АРБИТРАЖНЫЙ СУД РЕСПУБЛИКИ КОМИ
ул. Орджоникидзе, д. 49а, г. Сыктывкар, 167982
8(8212) 300-800, 300-810, http://komi.arbitr.ru , е-mail: info@komi.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
г. Сыктывкар
13 марта 2012 года Дело № А29-10686/2011
Резолютивная часть решения объявлена 05 марта 2012 года, полный текст решения изготовлен 13 марта 2012 года.
Арбитражный суд Республики Коми в составе судьи Князевой А.А.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Коняевой Н.Е,
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда в г. Сыктывкаре (ИНН: 1101483412, ОГРН: 1021100516073)
к Обществу с ограниченной ответственностью «Норвуд СМ» (ИНН: 111800762200, ОГРН: 310110106000046)
о взыскании 20 356 руб. 78 коп.,
при участии:
от заявителя: Бондаренко Е.Е. (по доверенности № 4 от 10.01.2012);_____________
от ответчика: Чепурнова А.В. (по доверенности от 12.10.2010);_______________
установил:
Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми (далее -Фонд) обратилось к Обществу с ограниченной ответственность «Норвуд СМ» (далее- ООО «Норвуд СМ», Общество) с заявлением о взыскании 20 356 руб. 78 коп. штрафа за представление недостоверных сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Ответчик с заявленными требованиями не согласен, доводы изложил в мотивированном отзыве.
Исследовав материалы дела, заслушав представителей сторон, суд установил следующее.
ООО «Норвуд СМ» было зарегистрировано в качестве юридического лица 27.01.2003 Инспекцией Федеральной налоговой службы по г. Сыктывкару за основным государственным регистрационным номером 310110106000046. В установленном законом порядке ООО «Норвуд СМ» статус юридического лица не утратило, что подтверждается выпиской из ЕГРЮЛ по состоянию на 14.12.2011.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального Закона № 167-ФЗ от 15.12.2001 «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» ответчик является страхователем по обязательному пенсионному страхованию, и был зарегистрирован в качестве страхователя по месту осуществления деятельности в Управлении Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре.
На основании решения заместителя начальника УПФР в г. Сыктывкаре от 09.03.2011 № 24 в отношении ООО «Норвуд СМ» (далее – Общество, страхователь) проведена выездная проверка по вопросу правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты страховых взносов на обязательное пенсионного страхование и обязательное медицинское страхование, по вопросу проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному медицинскому страхованию, предоставлением сведений индивидуального (персонифицирован-ного) учета застрахованных лиц за период с 01.01.2010 по 13.12.2010.
По итогам проверки Управлением составлен акт выездной проверки от 08.04.2011 № 24.
В ходе выездной проверки достоверности представленных Обществом индивидуальных сведений о трудовом стаже застрахованных лиц выявлены расхождения индивидуальных сведений с первичными документами за первое полугодие 2010 года в отношении 4 застрахованных лиц, за 2010 год также в отношении 4 застрахованных лиц в результате нарушения положений Инструкции по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, утвержденной Постановлением Правления Пенсионного фонда России Федерации от 31.07.2006г. № 192п (далее — Инструкция).
Так, в нарушение пункта 71 Инструкции, предусматривающей с параметром «МКС» отражать периоды работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, Обществом необоснованно представлены сведения с параметром «МКС» за период работы в командировках на работников: Панюкова А.В. в период работы его г. Рига, г. Пярну с 23.03.2010 по 27.03.2010; г. Москва с 12.04.2010 по 14.04.2010; г. Рига с 08.09.2010 по 11.09.2010; г. Рейкьявик с 29.09.2010 по 05.10.2010; Исламская Республика Иран с 17.10.2010 по 22.10.2010; Лыхина А.Г. в период нахождения его в командировке в г. Рига, г. Пярну с 23.03.2010 по 27.03.2010. Факт нахождения указанных лиц в командировке подтверждается командировочными удостоверениями.
Согласно материалам выездной проверки пенсионным органом выявлены также расхождения в части исчисления трудового стажа с первичными документами в отношении Чепурновой А.В., Некрасова И.А., Кузнецова Т.В., Чурилова В.Н., Пронина К.М.
