 указанной выше Инструкции с требованием внести соответствующие исправления в установленный срок пенсионным органом страхователю не направлялось. В то же время в акте № 194 от 03.06.2011 страхователю рекомендовано в двухнедельный срок внести корректировки в сведения за 1 квартал 2011 года по Хозяинову В.М. и представить их страховщику. Акт вручен специалисту по кадрам ООО «Тепловая компания» Е.Е. Домашенко 03.06.2011. Откорректированные сведения по Хозяинову В.М. представлены страхователем в пенсионный орган 15.06.2011, т.е. до истечения предусмотренного Инструкцией двухнедельного срока.
В силу пункта 41 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития РФ от 14.12.2009 № 987н, если страхователь в установленный срок не устранил имеющиеся расхождения, территориальный орган фонда принимает решение о корректировке индивидуальных сведений и уточнении лицевых счетов застрахованных лиц и не позднее 7 дней со дня принятия такого решения сообщает об этом страхователю и застрахованным лицам.
Таким образом, при предоставлении сведений персонифицированного учета, содержащих недочеты, ошибки, которые не могут быть расценены как недостоверные сведения, орган пенсионного фонда может с соблюдением указанной процедуры принять решение о корректировке этих сведений.
Абзац третий статьи 17 Закона № 27-ФЗ не предусматривает ответственности за указанные нарушения или за нарушение двухнедельного срока представления скорректированных данных о застрахованных лицах.
Акт камеральной проверки № 176 составлен Пенсионным фондом 29.11.2011, а решение о привлечении страхователя к ответственности вынесено 29.12.2011, то есть после того, как Общество представило корректирующие сведения, устранив допущенные ошибки.
Пенсионный фонд Российской Федерации в письме от 14.12.2004 № КА-09-25/13379 «О применении финансовых санкций в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ» разъяснил своим территориальным органам Пенсионного фонда Российской порядок применения названных финансовых санкций. Согласно названному письму, если страхователь самостоятельно выявил ошибку и представил достоверные сведения по персонифицированному учету, а также, если страхователь в двухнедельный срок исправил обнаруженные территориальным органом Пенсионного фонда России ошибки, Пенсионный фонд Российской Федерации считает возможным не применять финансовые санкции, предусмотренные частью третьей статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ.
Более того, в своем письме Пенсионный фонд Российской Федерации указывает, что любая санкция должна применяться с учетом ряда принципов: виновность и противоправность деяния, соразмерность наказания, презумпция невиновности.
Из положений Закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ следует, что за представление сведений, в которых имеются недочеты, ошибки, опечатки, которые не являются недостоверными сведениями, не предусмотрена ответственность, так как недостоверность сведений предполагает существенные нарушения, влияющие на правильность исчисления страховых взносов.
Сравнительный анализ форм СЗВ-6-1 от 13.05.2011 (первоначальные сведения) и от 15.06.2011 (откорректированные сведения) приводит к выводу о том, что сумма начисленных страховых взносов за 1 квартал 2011 года по застрахованному лицу не изменилась. Следовательно, допущенная предприятием ошибка в поданных сведениях не могла повлечь за собой нарушение прав застрахованного лица либо причинить ущерб бюджету Пенсионного фонда.
Поскольку Общество не совершило противоправного деяния (действия или бездействия), представив заявителю сведения персонифицированного учета в отношении Хозяинова В.М. за 2010 год и 1 квартал 2011 года, ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми неправомерно привлекло Общество к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996.
Кроме того, судом установлено, что органом пенсионного фонда пропущен срок на обращение в суд с заявлением о взыскании штрафа.
Порядок привлечения страхователя к ответственности за нарушение срока представления сведений о застрахованных лицах предусмотрен федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» в силу положений п.1 ст.1 указанного закона.
В соответствии с частью 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ решение о взыскании принимается органом контроля за уплатой страховых взносов после истечения срока, установленного в требовании об уплате страховых взносов, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае орган контроля за уплатой страховых взносов может обратиться в суд с иском о взыскании с плательщика страховых взносов - организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы страховых взносов. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В соответствии с частью 1 статьи 34 Федерального закона № 212-ФЗ камеральная проверка проводится по месту нахождения органа контроля за уплатой страховых взносов на основе расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам и документов, представленных плательщиком страховых взносов, а также других документов о деятельности плательщика страховых взносов, имеющихся у органа контроля за уплатой страховых взносов.
Частью 5 статьи 34 указанного Федерального закона установлено, что лицо, проводящее камеральную проверку, обязано рассмотреть представленные плательщиком страховых взносов пояснения и документы. Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений плательщика страховых взносов орган контроля за уплатой страховых взносов установит факт совершения правонарушения, предусмотренного настоящим Федеральным законом, или иного нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, должностные лица органа контроля за уплатой страховых взносов обязаны составить акт проверки в порядке, установленном статьей 38 настоящего Федерального закона.
Согласно частям 3-5 статьи 38 Федерального закона № 212-ФЗ акт проверки подписывается лицами, проводившими соответствующую проверку, и лицом, в отношении которого проводилась эта проверка (его уполномоченным представителем). Об отказе лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), подписать акт делается соответствующая запись в акте проверки.
