НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 09.06.2016 № А29-10681/15

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

17 июня 2016 года Дело № А29-10681/2015

Резолютивная часть решения объявлена 09 июня 2016 года, полный текст решения изготовлен 17 июня 2016 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Козыревой Е.П.,

рассмотрев в судебном заседании дело по иску Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми (ИНН: 1103001015, ОГРН: 1021100806748)

к АО «Воркутауголь» (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452)

о взыскании неосновательного обогащения

при участии:

от истца: Махмудова Р.Н. (по доверенности от 17.11.2015 №01/30096)____________________________________________

от ответчика:  Терентьев К.Н. (по доверенности №ДОВ/ВУ-13-0168)_____________________________________________________

установил:

Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Воркуте Республики Коми обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с иском о взыскании 75753 руб. 39 коп. ущерба, образовавшегося в связи с недостоверными данными, предоставленными при установлении ежемесячной доплаты к пенсии Прасолову Валерию Ивановичу.

Ответчик в отзыве исковые требования не признал.

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.

01.05.2011 Прасолову Валерию Ивановичу была установлена ежемесячная доплата к пенсии в соответствии с Федеральным законом «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» от 10.05.2010 № 84-ФЗ.В соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» в стаж работы, дающей право на доплату к пенсии включаются периоды работы, засчитываемые в стаж на соответствующих видах работ, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Исчисление стажа работы, дающей право на доплату к пенсии, производится в порядке, предусмотренном законодательством РФ для исчисления стажа на соответствующих видах работ при назначении досрочной трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 11 пункта. 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ». Стаж исчисляется в соответствии с Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516.

Согласно указанным нормам, право на доплату к пенсии по Закону № 84-ФЗ имеют лица, непосредственно работавшие полный рабочий день на подземных и открытых горных работах (включая личный состав горноспасательных частей) по добыче угля, сланца и на строительстве шахт, независимо от возраста, если они работали на указанных работах не менее 25 лет, а работники ведущих профессий — горнорабочие очистного забоя, проходчики, забойщики на отбойных молотках, машинисты горных выемочных машин, если они проработали на таких работах не менее 20 лет, получающие пенсию в соответствии с Законодательством РФ при условии оставления работы, дающей право на доплату к пенсии.

При подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" (в редакции от 12.03.2014) (далее - Закон № 27-ФЗ) подтверждаются документами, выдаваемыми работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, а периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

В соответствии с пунктом 40 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (далее — Инструкция), утвержденной Приказом Минсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н (в редакции от 30.01.2014), территориальные органы Пенсионного фонда осуществляют контроль за достоверностью индивидуальных сведений: начисленных и уплаченных страховых взносах, трудовом (страховом) стаже за период до и после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, заработной плате (доходе), представляемых страхователями, в том числе застрахованными лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, путем проведения проверок, истребования необходимых документов, справок и сведений.

УПФР в городе Воркуте Республики Коми в отношении Акционерного Общества по добыче угля «Воркутауголь» (далее АО «Воркутауголь») была проведена выездная проверка достоверности представленных индивидуальных сведений в отношении Прасолова В.И., работавшего с 01.01.2008 по 05.04.2009 в должности заместителя начальника участка по техническому обслуживанию энергооборудования ГШО шахты «Комсомольская» «Сервисного центра технического обслуживания горношахтного оборудования» СП ОАО «Воркутауголь» «Структурное подразделение Воркутинский механический завод». По результатам документальной проверки достоверности представленных работодателем в Пенсионный фонд РФ индивидуальных сведений в части страхового стажа и стажа, дающего право на доплату к пенсии в связи с реализацией Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» составлен Акт № 32 от 26.03.2013, согласно которому период работы с 01.01.2008 по 31.12.2008 квалифицируется в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ», так как по представленным к проверке документам не подтверждается выполнение работы в подземных условиях постоянно, в течение полного рабочего дня. За период с 01.01.2009 по 05.04.2009 на дату проведения проверки документов о занятости и характере выполняемых работ в соответствии с пп.1 п.1 ст. 27 и пп.2 п.1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» не представлено.

Работодатель АО «Воркутауголь» выводы акта проверки не обжаловал и 26.03.2013 представил корректирующую форму за 2008 год на Прасолова В.И. в соответствии с извещением к акту проверки № 32 от 26.03.2013, тем самым признав ранее представленные индивидуальные сведения за отчётный период недействительными.

Поскольку работодатель АО «Воркутауголь» первоначально представил недостоверные сведения в части страхового стажа и стажа, дающего право на доплату к пенсии в соответствии с Федеральным законом от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» за отчётные периоды 2008-2009 года, произошла переплата суммы ежемесячной доплаты к пенсии за период с 01.05.2011 по 30.04.2013 в размере 75753,39 руб.

10.08.2015 УПФР в городе Воркуте Республики Коми направлена претензия в АО «Воркутауголь» о необходимости возмещения причиненного ущерба. До настоящего времени сумма переплаты не возмещена.

Наличие переплаты послужило основанием для обращения истца с настоящими исковыми требованиями.

В соответствии с ч. 1 ст. 28 Федерального закона РФ от 28.12.2013 № 400- ФЗ «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-ФЗ) установлена ответственность физических и юридических лиц за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, а также ответственность работодателей за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.

