НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 07.11.2023 № А29-9353/2023

354/2023-117325(2)

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

Именем Российской Федерации 

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

Резолютивная часть решения объявлена 07 ноября 2023 года, полный текст  решения изготовлен 07 ноября 2023 года. 

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Воронецкой С.И. 

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Нестеренко М.А. (до  перерыва), секретарем Размысловой Е.Е. (после перерыва), 

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению государственного автономного  учреждения здравоохранения Республики Коми «Консультативно-диагностический  центр» (ИНН: 1101485970, ОГРН: 1031100433220) 

к государственному бюджетному учреждению Республики Коми «Территориальный фонд  обязательного медицинского страхования Республики Коми» (ИНН: 1101471047, ОГРН:  1021100512355) 

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, -  Министерство здравоохранения Республики Коми 

о признании недействительным акта в части,
при участии:

от заявителя: Кувшинова А.А. - по доверенности № 1101/03-04 от 01.06.2023,  от ответчика: Момотова Н.Б. - по доверенности № 54/23 от 21.08.2023, 

установил:

государственное автономного учреждение здравоохранения Республики Коми  «Консультативно-диагностический центр» (далее - ГАУЗ РК «КДЦ», учреждение,  заявитель) обратилось в арбитражный суд с заявлением к государственному бюджетному  учреждению Республики Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского  страхования Республики Коми» (далее - ГУ ТФОМС Республики Коми, Фонд, ответчик) о  признании недействительным акта комплексной проверки использования средств ОМС,  полученных ГАУЗ РК «КДЦ» за 2021-2022 годы от 03.05.2023 в части признания  нецелевым использования средств ОМС в сумме 1 360 987 руб. 79 коп., требования о  возврате в бюджет Фонда средств ОМС 1 360 987 руб. 79 коп. и уплате штрафа в размере  142 574 руб. 58 коп.; в случае отказа в удовлетворении заявленных требований - о  снижении размера штрафа до минимальных значений. 

Определением Арбитражного суда Республики Коми от 27.09.2023 судебное  разбирательство по делу № А29-9353/2023 отложено на 24.10.2023; к участию в деле в  качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно  предмета спора, привлечено Министерство здравоохранения Республики Коми. 

Заявитель на требованиях настаивает.


Ответчик заявленные требования не признает в полном объеме по основаниям,  подробно изложенным в отзыве и дополнениях к нему. 

Третье лицо заявило ходатайство о проведении судебного заседания в отсутствие  своего представителя. 

Дело рассматривается в отсутствие представителя третьего лица в соответствии со  статьями 123, 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по  имеющимся в деле доказательствам. 

На основании статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном  заседании, назначенном на 24 октября 2023 года, объявлялись перерывы до 14 час. 30 мин.  31 октября 2023 года и до 11 час. 30 мин. 07 ноября 2023 года. Информация о перерывах  размещалась на информационном стенде в помещении суда и на официальном сайте  Федеральных арбитражных судов Российской Федерации в Картотеке арбитражных дел.  После окончания перерыва судебное заседание возобновлено. 

Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил  следующее. 

На основании приказа ГУ ТФОМС Республики Коми № 157о от 28.02.2023  проведена комплексная проверка использования средств обязательного медицинского  страхования, полученных медицинской организацией в рамках выполнения  территориальной программы обязательного медицинского страхования в ГАУЗ РК «КДЦ»  за период с 01.01.2021 по 31.12.2022, по итогам проведения которой составлен акт  выездной плановой тематической проверки от 03.05.2023, содержащий указания на  выявленные нарушения. 

 Согласно указанному акту Фондом в проверяемом периоде выявлено нецелевое  расходование денежных средств ОМС на общую сумму 1 529 371 руб. 81 коп., в том  числе: 1 360 987 руб. 79 коп. – в виде средств, направленных на компенсации расходов на  оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно,  провоза багажа, не только работникам учреждения, но и неработающим членам их семей,  что является нарушением территориальной программы ОМС. 

Также за нецелевое использование средств в соответствии с частью 9 статьи 39  Закона № 326-ФЗ применены штрафные санкции в размере 152 937 руб. 18 коп., что  составило 10 % от сумм нецелевого использования средств ОМС. 

Не согласившись с указанным актом проверки в соответствующей части, заявитель  обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 

В силу части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе  обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными  ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов,  осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что  оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не  соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и  законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,  незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для  осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности. 

Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия  (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий:  несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и  законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической  деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда  Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от  01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой  Гражданского кодекса Российской Федерации». 

