Арбитражный суд Республики Коми
167983 Республика Коми, г.Сыктывкар, ул.Орджоникидзе, 49а
тел.(факс) (8212) 300-810 http://komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г.Сыктывкар Дело № А29-10164/2008
«18» февраля 2009 года
дата оглашения резолютивной части решения 12 февраля 2009 года
дата изготовления решения в полном объеме 18 февраля 2009 года
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Огородникова Н.С.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Сивковой Л.С.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Ленкомтранс»
к Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Республике Коми
о признании недействительным решения № 08-18/198 от 30.10.2008г.
при участии в заседании:
от заявителя – ФИО1
от заинтересованного лица – ФИО2
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Ленкомтранс» обратилось с заявлением о признании недействительным решения Межрайонной Инспекции ФНС России № 6 по Республике Коми № 08-18/198 от 30.10.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в размере 714 руб. и пени в размере 22,72 руб., а также предложено внести необходимые исправления в документы бухгалтерского и налогового учета (п.2,3,3.1, 3.2,4).
Заинтересованное лицо требования не признает, считает вынесенное решение законным и обоснованным, просит в удовлетворении требований отказать. Доводы подробно изложены в отзыве и дополнениях к нему.
В судебном заседании объявлялся перерыв с 10 час. 05 мин. 06 февраля 2009 года до 15 час. 30 мин. 12 февраля 2009 года.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
30.07.2008г. ООО «Ленкомтранс» представлен налоговый расчет авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, согласно которому налоговая база по земельному участку с кадастровым номером 11:08:4601046:0210 определена налогоплательщиком в размере 30898 руб., сумма авансового платежа исчислена к уплате в размере 116 руб.
В ходе камеральной проверки налоговым органом установлен факт неправильного исчисления суммы земельного налога за 2 квартал 2008 года в связи с применением налогоплательщиком при расчете налога кадастровой стоимости земельного участка, действующей до 01.01.2008г.
По результатам проверки Межрайонной Инспекцией ФНС России № 6 по РК составлен акт № 08-18/1226 от 23.09.2008г., а также вынесено решение № 08-18/198 от 30.10.2008г. об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, согласно которому Обществу доначислен авансовый платеж по земельному налогу за 2 квартал 2008 года в размере 714 руб., исходя из новой кадастровой стоимости земельного участка (221433,66 руб.), и пени в размере 22,72 руб.
По мнению налогового органа, налогоплательщиком при исчислении налога нарушено положение п.14 ст.396 Налогового кодекса Российской Федерации и не учтен факт переоценки земель населенных пунктов Республики Коми в 2007 году, результаты которой утверждены Приказом Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007г. № 705.
Не согласившись с вынесенным решением, ООО «Ленкомтранс» обжаловало его в судебном порядке, указав, что Приказ Министерства природных ресурсов и окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007г. № 705 опубликован лишь 09.02.2008г. и без Приложения № 1, в котором содержались результаты государственной кадастровой оценки земель, следовательно, данный нормативный акт не может быть использован при исчислении земельного налога за 2008 год. Отсутствие факта официального опубликования Приложения № 1 к Приказу № 705 лишило Общество права на ознакомление с результатами кадастровой оценки земель населенных пунктов в Республике Коми. Приказ Министерства природных ресурсов и охране окружающей среды РК от 29.07.2008г. № 391 о том, что кадастровая оценка применяется с 01.01.2008г., не является законным, не может быть применим к ранее возникшим налоговым правоотношениям. Также заявителем указано, что на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по адресу www.kadastr.ru в разделе «Интерактивная кадастровая карта» кадастровая стоимость по принадлежащему ООО «Ленкомтранс» земельному участку указана в размере 30898 руб., что соответствует данным налогоплательщика. С начислением пени в размере 22,72 руб. заявитель не согласен, поскольку считает, что пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу не начисляются.
Суд считает, что требования ООО «Ленкомтранс» не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права серии 11АА № 248810 (л.д. 55) ООО «Ленкомтранс»владеет на праве собственности земельным участком, относящимся к категории земель «земли промышленности, транспорта, связи и иного назначения», площадью 7686 кв.м., расположенным по адресу: Республика Коми, Усть-Вымский район, д.Вогваздино.
В силу ст.388 Налогового кодекса РФ заявитель признается плательщиком земельного налога.
В пункте 1 статьи 387 Налогового кодекса РФ указано, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.
На территории муниципального образования поселения Студенец земельный налог введен решением Совета сельского поселения «Студенец» № 16-1/52 от 18.10.2007г. Пунктом 2 настоящего решения установлены ставки по земельному налогу (1,5 процента в отношении прочих земельных участков), пунктом 3.2 – сроки уплаты авансовых платежей (не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего налогового периода), а пунктом 6 решения установлены отчетные периоды для налогоплательщиков-организаций и физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, – первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года.
Согласно пункту 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса.
Пунктом 2 указанной статьи установлено, что кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
В силу пункта 3 данной статьи налогоплательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений государственного земельного кадастра о каждом земельном участке, принадлежащем им на праве собственности или праве постоянного (бессрочного) пользования.
