НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 07.09.2023 № А29-7596/2023

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ

ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

г. Сыктывкар

07 сентября 2023 года Дело № А29-7596/2023

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Никитиной Д.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело № А29-7596/2023

по иску Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>)

к государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>)

о взыскании ущерба

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1,

без вызова лиц, участвующих в деле,

установил:

Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее – Фонд, истец) обратилось в Арбитражный суд Республики Коми с исковым заявлением к Государственному бюджетному учреждению здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (далее – ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1», ответчик) о взыскании 236 908 руб. 42 коп. ущерба в виде излишне выплаченной суммы пенсии по старости ФИО1 за период с 17.03.2020 по 17.03.2021.

Определением суда от 03.07.2023 исковое заявление принято с указанием на рассмотрение дела в упрощенном порядке, на основании статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ) к участию в деле привлечена ФИО1 (далее – ФИО1).

Ответчик в отзыве от 11.08.2023 с исковыми требованиями не согласен, указал, что истцом пропущен срок исковой давности.

Истец в возражениях на отзыв от 18.08.2023 считает доводы ответчика необоснованными, просит удовлетворить исковые требования.

Третье лицо отзыв на иск в материалы дела не представило.

Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о рассмотрении дела арбитражным судом.

Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не выявлено. С учетом изложенного, на основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле документам.

29.08.2023 на основании части 1 статьи 229 АПК РФ судом вынесена резолютивная часть решения по настоящему делу, в соответствии с которой исковые требования Фонда удовлетворены в полном объеме.

31.08.2023, 01.09.2023 от истца и ответчика поступили заявления о составлении мотивированного решения по делу № А29-7596/2023.

В соответствии с частью 2 статьи 229 АПК РФ по заявлению лица, участвующего в деле, по делу, рассматриваемому в порядке упрощенного производства, арбитражный суд составляет мотивированное решение.

Поскольку заявления истца и ответчика об изготовлении мотивированного решения поступили в суд после вынесения решения по делу в установленный законом срок, суд изготавливает мотивированное решение по делу № А29-7596/2023.

Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с ГБУЗ РК «Ухтинская городская больница № 1».

17.03.2020 третьему лицу назначена страховая пенсия по старости, при назначении пенсии учитывался стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.

Фондом проведена документальная проверка достоверности сведений, представленных ответчиком в отношении третьего лица, за периоды: с 29.01.2009 по 21.06.2009, с 07.04.2014 по 23.04.2014, с 28.09.2015 по 19.10.2015.

По результатам проверки составлен акт от 01.06.2022, в котором установлено, что в период с 29.01.2009 по 21.06.2009 третье лицо работало в должности старшего фельдшера-лаборанта.

Предоставленные ответчиком сведения за период с 29.01.2009 по 21.06.2009 в отношении застрахованного лица признаны Фондом недостоверными, ввиду отсутствия указанной должности в списке, установленным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В результате предоставления ответчиком недостоверной информации, образовалась излишняя выплата страховой пенсии в общем размер 236 908 руб. 42 коп за период с 17.03.2020 по 17.03.2021, в связи с чем истец направил ответчику претензию от 20.01.2023 с требованием возмещения причиненного ущерба в указанной сумме.

Отказ в возмещении в добровольном порядке причиненного ущерба явился основанием для обращения Фонда в арбитражный суд с настоящим иском.

Согласно статье 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-Ф3 «О страховых пенсиях» (далее - Закон № 400-Ф3) право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-Ф3 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при соблюдении ими условий, предусмотренных Законом № 400-Ф3.

В соответствие 8 Закона № 400-ФЗ право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет.

Досрочная страховая пенсия по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-Ф3 назначается лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно части 2 статьи 30 Закона № 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

В силу части 2 статьи 14 Закона № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации» (далее - Закон № 27-ФЗ) подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, вправе проверять обоснованность выдачи документов, необходимых для установления и выплаты страховой пенсии, а также достоверность содержащихся в них сведений (пункт 9 статьи 21 Закона № 400-ФЗ).

В статье 3 Закона № 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.

На основании пунктов 1, 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ страхователи представляют в органы Фонда по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.

Фонд осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Закона № 27-ФЗ).

В статье 16 Закона № 27-ФЗ предусмотрено, что органы Фонда имеют право требовать от страхователей (работодателей) своевременного и правильного представления сведений для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представляемых страхователями, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счет, сообщив об этом застрахованному лицу. При этом органы Фонда обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных страхователями, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных названным законом, в том числе по их учетным данным.

Приказом Минтруда России от 22.04.2020 № 211н утверждена Инструкция о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах (действовавшей на дату проведения проверки сведений, далее - Инструкция № 211н), в пункте 37 которой установлено, что контроль за достоверностью индивидуальных сведений, представляемых страхователями в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации.

Согласно пункту 38 Инструкции № 211н при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Уведомление должно содержать сведения об ошибках и (или) несоответствиях представленных индивидуальных сведений индивидуальным сведениям, имеющимся у Пенсионного фонда Российской Федерации, несоответствиях формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации (протокол проверки).

Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.

В соответствии с пунктом 18 приказа Минтруда России от 05.08.2021 № 546н «Об утверждении Правил обращения за страховой пенсией, фиксированной выплатой к страховой пенсии с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, накопительной пенсией, в том числе работодателей, и пенсией по государственному пенсионному обеспечению, их назначения, установления, перерасчета, корректировки их размера, в том числе лицам, не имеющим постоянного места жительства на территории Российской Федерации, проведения проверок документов, необходимых для их установления, перевода с одного вида пенсии на другой в соответствии с федеральными законами «О страховых пенсиях», «О накопительной пенсии» и «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» (далее - Правила № 546н) при рассмотрении документов, представленных для установления пенсии, территориальный орган Пенсионного фонда РФ дает оценку содержащимся в них сведениям, их соответствия данным индивидуального (персонифицированного) учета, а также правильности оформления документов: проверяет в необходимых случаях обоснованность их выдачи и соответствие сведениям, содержащимся в индивидуальном лицевом счете застрахованного лица: принимает меры по фактам представления документов, содержащих недостоверные сведения: принимает решения и распоряжения об установлении пенсии либо об отказе в ее установлении на основании совокупности представленных документов.