При этом обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного  правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности его 


принятия, наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие акта, а также  обстоятельств, послуживших основанием для его принятия, возлагается на орган или  лицо, которые приняли акт (часть 5 статьи 200 АПК РФ). 

Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему  внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и  непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств (часть 1).  Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого  доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их  совокупности (часть 2). 

Отношения, возникающие в связи с осуществлением обязательного медицинского  страхования, в том числе по определению правовое положение субъектов обязательного  медицинского страхования и участников обязательного медицинского страхования,  основания возникновения их прав и обязанностей, гарантии их реализации, а также  отношения и ответственность, связанные с уплатой страховых взносов на обязательное  медицинское страхование неработающего населения регулируются Федеральным законом  от 29.11.2010 № 326-ФЗ «Об обязательном медицинском страховании в Российской  Федерации» (далее - Закон № 326-ФЗ). 

В данном Законе определено, что обязательное медицинское страхование - это вид  обязательного социального страхования, представляющий собой систему создаваемых  государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на  обеспечение при наступлении страхового случая гарантий бесплатного оказания  застрахованному лицу медицинской помощи за счет средств обязательного медицинского  страхования в пределах территориальной программы обязательного медицинского  страхования и в установленных настоящим Федеральным законом случаях в пределах  базовой программы обязательного медицинского страхования. 

В соответствии с частью 2 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд  осуществляет управление средствами обязательного медицинского страхования на  территории субъекта Российской Федерации, предназначенными для обеспечения  гарантий бесплатного оказания застрахованным лицам медицинской помощи в рамках  программ обязательного медицинского страхования и в целях обеспечения финансовой  устойчивости обязательного медицинского страхования на территории субъекта  Российской Федерации, а также решения иных задач, установленных настоящим  Федеральным законом, положением о территориальном фонде, законом о бюджете  территориального фонда. 

В силу пункта 2 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ территориальный фонд  аккумулирует средства обязательного медицинского страхования и управляет ими,  осуществляет финансовое обеспечение реализации территориальных программ  обязательного медицинского страхования в субъектах Российской Федерации, формирует  и использует резервы для обеспечения финансовой устойчивости обязательного  медицинского страхования в порядке, установленном федеральным фондом. 

Территориальный фонд обеспечивает права граждан в сфере обязательного  медицинского страхования, в том числе, путем проведения контроля объемов, сроков,  качества и условий предоставления медицинской помощи, информирование граждан о  порядке обеспечения и защиты их прав в соответствии с настоящим Федеральным  законом (пункт 8 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ). 

На основании пункта 12 части 7 статьи 34 Закона № 326-ФЗ и подпункта 8.12  пункта 8 раздела 3 Типового положения о территориальном фонде обязательного  медицинского страхования, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития России от  21.01.2011 № 15н, территориальный фонд осуществляет контроль за использованием  средств обязательного медицинского страхования медицинскими организациями, в том  числе проводит проверки и ревизии. 


В соответствии с частью 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ за использование не по  целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору  на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому  страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда  штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств и пени в  размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального банка Российской  Федерации, действующей на день предъявления санкций, от суммы нецелевого  использования указанных средств за каждый день просрочки. Средства, использованные  не по целевому назначению, медицинская организация возвращает в бюджет  территориального фонда в течение 10 рабочих дней со дня предъявления  территориальным фондом соответствующего требования. 

Осуществляя проверку использования Учреждением средств ОМС и вынося  оспариваемый акт проверки, Фонд действовал в пределах предоставленных ему  полномочий. Данный акт непосредственно возлагает на Учреждение дополнительные  обязанности, в связи с чем является ненормативным правовым актом, который может  быть оспорен в арбитражном суде. 

Медицинская организация является участником обязательного медицинского  страхования (часть 2 статьи 9 Закона № 326-ФЗ), осуществляет свою деятельность в сфере  обязательного медицинского страхования на основании договора на оказание и оплату  медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию и (или) договора на  оказание и оплату медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного  медицинского страхования и не вправе отказать застрахованным лицам в оказании  медицинской помощи в соответствии с программами обязательного медицинского  страхования (часть 5 статьи 15 Закона № 326-ФЗ). 

В силу пункта 1 части 1 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские организации  имеют право получать средства за оказанную медицинскую помощь на основании  заключенных договоров на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию и договоров на оказание и оплату медицинской помощи в  рамках базовой программы обязательного медицинского страхования в соответствии с  установленными тарифами на оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию по результатам контроля объемов, сроков, качества и условий  предоставления медицинской помощи и в иных случаях, предусмотренных настоящим  Федеральным законом. 