Пунктом 1 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что налогоплательщики-организации исчисляют сумму налога (сумму авансовых платежей по налогу) самостоятельно.
Органы, осуществляющие ведение государственного земельного кадастра, и органы, осуществляющие государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, представляют информацию в налоговые органы в соответствии с пунктом 4 статьи 85 настоящего Кодекса (пункт 11 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации).
Пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 1 января календарного года подлежит доведению до сведения налогоплательщиков в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, не позднее 1 марта этого года.
Во исполнение указанной нормы Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008г. № 52 утвержден Порядок доведения кадастровой стоимости земельных участков до сведения налогоплательщиков, согласно которому установлено, что территориальные органы Федерального агентства кадастра объектов недвижимости бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога, признаваемым таковыми в соответствии со статьей 388 Налогового кодекса Российской Федерации, сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости для целей налогообложения по письменному заявлению налогоплательщика в порядке, установленном статьей 14 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости». При этом до 1 марта 2008 г. указанные сведения предоставляются в порядке, установленном статьей 22 Федерального закона «О государственном земельном кадастре».
Сведения о кадастровой стоимости земельных участков для целей налогообложения размещаются на официальном сайте Федерального агентства кадастра объектов недвижимости в сети Интернет.
Таким образом, для целей главы 31 Налогового кодекса РФ законодатель в установленном порядке предусмотрел порядок доведения до налогоплательщиков сведений о кадастровой стоимости земельных участков по состоянию на 1 января календарного года за месяц до наступления срока уплаты первого авансового платежа за этот налоговый период.
Статьей 22 Федерального закона от 02.01.2000г. № 28-ФЗ «О государственном земельном кадастре» (действовавшем до 16.05.2008г.) было установлено, что сведения государственного земельного кадастра об определенном земельном участке, в том числе о земельном участке, государственный кадастровый учет которого был проведен в установленном порядке до вступления в силу настоящего Федерального закона, предоставляются в виде выписок по месту учета данного земельного участка за плату или бесплатно в срок не более чем через десять рабочих дней со дня поступления соответствующего заявления о предоставлении указанных сведений.
Статьей 14 Федерального закона № 221-ФЗ от 24.07.2007г. «О государственном кадастре недвижимости» предусмотрено, что общедоступные сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются органом кадастрового учета по запросам любых лиц. Сведения, внесенные в государственный кадастр недвижимости, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте недвижимости внесены в государственный кадастр недвижимости; 2) кадастровой выписки об объекте недвижимости; 3) кадастрового паспорта объекта недвижимости; 4) кадастрового плана территории; 5) кадастровой справки.
Внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения, за исключением сведений, предоставляемых в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок, предоставляются в срок не более чем десять рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса. Срок предоставления запрашиваемых сведений в виде кадастровых планов территорий или кадастровых справок не может превышать пятнадцать или тридцать рабочих дней со дня получения органом кадастрового учета соответствующего запроса.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм законодательства налогоплательщик самостоятельно исчисляет земельный налог, определяет налоговую базу по налогу с учетом сведений о кадастровой стоимости земельных участков, полученных им в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008г. № 52.
Из материалов дела следует и установлено судом, что Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007г. № 705 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Республики Коми» опубликован в газете «Республика» (официальном издании) 09 февраля 2008 года с приложениями №№ 2, 3. Приложение № 1, в котором содержалась информация о кадастровой стоимости земель населенных пунктов Республики Коми, в газете не размещено. Публикация также содержит ссылку о том, что полная версия приказа размещена на официальном портале Республики Коми в сети «Интернет» по адресу: www.rkomi.ru. Кроме того, полный текст Приказа № 705 от 29.12.2007г. (включая приложение № 1) был опубликован в журнале «Ведомости нормативных актов органов государственной власти Республики Коми» № 1 от 13.02.2008г., что в силу статей 5, 8 Закона Республики Коми № 101-РЗ от 04.11.2002г. «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми» также признается официальным опубликованием, и, соответственно, указанный нормативный правовой акт подлежит применению.
В ходе судебного разбирательства на запрос суда Управлением Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми дан ответ о том, что адрес www.kadastr.ru является адресом официального сайта Федерального агентства кадастра объектов недвижимости. Данный сайт функционирует в экспериментальном режиме, о чем имеется соответствующее указание.
На упомянутом сайте Приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми от 29.12.2007г. № 705 также опубликован с приложениями №№ 1-3, т.е. в полном объеме (в соответствующем разделе «Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Коми» - http:\r11.kadastr.ru).
В соответствии с данным Приказом стоимость земельного участка с кадастровым номером 11:08:4601001:0210 (равнозначен номеру 11:08:4601046:0210), расположенного в д.Вогваздино Усть-Вымского района Республики Коми определена в размере 221433,66 руб.
