НАЛОГИ И ПРАВО
НАЛОГОВОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО КОММЕНТАРИИ И СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА ИЗМЕНЕНИЯ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
Налоговый кодекс
Минфин РФ

ФНС РФ

Кодексы РФ

Популярные материалы

Подборки

Решение АС Республики Коми от 07.08.2012 № А29-5926/2012

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ 

  ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982

8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru, е-mail: info@komi.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

  г. Сыктывкар

14 августа 2012 года Дело № А29-5926/2012

Резолютивная часть решения объявлена 07 августа 2012 года, полный текст решения изготовлен 14 августа 2012 года.

Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Шишкина В.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Лушковой С.В.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Потребительского общества «Корткеросское» (ИНН: 1113004209, ОГРН: 1021101017508)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми (ИНН: 1109006429, ОГРН: 1041100852429)

об оспаривании постановления № 10-06/12 о назначении административного наказания от 21.06.2012,

при участии:

от заявителя: Габова А.М. председатель совета

от ответчика:  Закидальский Д.Е. по доверенности от 02.04.2012 № 03-07/3/19

установил:

Потребительское общество «Корткеросское» (далее – Общество, заявитель) обратилось в арбитражный суд с жалобой об отмене постановления Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 1 по Республике Коми от 21 июня 2011 года № 10-06/12 о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В судебном заседании председатель Общества на требованиях настаивала, указав, что пункт 3.3 «Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации» № 373-П, утвержденного Банком России 12.10.2011, не предусматривает обязанность оприходования денежных средств в день их поступления.

В силу специфики деятельности и режима работы Общества, а именно, магазины находятся в разных населенных пунктах и работают с 08.00 до 23.00, оприходование денежных средств, за минусом разменных денег, происходит на следующий день, кроме выходных и праздничных дней.

Кроме этого заявитель указывает на недостоверное отражение в акте проверки и протоколе об административном правонарушении сумм неоприходованной выручки, а также на то, что налоговым органом не учтены поступившие суммы по платежным картам, зачисление которых происходит на расчетный счет Общества и периоды выплаты заработной платы работникам магазинов (15 и 30 числа следующего месяца), поскольку в эти 4-5 дней выручка в основном расходуется по ведомости на выдачу заработной платы в один день.

Межрайонная ИФНС России № 1 по Республике Коми (далее – Инспекция, налоговый орган) с требованиями не согласна, подробно доводы изложены в отзыве на заявление (л.д. 19-21).

Поскольку представители обоих сторон явились в судебное заседание и не возражали против завершения предварительного судебного заседания, суд на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное разбирательство в суде первой инстанции.

Заслушав представителей сторон и изучив материалы дела, суд установил следующее.

На основании поручения № 4 от 03.05.2012 (л.д. 80) сотрудниками Межрайонной ИФНС России № 1 по Республике Коми проведена проверка Потребительского общества «Корткеросское» в части соблюдения Обществом законодательства Российской Федерации в области применения контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных расчетов и полноты учета выручки, полученной с применением контрольно-кассовой техники, за период с 01 марта по 02 мая 2012 года

По результатам проверки составлен акт № 4 от 30.05.2012 (л.д. 57-60), согласно которому налоговым органом было установлено, что Потребительским обществом «Корткеросское» в нарушение пункта 3.3. Положения о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации № 373-П, утвержденного Центральным Банком Российской Федерации 12 октября 2011 года, при ведении кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения приходный кассовый ордер оформлялся не на всю сумму принятых наличных денег, полученных с применением контрольно-кассовой техники.

Усмотрев признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, налоговым органом в присутствии руководителя Общества составлен протокол об административном правонарушении № 12 от 14.06.2012 (л.д. 28-29).

Постановлением от 21.06.2012 № 10-06/12 Общество привлечено к административной ответственности по части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в виде штрафа в размере 40 000 руб.

Как следует из данного постановления в качестве административного правонарушения обществу вменяется нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности.

Не согласившись с указанным постановлением, заявитель обжаловал его в судебном порядке.