Так, в отношении Чепурновой А.В. и Чурилова В.Н. сведения о периодах отпуска без сохранения содержания страхователем необоснованно представлены без указания кода «МКС», что подтверждаются приказами. По Кузнецовой Т.В. сведения по периоду использования отпуска по уходу за ребенком от 1,5 до 3-х лет (Приказ № 50/2-к от 07.08.2010) страхователем необоснованно представлен как период по беременности и родам с параметром «МКС».
В нарушение требований п. 71 Инструкции страхователем необоснованно указан параметр «27-2 23200000-19756» (по Списку № 2 от 26.01.1991 – электрогазосварщик, занятый на резке и ручной сварке) на работников, работающих по договорам подряда на сварочных работах и резке металла (без указания должности), а именно, на Некрасова И.А. - за период работы с 24.03.2010 по 14.05.2010; Пронина К.М. за период с 19.08.10 по 10.09.10. Данные нарушения подтверждаются договорами.
Рассмотрев акт проверки, начальник пенсионного органа вынес решение № 15 от 12.05.2011 о привлечении Общества к ответственности, предусмотренной абзацем 3 статьи 17 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» № 27-ФЗ от 01.04.1996 (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ), в виде взыскания штрафа в сумме 20 356,78 руб., составляющей 10 процентов причитающихся за отчетный период платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, подлежащих уплате за застрахованных лиц.
Требованием № 3040 от 01.06.2011 ответчику было предложено добровольно уплатить сумму штрафа в срок до 21.06.2011.
Поскольку сумма штрафа в установленный срок Обществом не уплачена, УПФР в г. Сыктывкаре обратилось в арбитражный суд с заявлением о принудительном взыскании указанной суммы штрафа.
В силу части 4 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для взыскания обязательных платежей и санкций, возлагается на заявителя.
В соответствии с частью 6 статьи 215 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел о взыскании обязательных платежей и санкций арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имеются ли основания для взыскания суммы задолженности, полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании, проверяет правильность расчета и размера взыскиваемой суммы.
Проверив правильность и обоснованность привлечения Общества» к ответственности, суд пришел к выводу, что заявленные требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со статьей 2 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» Федеральный закон от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее по тексту – Закон № 27-ФЗ) является составной частью законодательства об обязательном пенсионном страховании. Данный Федеральный закон устанавливает правовую основу и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах, на которых распространяется действие законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании.
При этом под индивидуальным (персонифицированным) учетом в силу статьи 1 этого Федерального закона понимается организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для реализации пенсионных прав в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 статьи 24 Федерального закона от 15.12.2001г. №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 167-ФЗ) страхователи представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации сведения в соответствии с законодательством Российской Федерации об индивидуальном персонифицированном учете в системе обязательного пенсионного страхования.
Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.
Сведения персонифицированного учета на застрахованных лиц представляют по формам, которые утверждены Постановлением Правления ПФР от 31.07.2006 № 192п. Этим же документом утверждена Инструкция по заполнению форм документов индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
В форме СЗВ-6-1 отражаются сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах на обязательное пенсионное страхование и страховом стаже застрахованного лица. Данная форма заполняется на каждого работника, который согласно п. 71 Инструкции в отчетном периоде:
- находился в неоплачиваемом отпуске;
- на больничном;
- работал в особых (в том числе и особых территориальных) условиях труда;
- обрел право на назначение досрочной пенсии.
Если сотрудник выполняет работы в течение полного рабочего дня в режиме неполной рабочей недели, нужно указать фактически отработанное им время в месяцах и днях. Если он выполняет работы в режиме неполного рабочего дня, указывается доля занимаемой ставки.
Доводы пенсионного органа о наличии расхождений в части заполнения сведений об исчислении трудового стажа в отношении указанных работников подтверждаются материалами дела.