Суд, исследовав в соответствии с требованиями статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные сторонами доказательства, установил, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008г. опубликована в официальном порядке и доведена до сведения налогоплательщиков в соответствии с п.14 ст. 396 Налогового кодекса РФ и Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.02.2008г. № 52. Следовательно, на дату уплаты авансового платежа по земельному налогу за второй квартал 2008 года (05.08.2008г.) Общество извещено о том, что кадастровая стоимость земельных участков по состоянию на 01.01.2008г. изменилась, а также извещен о том, где можно получить такую информацию. Более того, материалами дела подтверждается, что ООО «Ленкомтранс» воспользовалось двумя способами получения информации о кадастровой стоимости земельного участка: как путем обращения к официальному сайту Федерального агентства кадастра объектов недвижимости, так и путем получения справки о кадастровой стоимости принадлежащего ему земельного участка у соответствующего органа кадастрового учета (л.д.82).
Таким образом, налогоплательщик не исполнил свою обязанность по самостоятельному и правильному исчислению авансового платежа по земельному налогу за 2 квартал 2008 года, расчет авансовых платежей по земельному налогу за 2 квартал 2008 года произведен налогоплательщиком в нарушение пункта 1 статьи 390 Налогового кодекса Российской Федерации.
Довод Общества о том, что обстоятельством для уплаты налога на землю в соответствии с пунктом 14 статьи 396 Налогового кодекса Российской Федерации является своевременное доведение до налогоплательщиков информации о кадастровой стоимости земельных участков, которая является налоговой базой для данного вида налога, поэтому у Общества не возникло обязанности по уплате земельного налога в 2008 году (с учетом изменившейся кадастровой стоимости), судом отклоняется как необоснованный.
В силу статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения, а именно: объект налогообложения, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога.
В данном случае все элементы налогообложения были установлены.
В соответствии со ст.390 НК РФ, ст.66 Земельного кодекса РФ, п.1 и п. 9 Правил проведения государственной оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ № 316 от 08.04.2000г., государственная кадастровая оценка земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, осуществляется Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости и его территориальными органами.
Результаты государственной кадастровой оценки земель вносятся в государственный земельный кадастр.
Таким образом, источником информации о кадастровой стоимости земли является не только официальный источник средств массовой информации, но и данные выписок государственного земельного кадастра. В связи с чем, сам факт опубликования неполных сведений о кадастровой стоимости земельных участков в средствах массовой информации не может влиять на обязанность налогоплательщика по уплате налога, исходя из фактической кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на начало налогового периода.
Ссылка заявителя на то, что в силу положений ст. 5 Налогового кодекса РФ приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 705 от 29.12.2007г. не может применяться к текущему налоговому периоду, несостоятельна, поскольку данной нормой установлен порядок вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах.
В соответствии со статьей 2 Налогового кодекса РФ законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения по установлению, введению и взиманию налогов и сборов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Несмотря на то, что результаты кадастровой оценки подлежат применению для целей исчисления земельного налога, приказ Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Коми № 705 от 29.12.2007г. к актам законодательства о налогах и сборах не относится, так как не регулирует отношения по установлению, введению и взиманию налогов, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения, и, соответственно указанный приказ вступает в силу в порядке, установленном Законом Республики Коми № 101-РЗ от 04.11.2002г. «О порядке опубликования и вступления в силу Законов Республики Коми и иных правовых актов, принимаемых в Республике Коми».
Доводы заявителя о неправомерности начисления налоговым органом пени за несвоевременную уплату авансовых платежей по земельному налогу судом также отклоняются.
В соответствии с п.3.2 решения Совета сельского поселения «Студенец» № 16-1/52 от 18.10.2007г. земельный налог уплачивается по итогам налогового периода не позднее 1 февраля года, следующего за налоговым периодом. В течение налогового периода плательщики налога обязаны производить уплату авансовых платежей (не позднее 5 мая, 5 августа и 5 ноября текущего налогового периода).
Согласно статье 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается денежная сумма, которую налогоплательщик, плательщик сборов или налоговый агент должны выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки.
Кроме того, пунктом 20 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.02.2001г. № 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» определено, что пени, предусмотренные статьей 75 Кодекса, могут быть взысканы с налогоплательщика в том случае, если в силу закона о конкретном виде налога авансовый платеж исчисляется по итогам отчетного периода на основе налоговой базы, определяемой в соответствии со статьями 53 и 54 Кодекса.
В соответствии с главой 31 «Земельный налог» Кодекса налоговая база для исчисления земельного налога и авансового платежа по налогу по итогам отчетного периода определяется в порядке, установленном статьями 53 и 54 Кодекса. Поэтому, за неполную уплату исчисленных авансовых платежей по земельному налогу организациям и индивидуальным предпринимателям надлежит начислять пени.
Авансовый платеж за второй квартал 2008 года должен быть уплачен не позднее 5 августа 2008 года., в связи с чем за неуплату дополнительно начисленных сумм авансового платежа по установленному сроку уплаты налоговым органом обоснованно начислены пени в размере 22,72 руб. Расчет пени судом проверен.
Исходя из вышеизложенного, оспариваемое решение соответствует налоговому законодательству и не нарушает права и законные интересы Общества. В связи с чем, оснований для признания решение налогового органа недействительным не имеется
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины относятся на заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований отказать.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Н.С.Огородникова