Арбитражный суд Республики Коми
167982, Республика Коми, г. Сыктывкар, ул. Орджоникидзе, 49а
тел/факс (88212) 30-08-10, http:// komi.arbitr.ru
И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и
Р Е Ш Е Н И Е
г. Сыктывкар Дело № А29-2013/2009
«06» мая 2009 года
(дата оглашения резолютивной части и изготовления решения в полном объеме)
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Василевской Ж.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Мишариной Э.В.,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Открытого акционерного общества «Троицко-Печорская Тепловая Компания»
к Межрайонной Инспекции Федеральной налоговой службы № 4 по Республике Коми
о признании недействительным решения № 176 от 10.12.2008г. в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 525738 руб. и обязании Инспекции устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Общества путем возврата НДС в сумме 525738 руб. на расчетный счет
при участии в заседании:
от заявителя – Туркова Н.Н., Паншина С.Н.
от заинтересованного лица – Потемкина Т.Н.,
установил:
Открытое акционерное общество «Троицко-Печорская Тепловая Компания» обратилось с заявлением, уточненным в порядке ст.49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением от 06.05.2009г. с учетом доводов, изложенных в заявлении от 05.05.2009г. (протокол судебного заседания от 06.05.2009г.), о признании недействительным решения № 176 от 10.12.2008г. в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 525738 руб. В качестве устранения допущенных нарушений прав и законных интересов Общество просит обязать налоговый орган возвратить налог на добавленную стоимость в сумме 525738 руб. на расчетный счет ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания».
Инспекция требования не признает, указав, что налогоплательщик неправомерно не исчислил налог на добавленную стоимость с полученных от реализации коммунальных услуг сумм, что привело к занижению налогооблагаемой базы на 2920768 руб. и неполной уплате НДС за 2 квартал 2008г. в размере 525738 руб. Сумма налога в данной части возмещению не подлежит.
В судебном заседании объявлялся перерыв до 11 час. 00 мин. 6 мая 2009 года.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
21 июля 2008 года ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» представило в Межрайонную Инспекцию ФНС России № 4 по Республике Коми налоговую декларацию по налогу на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года, заявив к возмещению из бюджета 1442635 руб.
По итогам камеральной налоговой проверки представленной декларации Инспекцией составлен акт камеральной проверки № 2870 от 21.10.2008г. и вынесено решение № 620 от 10.12.2008г., в соответствии с которым установлено неправомерное занижение налогоплательщиком налоговой базы по НДС на сумму выручки в размере 2920768,41 руб., что привело к неуплате налога в сумме 525738 руб.
Решением Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по Республике Коми № 176 от 10.12.2008г. ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» возмещен налог на добавленную стоимость в размере 916897 руб., в части возмещения 525738 руб. НДС налогоплательщику отказано.
Не согласившись с вынесенным решением № 176 от 10.12.2008г. в части отказа в возмещении сумм налога на добавленную стоимость, Общество обжаловало его в судебном порядке, указав, что суммы, полученные предприятием из бюджета в качестве компенсации расходов в связи с уменьшением размера платы за оказываемые льготным категориям граждан коммунальные услуги, являются не оплатой услуг, а возмещением расходов Общества по предоставлению мер социальной поддержки, и в соответствии с абзацем 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса РФ при определении налоговой базы по НДС не учитываются.
Суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 176 Налогового кодекса РФ, которая устанавливает порядок возмещения налога на добавленную стоимость, предусмотрено, что в случае, если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения в соответствии с подпунктами 1 - 3 пункта 1 статьи 146 настоящего Кодекса, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в соответствии с положениями настоящей статьи.
После представления налогоплательщиком налоговой декларации налоговый орган проверяет обоснованность суммы налога, заявленной к возмещению, при проведении камеральной налоговой проверки.
По окончании проверки в течение семи дней налоговый орган обязан принять решение о возмещении соответствующих сумм, если при проведении камеральной налоговой проверки не были выявлены нарушения законодательства о налогах и сборах.
В случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в ходе проведения камеральной налоговой проверки уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен акт налоговой проверки в соответствии со статьей 100 настоящего Кодекса.
По результатам рассмотрения материалов камеральной налоговой проверки руководитель (заместитель руководителя) налогового органа выносит решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения либо об отказе в привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Одновременно с этим решением выносится решение о возмещении (полностью или частично) суммы налога, заявленной к возмещению, или решение об отказе в возмещении суммы налога, заявленной к возмещению.
При отсутствии у налогоплательщика недоимки по налогу, иным федеральным налогам, задолженности по соответствующим пеням и (или) штрафам, подлежащим уплате или взысканию в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, сумма налога, подлежащая возмещению по решению налогового органа, возвращается по заявлению налогоплательщика на указанный им банковский счет. При наличии письменного заявления налогоплательщика суммы, подлежащие возврату, могут быть направлены в счет уплаты предстоящих налоговых платежей по налогу или иным федеральным налогам.
В силу пункта 1 статьи 143 Налогового кодекса РФ ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» является плательщиком налога на добавленную стоимость.
В соответствии со статьей 146 Кодекса объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признается, в том числе, реализация товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 153 Налогового кодекса РФ налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) определяется налогоплательщиком в соответствии с настоящей главой в зависимости от особенностей реализации произведенных им или приобретенных на стороне товаров (работ, услуг).
Статьей 154 Кодекса установлен порядок определения налоговой базы при реализации товаров. Так, из пункта 1 следует, что налоговая база при реализации налогоплательщиком товаров (работ, услуг), если иное не предусмотрено настоящей статьей, определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соответствии со статьей 40 настоящего Кодекса, с учетом акцизов (для подакцизных товаров) и без включения в них налога.
Пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).
В соответствии с пунктом 2 статьи 154 Кодекса (в ред. Федерального закона от 29.11.2007г. № 284-ФЗ) при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, налоговая база определяется как стоимость реализованных товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из фактических цен их реализации.
Суммы субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен или льгот, предоставляемых отдельным потребителям в соответствии с законодательством, при определении налоговой базы не учитываются.
То есть, в данном случае налоговая база по налогу на добавленную стоимость определяется с учетом цен, установленных для населения и для его отдельных групп, имеющих льготы.
Из материалов дела следует, что ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» во 2 квартале 2008 года оказывало населению коммунальные услуги, определяя их стоимость в соответствии с тарифами на услуги водоснабжения и тепловую энергию, утвержденными приказами Службы Республики Коми по тарифам.
В отношении категорий граждан, для которых законодательством Российской Федерации установлены меры социальной поддержки в виде льгот по оплате услуг, стоимость коммунальных услуг определялась заявителем исходя из реализованных объемов, определенных на основании показаний приборов учета водоснабжения, тепловой энергии (в их отсутствие - в соответствии с нормативами потребления), и утвержденных тарифов (с учетом НДС) за вычетом суммы льготы.
Разницу между фактической ценой реализации и суммой, предъявленной к оплате отдельным категориям граждан без учета налога на добавленную стоимость, Общество получало на основании выставленных счетов-фактур от Управления социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Троицко-Печорскому району, Отдела культуры Администрации муниципального района «Троицко-Печорский», Отдела образования Администрации муниципального района «Троицко-Печорский», Муниципального учреждения здравоохранения «Троицко-Печорская районная больница», Администрации сельского поселения «Комсомольск-на-Печоре», Администрации сельского поселения «Якша», Администрации сельского поселения «Митрофан-Дикост», Администрации сельского поселения «Нижняя Омра», Администрации сельского поселения «Покча», Администрации сельского поселения «Усть-Илыч», Администрации сельского поселения «Мылва», Администрации сельского поселения «Знаменка», МОУ СОШ пст.Комсомольск-на-Печоре, МОУ ДО «Детско-Юношеская спортивная школа».
Полученные денежные средства не включали сумму НДС, соответственно, в налоговой декларации по налогу за спорный период в составе выручки, полученной за реализованные коммунальные услуги, не отражались.