На основании п.12 ст.37 Федерального закона № 213-ФЗ от 24.07.2010 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее по тексту – Закон № 212-ФЗ) отчетными периодами в 2010 году признаются полугодие и календарный год. Страхователи за первый отчетный период 2010 года (полугодие) представляют сведения, предусмотренные Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (в редакции настоящего Федерального закона), до 1 августа 2010 года, за второй отчетный период 2010 года (календарный год) - до 1 февраля 2011 года.
Федеральным законом от 08.12.2010 № 339-ФЗ внесены изменения в ст.11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ и пункт 1части 9 статье 15 Федерального закона от 24 июля 2009 года № 212-ФЗ в части сроков представления сведений, предусмотренных Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», - ежеквартально не позднее 15 числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом.
Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрен перечень сведений, которые страхователь обязан представлять в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту его регистрации один раз в год, но не позднее первого марта следующего года.
Дополнительно к сведениям, предусмотренным пунктом 2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, страхователь один раз в год, но не позднее 1 марта года, следующего за отчетным, представляет сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.
За непредставление указанных сведений в установленные сроки либо представление неполных и (или) недостоверных сведений в соответствии со статьей 17 этого Федерального закона к страхователям применяются финансовые санкции в виде взыскания 10 процентов причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации. Указанная сумма взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.
Вместе с тем, в отзыве Общество не согласно с фактом представления им недостоверных сведений в отношении работников Некрасова И.А. и Пронина К.М., работающих на предприятии по договорам подряда на сварочных работах и резке металла (без указания должности) при указании параметров 23200000-19756 в реквизите «Особые условия труда».
При этом ответчик полагает, что указанными работниками выполнялись работы, подпадающие под работы, указанные в Списке № 2 от 26.01.1991 с кодом 23200000-19456 и дающие право на льготное исчисление стажа.
Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная п. 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации (п. 2 ст. 27 Закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ).
Постановлением Правительства от 18.07.2002 N 537 "О списках производств, работ, профессий и должностей, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости работникам летного состава гражданской авиации в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 N 10 утвержден Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, в соответствии с которым право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с позицией 23200000-19756 раздела XXXIII. имеют "электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже третьего класса опасности".
Согласно Информационному письму Минтруда РФ N 3073-17, ПФ РФ N 06-27/7017 от 02.08.2000 г. "электрогазосварщик" и "газоэлектросварщик" - это разные наименования одной профессии, поэтому рабочие, которые по трудовым документам значатся газоэлектросварщиками, могут пользоваться правом на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 (раздел XXXIII) как электрогазосварщики, то есть при документальном подтверждении их занятости в течение полного рабочего дня на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности.
Постановлением Минтруда Российской Федерации от 22.05.1996 N 29 утверждены Разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со ст. ст. 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет".
Пунктом 7 Постановления Минтруда РФ от 22 мая 1996 года N 29 (в редакции от 01 октября 1999 года) "Об утверждении разъяснения "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12.78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет" установлено, что правом на пенсию в связи с особыми условиями труда пользуются все работники независимо от наименования профессий и должностей, занятые в технологическом процессе производства или на отдельных работах, если в Списках эти производства и работы указаны без перечисления наименований профессий и должностей работников.
Право на пенсию в связи с особыми условиями труда имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками, в течение полного рабочего дня (п. 5 Разъяснений от 22.05.1996).
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. В указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
В материалы дела, представлены копии договоров подряда от 24.03.2010 № 27 и от 01.04.2010 № 46, заключенных между Обществом и Некрасовым И.А. и от 19.08.2010 № 140, от 01.09.2010 № 150, заключенных с Прониным К.М.
Согласно условиям договоров Общество поручает, а исполнитель обязуется выполнить следующие виды работ: сварочные работы, резка металлов.
Таким образом, наименование выполняемых работ физическими лицами не совпадает с наименованием должности, указанной в Списке № 2 («электрогазосварщики»).
Более того, в материалы дела ответчиком не представлены доказательства соответствия характера выполняемых по гражданско – правовым договорам работ в данный период условиям труда, предусмотренным Разделом XXXIII Списка N 2 поз. 23200000-19756.
