ул. Ленина, д. 60, г. Сыктывкар, 167000
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru
г. Сыктывкар
10 сентября 2021 года Дело № А29-7183/2020
Резолютивная часть решения объявлена сентября 2021 года , полный текст решения изготовлен сентября 2021 года .
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Гайдак И.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Косовой О.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Савельевича (ИНН:110800023373, ОГРН:304110808200011)
к Управлению Федеральной налоговой службы по Республике Коми (ИНН: 1101486269, ОГРН: 1041130401058)
к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №3 по Республике Коми (ИНН:1102044440, ОГРН:1041100616391)
при участии в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, Государственного учреждения - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (ИНН:1101471495, ОГРН:1021100512685)
о признании незаконными действий,
при участии:
от заявителя: Алексеев А.Е. – по доверенности от 06.05.2020;
от Инспекции: Ракина М.А. по доверенности от 20.07.2021 № 325727,
от Управления: Хомченко С.Т. по доверенности от 25.12.2020 № 05-23/2/10,
от третьего лица: Казакова Л.Ю. по доверенности от 13.04.2021 № 23,
установил:
Индивидуальный предприниматель Воробьев Александр Савельевич (далее - заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением о признании незаконными действий Управления Федеральной налоговой службы по Республике Коми, Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми (далее - ответчики, налоговый орган), обязании устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязании Межрайонную инспекции Федеральной налоговой службы № 3 по Республике Коми вернуть незаконно изъятые денежные средства в сумме 241 172 руб. 89 коп., а также среднего банковского процента на эту сумму за пользование чужими денежными средствами.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 23.06.2020 заявление ИП Воробьева А.С. принято к производству, предварительное судебное заседание назначено на 09.07.2020, отложено на 17.08.2020.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 17.08.2020 производство по делу № А29-7183/2020 приостановлено до вступления в законную силу судебных актов по делу № А29-2576/2020.
В связи с устранением обстоятельств, послуживших основанием для приостановления производства по делу, определением суда от 06.07.2021 назначено судебное заседание для рассмотрения вопроса о возможности возобновления производства на 02.08.2021 с возможностью перехода в судебное заседание суда первой инстанции.
Определением Арбитражного суда Республики Коми от 02.08.2021 судебное заседание отложено на 07.09.2021, указанным определением суд привлек к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющих самостоятельных требования относительно предмета спора, Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Ко дню судебного заседания Предпринимателем в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса РФ уточнены заявленные требования (заявление от 24.08.2021), согласно которым заявитель просит признать незаконными действия налогового органа по взысканию 241 172,89 руб. и обязать ответчиков и третье лицо принять меры по возврату денежных средств, а также среднего банковского процента на эту сумму за пользование чужими денежными средствами.
В обоснование заявленных требований предприниматель указал, что 17.03.2021 Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А29-2576/2020 признан недействительным пункт 2.3 решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 05.03.2019 № 11. Следовательно, взыскание денежных средств по данному пункту, которое было произведено налоговым органом, неправомерно и подлежит возврату.
Ответчики и третье лицо с заявленными требованиями не согласны подробно основания изложены в представленных отзывах.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, судом установлено следующее.
Решением Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 05.03.2019 № 11 не приняты к зачету расходы предпринимателя в сумме 278 702 руб. 50 коп., в том числе 246 713 руб. 51 коп. предложено возвратить (уплатить) в Фонд и доплатить на них страховые взносы за периоды до 01.01.2017, а также предложено произвести корректировку расходов путем отражения суммы не принятых к зачету расходов в сумме 31 988 руб. 99 коп. в отчетности с 01.01.2017 по 30.04.2017.
В связи с тем, что с 01.01.2017 функции администрирования выполняет налоговый орган,Филиалом № 5 ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми по средством системы межведомственного электронного взаимодействия в соответствии с Соглашением об информационном обмене Федеральной налоговой службы и Фонда социального страхования Российской Федерации № ММВ-23-11/27@, № 02-11-13/06-5262П от 30.11.2016, в адрес Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми было передано решение о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством № 11 от 05.03.2019 г. за периоде 01.01.2015 по 30.11.2018 в сумме 278 702, 50 руб., а также ее уплате.
В связи с неисполнением в установленный для добровольного исполнения срок требования № 66972 от 23.12.2019 об уплате страховых взносов налоговым органом применены меры принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 Налогового органа РФ (далее - НК РФ) (решение о взыскании налога, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика № 279 от 17.01.2020), путем направления в банк инкассового поручения № 300 от 17.01.2020 на списание денежных средств.
Страховые взносы по требованию взысканы путем списания 21.01.2020 с ИП Воробьева А.С. в размере 241 172,89 руб.