В соответствии с частью 1 статьи 15.1 КоАП РФ нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Согласно пункту 1 статьи 9 Федерального закона от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» все хозяйственные операции, проводимые организацией, должны оформляться оправдательными документами. Эти документы служат первичными учетными документами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.

С 01 января 2012 года вступило в силу Положение о порядке ведения кассовых операций с банкнотами и монетой Банка России на территории Российской Федерации, утвержденное Банком России 12.10.2011 N 373-П (далее - Положение о порядке ведения кассовых операций).

В соответствии с пунктом 3.1. Положения о порядке ведения кассовых операций прием наличных денег юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем, в том числе от работников, проводится по приходным кассовым ордерам 0310001.

Согласно пункту 3.3 указанного Положения при ведении юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем кассовых операций с применением контрольно-кассовой техники по окончании их проведения на основании контрольной ленты, изъятой из контрольно-кассовой техники, оформляется приходный кассовый ордер 0310001 на общую сумму принятых наличных денег, за исключением сумм наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом).

В силу пункта 6.1 Типовых правил эксплуатации контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением, утвержденных приказом Минфина России от 30.08.1993 № 104 (далее - Типовые правила) при закрытии предприятия или по прибытии инкассатора, если он по графику прибывает до закрытия предприятия, кассир должен:

- подготовить денежную выручку и другие платежные документы;

- составить кассовый отчет и сдать выручку вместе с кассовым отчетом по приходному ордеру старшему (главному) кассиру (в небольших предприятиях с одной - двумя кассами кассир сдает деньги непосредственно инкассатору банка).

Представитель администрации в присутствии кассира снимает показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), получает распечатку или вынимает из кассовой машины использованную в течение дня контрольную ленту. Представитель администрации подписывает конец контрольной ленты (распечатку), указав на ней тип и номер машины, показания секционных и контрольных счетчиков (регистров), дневную выручку, дату и время окончания работы.

Отчетные ведомости показаний на конец рабочего дня вписываются в «Книгу кассира-операциониста».

По показаниям секционных счетчиков (регистров) на начало и на конец определяется сумма выручки. Сумма выручки должна соответствовать показаниям денежных суммирующих счетчиков и контрольной ленте. Она должна совпадать с суммой, сданной кассиром-операционистом старшему кассиру и уложенной в инкассаторскую сумку с итоговым чеком контрольно - кассовой машины. После снятия показания счетчиков (регистров) либо распечатки, определения и проверки фактической суммы выручки делается запись в "Книге кассира-операциониста" и скрепляется подписями кассира и представителя администрации.

Пунктом 6.3. Типовых Правил предусмотрено, что закончив оформление кассовых документов, кассир производит межремонтное обслуживание машины и готовит ее к следующему дню в соответствии с требованиями руководства по эксплуатации на данный тип кассовой техники.

После проведения технического обслуживания кассир:

- закрывает кассовую машину чехлом, предварительно отключив от питающей сети;

- сдает ключи от кассовой машины, кассовой кабины директору (заведующему) предприятия, дежурному администратору или старшему (главному) кассиру на хранение под расписку.

Старший (главный) кассир после получения всех необходимых документов составляет сводный отчет по форме № 25 за текущий день. Сводный отчет вместе с актами, приходными, расходными ордерами передается им в бухгалтерию до начала работы следующей смены.

В силу пункта 5.1. Положения о порядке ведения кассовых операций для учета поступающих в кассу наличных денег, за исключением наличных денег, принятых платежным агентом, банковским платежным агентом (субагентом), и выдаваемых из кассы, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель ведут кассовую книгу 0310004.

Согласно пункту 5.2. Положения о порядке ведения кассовых операций записи в кассовой книге 0310004 осуществляются кассиром по каждому приходному кассовому ордеру 0310001 (расходному кассовому ордеру 0310002), оформленному на полученные (выданные) наличные деньги.