В соответствии со ст. 17 Закона № 27-ФЗ страхователи, уклоняющиеся от представления предусмотренных указанным Законом достоверных и в полном объеме сведений, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Согласно ч. 2 ст. 28 Закона № 400-ФЗ в случаях если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, повлекло за собой изменение размера страховой пенсии или прекращение (продление) их выплаты, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду РФ причиненный ущерб в гражданско-правовом порядке. В данном случае речь идет о возмещении реального материального ущерба, который был причинен Пенсионному фонду РФ в результате представления юридическим лицом недостоверных сведений и несвоевременного представления сведений, повлекших за собой прекращение ежемесячной доплаты к пенсии Прасолову Валерию Ивановичу, в результате чего был допущен перерасход средств Пенсионного фонда РФ.

Судом установлено и материалами дела подтверждаются следующие фактические обстоятельства.

Статьей 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусмотрено, что лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно положениям статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред. Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Для возмещения ущерба необходимо установить факт причинения вреда, вину лица, обязанного к возмещению вреда, противоправность поведения этого лица и юридически значимую причинную связь между поведением указанного лица и наступившим вредом.

В силу статьи 25 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 173-ФЗ) физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты трудовой пенсии. В случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений повлекли за собой перерасход средств на выплату трудовых пенсий, виновные лица возмещают причиненный ущерб. В случаях невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по предоставлению названных документов, и выплаты в связи с этим излишних сумм трудовой пенсии работодатель и пенсионер возмещают пенсионному органу, производящему выплату трудовой пенсии, причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

При обращении в арбитражный суд с иском о взыскании убытков в результате неисполнения или ненадлежащего выполнения физическим и юридическим лицами обязанностей по представлению сведений, содержащихся в документах, необходимых для установления и выплаты трудовой пенсии, и выплаты излишних сумм трудовой пенсии, истцу необходимо доказать совокупность следующих условий: факт причинения вреда; противоправность действий причинителя вреда в виде неисполнения или ненадлежащего исполнение обязательств по представлению сведений, причинную связь между поведением причинителя вреда и наступившим вредом, вину ответчика.

Сведения, необходимые для назначения и выплаты физическому лицу доплаты к пенсии, сведения о страховом стаже, в том числе о стаже, дающем право на доплату к пенсии в связи с реализацией Федерального закона от 10.05.2010 № 84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности» предоставляются работодателем.

Ответственность за ущерб, причиненный страховщику, возникает при предоставлении работодателями недостоверных сведений, если эти сведения повлекли за собой выплату излишних сумм доплат к трудовой пенсии и есть вина в действиях (бездействии) лиц, представивших соответствующие сведения.

В рассматриваемом случае судом признает доказанным, что ответчик представил в Пенсионный фонд недостоверные сведения об указанном работнике.

В материалах дела нет доказательств, указывающих на наличие в действиях Прасолова В.И. признаков недобросовестности, стороны об этом также не заявляют.

С учетом изложенного, именно ответчик должен нести ответственность перед заявителем за предоставление недостоверных сведений в отношении Прасолова В.И.

Доводы ответчика о том, что недостоверные сведения, предоставленные в отношении Прасолова В.И., не повлекли за собой перерасход средств на выплату досрочной трудовой пенсии по старости и то, что у предприятия отсутствует обязанность по предоставлению сведений, необходимых для назначения доплаты к пенсии, отклоняются как необоснованные.

Суд исходит из того, что ежемесячная доплата к пенсии, установленной лицам, работавшим в организациях угольной промышленности, имеет обособленный источник финансирования, формируемый за счет взносов, которые начисляются работодателями по дополнительному тарифу на фонд оплаты труда работающих представителей данной профессиональной группы, не подлежат капитализации и направляются на финансирование ежемесячной доплаты к пенсии тем работникам организаций угольной промышленности, кто оставил работу, дающую право на получение доплаты к пенсии.

Размер этой доплаты определяется с учетом суммы фактически поступивших в Пенсионный фонд Российской Федерации средств на ее выплату, которая, в свою очередь, зависит от таких постоянно изменяющихся условий, как число организаций, использующих труд соответствующих категорий работников угольной промышленности, количество работающих на должностях, дающих право на доплату к пенсии, размер фонда оплаты труда и т.д., и ежеквартально корректируется также в зависимости от суммы фактически поступивших средств.

Согласно п.7 ст.7 Закона № 84-ФЗ Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает обособленный учет поступивших взносов, пеней и штрафов в целом по Российской Федерации.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством, финансирование спорных выплат производится за счет отчислений российских организаций угольной промышленности.

В соответствии с нормами Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» сведения о страховом стаже, в том числе о стаже, дающем право на доплату к пенсии в связи с реализацией Федерального закона от 10.05.2010 №84-ФЗ «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников организаций угольной промышленности», страхователи обязаны представлять в органы ПФР в составе сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Сведения индивидуального (персонифицированного) учета используются для учета и реализации пенсионных прав застрахованных лиц.

В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 01.04.1996 «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи несут ответственность за непредставление в установленные сроки необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования сведений либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, ____, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с Акционерного общества «Воркутауголь» в пользу бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 75753,39 руб. ущерба.

Взыскать с Акционерного Общества «Воркутауголь» (ИНН: 1103019252, ОГРН: 1021100807452) в доход федерального бюджета 3030 руб. государственной пошлины.

Выдать исполнительные листы.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья А.А. Князева