При этом согласно пункту 5 части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ медицинские  организации обязаны использовать средства обязательного медицинского страхования,  полученные за оказанную медицинскую помощь, в соответствии с программами  обязательного медицинского страхования. 

Из положений части 2 статьи 20 Закона № 326-ФЗ следует, что границы целевого  использования средств обязательного медицинского страхования определяются на  основании тарифных соглашений в системе обязательного медицинского страхования  между уполномоченным государственным органом субъекта Российской Федерации,  территориальным фондом, представителями страховых медицинских организаций,  профессиональных медицинских ассоциаций, профессиональных союзов медицинских  работников. 

Перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не  подлежит. 

Договор на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию заключается между медицинской организацией, включенной  в реестр медицинских организаций, которые участвуют в реализации территориальной  программы обязательного медицинского страхования и которым решением комиссии по  разработке территориальной программы обязательного медицинского страхования  установлен объем предоставления медицинской помощи, подлежащий оплате за счет 


средств обязательного медицинского страхования, территориальным фондом и страховой  медицинской организацией, участвующей в реализации территориальной программы  обязательного медицинского страхования, в установленном настоящим Федеральным  законом порядке (часть 1 статьи 39 Закона № 326-ФЗ). 

По договору на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному  медицинскому страхованию медицинская организация обязуется оказать медицинскую  помощь застрахованному лицу в соответствии с территориальной программой  обязательного медицинского страхования и в рамках объемов предоставления и  финансового обеспечения медицинской помощи, распределенных медицинской  организации решением комиссии, указанной в части 9 статьи 36 Закона № 326-ФЗ, в  случае, если медицинская помощь оказывается в пределах территории субъекта  Российской Федерации, в котором застрахованному лицу выдан полис обязательного  медицинского страхования. 

В силу статьи 21 Закона № 326-ФЗ средства обязательного медицинского  страхования формируются за счет различных источников, в том числе за счет средств  федерального бюджета, передаваемых в бюджет Федерального фонда в случаях,  установленных федеральными законами, в части компенсации выпадающих доходов в  связи с установлением пониженных тарифов страховых взносов на обязательное  медицинское страхование, а также за счет средств бюджетов субъектов Российской  Федерации, передаваемых в бюджеты территориальных фондов в соответствии с  законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской  Федерации. 

Согласно части 5 статьи 26 Закона № 326-ФЗ расходы бюджетов территориальных  фондов осуществляются в целях финансового обеспечения: выполнения территориальных  программ обязательного медицинского страхования; исполнения расходных обязательств  субъектов Российской Федерации, возникающих при осуществлении органами  государственной власти субъектов Российской Федерации переданных полномочий  Российской Федерации в результате принятия федеральных законов и (или) нормативных  правовых актов Президента Российской Федерации, и (или) нормативных правовых актов  Правительства Российской Федерации в сфере охраны здоровья граждан; исполнения  расходных обязательств субъектов Российской Федерации, возникающих в результате  принятия законов и (или) нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации;  ведения дела по обязательному медицинскому страхованию страховыми медицинскими  организациями; выполнения функций органа управления территориального фонда.  Данный перечень расходов является исчерпывающим и расширительному толкованию не  подлежит. 

Таким образом, средства, предназначенные для оплаты медицинской помощи и  поступающие в медицинскую организацию, являются средствами целевого  финансирования (часть 6 статьи 14 Закона № 326-ФЗ). 

Исходя из пункта 7 статьи 35 Закона № 326-ФЗ, структура тарифа на оплату  медицинской помощи включает в себя расходы на заработную плату, начисления на  оплату труда, прочие выплаты, приобретение лекарственных средств, расходных  материалов, продуктов питания, мягкого инвентаря, медицинского инструментария,  реактивов и химикатов, прочих материальных запасов, расходы на оплату стоимости  лабораторных и инструментальных исследований, проводимых в других учреждениях  (при отсутствии в медицинской организации лаборатории и диагностического  оборудования), организации питания (при отсутствии организованного питания в  медицинской организации), расходы на оплату услуг связи, транспортных услуг,  коммунальных услуг, работ и услуг по содержанию имущества, расходы на арендную  плату за пользование имуществом, оплату программного обеспечения и прочих услуг,  социальное обеспечение работников медицинских организаций, установленное  законодательством Российской Федерации, прочие расходы, расходы на приобретение 


основных средств (оборудование, производственный и хозяйственный инвентарь)  стоимостью до ста тысяч рублей за единицу. 

В соответствии с частью 1 статьи 306.4 Бюджетного кодекса Российской  Федерации нецелевым использованием бюджетных средств признаются направление  средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных  обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным  законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью,  бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся  правовым основанием предоставления указанных средств. 