Акт проверки в течение пяти дней с даты подписания этого акта должен быть вручен лицу, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченному представителю), под расписку или передан иным способом, свидетельствующим о дате его получения указанным лицом (его уполномоченным представителем). В случае, если лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), уклоняется от получения акта проверки, этот факт отражается в акте проверки и указанный акт направляется по почте заказным письмом по месту нахождения организации (обособленного подразделения) или месту жительства физического лица. В случае направления акта проверки по почте заказным письмом датой вручения этого акта считается шестой день, считая с даты отправки заказного письма.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченный представитель), в случае несогласия с фактами, изложенными в акте проверки, а также с выводами и предложениями проверяющих в течение 15 дней со дня получения акта проверки вправе представить в орган контроля за уплатой страховых взносов письменные возражения по указанному акту в целом или по его отдельным положениям. При этом плательщик страховых взносов вправе приложить к письменным возражениям или в согласованный срок передать в орган контроля за уплатой страховых взносов документы (их заверенные копии), подтверждающие обоснованность своих возражений.
Частями 1-3, 8, 12, 13 статьи 39 Федерального закона № 212-ФЗ предусмотрено, что акт проверки и другие материалы проверки, в ходе которой были выявлены нарушения законодательства Российской Федерации о страховых взносах, а также представленные проверяемым лицом (его уполномоченным представителем) письменные возражения по указанному акту должны быть рассмотрены руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов, проводившего проверку, и решение по ним должно быть принято в течение 10 дней со дня истечения срока, указанного в части 5 статьи 38 настоящего Федерального закона. Указанный срок может быть продлен, но не более чем на один месяц.
Руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов извещает о времени и месте рассмотрения материалов проверки лицо, в отношении которого проводилась эта проверка.
Лицо, в отношении которого проводилась проверка, вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов указанной проверки лично и (или) через своего уполномоченного представителя. Неявка лица, в отношении которого проводилась проверка (его уполномоченного представителя), извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения материалов проверки, не является препятствием для рассмотрения материалов проверки, за исключением тех случаев, когда участие этого лица (его уполномоченного представителя) будет признано руководителем (заместителем руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов обязательным для рассмотрения этих материалов.
По результатам рассмотрения материалов проверки руководитель (заместитель руководителя) органа контроля за уплатой страховых взносов по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, выносит решение: о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения.
Решение о привлечении к ответственности за совершение правонарушения или решение об отказе в привлечении к ответственности за совершение правонарушения вступает в силу по истечении 10 дней со дня вручения его лицу, в отношении которого было вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю).
Указанное решение в течение пяти дней после дня его вынесения может быть вручено лицу, в отношении которого вынесено соответствующее решение (его уполномоченному представителю), лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. В случае направления указанного решения по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма.
Статьей 22 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов по результатам проверки направляется плательщику страховых взносов в течение 10 дней со дня вступления в силу соответствующего решения.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Как следует из части 15 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ, указанный порядок применяется также при взыскании пеней за несвоевременную уплату страховых взносов, а также штрафов, применяемых в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом.
Установленные статьями 22, 39 Федерального закона № 212-ФЗ сроки вынесения решения по результатам камеральной проверки и направления страхователю требования не являются пресекательными, однако пропуск территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации указанных сроков не влечет изменение установленного указанным Федеральным законом порядка исчисления срока на принудительное взыскание штрафа, исчисляемого со дня составления акта камеральной проверки как совокупность сроков, установленных для представления возражений на акт камеральной проверки, вынесения решения, вступления решения в силу, направления требования и его исполнения.
Согласно пункту 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 71 от 17.03.2003 «Обзор практики разрешения арбитражными судами дел, связанных с применением отдельных положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации», пропуск срока направления требования об уплате налога, установленного статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации, не влечет изменения порядка исчисления срока на принудительное взыскание налога и пеней.
Так как установленное Федеральным законом № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением контроля за исчислением и уплатой страховых взносов и привлечением к ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах, сходно с правовым регулированием, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации, вышеуказанные разъяснения могут быть применены при рассмотрении настоящего дела.
Судом установлено и материалами дела подтверждается составление заявителем 03.06.2011 акта № 194 по результатам документальной проверки достоверности представленных страхователем сведений о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица для установления трудовой пенсии, в котором нашли отражение необоснованное указание кода особых условий труда Хозяинова В.М. в период остановки теплоисточника в сведениях за 2010 год и невыделение неполного рабочего дня по указанному лицу в сведениях за 1 квартал 2011 года. То есть, указанным актом выявлены правонарушения, повлекшие за собой привлечение страхователя к ответственности.
В настоящем случае суд полагает, что акт документальной проверки № 196 от 03.06.2011, в котором установлен факт правонарушения, подлежит оценке как составленный в порядке, установленном статьей 38 Федерального закона № 212-ФЗ. Иного порядка проведения проверок и факта фиксации выявленных правонарушений пенсионное законодательство не содержит.
Поскольку акт документальной проверки № 196 составлен 03.06.2011, следовательно, исчисленный в соответствии со статьями 19, 22, 39 Федерального закона № 212-ФЗ совокупный срок для обращения в суд истек в марте 2012 года. Заявление о взыскании с ООО «Тепловая компания» 3026,43 руб. штрафа подано пенсионным органом в Арбитражный суд Республики Коми, согласно почтовому штампу на конверте, 16.05.2012, то есть с пропуском срока, установленного частью 5 статьи 19 Федерального закона № 212-ФЗ.
Пропуск срока для обращения в арбитражный суд при отсутствии уважительных причин для его восстановления является основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием причин пропуска срока Управлением Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Инте Республики Коми не заявлено.
На основании изложенного, требования ГУ – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Инте Республики Коми удовлетворению не подлежат.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на заявителя, но взысканию не подлежат ввиду освобождения последнего от ее уплаты на основании ст.333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 180-181, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня его изготовления в полном объеме во Второй арбитражный апелляционный суд с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Ж.А. Василевская