Кассир сверяет данные, содержащиеся в кассовой книге 0310004, с данными кассовых документов, выводит в кассовой книге 0310004 сумму остатка наличных денег на конец рабочего дня и проставляет подпись (пункт 5.3 Положения о порядке ведения кассовых операций).

Записи в кассовой книге 0310004 сверяются с данными кассовых документов главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии - руководителем и подписываются лицом, проводившим указанную сверку (пункт 5.4 Положения о порядке ведения кассовых операций).

В соответствии с пунктом 6.1 Положения о порядке ведения кассовых операций юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обеспечивают организацию ведения кассовых операций, установленных настоящим Положением, в том числе внесение в кассовую книгу 0310004 всех записей, которые должны быть сделаны на основании приходных кассовых ордеров 0310001 и расходных кассовых ордеров 0310002 (полное оприходование в кассу наличных денег).

Таким образом, требования к порядку работы с денежной наличностью и ведению кассовых операций предусматривают ежедневное оприходование в кассу поступивших денежных средств. Под неоприходованием (неполным оприходованием) в кассу денежной наличности понимается несоблюдение организацией совокупности действий, совершаемых при оформлении денежной наличности, в том числе отражения всех операций по приходу и расходу денежной наличности в кассовой книге предприятия. Одним из доказательств неоприходования (неполного оприходования) является несоответствие показаний контрольно-кассовой техники и записей кассовой книги организации.

Из материалов дела следует и не оспаривается руководителем Потребительского общества «Корткеросское» в судебном заседании, что 23, 24, 26 и 27 апреля 2012 года, а также 02 мая 2012 года заявитель не оприходовал в полном объеме выручку в установленном порядке в эти же дни.

Указанные обстоятельства подтверждаются материалами дела, а именно: актом проверки полноты учета выручки № 4 от 30.05.2012, фискальными отчетами контрольно-кассовой техники, кассовой книгой за период с 01.03.2012 по 02.05.2012.

Таким образом, суд считает доказанным факт наличия в действиях Потребительского общества «Корткеросское» состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 стати 15.1 КоАП РФ.

Довод заявителя о том, что пункт 3.3 Положения о порядке ведения кассовых операций не предусматривает необходимость оприходования денежной наличности в день поступления денежных средств, а также необходимости учета времени работы магазинов и мест их расположения, суд считает несостоятельными, поскольку по смыслу положений, установленных в пунктах 3.3., 5.2 и 5.3 Положения о порядке ведения кассовых операций, поступление наличных денежных средств должно быть отражено в кассовой книге в день поступления наличных денежных средств на основании приходного ордера 0310001, которым является именно день фиксации их поступления контрольно-кассовой техникой.

При этом время работы и удаленность магазинов не является основанием для нарушения установленного порядка ведения кассовых операций.

Более того, в Положении о порядке ведения кассовых операций, действующем с 01.01.2012, предусмотрена возможность ведения кассовой книги не только самой организацией, но и ее обособленными подразделениями, что в данном случае заявителем не осуществлялось.

Выплата заработной платы сотрудникам Общества в день поступления наличных денежных средств через контрольно-кассовые машины также не исключает обязанности заявителя по оприходованию поступивших денежных средств.

Расхождение сумм неоприходованной выручки, указанных в протоколе об административном правонарушении № 12 от 14.06.2012 и в постановлении о назначении административного наказания № 10-06/12 от 21.06.2012 не является основанием для признания незаконным оспариваемого постановления, поскольку при его внесении Инспекцией были также учтены все суммы, которые поступили на расчетный счет Общества при оплате покупок с использованием платежных карт.

Нарушений процессуальных требований при производстве по делу об административном правонарушении, влекущих отмену оспариваемого постановления, административным органом допущено не было, что подтверждается материалами дела об административном правонарушении, размер и вид административного наказания Обществу определен в соответствии с санкцией части 1 статьи 15.1 КоАП РФ в минимально возможном размере.

С учетом изложенного, оснований для удовлетворения требований заявителя не имеется.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований Потребительского общества «Корткеросское» отказать.

Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в десятидневный срок со дня изготовления в полном объеме.

Судья В.В. Шишкин