Фондом установлено нецелевое использование средств ОМС в виде оплаты  стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, провоза  багажа неработающим членам семей сотрудников учреждения в сумме 1 360 987 руб.  78 коп. 

В соответствии со статьей 129 ТК РФ заработная плата (оплата труда работника) -  вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности,  количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты  (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях,  отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на  территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты  компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки  стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты). 

В соответствии со статьей 325 ТК РФ лица, работающие в организациях,  расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, имеют  право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и  провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования  отпуска и обратно (часть 1). 

Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в  государственных органах субъектов Российской Федерации, территориальных фондах  обязательного медицинского страхования, государственных учреждениях субъектов  Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов  государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного  самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными правовыми актами  органов местного самоуправления, у других работодателей, - коллективными договорами,  локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов  первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами (часть 8). 

В силу статьи 1 Закона от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и  компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях» (далее - Закон № 4520-1) гарантии и компенсации для  лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях в организациях, финансируемых из федерального бюджета, устанавливаются  федеральными законами, в организациях, финансируемых из бюджетов субъектов  Российской Федерации, - законами субъектов Российской Федерации, в организациях,  финансируемых из местных бюджетов, - муниципальными правовыми актами, в  организациях, не относящихся к бюджетной сфере, - работодателем, за исключением  случаев, предусмотренных настоящим Законом. 

Как следует из требований статьи 33 Закона № 4520-1 компенсация расходов на  оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно  лицам, работающим в организациях, расположенных в районах Крайнего Севера и  приравненных к ним местностях, устанавливается Трудовым кодексом Российской  Федерации. 


Размер, условия и порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и  провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в  государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных  учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными  правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в  органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, - нормативными  правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей,  коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом  мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами  (часть 8 статьи 325 ТК РФ). 

В силу статьи 2 Закона Республики Коми от 31.12.2004 № 78-РЗ «О гарантиях и  компенсациях для лиц, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним  местностях, являющихся работниками государственных органов Республики Коми,  государственных учреждений Республики Коми» (далее - Закон № 78-РЗ) лица,  проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, являющиеся  работниками организаций (далее - работники), имеют право на оплачиваемый один раз в  два года за счет средств работодателя (организации) проезд в пределах территории  Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом  транспорта, в том числе личным (за исключением такси), а также на оплату стоимости  провоза багажа весом до 30 килограммов. Право на компенсацию указанных расходов  возникает у работника одновременно с правом на получение ежегодного оплачиваемого  отпуска за первый год работы в данной организации. 

Работодатели (организации) также оплачивают стоимость проезда к месту  использования отпуска работника и обратно и провоза багажа неработающим членам его  семьи (мужу, жене, а также несовершеннолетним детям, в том числе находящимся под  опекой (попечительством), включая в приемной семье, работника) независимо от времени  использования отпуска. 

Размер, порядок и условия предоставления компенсации на оплату стоимости  проезда к месту использования отпуска и обратно работника и неработающих членов его  семьи (мужа, жены, а также несовершеннолетних детей, в том числе находящихся под  опекой (попечительством), включая в приемной семье, работника), регулирующие и  вопросы исчисления двухлетнего периода, в течение которого работник вправе  реализовать свое право на оплачиваемый за счет средств работодателя (организации)  проезд к месту использования отпуска и обратно, а также компенсации стоимости провоза  багажа устанавливаются Правительством Республики Коми. 

В соответствии со статьей 5 Закона № 78-РЗ предоставление организациями, за  исключением организации, указанной в части второй настоящей статьи, гарантий и  компенсаций, установленных настоящим Законом, осуществляется за счет средств  республиканского бюджета Республики Коми. 

Порядок предоставления компенсации расходов на оплату стоимости проезда к  месту использования отпуска и обратно и стоимости провоза багажа лицам,  проживающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях,  являющимся работниками государственных органов Республики Коми, государственных  учреждений Республики Коми установлен Постановлением Правительства Республики  Коми от 28.07.2005 № 212. 

С учетом изложенного, суд приходит к выводу, что компенсация данных расходов  производится за счет и в пределах средств, предусмотренных на содержание  государственного учреждения в республиканском бюджете, направление средств ОМС на  данные расходы ни одним нормативным правовым актом Российской Федерации не  предусмотрено. 

Расходы на оплату проезда к месту проведения отдыха и обратно для  неработающих членов семей непосредственно с оказанием медицинской помощи 


(медицинской услуги) не связаны, в связи с чем невозможно отнести данные расходы к  прочим выплатам, как к элементу структуры тарифа на оплату медицинской помощи по  обязательному медицинскому страхованию. 