ИП Воробьев А.С. обжаловал указанные действия Межрайонной ИФНС России № 3 по Республике Коми в вышестоящий налоговый орган.
Решением Управления от 25.05.2020 № 52 жалоба предпринимателя оставлена без удовлетворения.
Предприниматель посчитав, что действия налогового органа по списанию с его расчетного счета денежных средств в сумме 241 172,89 руб. являются незаконными обжаловал указанные действия в Арбитражный суд Республики Коми.
Суд считает, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, что также отражено в пункте 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия органами, осуществляющими публичные полномочия, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо (часть 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Как ранее указывалось, заявитель в обоснование заявленных требований указал, что 17.03.2021 Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А29-2576/2020 признан недействительным пункт 2.3 решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 05.03.2019 № 11. Следовательно, взыскание денежных средств по данному пункту, которое было произведено налоговым органом, неправомерно и подлежит возврату.
Между тем судом установлено следующее.
Индивидуальный предприниматель Воробьев Александр Савельевич обратился в Арбитражный суд Республики Коми с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании недействительным решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми (далее - Фонд) от 05.03.2019 № 11 о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством; об обязании Фонда вынести решение о возврате 241 172 рублей 89 копеек, изъятых со счета заявителя на основании решения от 05.03.2019 № 11. Дело № А29-2576/2020.
Решением Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2020 в удовлетворении заявленных требований предпринимателя отказано.
Постановлением Второго арбитражного апелляционного суда от 24.03.2021 по делу № А29-2576/2020 решение Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2020 по делу № А29-2576/2020 отменено в части отказа в удовлетворении требований о признании недействительным пункта 2.3 решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 05.03.2019 № 11.
Суд признал недействительным пункт 2.3 решения Филиала № 5 Государственного учреждения - Регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми от 05.03.2019 № 11.
Судом в рамках указанного дела сделан вывод о том, что спорные расходы по выездной проверке за периоды до 01.01.2017 в сумме 246 713 рублей 51 копейки, возмещенные страхователю Фондом сверх уплаченных страхователем страховых взносов, правильно в оспариваемом решении Фонда от 05.03.2019 № 11 предложены страхователю к уплате в Фонд.
В связи с этим требование Предпринимателя об обязании Фонда возвратить исполненные по оспариваемому решению Фонда от 05.03.2019 № 11 денежные средства в сумме 241 172 рублей 89 копеек является неправомерным.
В оспариваемом решении от 05.03.2019 № 11 (пункт 2.2) Фондом не доначислено суммы страховых взносов (например, как на заниженную базу), 246 713 рублей 51 копейка - сумма расходов, которые были произведены с нарушением законодательства и возмещены Фондом сверх подлежащих уплате страховых взносов. Следовательно, решение Фонда в данной части не возлагает на страхователя обязанности по уплате суммы страховых взносов на расходы по страховому обеспечению, не может быть признано недействительным в данной части, так как необоснованные и не подтвержденные расходы не могут быть выплачены за счет денежных средств Фонда, и эти денежные средства, предоставленные Фондом на расчетный счет Предпринимателя для выплаты спорных пособий, необходимо возвратить в Фонд.
В рассматриваемом случае заявитель не оспаривает, что налоговым органом была взыскана сумма 241 172 руб. 89 коп. однократно, факт повторного взыскания не доказывается. Указывает на то, что решение от 05.03.2019 № 11 Государственным учреждением Фондом социального страхования Российской Федерации по Республике Коми не было ему направлено, следовательно он был лишен права на защиту своих интересов. Такое решение, считает заявитель, не вступило в законную силу, следовательно Государственное учреждение - Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми не имело права направлять его в налоговый орган для исполнения, а налоговый орган не убедившись в том что указанное решение не вступило в законную силу обратило незаконно его к исполнению.
Суд считает, что доводы заявителя являются необоснованными. Так факт вручения 17.12.2019 предпринимателю решения от 05.03.2019 № 11 установлен в решении Арбитражного суда Республики Коми от 08.10.2020 по делу № А29-2576/2020. Следовательно вопреки утверждению заявителя, 17.12.2019 решение от 05.03.2019 № 11 вступило в силу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 19 Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее - Закон № 250-ФЗ) органы ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) передают налоговым органам сведения о суммах недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 01.01.2017.
Согласно статье 20 Закона № 250-ФЗ контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 01.01.2017, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу Закона № 250-ФЗ.