Решения и распоряжения об установлении пенсии или об отказе в установлении пенсии принимаются территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основе всестороннего, полного и объективного рассмотрения всех документов, имеющихся в распоряжении территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации (подпункт «ж» пункта 18 Правил № 546н).

При этом правила проведения проверок документов, необходимых для установления пенсии, предусмотрены в разделе VI Правил № 546н.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Закона № 400-Ф3 физические и юридические лица несут ответственность за достоверность сведений, содержащихся в документах, представляемых ими для установления и выплаты страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии).

Согласно части 2 статьи 28 Закона № 400-Ф3 в случае, если представление недостоверных сведений или несвоевременное представление сведений, предусмотренных частью 5 статьи 26 Закона № 400-Ф3, повлекло за собой перерасход средств на выплату страховых пенсий, виновные лица возмещают Пенсионному фонду Российской Федерации причиненный ущерб в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», установлен список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Согласно пунктам 1, 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

В силу пункта 1 статьи 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине (пункт 2 статьи 1064 ГК РФ).

При этом лицо, требующее возмещения убытков, должно доказать факт причинения вреда, противоправность действий причинителя вреда, причинную связь между действиями причинителя вреда и наступившим вредом, а также вину причинителя вреда.

Таким образом, лицо, требующее возмещения ущерба, должно доказать противоправность поведения причинителя вреда, его вину, наличие и размер убытков, а также причинно-следственную связь между допущенным нарушением и возникшими убытками.

По правилам статьи 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

На основании пункта 1 статьи 66 АПК РФ доказательства представляются лицами, участвующими в деле.

В силу части 2 статьи 9 АПК РФ лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Арбитражный суд, руководствуясь требованиями части 1 статьи 64 и статей 71, 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, на основании представленных сторонами документов устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Ответчик, возражая против удовлетворения исковых требований, ссылается на то, что истцом пропущен срок исковой давности, судом указанный довод отклоняется на основании следующего.

В материалы дела представлен акт от 01.06.2022, в котором указано, что в период с 29.01.2009 по 21.06.2009 застрахованное лицо работало в должности старшего фельдшера-лаборанта, при этом работа в указанной должности не относятся к должностям, работа в которой засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Право застрахованного лица на назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Закона № 400-ФЗ определено с новой даты - 18.03.2021.

Фондом в адрес ответчика направлен запрос для уточнения стажа застрахованного лица, который был получен учреждением 16.06.2023, и после чего последним направлены скорректированные сведения в отношении третьего лица за 2009 год.

Исходя из вышеизложенного указанными корректирующими сведениями подтверждается вина страхователя в непредставлении достоверных сведений в 2009 году.

Следовательно, действия Фонда по контролю достоверности представленных индивидуальных сведений и представление 16.06.2023 ответчиком скорректированные индивидуальные сведения стали основанием для вынесения решения об обнаружении ошибки, допущенной при установлении (выплате) пенсии от 29.08.2022 № 1739.

Фонд узнал о недостоверности сведений, указанных в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета, представленных ответчиком только 01.06.2022 в день составления акта, следовательно, с этого времени подлежит исчислению трехгодичный срок исковой давности и на момент предъявления иска в суд (29.06.2023) срок не пропущен.

Ответчик ссылается на письмо от 22.11.2018 № 03-172, которым уведомило истца о переводе застрахованного лица на должность старшего фельдшера-лаборанта, в подтверждение направления указанного письма представлено уведомление о вручении.

Суд считает необходимым отметить, что в письме от 22.11.2018 № 03-172 не указаны реквизиты письма Фонда, следовательно у суда отсутствуют основания полагать, что данное письмо направлялось в ответ на запрос Фонда и на тот момент Фондом был выявлен факт завышения выплаты третьему лицу.

Суд признает, что размер убытков истца подтвержден соответствующими доказательствами, обоснован, обоснованность порядка расчета спорной суммы не оспаривается.

С учетом изложенного, суд удовлетворяет исковые требования и взыскивает с ответчика 236 908 руб. 42 коп. ущерба в виде излишне выплаченной суммы пенсии по старости застрахованному лицу за период с 17.03.2020 по 17.03.2021.

Истец при обращении с исковым заявлением в суд государственную пошлину не перечислял, так как освобожден от ее уплаты в силу норм налогового законодательства.

В соответствии со статьей 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины возлагаются на ответчика и подлежат взысканию в доход федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 180-181, 227-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:<***>, ОГРН:<***>) 236 908 руб. 42 коп. ущерба.

Выдать исполнительный лист по ходатайству взыскателя.

Взыскать с государственного бюджетного учреждения здравоохранения Республики Коми «Ухтинская городская больница №1» (ИНН: <***>, ОГРН: <***>) в доход федерального бюджета государственную пошлину в сумме 7 738 руб. 00 коп.

Выдать исполнительный лист.

Разъяснить, что лица, участвующие в деле, вправе обратиться в суд с заявлением о составлении мотивированного решения арбитражного суда в течение пяти дней со дня размещения настоящего решения (резолютивной части) на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (в Картотеке арбитражных дел http://kad.arbitr.ru/).

Решение суда подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия (резолютивной части решения), а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда - со дня принятия решения в полном объеме.

Судья Д.В. Никитина