Доводы заявителя об обратном основаны на неверном толковании законодательных  норм. 

Ссылка Учреждения на письмо Министерства здравоохранения Республики Коми  от 05.08.2021 № 12546/01-20 не принимается, поскольку из буквального содержания  письма следует, что рекомендовано осуществлять за счет всех имеющихся в учреждении  источников финансирования компенсацию стоимости проезда к месту использования  отпуска и обратно, стоимости багажа сотрудникам учреждений, а не неработающим  членам их семей. 

С учетом изложенного, осуществленное ГАУЗ РК «КДЦ» расходование средств  ОМС в общей сумме 1 360 987 руб. 79 коп. арбитражный суд считает нецелевым. 

Вместе с тем, суд считает возможным снизить размер штрафных санкций в силу  следующего. 

В пункте 9 статьи 39 Закона № 326-ФЗ установлено, что за использование не по  целевому назначению медицинской организацией средств, перечисленных ей по договору  на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому  страхованию, медицинская организация уплачивает в бюджет территориального фонда  штраф в размере 10 процентов от суммы нецелевого использования средств. 

В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской  Федерации, изложенной в постановлении от 24.06.2009 № 11-П, в силу статей (часть 3) и  55 (часть 3) Конституции Российской Федерации исходящее из принципа справедливости  конституционное требование соразмерности установления правовой ответственности  предполагает в качестве общего правила ее дифференциацию в зависимости от тяжести  содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и  иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при  применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования  справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за  виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и  характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных  обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. 

Указанные принципы привлечения к ответственности в равной мере относятся к  физическим и юридическим лицам (постановление Конституционного Суда Российской  Федерации от 15.07.1999 № 11-П). 

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 19.01.2016 №  2-П подпункт «а» пункта 22 и пункт 24 статьи 5 Федерального закона от 28.06.2014 №  188-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской  Федерации по вопросам обязательного социального страхования», как исключившие  возможность при применении установленной законом ответственности  индивидуализировать наказание за нарушение установленных требований с учетом  смягчающих ответственность обстоятельств и тем самым приводящие к нарушению прав  плательщиков страховых взносов, признаны не соответствующими Конституции  Российской Федерации, ее статьям 1 (часть 1), 2, 8 (часть 2), 19 (части 1 и 2), 34 (часть 1),  35 (части 1 - 3) и 55 (части 2 и 3). Для реализации указанных конституционных принципов  суд вправе снизить размер неустойки на основании статьи 333 Гражданского кодекса  Российской Федерации при соответствующих обстоятельствах и тогда, когда неустойка  определена законом (пункт 4 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда  Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 «О некоторых вопросах применения статьи 333  Гражданского кодекса Российской Федерации»). 

Аналогичные правовые позиции изложены, в частности, в постановлении  Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.02.2012 


№ 14379/11, а также в определении Верховного Суда Российской Федерации от 17.08.2015   № 304-КГ15-8954. 

Таким образом, снижение размера штрафа в отсутствие соответствующих норм в  специальном законе возможно судом исходя из конституционных прерогатив правосудия. 

Суд установил, что все денежные средства тратились на нужды Учреждения,  заявитель осуществляет медицинскую населению, данная деятельность носит социальный  характер. Указанные обстоятельства признаются судом смягчающими. 

Суд исходит из того, что мера ответственности должна соответствовать характеру  совершенного правонарушения и не нести собой карательной функции. 

Таким образом, суд приходит к выводу, что акт проверки подлежит признанию  недействительным в части требования уплаты штрафа в размере, превышающем  100 000 руб. 

В данной части требования учреждения подлежат удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской  Федерации судебные расходы по уплате государственной пошлины относятся на  ответчика. 

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса  Российской Федерации, суд 

РЕШИЛ:

Заявленные требования удовлетворить частично.

Признать незаконным акт государственного бюджетного учреждения Республики  Коми «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики  Коми» от 03.05.2023 в части требования об уплате государственным автономным  учреждением здравоохранения Республики Коми «Консультативно-диагностический  центр» штрафа в размере, превышающем 100 000 руб. 

В остальной части заявленных требований отказать.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения Республики Коми  «Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Республики Коми» в  пользу государственного автономного учреждения здравоохранения Республики Коми  «Консультативно-диагностический центр» (ИНН: 1101485970, ОГРН: 1031100433220»  3 000 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины. 

Решение может быть обжаловано во Второй арбитражный апелляционный суд с  подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня его  изготовления в полном объеме. 

Судья С.И. Воронецкая