В силу статьи 4 Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» (далее Закон № 243-ФЗ) взыскание недоимки по страховым взносам, соответствующих пеней и штрафов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации, образовавшихся на 1 января 2017 года, а также страховых взносов, пеней и штрафов, доначисленных органами Пенсионного фонда Российской Федерации, органами Фонда социального страхования Российской Федерации по результатам контрольных мероприятий, проведенных за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности), осуществляется налоговыми органами в порядке и сроки, установленные Налоговым кодексом Российской Федерации, начиная с меры по взысканию, следующей за мерой, примененной органами Пенсионного фонда Российской Федерации и органами Фонда социального страхования Российской Федерации.
С учетом приведенных законоположений контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в ФСС за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года осуществляется органами ФСС, налоговые органы осуществляют взыскание доначисленных ФСС сумм за расчетные (отчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, по которым имеются вступившие в силу решения о привлечении к ответственности (отказе в привлечении к ответственности).
Исходя из указанного, взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством по результатам проверок в связи с непринятием к зачету расходов (в том числе образовавшейся до 01.01.2017 года) осуществляется налоговыми органами.
Согласно пункту 8 статьи 431 НК РФ, проверки правильности заявленных расходов на выплату страхового обеспечения на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством проводятся территориальными органами Фонда социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее -Федеральный Закон № 255-ФЗ).
Копии решений о выделении (отказе в выделении) средств на осуществление (возмещение) расходов страхователя на выплату страхового обеспечения, о непринятии к зачету расходов на выплату страхового обеспечения, а также информация об отмене (изменении) указанных решений вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом направляется территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения органом Фонда социального страхования Российской Федерации (вышестоящим органом территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации или судом).
Таким образом, в отношении не принятых к зачету выплат, согласно п. 8 ст. 431 НК РФ, органы ФСС направляют информацию о них в налоговый орган в трехдневный срок со дня принятия соответствующего решения. Информация о решениях, вынесенных по результатам проверок страхователя, направляется в налоговые органы посредством электронного взаимодействия.
Задолженность по страховым взносам на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством была передана в налоговый орган Филиалом № 5 Государственного учреждения - регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации по Республике Коми.
Учитывая, что 17.12.2019 решение от 05.03.2019 № 11 вступило в силу, налоговым органом правомерно приняты меры по взысканию задолженности отраженной в карточке расчетов с бюджетом ИП Воробьева А.С. и выставлено требование.
Статьей 46 НК РФ определено, что в случае неуплаты или неполной уплаты в установленный срок обязанность по уплате налога исполняется принудительно, путем обращения взыскания на денежные средства налогоплательщика на счетах в банках.
Взыскание налога производится по решению налогового органа путем направления в банк, в котором открыты счета налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя, поручения налогового органа на списание и перечисление в бюджетную систему Российской Федерации необходимых денежных средств со счетов налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя.
Согласно пункту 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии с нормами статьи 69 НК РФ требованием об уплате налога признается направленное письменное извещение о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить неуплаченную сумму налога и соответствующие пени.
Требование об уплате налога направляется налогоплательщику при наличии у него недоимки.
На основании решения от 05.03.2019 № 11 и в соответствии со статьями 45,69,70 НК РФ инспекцией предпринимателю направлено требование № 66972 от 23.12.2019 об уплате налога, сбора, страховых взносов, пени, штрафа, процентов на сумму 241 172,89 руб. со сроком для добровольного исполнения до 09.01.2020.
В данном требовании указано, что основанием взимания налога является решение от 05.03.2019 № 11. Данное требование предпринимателем получено, что подтверждается перепиской предпринимателя с налоговым органом по факту выставления требования.
В связи с неисполнением добровольно требования № 66972 от 23.12.2019 об уплате страховых взносов налоговым органом применены меры принудительного взыскания в соответствии со статьей 46 НК РФ (решение о взыскании налога, пени и штрафа за счет денежных средств на счетах налогоплательщика № 279 от 17.01.2020), путем направления в банк инкассового поручения № 300 от 17.01.2020.
Порядок выставления требования и взыскания страховых взносов судом проверен, существенных нарушений не установлено, таким образом, налоговым органом в соответствии со ст. 4 Закона 243-ФЗ с соблюдением установленных НК РФ сроков и процедуры осуществлено взыскание задолженности по страховым взносом, доначисленной по решению ГУ - Регионального отделения ФСС РФ по Республике Коми, основания для удовлетворения заявленных требований судом не установлены.
В силу положений части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решения и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.
С учетом изложенного заявленные предпринимателем требования подлежат оставлению без удовлетворения.
В соответствии со ст.ст. 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы по уплате 300 руб. государственной пошлины, относятся на заявителя.
Учитывая, что заявителем при подаче заявления уплачено 3 000 руб. государственной пошлины, сумма 2 700 руб. является излишне уплаченной и подлежит возврату заявителю.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 171, 201, 176, 180-181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявленных требований индивидуального предпринимателя Воробьева Александра Савельевича отказать.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.