Учитывая, что работники выполняли работы по гражданско – правовым договорам, на них не распространялись правила внутреннего трудового распорядка, что свидетельствует о том, что доказательства того, что свою деятельность данные физические лица выполняли в течение полного рабочего дня отсутствуют.
Оценив фактические обстоятельства спора в совокупности с представленными в деле доказательствами по правилам ст. 71 АПК РФ, суд приходит к выводу о недостоверности представленных Обществом сведений о льготном стаже Некрасова И.А. и Пронина К.М.
При таких обстоятельствах суд считает, что Общество правомерно привлечено к ответственности, установленной в пункте 3 статьи 17 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования».
Расчет суммы штрафа произведен Фондом от суммы страховых взносов, подлежащих уплате страхователем за застрахованных лиц, в отношении которых представлены недостоверные сведения, от суммы 203 567,76 руб. и составляет 20 356, 78 руб.
Сумма штрафа взыскивается органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке в силу прямого указания, содержащегося в ст.17 Закона РФ № 27-ФЗ.
Судом установлено, что существенных нарушений условий процедуры рассмотрения материалов проверки, являющихся основанием для отмены решения, органом пенсионного фонда не допущено, возражений относительно порядка привлечения к ответственности со стороны Обществом не заявлено, требования предъявлены в пределах установленного срока. Сведения о добровольной уплате взыскиваемой суммы штрафа в материалах дела отсутствуют.
Поскольку Законами N 27-ФЗ и N 167-ФЗ не установлен порядок привлечения страхователей к ответственности, при привлечении страхователей к ответственности за непредставление в установленный срок сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета, подлежат применению нормы Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), устанавливающие порядок привлечения к ответственности и взыскания штрафов.
В силу абзаца 3 статьи 2 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 3 статьи 114 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) при наличии хотя бы одного смягчающего ответственность обстоятельства размер штрафа подлежит уменьшению не меньше, чем в два раза по сравнению с размером, установленным соответствующей статьей настоящего Кодекса.
К обстоятельствам, смягчающим ответственность за совершение налогового правонарушения, в силу пункта 1 статьи 112 Кодекса относятся:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
2.1) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение налогового правонарушения;
3) иные обстоятельства, которые судом или налоговым органом, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Согласно пункту 4 статьи 112 Кодекса обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение налогового правонарушения, устанавливаются судом или налоговым органом, рассматривающим дело, и учитываются при применении налоговых санкций.
Статья 44 Федерального Закона N 212-ФЗ от 24.07.2009 устанавливает, что обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются:
1) совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств;
2) совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
3) тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения;
4) иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.
Обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности (пункт 4 статьи 44 Закона).
Вместе с тем, суд, учитывая отсутствие в материалах дела сведений о повторности совершения данного правонарушения и доказательств того, что спорными действиями был причинен реальный ущерб Пенсионному Фонду Российской Федерации, находит возможным уменьшить размер ответственности налогоплательщика за допущенное налоговое правонарушение до 5000 руб.
Во взыскании остальной суммы штрафа заявителю следует отказать.
В соответствии со ст.ст.102, 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ст.ст.333.17, 333.21 Налогового Кодекса Российской Федерации расходы по государственной пошлине относятся на ответчика пропорционально удовлетворенным требованиям. Основания для освобождения от уплаты госпошлины, а также для ее уменьшения судом не установлены.
Согласно ст.333.18 Налогового Кодекса Российской Федерации государственная пошлина подлежит уплате в десятидневный срок со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 216 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Заявление Государственного учреждения – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в г. Сыктывкаре Республики Коми удовлетворить частично.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью «Норвуд СМ» ОГРН: 1031100402915, расположенного по адресу: г. Сыктывкар, ул. Мелиораторов, 4.
- в доход бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации 5000 руб. штрафа;
- в доход федерального бюджета 491,24 руб. государственной пошлины.
Исполнительные листы выдать после вступления решения в законную силу.
Разъяснить, что решение суда может быть обжаловано в апелляционном порядке во Второй арбитражный апелляционный суд (г. Киров) с подачей жалобы через Арбитражный суд Республики Коми в месячный срок со дня изготовления в полном объеме.
Судья А.А. Князева