Налоговый орган признает, что полученные ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» от перечисленных выше организаций денежные средства являются средствами бюджета, но считает их бюджетными ассигнованиями в целях реализации мер социальной поддержки населения, а не субсидиями, предоставляемыми организациям. Указанное различие, по мнению Инспекции, не позволяют применить заявителю, а равно и всем организациям ЖКХ, положения абзаца 3 пункта 2 статьи 154 Налогового кодекса Российской Федерации при исчислении НДС.
В настоящем случае получение средств из бюджета рассматривается налоговым органом как оплата части тарифа, то есть доход, связанный с реализацией товаров (работ, услуг). Следовательно, бюджетные средства, получаемые организациями ЖКХ на покрытие предоставляемых населению льгот по оплате коммунальных услуг, должны в полном объеме включаться в налоговую базу по НДС в соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 162 Налогового кодекса РФ.
Суд считает, что данный довод Инспекции противоречит приведенным выше положениям налогового законодательства и фактическим обстоятельствам дела.
Из материалов дела следует, что согласно условиям договоров по предоставлению мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг отдельным категориям граждан, заключенных между заявителем и перечисленными организациями и учреждениями, ОАО «Троицко-Печорская Компания» (исполнитель) обязалось в 2008 году уменьшать размер оплаты коммунальных услуг для конкретного потребителя, относящегося к категории граждан, которым в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Коми предоставлены меры социальной поддержки в виде оплаты коммунальных услуг, а заказчик должен был оплатить исполнителю оказанные настоящим категориям потребителей жилищно-коммунальные услуги в размере соответственно предоставленным мерам социальной поддержки. Данные договоры носили типовой характер.
Так, из договора, заключенного Управлением социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Троицко-Печорскому району (заказчик) с ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» (исполнитель) 01.02.2008г., следует, что настоящий договор регулирует компенсацию расходов или возмещение убытков, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг для отдельных категорий граждан. При этом п.1.3 договора содержит ссылку на «Порядок предоставления мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг», утвержденный постановлением Правительства Республики Коми № 280 от 31.12.2004г. Согласно п.1.3.1 договора заказчик компенсирует расходы или возмещает убытки исполнителя, связанные с предоставлением отдельным категориям граждан мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, за счет средств федерального бюджета, предусмотренных в Федеральном Фонде компенсаций в виде субвенций, и республиканского бюджета Республики Коми на соответствующий финансовый год.
Судом установлено и следует из представленных в дело материалов, предоставление мер социальной поддержки по оплате коммунальных услуг производилось в соответствии с Законом Республики Коми № 55-РЗ от 12.11.2004 «О социальной поддержке населения в Республике Коми», Законом Российской Федерации № 1244-1 от 15.05.1991г. «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах», Федеральным законом от 24.11.1995г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», Федеральным законом от 26.11.1998г № 175-ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча», Федеральным законом от 10.01.2002г. № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», Федеральным законом от 09.01.1997г. № 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям социалистического труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы», Законом Российской Федерации от 15.01.1993г. № 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы», Указом Президента РФ от 15.10.1992г. № 1235 «О предоставлении льгот бывшим несовершеннолетним узникам концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами и их союзниками в период второй мировой», Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991г. № 2123-1 «О распространении действия Закона «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделения особого риска».
Таким образом, суд считает, что ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» в течение 2 квартала 2008 года при реализации коммунальных услуг применяло государственные регулируемые цены и получало за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации денежные средства в виде компенсации расходов, полученных в результате применения установленных законодательством льгот для отдельных категорий граждан. Указанные средства оплатой коммунальных услуг не являются, поскольку такая оплата произведена непосредственными получателями тепло- и водоснабжения. В то же время, выручка, полученная от реализации услуг, недостаточна для покрытия расходов, связанных с их оказанием. Для устранения сложившейся ситуации государством был создан механизм, который предусматривал компенсацию расходов хозяйствующим субъектам за счет средств соответствующего бюджета.
ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» оказание коммунальных услуг непосредственно Управлению социальной защиты населения Агентства Республики Коми по социальному развитию по Троицко-Печорскому району, Отделу культуры Администрации муниципального района «Троицко-Печорский», Отделу образования Администрации муниципального района «Троицко-Печорский», Муниципальному учреждению здравоохранения «Троицко-Печорская районная больница», Администрации сельского поселения «Комсомольск-на-Печоре», Администрации сельского поселения «Якша», Администрации сельского поселения «Митрофан-Дикост», Администрации сельского поселения «Нижняя Омра», Администрации сельского поселения «Покча», Администрации сельского поселения «Усть-Илыч», Администрации сельского поселения «Мылва», Администрации сельского поселения «Знаменка», МОУ СОШ пст.Комсомольск-на-Печоре, МОУ ДО «Детско-Юношеская спортивная школа» не производило.
С учетом положений ст.ст.143, 146 Налогового кодекса Российской Федерации фактическими плательщиками налога на добавленную стоимость являются покупатели товаров (работ, услуг), а перечисленные выше организации и учреждения к таковым не относятся.
В нарушение ст.65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации надлежащих доказательств того, что суммы компенсаций включают НДС, налоговым органом суду не представлено.
Суд отклоняет доводы Инспекции о том, что Федеральным законом № 284-ФЗ от 29.11.2007г. в п.2 ст.154 НК РФ внесены изменения, касающиеся порядка определения налогооблагаемой базы по НДС при реализации товаров (работ, услуг) с учетом субсидий, предоставляемых бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, или с учетом льгот, предоставляемых отдельным потребителя. Указанными изменениями из данной нормы исключено слово «субвенций», а слова «различного уровня» заменены словами «бюджетной системы Российской Федерации», что не меняет существенным образом установленный порядок определения налоговой базы по НДС. Кроме того, конструкция абзаца второго и абзаца 3 пункта 2 статьи 154 Кодекса позволяет налогоплательщику при определении налоговой базы не учитывать как субсидии, предоставляемые бюджетами бюджетной системы Российской Федерации в связи с применением налогоплательщиком государственных регулируемых цен, так и льготы, предоставляемые отдельным потребителям в соответствии с законодательством. При этом суд принимает во внимание положения пункта 7 статьи 3 Налогового кодекса РФ, согласно которому все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика (плательщика сборов).
На основании изложенного, Межрайонная Инспекция ФНС России № 4 по Республике Коми неправомерно отказала ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» в возмещении налога на добавленную стоимость за 2 квартал 2008 года в размере 525738 руб. В связи с чем, оспариваемое в данной части решение является незаконным и подлежит признанию недействительным.
Сведения о том, что у ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» имеется недоимка по уплате обязательных платежей в бюджет, материалы дела не содержат и налоговым органом не представлены, следовательно, в возмещении спорной суммы налога отказано необоснованно, сумма налога подлежит возврату заявителю в соответствии со ст.ст.78,176 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьей 102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы в виде уплаченной ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» государственной пошлины подлежат взысканию в пользу последнего с налогового органа.
Руководствуясь статьями 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать недействительным решение Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по Республике Коми № 176 от 10 декабря 2008 года в части отказа в возмещении налога на добавленную стоимость в сумме 525738 руб. как несоответствующее положениям Налогового кодекса Российской Федерации.
Обязать Межрайонную Инспекцию ФНС России № 4 по Республике Коми устранить допущенные нарушения прав и законных интересов ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» путем возврата суммы налога на добавленную стоимость, подлежащей возмещению, в сумме 525738 руб. на расчетный счет ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания».
Взыскать с Межрайонной Инспекции ФНС России № 4 по Республике Коми в пользу ОАО «Троицко-Печорская Тепловая Компания» судебные расходы в виде уплаченной государственной пошлины в размере 2000 руб.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в месячный срок со дня принятия (изготовления) во Второй арбитражный апелляционный суд (г.Киров) с подачей апелляционной жалобы через Арбитражный суд Республики Коми.
Судья Арбитражного суда
Республики Коми Ж.А.Василевская